контрольные вопросы доп. по философии готово. Философия, её предмет и характерные черты Философия и мировоззрение, их взаимосвязь
Скачать 74.48 Kb.
|
45. Структура сознания. Уровни и формы сознания. Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию. Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания имеет определение соотношения научных и вненаучных представлений. 46. Сознание и язык. Язык так же древен, как и сознание: «Один только человек из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Так, считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из различных пространственных фигур. С помощью комбинирования различных фигур в целый танец (т.е. благодаря особому «синтаксису») пчела «рассказывает» всему рою о местоположении найденного ею источника пищи и о пути к нему.Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. частичный аналог этому — междометия в человеческом языке), либо простым указанием (частичный аналог — указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либо предупреждением об опасности и т.п. 47. Проблема познания в философии. Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины - мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности. 48. Эмпирический уровень познания и его формы. Эмпирическое познание – это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.Эмпирическое познание – это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание. Исходным в чувственном познании является ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущения имеют широкий спектр модальности: – зрительные;– слуховые;– вибрационные;– кожно-осязательные;– температурные;– болевые;– мышечно-суставные;– ощущения равновесия и ускорения;– обонятельные;– вкусовые;– общеорганические Объективная основа восприятия образа как целостного – это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Память, представления и воображение. Ощущения и восприятия – это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти. Никакое познание немыслимо без феномена памяти. 49. Теоретический уровень познания и его формы. Теоретическое познание отражает предметы, явления, предметы и процессы со стороны их универсальных внутренних связей, закономер¬ностей. Они постигаются с помощью рациональной обработки данных эмпирических знаний. Неотъемлемой чертой, самым характерным признаком теоретического познания является использование таких методов, приемов как абстраги¬рование (отвлечение от несущественных признаков объекта изучения), идеализация- создание часто просто мысленных предметов, анализ - мыс¬ленное расчленение изучаемого объекта на элементы, синтез-объедине¬ние полученных в результате анализа элементов в систему, индукция -движение познания от частного к общему, дедукция- движение мысли от общего к частному и т. д.В теоретическом познании первостепенную роль играет мышление, с помощью которого исследователь проникает в тайны природы. Еще со времен античности принято выделять в мышлении два его уровня: рассу¬док и разум. Рассудок - это исходный мыслительный процесс, где опери¬рование абстракциями происходит в пределах некоего жесткого стан¬дарта. 50. Проблема истины в познании. Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия. 51. Методы научного познания. Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения действительности; Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной частью является методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические -закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. 52. Общество как система. Общая характеристика. Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора. В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество.Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. 53. Различные подходы в понимании общества: натуралистический, идеалистический, материалистический. Натуралистический подход к познанию общества Исходит из того что общество есть некий феномен природы, т.е фаза природного развития. Общество это часть природы, отделившаяся от него. Но и отделившись от него остается подвержена тем природным закономерностям, которые в мире природы существуют и прежде всего космическим. Идеалистический подход к познанию общества Идеалистический подход, объясняя общественное устройство, акцент делает ни на природных условиях, ни на материальном производстве, ни на экономическом факторе. Первое на что обращают внимание сторонники идеалистического подхода это роль идеи в жизни человеческого общества. Благодаря этим идеям считают они, человеческое общество объединяется в единое целое, сплачивается и существует достаточно долго. Материалистический подход к познанию общества Это в основном подход Маркса и Энгельса, их материалистическое толкование истории. Они считают, что в основании истории человеческой, любого общества и любого государства лежит материальный способ производства. 54. Элементы и типы человеческой деятельности. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии. Первым, необходимым элементом всякой деятельности является человек. Он выступает в качестве активной стороны, субъекта социальной деятельности. Его деятельность направлена на те или иные объекты, в качестве которых выступают в некоторых случаях люди (деятельность врача, учителя), но чаще всегда объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы. Первая подгруппа - это все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям - орудия и средства, производства. Вторая подгруппа - это средства, необходимые для человеческой деятельности, но не имеющие вещественного характера.Еще одним элементом необходимым для всякого социального действия, являются связи и отношения между основными факторами такого действия. Устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни. Таким образом, существуют четыре. элемента всякой человеческой деятельности - люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие основную, базовую структуру в многоплановой общественной системе, Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются четыре типа или, сферы, области общественной деятельности, материальная, духовная, регулятивная, или управленческая; 55. Проблема человека в философии. Проблема человека является наиболее важной в русской социальной философии, которая, по словам В.В.Зеньковского, «больше всего занята темой о человеке»1. Своеобразный подход к этой проблеме обнаруживается и в русском консерватизме, представляющем собой одно из основных направлений социальной и политической философии России наряду с либерализмом и радикализмом. Именно вопрос о природе и сущности человека, его предназначении и связи с социальным целым является основным источником спора между представителями консерватизма, либерализма и радикализма. Исследование антропологических аспектов социальной философии русского консерватизма представляется важным и актуальным в нескольких отношениях.Во-первых, в современных условиях, когда национальная, культурная идентичность оказалась под угрозой глобализации, феномен отчуждения человека стал приобретать совершенно новые формы. Во-вторых, потрясения в истории XX в. продемонстрировали тот факт, что результаты радикальных преобразований, какими бы силами они не проводились, оказываются одинаково губительными для человека. Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность реализации как социалистической, так и либеральной моделей развития в той форме, в которой они осуществлялись.В-третьих, тема представляет интерес в методологическом отношении. В условиях переоценки социокультурных идеалов отечественные исследователи подвергают пересмотру методологический инструментарий социально-философской антропологии. 56. Смысл человеческой жизни и проблема смерти и бессмертия в философии. Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный философскийвопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая философская система,обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Человек – единственное существо которое знает о границахсвоего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нееосознается еще более отчетливо. Философия не занимается умозрительнымконструированием смысла жизни, но она обнаруживает эту проблему и предлагаетспектр ее решений. Все многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можнообъединить в 2 группы: Религиозные и светские версии. Религия и религиознаяфилософия связывают смысл индивидуального бытия с богом, предлагая искатьцель и оправдание жизни в потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизнивыводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекаетчеловека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служениибогу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность.Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку вкачестве испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие впотустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. 57. Учение о ценностях. В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о ценностях. Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далекo не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности. 58. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологическая, демографическая, войны и мира, продовольственная, сырьевая, энергетическая). Эти проблемы имеют следующие особенности: планетарный, общемировой характер; угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; нуждаются в неотложных и эффективных решениях; требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; требуют своего рассмотрения сквозь призму общечеловеческих интересов. Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу и общество, и, с другой стороны, неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Экологическая проблема вызвана противоречием между производственной деятельностью человека и стабильностью природной среды его обитания. Давление антропогенных факторов на биосферу может привести к коллапсу –резкому и стремительному ухудшению экологической обстановки и вследствие этого – скоротечной гибели населения планеты. Экологический кризис имеет многоплановый характер: загрязнение окружающей среды, увеличение озоновых дыр, кислотные дожди, парниковый эффект, вымирание ряда животных и растений, истощение энергетических и вещественных ресурсов мира, поднятие уровня мирового океана, таяние ледников и т.д. Демографическая проблема вызвана быстрым ростом населения планеты. Сейчас оно увеличивается со скоростью 75 млн человек в год и к 2025 году превысит 8,5 млрд человек. Особенно быстро растет население развивающихся, бедных стран Африки, Южной Азии. Если к началу нашей эры население мира составляло 250 млн человек, то в 2006 г. – 6.5 млрд. и увеличивается со скоростью около 9 тыс. человек в час. Проблема войны и мира связана с военной угрозой, наращиванием ядерных арсеналов. Ядерным оружием обладают не только страны Запада и России, но и Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Накопленным оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Если сейчас уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных держав, то не исчезла угроза слепой технологической случайности. Наличие ядерного оружия не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителей. Кризис человеческой телесности связан с опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ: расшатывание генофонда, развитие генной инженерии. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций, идет ослабление иммунного аппарата человека. Глобальной проблемой выступает и возрастание числа зараженных СПИДом, страдающих наркоманией, алкоголизмом. |