Практическая история. Практическая работа. Философия и искусство два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления
Скачать 23.05 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Философия _____________________________________________________ Группа ВЛ19Э271 Студент Апостолова Л.С. МОСКВА 2021 Лавров П. Л. Три беседы о современном значении философии Что интересует философию в отличие от художественной деятельности? Философия и искусство — два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления. И искусство, и философия всегда стремились дать ответы на те вопросы, на которые не всегда найдется единственно верное решение. Их отличие лишь в том, что искусство дает личные, исключительно авторские ответы. Художник, музыкант или писатель показывает свое отношение через работы. В философии же существует гораздо больше вопросов, чем решений. Она подталкивает размышлять и делать выводы, но однозначных ответов никогда не дает. Оба понятия существует в плотной взаимосвязи. Там, где есть размышления и анализ, практически всегда будет результат в качестве художественного произведения. А там, где есть вывод, найдется повод углубиться в причины его появления. Культурологические сходства: Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения. И философия, и искусство обращаются к интуиции как к основному инструменту изучения окружающего мира. Разница лишь в том, что философы берут за основу интеллектуальную интуицию, а деятели искусства — эмпирическую. Обе области базируются на взаимосвязи человека и мира. Именно взаимовлияние и постоянное желание человека быть ближе к остальному миру — основные темы философских трудов и произведений искусства. Из второго пункта вытекает третий: основные вопросы, на которые пытаются ответить философия и искусство — какое место в мире занимает человек и что же собой представляет человеческая сущность. Говоря о средневековом искусстве, мы подразумеваем слияние культурного наследия Римской империи, иконографических традиций и «варварского» искусства Северной Европы. Соединяя в себе столь разносторонние традиции и философию, искусство играло довольно конкретную роль предмета «немой проповеди». Произведения не несли священный характер, а создавались с целью украшения и просвещения. С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно. Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению. Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства. В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы. С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы. Как уже было сказано ранее, феномен философии присутствует практически в каждой сфере жизни современного человека. Она просто остается в тени, пока о ней не вспомнят. Для поиска ответа на вопрос «Есть ли Бог?» человек летит в космос. Жаждая узнать смысл жизни, мы изо дня в день ищем себя в той или иной области. Искусство тоже прячется среди обыденности. По сути, им может быть любая работа, наделенная смыслом. Дизайн кофейни, слоган компании или детские каракули — все, что находит решение или задает вопрос, может быть определением искусства. 2. Что является существенным свойством философии в отличие от религии? И философию, и религию следует прежде всего рассматривать как формы мировоззрения человека, направленные на познание мира и определение своего места в нем. Однако, несмотря на то, что суть этих двух явлений во многом совпадает, все же философия, в отличии от религии, не допускает абсолютной веры в то, что не доказано. Философские учения базируются на гипотезах, теориях и законах, которые были сформированы в процессе исследований и наблюдений, при чем каждая с философских теорий может быть оспорена. Религия же предполагает абсолютную веру в догмы и постулаты верования, и адептам практически всех современных религий не позволено ставить под сомнение истинность религиозного учения. Другим весомым отличием религии от философии является наличие в практически каждой религии культов и правил поведения, которых должны придерживаться все верующие. В многих религиозных культах практическая часть, включающая в себя разнообразные обряды, ритуалы, чтение молитв и другие способы восхваления бога, считается более важной, чем "теоретическая" подоплека верования. Для большинства рядовых адептов религий совершенно необязательно разбираться в тонкостях верования, изучать все священные писания и писания богословов - им достаточно веровать в то, что предписано религией и выполнять заповеди высших сил, в которых они верят. Философия же, наоборот, основывается на изучении и познании, философское мировоззрение, в отличии от мировоззрения религиозного, направленно на осмысление и понимание окружающего мира. Для того, чтобы наиболее полно обозначить, чем отличается философия от религии, необходимо изучить и проанализировать их функции. Так как философия является не только одной из систем мировоззрения, но и способом познания мира и определения своего места в мире, она выполняет ряд функций, среди которых наиболее весомыми являются: 1. Мировоззренческая - философия формирует у человека целостную картину мира и определяет отношение человека к социуму и к окружающему миру 2. Методологическая - философия вырабатывает методы и способы изучения и познания окружающего мира 3. Идеологическая - заключается в том, что она помогает обществу и отдельным группам людей вырабатывать идеи, правила и принципы, направленные на достижение поставленной цели 4. Аксиологическая - через призму философии человек оценивает явления, события и других людей, ориентируясь на морально-этические ценности и нравственные категории 5. Гносеологическая - функция философии, направленная на правильное и полное познание окружающего мира и выработку механизмов изучения и познания действительности 6. Праксиологическая - функция, заключающаяся в опосредованном влиянии философии на другие сферы и аспекты жизни людей и человеческого общества 7. Логическая - философские принципы и категории люди используют в качестве способов организации мыслительного процесса в установленном направлении 8. Прогностическая - на основе уже имеющихся философских знаний об личности, обществе и окружающем мире люди имеют возможность прогнозировать тенденции развития бытия в целом и человеческого общества в частности. Очевидно, что функции философии направлены на всестороннее познание мира и подразумевают непрекращающийся процесс изучения окружающей действительности. Философское мировоззрение призвано примирить человека с окружающим миром и помочь каждой отдельной личности найти смысл своей жизни и определить направление развития и глобальные цели для человеческого общества. Функции религии более ориентированы на то, чтобы каждый отдельный верующий не сомневался в догмах культа и интегрировался в группу таких же адептов религии. Религия, в отличии от философии, не поощряет размышлений и исследований, поэтому она формирует однобокую картину мира у верующих. 3.Является ли философия наукой? По мнению автора, какой деятельностью занята наука? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сравним их между собой: 1) по типу отношений между ними и высшим целям, которые они ставят перед собой; 2) по первенству происхождения; 3) по содержанию; 4) по масштабу опыта, на который каждая из них опирается. 1. Чтобы определить тип отношений между ними, рассмотрим все возможные варианты их взаимосвязи: а) философия - часть науки; б) наука - часть философии; в) философия - синоним науки; г) философия не пересекается с наукой. Для обоснования возможных отношений дадим самое общее возможное определение обоим понятиям. Философия - это единство всех возможных форм познания, которые объединяются в высшую форму рационального мировоззрения для достижения человеком своего совершенства. Наука - это методически организованная рациональная форма мышления, опирающаяся на логически связанные между собой законы, которые находят свое эмпирическое подтверждение, позволяя таким образом создавать новые ценности и прогнозировать будущее. Проанализируем результаты: в первом случае высшей целью выступает достижение персонального совершенства, во втором - производство новых благ и знаний. Возникает вопрос: что ценнее? Использование благ, рождаемых наукой, и обретение новых форм знаний остается лишь средством для высшей, а потому последней цели человеческой жизни - достижения совершенства. Следовательно, по первому параметру наука остается лишь частью более полного философского мировоззрения, играя в ней вспомогательную, служебную роль. Сама же философия в этом смысле выступает целью для всякого научного знания. 2. Философия как самая древняя форма рационального знания является «матерью всех наук». Следовательно, предваряет собой последние как по времени, так и по причинно-следственным связям. Науки же «унаследуют» от философии как область своего изучения, так и ее метод. 3. Содержательное отличие философии от науки во многом определяется их статусом: если наука является периферией философского знания, то сама философия представляет собой «осевой центр», вокруг которого рождаются многообразные формы научного знания. Второ-степенность и недостаточность научного знания перед философией выражается в том, что: а) если конкретная наука (например, медицина, физика, биология и т. д.) получает от философии свою уникальную область познания - объект, и свой предмет познания - законы, которые существуют в этой области, то сама философия сохраняет за собой универсальный объект познания - мир и человека в нем, а также соответствующий ему универсальный предмет познания - всеобщие законы; б) если конкретные науки, развиваясь, приходят к проблеме «отрицания» предыдущих форм своего знания, которые «снимаются» последующими, что называется научной революцией; то многообразные формы философского познания всегда едины по своему содержанию, что и отражается в универсальных диалектических законах; в) если различные науки чаще всего не согласуются между собой, «разговаривая на разных языках», то философия выступает не только универсальным переводчиком «с одного языка на другой», но и определяет каждой науке ее начало и ее цель, «указывая», таким образом, каждой из них свое место в общей структуре рационального знания. 4. Следующим отличием философии от науки выступают масштабы опытного знания. Так, опыт, на который опирается философия, значительно «шире» и «глубже», чем научный. Иначе говоря, если наука нуждается в скоротечном опыте, предполагающем «лабораторные» условия, которые можно многократно повторить одному поколению ученых при одинаковых условиях, то опыт, на который опирается философия, - многовековой, тысячелетний. А масштабы опытных данных существенно превышают продолжительность жизни не только одного поколения людей, но даже судьбы государств и цивилизаций. Следовательно, научный опыт искусственно повторяем, а философский опыт естественно ожидаем в жизни отдельно взятого человека, государства или целого мира. Поэтому философия высоко оценивает роль истории как научной дисциплины. Благодаря ей человечество накапливает свое драгоценное эмпирическое знание о себе, повторение которого происходит спустя десятилетия, века, тысячелетия. А между тем часть философии все же относится к науке, она называется «история философии». Здесь предыдущие формы знания о реальности и действительности сопоставляются с последующими. Учет прошлых и настоящих форм знания позволяет сделать прогноз о будущих формах. Те прогнозы, которые оправдываются, становятся подлинно научным философским знанием. Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что наука остается лишь одним из фрагментов целостного философского знания, а это значит, что наука так же относится к философии, как отдельно взятая звезда ко всему звездному небу. |