Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.

  • 31. Учение психоанализа З.Фрейда.

  • 32. Позитивизм и его исторические формы

  • 33. Философия П. Чаадаева.

  • 34. Исторические судьбы России в воззрениях славянофилов

  • 35. Исторические судьбы России в воззрениях западников.

  • 36. Русский материализм 19 века. Н. Г. Чернышевский

  • 37. Религиозная философия В.Соловьева.

  • 38. Философия свободы» Н.Бердяева

  • 39. Понятие «бытие», Общая характеристика. Понятие Бытие как основополагающее современной философии

  • 40. Материя как философская категория.

  • 41. Движение, пространство- время как атрибуты материи.

  • 42. Движение как способ существования материи.

  • 43. Многообразие и единство мира.

  • 44. Сознание как высшая форма отражения действительности.

  • контрольные вопросы доп. по философии готово. Философия, её предмет и характерные черты Философия и мировоззрение, их взаимосвязь


    Скачать 74.48 Kb.
    НазваниеФилософия, её предмет и характерные черты Философия и мировоззрение, их взаимосвязь
    Анкорконтрольные вопросы доп. по философии готово.docx
    Дата27.08.2018
    Размер74.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольные вопросы доп. по философии готово.docx
    ТипДокументы
    #23660
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    30. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;бессилие человека перед природой техногенным обществом.

    31. Учение психоанализа З.Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. Конец 19 – начало 20 в. в Австрии – это крушение патриархальных принципов, расцвет национализма, экономические кризисы, становление иррационалистического сознания.История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Особенно внимание Фрейда привлекает опыт гипноза Шарко и Бернгейма. Но он замечает: гипноз в особо тяжелых случаях не помогает. Но есть и предположение, что Фрейд сам не в совершенстве им владел и решил отказаться от него. Фрейд находит новые способы в толковании сновидений, ассоциаций, оговорках, забываний и пр.Итак, психоанализ – исследование и интерпретация этого материала, терапия психоневрозов с ядром в учении о бессознательном.

    32. Позитивизм и его исторические формы. Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы:
    1. Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX в. в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии и др.); его представляют О. Конт (1798—1857), Дж. Милль (1806—1873) и Г. Спенсер (1820-1903).
    Его основные идеи:
    1) подлинно научное ("позитивное") знание может быть получено лишь специальными (прежде всего - естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» научных утверждений, т.к. она основывается на общепризнанных фактах;
    2) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук-систематизацией конкретно-научного знания: такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире.1. Классический позитивизмII. Эмпириокритицизм (от греч. - критика опыта)III. В неклассической философии позитивизм в форме неопозитивизмаIV. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки

    33. Философия П. Чаадаева. Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать — в 1797. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве, в Серебряном переулке, рядом с известной церковью Николы Явленного на Арбате[3]. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.В 1807—1811 годах учился в Московском университете, дружил с А. С. Грибоедовым, А. С. Пушкиным, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д 34. Исторические судьбы России в воззрениях славянофилов

    Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков ( 1804–1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания. тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства.

    Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах»  (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа  (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову,–«водящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла».

    35. Исторические судьбы России в воззрениях западников. Западничество как и славянофильство возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено "обеими столицами" — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился в спорах со славянофилами в 1841—1842 гг. В Петербурге же находились немногие представители западничества и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.

    Современники трактовали западничество очень широко относя к его приверженцам всех кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с лицами придерживавшимися весьма умеренных взглядов такими как П. А. Анненков В. П. Боткин Н. X. Кетчер В. Ф. Корш зачислялись также и те кто придерживался радикальных воззрений — В. Г. Белинский А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Впрочем Белинский и Герцен в своих спорах со славянофилами сами называли себя "западниками".

    2.2 Представители: К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский

    36. Русский материализм 19 века. Н. Г. Чернышевский .Среди русских революционеров доленинской эпохи Чернышевский, оставался непревзойденным, не только в достижении научных истин, но и в способности претворять их в жизнь.Формально не создав особой школы, не написав крупных обобщающих трудов, разбросав свои идеи в многочисленных, зачастую искаженными цензурой, журнальных статьях, написанных по разным поводам, Чернышевский, тем не менее, сумел охватить своим творчеством широчайшую область общественных наук (историю, философию, политэкономию, социологию, этику и эстетику, литературную критику). В результате, его научное творчество оказалось сосредоточием общественно - политических и научных идей, во многом обогнавших его эпоху. Достижения общественных и естественных наук его времени, служили Н. Г. Чернышевскому, только опорой для дальнейшего самостоятельного движения вперёд. Благодаря этому он чувствовал себя независимым от тех или иных модных направлений, воспринимая любую теорию в тесной связи с жизнью ж её проблемами. На эту способность Чернышевского, особо указывал Ленин, отмечая, что "Чернышевский умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе"

    37. Религиозная философия В.Соловьева. Соловьёв Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.Как мыслитель и утопист Соловьев. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием.В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христианский платонизм, нем. классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм.

    38. Философия свободы» Н.Бердяева Бердяев Николай Александрович (6.3. 1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов: "Проблемы идеализма" (1902), антиреволюционные сборники "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918); был организатором и председателем "Вольной академии духовной культуры" (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40), руководил издательством "YMCA - Press" ("Христианского союза молодёжи").В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традиции - славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся принцип дуализма Канта.)

    39. Понятие «бытие», Общая характеристика. Понятие Бытие как основополагающее современной философии

    Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через

    его существование. Таким образом понятие бытия отвлекается от конкретных

    характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования. Это задаёт

    миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.Один

    из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира - вопрос

    о многообразии способов и форм бытия. XX век предельно расширил трактовку

    бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием,

    ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще

    истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что

    прежняя наука о бытии - есть предмет частных наук, но не

    философии.Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия,

    существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что

    обладает этим качеством - качеством быть, существовать, занимается особая

    наука - онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин

    "онтология" означает "учение о сущем". В философии он употребляется с XVII

    века.

    40. Материя как философская категория. Это философия, которая воспринимает мир как движущуюся материю. Эта материя

    ни кем не создана и неуничтожима, она находится в постоянном движении.

    Существует такой вопрос как: «что первично идея или материя», на который

    философ материалист ответит что материя, так как материалисты не признают

    идеологию для них материя первооснова бытия. Материя характеризуется

    движение, точнее это ее атрибут. Без движения не существует материи. Формами

    материи являются пространство и время. Еще один очень важный аспект то что

    материалистическая философия атеистична. Материалисты воспринимают религию

    как ложную форму познания действительности. В конечной форме

    материалистическая философия представлена Марксом и Энгельсом в

    диалектическом материализме.

    41. Движение, пространство- время как атрибуты материи. Пространство и время: общие формы существования материи. Пространство

    - совокупность отношений, выражающих координацию объектов,

    взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно,однородно. Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, ихпоследовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо. Внауке сложились две концепции в понимании пространства и времени:

    • Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду

    с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая протяжённость;

    Время -чистая длительность (Демокрит, Ньютон);

    • Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных

    объектов.Пространство выражает существование объектов; время –

    последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);

    • Классическая физика; пространство и время существуют сами по себе,

    независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство - вместилище;

    время – чистая длительность;

    В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные

    концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и

    статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита:

    "Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность временных

    процессов вообще

    и течения времени в частности.

    42. Движение как способ существования материи. ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это

    атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно

    пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение

    неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ.

    материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без

    материи». Движение есть единственный способ существования материи.

    Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников

    метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае,

    движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под

    воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование

    абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой.

    Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией,

    характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен,

    потому, что при неизменности координат данного тела в системе , связанной с

    каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты

    в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект).

    43. Многообразие и единство мира. На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том,что единство мира - в его материальности. Проблема единства мирапо-своему решалась и идеалистами, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей,или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом.Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р.Декарт.

    44. Сознание как высшая форма отражения действительности. Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент взаимодействия

    с другим процессом порождает отражение, как например следы на песке или

    отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень формы отражения

    действительности. Испокон веков философы стремятся дать определение сознанию,

    но по сей день нет универсального определения которое было бы окончательным,

    абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло тайну человеку, но это не

    значит, что он до конца постиг природу сознания. Сознание характеризуется еще

    тем что оно способно к саморефлексии, мысль сознания о себе самом (я не

    просто мыслю, а я знаю что я мыслю – факт самосознания). Далее возникает

    вопрос: А откуда вообще берется сознание? Оно дано человеку от рождения? Или

    приходит с первым вздохом (криком) ребенка? Нет. Сознание по своей природе

    социально, и формируется в процессе воспитания (социализации). Сознание можно

    разделить на виды: индивидуальное сознание, групповое, коллективное,

    общественное.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта