Главная страница
Навигация по странице:

  • Техника как объект философского осмысления. Философия техники: основные проблемы и подходы

  • Глобализация как тенденция современности и как объективный вопрос. Позитивные и негативные аспекты глобализации, концептуальные проблемы глобалистики.

  • Философия ответы. Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания


    Скачать 267.32 Kb.
    НазваниеФилософия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания
    АнкорФилософия ответы.docx
    Дата03.03.2017
    Размер267.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ответы.docx
    ТипДокументы
    #3315
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Наука как объект философского осмысления. Научное и вненаучное знание, проблема их демаркации. Предпосылки и основные характеристики научной рациональности

    Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

    Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

    Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

    «Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

    Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

    Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII—XVIII вв. (как эмпирическая, так и рационалистическая), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени — от Р. Декарта и Дж. Локка до И. Канта. Без понимания этих вопросов нельзя понять философию науки XIX—XX вв.

    Как отдельное направление философии, философия науки оформилась в XIX в. В её развитии можно выделить несколько этапов.

    Позитивизм

    Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля. Также для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.

    Основные черты позитивизма:

    • наука и научная рациональность признается высшей ценностью;

    • требование перенесения естественно-научных методов в гуманитарные науки;

    • попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом;

    • вера в прогресс науки.

    Первый позитивизм

    Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт. Он выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Также Конт считал, что единственным источником познания служит опыт. Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует. Близкие идеи высказывали также Г. Спенсер, Дж. Милль.

    Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии:

    • теологическая — люди объясняют природу через понятие Бога;

    • метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности;

    • позитивная — явлениям природы дается научное объяснение.

    Второй позитивизм (эмпириокритицизм)

    Если создатели позитивизма были не профессиональными учёными, то второй позитивизм, напротив, характеризуется более тесной связью с наукой. Одним из лидеров этого направления был Эрнст Мах, внесший вклад в разработку целого ряда направлений физики. Другим видным представителем второго позитивизма был Рихард Авенариус.

    Цель данного направления позитивизма — очистить опыт. Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт.

    Мах сформулировал принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты, а также принцип Маха: инерция тела зависит от действия всех остальных физических тел во Вселенной.

    Рихард Авенариус выдвинул требование критики опыта: опыт следует проверить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции.

    Третий позитивизм (Логический позитивизм)

    Как направление философии науки, третий позитивизм возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-х — 30-х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики и его ученика Л. Витгенштейна, положившего математические идеи Рассела в основание своей философии. Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты, а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов.

    Логический позитивизм выдвинул ряд требований в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.

    Постпозитивизм

    Постпозитивизм — собирательное название множества различных концепций, в чём-то схожих, а в чём-то друг другу противоречащих. Все они возникли как попытки преодоления недостатков позитивизма. В него входят:

    • Критический рационализм К. Поппера

    • Концепция исследовательских программ И. Лакатоса

    • Концепция исторической динамики науки Т. Куна

    • «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда

    Позитивизм поставил цель изгнать метафизику из науки. Под метафизикой понимались ненаблюдаемые сущности и непроверяемые утверждения. Философия должна была тоже быть очищена от метафизических построений и вместо разработки метафизических систем заняться анализом языка. Программа позитивистов не была реализована, постпозитивисты показали, что в науке всегда содержатся метафизические допущения и, следовательно, изгоняя метафизику, придется разрушить и науку. Позитивисты были не одиноки в борьбе с метафизикой. Значительными течениями в философии науки являются также конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре), инструментализм (Дьюи), операционализм и прагматизм.
    Проблема демаркации — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).

    Границы науки часто условны, исторически изменчивы и трудно определяемы аналитически. Даже после более чем столетнего диалога между философами науки и учёными в различных областях, несмотря на некоторые базовые согласия по основам научной методологии, ряд современных философов и историков науки отклонили эту идею разграничения как псевдопроблему. В настоящее время в философии науки существует намного больше согласия по частным критериям, чем по общему критерию демаркации между наукой и ненаукой.

    Проблема демаркации — одна из центральных проблем философии науки, и ее первые решения появились вместе с первой законченной теорией философии науки — неопозитивизмом и выдвигаются до сих пор.

    • Впервые проблему обозначил Аверроэс, заявив о двойственности истины: есть истина религии и есть истина разума (науки). Отсюда критерий науки — логическое изложение.

    • Значение проблемы усилилось в ходе научной революции XVII века — наука опирается на опыт и рассуждения, а религия на веру и авторитет.

    • Позитивизм утверждает следующие критерии науки: релятивизм (наука выдвигает гипотезы, а не претендует на абсолютную истину), эмпиризм (научные теории опираются на опыт), прагматизм (научное знание полезно).

    • Карл Поппер выдвинул концепцию фальсификации — учёные должны допускать возможность опровержения своих теорий на основании опытных фактов.



    Техника как объект философского осмысления. Философия техники: основные проблемы и подходы

    Философия техники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп. В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон и российский инженер Петр Энгельмейер. Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

    Основные идеи:

    • В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

    • Техника — это путь к новым горизонтам бытия.

    Любой здравомыслящий человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. Специалисты смогут даже назвать конкретные примеры устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но это лишь материальная сторона технического знания.

    Технические дисциплины, известные людям, изучали отдельные виды или стороны техники. Философия техники стала изучать технику глобально: не только внутреннее развитие, но и влияние ее на общество, принимая во внимание историческую перспективу. Различают следующие этапы развития технических знаний:

    • донаучный (до второй половины XVIII века) — знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использование научных знаний;

    • зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) — начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.

    • классический (до середины XIX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития.

    • современный (с середины XIX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

    Существует несколько соотношений науки и техники:

    • техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;

    • развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;

    • процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;

    • техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;

    • философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

    Основные проблемы философии техники

    • Различение искусственного и естественного

    • Оценка техники

    Подходы к изучению феномена техники:

    • Собственно технический подход

    • Научно-технический подход

    • Естественнонаучный подход

    • Гуманитарный подход



    Глобализация как тенденция современности и как объективный вопрос. Позитивные и негативные аспекты глобализации, концептуальные проблемы глобалистики.

    В настоящее время существует несколько десятков определений понятия «глобализация». Ряд из них грешат претензией на всеобъемлющее толкование, и в итоге - не дают никакого. Мы предпримем попытку начать с простейшего. Дж. Сорос - один из авторитетных специалистов по этой проблеме, считает, что «глобализация - это слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые разные значения». Но наиболее точным и удачным представляется определение М. Делягина, которое можно сформулировать следующим образом: глобализация - это процесс формирования единого (мирового, но одновременно - имеющего четкие и достаточно узкие границы) военно-политического, финансово-экономического и информационного пространства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и компьютерных технологий. По мнению ряда квалифицированных экспертов, с точки зрения технического прогресса - глобализация знаменует собой качественно новый этап развития современной цивилизации и носит относительно закрытый характер, обусловленный концентрацией интеллектуальных ресурсов и высоких технологий в нескольких странах - лидерах глобализации.

    Развитие цивилизаций - это асинхронный естественноисторический процесс, но в ХХ веке он приобрел социально-исторический характер, так как роль человеческого фактора неизмеримо возросла. Соответственно, возросла роль идей, определяющих решения планетарного масштаба.

    Накопление капитала или перемещение легко «утилизируемых» финансовых потоков (включая кредиты) становится вторичными по сравнению с формированием прорывных идей, созданием, передачей и использованием высоких технологий. Это обусловливается тем, что для создания и даже простого использования высоких технологий требуются ряд исходных условий, в частности: наличие высоких технологий предшествующего уровня, а также (соответствующего этим задачам количественно и качественно) - мощного научного и высококвалифицированного кадрового потенциала, объединенного единым информационным полем. В результате сама возможность создания новых высоких технологий приобретает «закрытый» или «эксклюзивный» характер, даже при полной открытости и доступности информации о них.

    Как следствие, в мире формируется ограниченное количество центров глобализации и постоянно расширяется число стран, не включенных в эти процессы. Одни становятся все более монополизирующимися разработчиками и производителями новых научных идей и высоких технологий, а другие - сырьевыми придатками или - в лучшем случае - потребителями продукции, полученной на основе высоких технологий. Ключевым вопросом конкуренции стран и цивилизаций, отметим это еще раз, становится фактор формирования «прорывных» идей и их реализации на основе и в виде высоких технологий. Особое значение приобретут информационные технологии, связанные с производством информации, формированием сознания и воздействием на общественное сознание, а также - противодействие этим технологиям.

    В странах - потребителях и аутсайдерах глобализации будут последовательно нарастать анти-глобалистские настроения и движения, включая уже упомянутые террористические, враждебно настроенные к лидерам глобализации (и населению стран-лидеров). Как следствие, возникнет объективная необходимость ужесточения визового режима, «избирательное» ограничение свобод передвижения и, возможно, своеобразные варианты «резерваций» для целых стран или регионов.

    Даже если эти прогнозы оправдаются лишь частично, в любом случае существенно изменится роль и место стран и народов, рас и религий.

    Дополнительным и нарастающим противоречием будет являться неравномерность распределения природных ресурсов, особенно уже упомянутых энергоносителей, пищевых продуктов и пресной воды, дефицит которых начнет реально ощущаться уже в XXI веке. В связи чем основной может стать стратегия выживания (стран и народов), возможности для реализации которой у большей части населения планеты весьма ограничены. При этом гуманитарные аспекты сохранятся либо в форме деклараций, либо вообще упразднятся.
    Информационные аспекты

    Как показывает современная практика, информация становится сырьем, подвергающимся все более высокотехнологической обработке. При этом, ранее существовавшая культура, которая, по сути, манифестируется и существует в рамках коммуникативных процессов, постепенно утрачивается и замещается символическим отражением объективной и виртуальной реальности.

    Гуманитарные аспекты

    Практически все предшествующие эпохи опирались на реальные или иллюзорные гуманитарные концепции. В некотором смысле - гуманизм был стрежнем развития европейской цивилизации. Поддержка слабых, забота о сирых и убогих, борьба за справедливость, равенство и братство наполняли человечество духовными силами, даже, несмотря на то, что осуществление этих гуманитарных проектов часто граничило с расточительно-стью огромных человеческих и иных ресурсов и нерациональностью. Гло-бализация, скорее всего, в первую очередь подвергнет сомнению именно эти аспекты поведения и именно такие (гуманитарные) проекты.

    Современные достижения в сфере духовной жизни не могут быть сформулированы в терминах технических систем и, уже поэтому, чужды глобализации. При этом одновременно с кризисом гуманитарных идей будут ставится под сомнения традиционные понятия смысла жизни, духовных ценностей и веры, которые входят в число важнейших механизмов «социальной механики» - системы власти и управления.

    Эмоциональные аспекты

    Смысл жизни, цель жизни, и ценности жизни (как стержневые структуры бытия) подвергнуться переосмыслению и деформации, точнее - их трансформация и утрата уже сейчас стали «глобальными» проблемами практически во всех развитых странах мира.

    Поиск ощущений и удовольствий (положительных или условно положительных), как заместителей утраченного смысла приведет к новому витку преступности, наркоманий, алкоголизма и насилия, а также развитию так называемых «экстремальных» видов «отдыха» и «развлечений», которые уже сейчас заявили о себе в «полный голос». Самостоятельным направлением станет «индустрия страха», призванная показать, что все, происходящее в реальной жизни, менее страшно.

    Психологические аспекты

    Все еще весьма трудно представимые для большинства населения планеты высокие технологии («High-Tech»), тем не менее - это, отчасти уже вчерашний день. «Передний край» наступающей глобализации последовательно смещается в область нейрокомпьютерной и генной инженерии), при этом приоритетными для обеих сфер являются разработки нейрокомпьютерных технологий и технологий воздействия на общественное и индивидуальное сознание («High-Hume»).

    Подойдя к некоторому пределу возможностей воздействия на окружающий мир и использования его ресурсов, а также - некой границе его познания с помощью точных наук, ведущие умы человечества обратились к еще менее познанным процессам сознания и подсознания. При этом целью современных разработок является не столько познание этих процессов, сколько создание методов и технологий воздействия на них.

    Психиатрические аспекты

    Психиатрические и психотерапевтические аспекты проблемы пока даже не осмысливались. Предварительные оценки позволяют предполагать, что в силу безусловных эмоционально-психологических аспектов глобализма, а также кризиса гуманитарных ценностей - во всем мире следует ожидать роста психопатологии, особенно депрессивно-агрессивного, фобического и шизоидного «регистра». В среднем, прогнозируемый рост составит, по разным оценкам, от 50% до 150% в каждые последующие каждые 50 лет. Этот рост будет достаточно асимметричным, но в равной степени затронет и население стран - лидеров глобализации, чувство вины которого (за случайную принадлежность к «золотому миллиарду») уже сейчас проявляется в мощной волне антиглобализма, пока, преимущественно, деструктивной и лево-экстремистской направленности (но цивилизованный антиглобализм уже существует).

    Социально-экономические аспекты

    Возможности «срочного» перемещения мобильных капиталов в любую страну, где есть реальные возможности для получения сверхприбылей, и столь же быстрый уход с «использованной территории», безусловно, будет провоцировать рост социальной напряженности во всем мире. Более того, в силу изложенного выше социальный прогресс в конкретных обществах (странах) будет все более утрачивать смыслообразующий вектор, национально-культурную идентичность и динамику. «Расцвет» глобализации в нескольких странах будет сопровождаться чередой глобальных энергетических, экономических, экологических и - в перспективе - продовольственных кризисов на самых обширных территориях. Это самый мрачный аспект проблемы, о котором даже не хочется писать, ввиду его очевидности.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта