Пом 12. 1 Вопрос. Философия хх века
Скачать 19.86 Kb.
|
Философия ХХ века – это совокупность самых разнообразных интеллектуальных построений, теорий, парадигм и течений различных направлений. Общим для них является не только временные рамки и тот социально-политический фон, в условиях которого они возникают. Философия ХХ века во-многом зарождалась в недрах немецкой классической философии, вернее в ее критическом переосмыслении, порой даже в ее полном неприятии. Немецкая классическая философия, прежде всего универсальная система Гегеля, мало интересовалась прикладным значением истолкования истины и бытия. Современная философия сделала предметом своего интереса проблему человека в его уникальности, неповторимости, единичности: хаос и неосознанность личных переживаний, приспособление как способ быть счастливым в неприветливой Вселенной, социальное действие как метод преодоления жесткой необходимости. Сама методология исследования теряет рациональную структурированность и приобретает эссеитскую форму или становится набором рекомендаций, похожих на советы кандидату в элитный клуб; изложение и аргументация превращаются из дискурса в нарратив. И все-таки современная философия – это апология культуры; ценности культуры всегда были для нее высшими ценностями; поэтому поиски истины, добра, справедливости, свободы, несмотря на ретроспективность, обращены в будущее и посвящены счастью человека. Надежда и вера в могущество человека ведут ведут двже самых заядлых пессимистов к единой цели – познанию "богатства и глубины своей природы" (Гегель). Марксизм "Философы лишь различным образом объясняли мир. Задача же в том, чтобы его изменить". (К. Маркс "Тезисы о Фейербахе") В ХХ веке большим влиянием, как в политике, так и в духовной сфере пользовалась философия марксизма. Классический марксизм был разработан немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 - 1883) в тесном сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Основные произведения: "Эконом. философские рукописи" (1844 г.), "Манифест коммунистической партии" (1848 г.), "Капитал" (I том – 1867 г.), "Анти-Дюринг" (1878). Философия марксизма включает 2 части: диалектический и исторический материализм. Главной заслугой Маркса, по словам Ленина, было создание науки об обществе. Это стало возможным благодаря открытию экономических законов функционирования общества и признанию этих законов доминирующими: тезис о том, что "бытие определяет знанием" в применении к истории общества конкретизируется как принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и философией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище (первичные потребности). В процессе производства материальных благ с целью удовлетворения первичных потребностей люди вступают в производственные отношения, не зависящие от их воли и сознания. Эти материальные отношения образуют экономическую структуру общества – базис, над которым надстраивается суперструктура – надстройка в виде политических, юридических, идеологических (духовных) отношений. Совокупность общественных отношений образует способ производства. Этот способ специфичен для каждой эпохи и характеризует каждую эпоху как общественно-экономическую формацию. Общественно-экономические формации (их 5) сменяют одна другую под воздействием изменений в экономических (материальных) и идеологических отношениях. Эти изменения подчиняются строгой необходимости, то есть основному закону развития общества, закону неравномерного развития или несоответствия между уровнем развития производительных сил и характером и уровнем производственных отношений. Люди, вступающие в производственные отношения, которые существуют объективно, не в силах изменить их. Однако, пассивная роль человека в истории в силу специфической активности людей может быть изменена при условии познания людьми законов функционирования общества. Главной сущностью этих законов является их противоречивость, диалектичность. Историей движет противоречие: в сфере экономики в виде противоречия между производительными силами и производственными отношениями, в отношениях между людьми – в виде классовой борьбы. Таким образом классовая борьба – движущая сила развития общества. Она является следствием развития частной собственности и разделения общества на классы. Последней степенью развития общественно-экономических формаций является коммунизм. Он возник как результат победы пролетариата над буржуазией в результате победы пролетариата и уничтожения частной собственности. Частная собственность основана на разделении труда, делает труд принудительным. "Труд производит не только товар: он производит сам себя и рабочего как товар…". Этот факт выражает лишь следующее: "Предмет, производимый трудом, его продукт противостоит труду как некое чужое существо, как сила, независящая от производителя" (определение отчуждения). Отчуждение становится главной характеристикой капиталистического общества и завершается отчуждением человека от его родовой сущности. Таким образом, как общественная экономическая формация, капитализм подготавливает смену самому себе, с помощью процессов монополизации и централизации средств производства, которые закономерно естественным образом развиваются на последней стадии капитализма. Эти процессы входят в противоречие с самой сутью частной собственности и облегчают переход от капитализма к социализму, т. е. позволяют сделать человечеству прыжок "из царства необходимости в царство свободы". Новый исторический этап наступит с неизбежностью и освободит труд, сделает человека свободным, вернув ему сущностные человеческие силы, заключающиеся в творческой активности, в накоплении каждым свободным членом человеческого общества духовных богатств и свободного обмена ими с другими людьми. Прагматизм Прагматизм является своего рода национальным феноменом – философией новой нации, проникнутой духом предпринимательства, практицизма и утилитаризма, философией делового человека (слово "прагма" с гр. означает "дело", "действие"). Основоположником этого философского направления считается выдающийся американский философ Чарльз Пирс (1839-1914), который сформулировал основной принцип прагматизма следующим образом: "Рассмотрите, каковы практические следствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены объектом нашего понятия. Понятие о всех этих следствиях есть полное понятие объекта". Это означает, что наше знание об объекте прежде всего является практическим знанием, оно служит нам для приспособления к окружающей среде и главным критерием его истинности является успешность наших действий: "Вся функция мысли состоит в том, чтобы производить привычки действия..." Сомнение является неприятным психологическим состоянием, от которого человек всегда стремится избавиться, таким образом, наша цель – достичь спокойного состояния духа, которое возможно как преодоление сомнения и приобретение веры, причем неважно, являются ли наши убеждения истинными или ложными. Такие действия по преодолению сомнения Пирс называет исследованием. По его мнению, все, кто занимается исследованием, в конечном счете придут к одному результату, "согласию" и это и будет "окончательно, принудительное убеждение", т.е. истина. Другим представителем философии "американского образа жизни" является Уильям Джеймс (1842-1910). С его точки зрения, функция мышления состоит в выборе средств для осуществления наших планов и целей. Идеи – это инструменты, которые должны оцениваться по их пригодности и эффективности. Истинными же можно назвать те идеи, которые оказались полезными для достижения определенных результатов. С точки зрения Джеймса, полезность, а значит истинность, идеи можно определить только после ее применения, после появления последствий, то есть, только в процессе ее верификации (проверки). "Истина в значительной своей части покоится на кредитной системе. Наши мысли и убеждения "имеют силу", пока никто не противоречит им, подобно тому как имеют силу банковые билеты пока н икто не отказывает в их приеме... Вы принимаете от меня проверку какой-нибудь вещи, если я принимаю вашу о какой-нибудь другой. Мы торгуем друг с другом своими истинами." Таким образом, истина лишается своего объективного содержания и становится характеристикой одного из разновидностей добра, то есть, категорией этики, и следовательно "Гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно в самом широком смысле слова." Джон Дьюи (1859-1852) развивает идеи Джеймса об опыте как исследовании. Наше познание есть процесс приспособления к меняющемуся миру и функция мышления состоит в том, чтобы внести упорядоченность туда, где царит хаос, неясность и конфликт. Однако Дьюи отрицает, что существует один-единственный ответ на поставленный наукой вопрос, единственной возможной оценкой, определяющей истинность ответа, является эффективность и моральность возможных последствий. Девиз современного человека: "Моя свобода в том, чтобы умножать ее для других." Таким образом, Дьюи видит роль науки в постоянном обновлении, "деланьи реальности", в превращении "индетерменированной ситуации" в ситуацию управляемую показывая преимущества нового перед старым. Истина – это постоянно растущее число "гарантированных утверждений", которые также подлежат корректировке и усовершенсвованию по мере возникновения критических ситуаций, противоречащих практической целесообразности. Экзистенциализм Основные представители: Жан Поль Сартр, Карл Ясперс, Хайдеггер, Камю, Бовуа, Марсель, Ортега-де-Гассет. Сартр (1905 - 1980) Основное произведение "Бытие и ничто" (1943 г.). Этическая концепция Сартра относится к числу деонтологии (этика долга). В ней Сартр противопоставляет долг склонности, при чем последнее рассматривается как нечто порочное по смыслу, что коренится в малодушии, капитуляции перед опасным и неприятным, действие же, выполняемое из чувства долга, является проявлением решимости и мужества. С точки зрения Сартра, мир представляет собой "универсальное не то" т. е. полное отсутствие чего-либо, соответсвующего человеческим ожиданиям об упорядоченности и цельности мира, о наличии в нем закономерностей. С его точки зрения, быть реальным – значит оказаться "случайным", и в крайней форме проявления случайности – оказаться абсурдным, т. е. мир не состоянии оказать влияние на человека, побуждать и определять его поступки. Только малодушие и страх перед личной ответственностью и риском приводит человека к выводу о детерминированности бытия и является "не столько теоретической концепцией, сколько поведением, стремящимся оправдать себя, или, если угодно, обоснованием всякого поведения подобного рода". Человек, даже находясь в безотчетно аффектном состоянии, поступает расчетливо и целенаправленно. Например, падая в обморок, человек просто отрицает ситуацию, которая стала для него невыносима, иррационально неразрешима, т.о., преднамеренность заключается в том, что человек выключает сознание в самоинспирируемом беспамятстве. Согласно Сартру, человек не только должен нести ответственность за подобное поведение, и отвечать вдвойне за то, чтобы психологически обеспечивать себе "алиби" в подобной ситуации. В глубине души люди давно знают истину о мире и человеке, но знание о том, что мир не обладает целостностью и не представляет собой систему, где царит строгая необходимость, это знание заменяется желанием, чтобы мир обладал хоть некоторой "богоустроенностью", и подобное положение (т. е. конфликт между знанием и желанием) является источником метафизической тоски, которая оценивается Сартром, как самое глубокое и адекватное переживание человеком своего места в мире. "Именно в тоске человек осознает свою свободу в качестве сознания бытия". Тосковать, испытывать разочарование – значит жить, и любое иное настроение патологично. Тоска, "дурнота" (тошнота) – ощущение зыбкости мира, скука – предчувствие суетности любых практических начинаний – это основные честные эмоции, переживаемые человеком, которые следует удерживать. Радость и счастье – результат удачливости, расчет избегания страданий и самовнушения. Лейтмотивом экзистенциализма Сартра является тема "тщетности усилий", проклятия и обреченности человека. Человек проклят быть не обусловлено свободным существом, он дважды проклят искать эту свободу, он трижды проклят не найти ее. Высшая нравственная обязанность личности в том, чтобы постоянно обнаруживать иррефлективное сознание и относится к нему как к целеуказаниям. Иррефлективное сознание – это стихийный и безрассудный протест, своего рода "безумство храбрых", такое неоправданное, рискованное, нереалистичное, нецелесообразное поведение – это авантюристический акт, в котором проявляется свобода человека, его сущность, "праздник существования". |