Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Философия, её предмет и характерные черты

  • 2. Философия и мировоззрение. Их взаимосвязь

  • . Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная.

  • Учение о бытии Парменида

  • Атомистическое учение Демокрита

  • Объективный идеализм платона.

  • «Государство» Платона как социальная утопия

  • 13. Философская схоластика: Фома Аквинский

  • контрольные вопросы доп. по философии готово. Философия, её предмет и характерные черты Философия и мировоззрение, их взаимосвязь


    Скачать 74.48 Kb.
    НазваниеФилософия, её предмет и характерные черты Философия и мировоззрение, их взаимосвязь
    Анкорконтрольные вопросы доп. по философии готово.docx
    Дата27.08.2018
    Размер74.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольные вопросы доп. по философии готово.docx
    ТипДокументы
    #23660
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Философия, её предмет и характерные черты

    2. Философия и мировоззрение, их взаимосвязь

    3. Функции философии в обществе

    4. Античная философия: милетская школа

    5. Учение о бытии Парменида

    6. Атомистическое учение Демокрита

    7. Софисты и Сократ

    8. Объективный идеализм Платона

    9. «государство» Платона как социальная утопия

    10. Философия Аристотеля

    11. Средневековая философия: основные идеи и причины

    12. Ранняя патристика: Аврелий Августин

    13. Философская схоластика: Фома Аквинский

    14. Спор об универсалиях. Борьба реализма и номинализма

    15. Философское осмысление научной революции 16 по 17 века

    16. Эмпирическая философия Ф.Бэкона

    17. Рационалистическая философия Р.Декарта

    18. Пантеизм Б. Спинозы

    19. Философия Т. Гоббса

    20. Сенсуализм Д.Локка

    21. Философия И. Канта

    22. Объективный идеализм Г.Гегеля

    23. Антропологический материализм Л. Фейербаха

    24. Диалектический материализм Маркса и Энгельса

    25. Материалистическое понимание истории в философии марксизма

    26. Учение об общественно экономических формациях

    27. Роль народных масс и личности в истории

    28. Философия А.Шопенгауэра

    29. Философия жизни Ф.Ницше

    30. Философия экзистенциализма

    31. Учение психоанализа З.Фрейда

    32. Позитивизм и его исторические формы

    33. Философия П. Чаадаева

    34. Исторические судьбы России в воззрениях славянофилов

    35. Исторические судьбы России в воззрениях западников

    36. Русский материализм 19 века. Н. Г. Чернышевский

    37. Религиозная философия В.Соловьева

    38. «Философия свободы» Н.Бердяева

    39. Понятие «бытие», Общая характеристика

    40. Материя как философская категория

    41. Движение, пространство- время как атрибуты материи

    42. Движение как способ существования материи

    43. Многообразие и единство мира

    44. Сознание как высшая форма отражения действительности

    45. Структура сознания. Уровни и формы сознания

    46. Сознание и язык

    47. Проблема познания в философии

    48. Эмпирический уровень познания и его формы

    49. Теоретический уровень познания и его формы

    50. Проблема истины в познании

    51. Методы научного познания

    52. Общество как система. Общая характеристика

    53. Различные подходы в понимании общества: натуралистический, идеалистический, материалистический

    54. Элементы и типы человеческой деятельности

    55. Проблема человека в философии

    56. Смысл человеческой жизни и проблема смерти и бессмертия в философии

    57. Учение о ценностях

    58. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

    1. Философия, её предмет и характерные чертыОпределение предмета философии – довольно сложная задача. Во первых предметфилософии исторически менялся. Во вторых предмет философии понимается поразному представителями различных фил школ и направлений. Платон: философия размышление о жизни и смерти.Гегель: философия это самосознание исторической эпохиЭнгельс: философия это наука о наиболее общих законах развития природыобщества и человеческого мышления.Лев Шестов: философия это предназначение научить людей жить в неизвестности

    2. Философия и мировоззрение. Их взаимосвязь

    Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим

    обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к

    мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее

    какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В

    более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно

    стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и

    человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,

    прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

    Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая

    является не только теоретической, но и практической его задачей.

    Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное

    (идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

    3. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная.

    познавательная – новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством, новыезнания о законах с общества.

    Мировоззренческая – взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

    Воспитательная – этика, эстетика

    Коммуникативная Объединительная - объедин. науки воедино

    Методологическая - законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

    Идеологическая - взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса или

    соц. группы.

    4. Античная философия. Проблема первоосновы бытия

    Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э.,

    вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида

    выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была

    философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции,

    углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а

    с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое

    здание, новый тип культуры.

    Основные черты античной философии

    5. Учение о бытии Парменида

    Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что

    истинное бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно.

    Все заполнено бытием, поэтому пустоты (небытия) нет, а раз так, то и движения

    нет. Это истинное бытие является первоосновой мира, благодаря ему существует

    мир чувственного бытия, в котором живет человек. Человек познает мир в

    котором живет, опираясь на чувственный опыт. Истинный же мир бытия познается

    только мыслью о умопостигаемом. Таким образам парменид разделил мир на 2

    составляющих: 1. мир божественных, вечных сущностей; 2. Низший мир конечных

    смертных вещей.

    6. Атомистическое учение Демокрита

    Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей

    абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых

    промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни

    шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека,

    по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и

    круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединение атомов

    образует всё многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким

    образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел

    противопоставление материи и духа, удерживая единую, универсальную природу

    материи и мышления. Именно по этому с именем Демокрита и связывается в

    истории философии зарождение материализма как собственно философской

    доктрины. Атомистическая теория объясняла явления природы естественными

    причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед

    таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан

    богами, а существует вечно, что в нём всё движется и превращается из одного

    состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления

    подчинены в нём причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по отношению

    к материи источника движения.

    7. . софисты и сократ. Особенности учения софистов. Софисты не были единой школой но некоторые положения были едины для всех:

    Субъективизм. "Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том что они не существуют" (Протагор). С этой точки зрения что является истиной для человека то и есть истина.

    Релятивизм. Для софистов не существует абсолютного добра. Добро и Зло относительны, но в этом случае Добро можно легко выразить как Зло и наоборот. Не случайно софист Горгий брался хвалить или низвергать любую вещь независимо от ее объективных качеств.

    Критика социальных законов. Софисты одними из первых начали критиковать рабство как социальное явление, утверждая равенство людей. Они критиковали законы государства на том основании что они позволяют меньшинству захватывать власть над большинством, что несправедливо. Софисты предлагали жить по естеству, утверждая право сильного.

    Космополитизм. Путешествуя в поисках учеников по всей Греции, софисты могли выбирать, какое государство для них более привлекательно (прим: В Греции каждый город считался отдельным государством со своими законами и властью), а потому не были патриотами одного города. Они объявляли себя космополитами - гражданами мира.

    Сократ 

    Как и остальные софисты главная тема для Сократа - человек. В отличие от Софистов Сократ отстаивал абсолютность добра и зла. Зло не имеет антологического статуса. Зло это отсутствие добра. Мнение - субъективное отношение к объективной истине. Мы можем признавать или не признавать истину, но она существует назависимо от нас. Истинное знание - это знание что есть добро и зло. Знание = добродетель. Знающий человек не творит зла. сократа называют отцом диалектики. Под диалектикой понимается ведение беседы путем вопросов и ответов. На самом деле этот метод был известен еще до Сократа (Зинон, софисты). Сократ ввел в этот метод два новых приницпа: Иронию,Майевтику

    8.Объективный идеализм платона.

    Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими

    духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это

    не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее

    совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». По Платону, мир по

    природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и

    невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные,

    чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они

    только тени вещей, их слабые копии.

    Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто

    идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или

    есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл,

    сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они

    обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна

    регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от

    греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи

    организуется все множество реальных вещей.

    9.«Государство» Платона как социальная утопия

    Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то

    идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это

    большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно

    целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут

    законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль

    государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается

    философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его

    отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает

    своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, войны и

    крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами:

    философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны –

    благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних

    врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными потребностями.

    Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги

    развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы.

    Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в

    этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку

    писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы

    распевая веселые песни, славящие государство

    10. Философия Аристотеля

    Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов

    расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв

    между миром чувственных вещей и миром идей. Признавая объективное

    существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и

    неуничтожимой. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в

    творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения которого, энциклопедически

    вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему

    конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной

    глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного

    существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и

    неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также

    увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя,

    по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения

    действительного многообразия вещей. Аристотель разработал иерархическую

    систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а

    остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной

    системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность,

    состояние, отношение.По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный

    процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие

    единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к

    понятию о первой причине.

    11. Средневековая философия. Основные идеи и принципы

    Для эпохи средневековья характерно религиозное осмысление мира. Культура

    средневековья теоцентрична. В средневековом «стиле социально-культурного

    поведения» приемлемыми стали теологические ценности, которые приобрели статус

    общечеловеческих. Западноевропейское средневековье в качестве официальной

    доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко

    карались. Активность человеческого духа была обращена к проблемам бытия Божьего

    и направлена на поиск спасения души. В средние века теология рассматривалась в

    направлении усвоения греческих моделей. Бог рассматривался как идея абсолютного

    Блага, абсолютной истины, как чистое бытие. Однако в самой религии велись

    непрекращающиеся споры относительно толкования отдельных догматов. Местные и

    вселенские соборы принимали решения и контр-решения, разносились анафемы в

    адрес инакомыслящих. Религиозный фанатизм стал отличительной чертой развития

    религии и философии в средние века. Тертуллиан – все сущее есть тело,

    следовательно, и Бог должен быть принят как «тело, которое, впрочем, есть дух»

    Требует представить душу человека такой какой она является в видении, т.е. как

    прозрачное святящееся тело. Вещественность души свидетельствует о ее

    материальном происхождении: она не вселяется в тело извне, а зарождается в теле

    от спермы. Абеляр – предлагал: сначала с помощью разума исследовать

    религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Стремился

    к четкому разграничению между верой и знанием. Принцип: «Понимать, чтобы

    верить»

    12. Ранняя патристика: Аврелий Августин

    Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430).  Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частное Плотина. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере. В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен в сан епископа североафриканского города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер. В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал.

    13. Философская схоластика: Фома Аквинский Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26—1274).  Он родился в Италии  (г. Аквина) в семье аристократов, его отец был государственным чиновником. В детстве Фома много общался с монахами-францисканцами и, в конце концов, заявил родителям, что поедет учиться в Сорбоннский университет (г. Париж) на факультет теологии. Родители не хотели его пускать и даже пытались совратить, пригласив в дом куртизанку. Но Фома не поддался, выхватил из камина горящее полено, накинулся с ним на куртизанку и выгнал ее. После этого родителям все же пришлось отпустить сына в Париж. На занятиях в университете Фома был чрезвычайно молчалив, так что в студенческой среде ему дали прозвище «Итальянский бычок». По окончании 12-летнего курса обучения он защитил магистерскую диссертацию и вот тогда-то начал писать. Формой изложения своих учений он избрал подробные тематические описания, содержащие все, что только можно сказать о каком-либо предмете – суммы:
    1-я: «Сумма против язычников»

    2-я: «Сумма теологии» – в этой работе он, используя философию Аристотеля, систематизировал все христианское учение, т.е. создал его теоретическую концепцию. 
      1   2   3   4


    написать администратору сайта