Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Общая характеристика мировоззрения

  • 2. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения

  • 3. Специфика и основные черты философского мировоззрения

  • 4. Решенные задачи

  • Список использованной литературы

  • Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений Выполнил студент гр. 4С81


    Скачать 42.88 Kb.
    НазваниеФилософия и мировоззрение. Типы мировоззрений Выполнил студент гр. 4С81
    Дата31.01.2022
    Размер42.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4S-81_Buharov_MS_kr.docx
    ТипКонтрольная работа
    #347657

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Алтайский государственный технический университет им. И.И.

    Ползунова»


    Гуманитарный факультет


    Кафедра «Философия и социология»


    Контрольная работа
    по дисциплине «Философия»

    тема: «Философия и мировоззрение. Типы мировоззрений»

    Выполнил студент гр. 4С-81

    Бухаров Максим Сергеевич

    Шифр зачетной книжки: 18310352

    Проверил (уч.степень, должность) И.О.Ф.

    Контрольная работы защищена с оценкой _____________

    _______________ (подпись преподавателя)

    Барнаул – 2020 г.

    План
    Введение

    1. Общая характеристика мировоззрения.

    2. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения.

    3. Специфика и основные черты философского мировоззрения.

    Заключение

    4. Решенные задачи

    Список использованной литературы

    Введение
    Актуальность темы подчеркивается тем, что философия и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

    На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы и формирующая мировоззрение каждого.

    Определенный способ жизнепонимания и жизнедеятельности человека является мировоззрением. Все мировоззренческие вопросы, определяющие, как человеку жить и в чем искать смысл своей жизни, при всем их неисчерпаемом разнообразии и богатстве сходятся в конечном счете в одном вопросе – о природе человека (что есть человек) и его месте в мире. Деятельная сторона – форма проявления мировоззрения и одновременно способ духовно-практического освоения человеком мира. Поэтому мировоззрение – это не просто миропонимание, но и специфическая форма преобразования мира.

    Значимость темы работы определяется тем, что изучение всех философских проблем и направлений обязательно должно дополняться тенденцией к интеграции, синтезу всех достижений культуры.

    Цель работы – исследовать философию и мировоззрение, основные проблемы и определить их итоговое соотношение.

    Задачи работы:

    1. дать общую характеристику мировоззрения;

    2. проанализировать типы и формы мировоззрения;

    3. представить специфику и основные черты философского мировоззрения.



    1. Общая характеристика мировоззрения
    На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

    Мировоззрение – это система обобщенных взглядов, представлений, оценок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека. Оно является результатом духовного освоения человеком себя и мира своего бытия, ядром индивидуального и общественного сознания. В нем представлены в обобщенном виде познавательная, ценностная и поведенческая системы человека. От мировоззрения зависят характер и направленность поступков и действий людей. Его объектом выступает мир в целом, предметом и основным вопросом – взаимоотношения мира природы и мира человека.

    Мировоззрение – это сложное духовное явление, состоящее из таких элементов как, знания, убеждения, ценности, идеалы, вера, жизненные нормы.

    Содержание мировоззрения составляют философские, социально-экономические, нравственные, эстетические, религиозные и иные взгляды, представления, убеждения и идеалы повседневных, или жизнепрактических, профессиональных и научных знаниях. В связи с этим мировоззрение возможно на двух основных уровнях.

    Первым уровнем является эмоционально-психологический уровень. Это мироощущение: любознательность, тревога, страх, отчаяние, неуверенность, потерянность, одиночество, горе и т.п.

    Вторым – логико-понятийный уровень, или миропонимание как система общих понятий, суждений и умозаключений о мире в целом и месте человека в нем. Миропонимание может быть обыденным, житейским, когда основывается на чувственном опыте, традициях, вере; и теоретическим, опирающимся на знание законов, научные теории и принципы.

    Теоретическое миропонимание – это и сущностный компонент философии. Философия, следовательно, есть теоретическое миропонимание, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, система его взглядов на мир в целом.

    Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

    Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

    У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.

    Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.

    Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ действительности и места в ней человека. Включая и объединяя различные сферы общественного сознания, мировоззрение является и опосредующим звеном, через которое осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на друга. Поэтому мировоззрение представляет собой интегрирующий фактор не только отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

    В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
    2. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения
    Исторически первым было мифологическое мировоззрение.

    Мифологическое мировоззрение – это взгляды, представления, убеждения, идеалы древнего человека о мире в целом и своем месте в нем, выраженные в мифах, сказках, героическом эпосе, легендах, исторических преданиях. Его основу составляли зачатки знаний, религиозных верований, различных форм искусства, принятые системы ценностей и санкционированные нормы поведения.

    Это было специфическое художественно-образное мироощущение и миропонимание природы и сущности мира, человека, отношений между человеком и миром, смысла жизни. Оно было отображением и выражением своей эпохи, достижением ее духовной культуры. Мифологическому мировоззрению присущи следующие особенности:

    1) слияние мыслей и действий;

    2) личное «я» и мир были слиты воедино;

    3) отсутствие различий между объектом и субъектом деятельности;

    4) антропоморфизм – перенос на природу свойств человека;

    5) образность (мир воспринимался в образах, а не в понятиях);

    6) главным было обоснование связи индивида с родом.

    И сегодня иллюзорные идеи в массовом сознании творятся и живут: о расовом или национальном превосходстве, о бесконечной мудрости лидеров некоторых политических партий, о достижении благополучия граждан за счет иностранной помощи, о государственной самоизоляции как условии экономического роста и пр.

    С угасанием первобытного общества мифологическое мировоззрение постепенно исчерпало себя, но обозначенные им проблемы остались. Их унаследовало религиозное мировоззрение.

    Религиозное мировоззрение – второй исторический тип мировоззрения. Его специфика состоит во взглядах, представлениях, убеждениях и идеалах удвоения мира. Мир удваивается на земной мир, естественный, воспринимаемый органами чувств человека, и потусторонний – небесный, сверхъестественный, сверхчувственный, воспринимаемый религиозной верой. Природа религиозного мировоззрения сложна, она требует тщательного изучения, однако, несомненно то, что оно, как и религия в целом, есть явление духовной культуры. Для этого типа мировоззрения характерны неприятие иной религии и одновременно осознание единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм и непреходящих ценностей, традиций, обычаев, нравов.

    Начало его формирования относится к относительно высокой ступени развития общества, когда появились элементы теоретического мышления и в связи с этим возможности отрыва мысли от действительности, общих понятий от обозначаемых ими предметов и явлений. Основу содержания религиозного мировоззрения составляют мифы, но оно глубже, чем мифологическое мировоззрение, отражает общественное бытие и поэтому нередко выступает властителем душ и чаяний многих людей.

    Особенности религиозного мировоззрения:

    1) это форма иррационального освоения мира, т.е. то, что лежит за пределами разума (эмоции, воля, чувства);

    2) оно направлено на внутренний мир человека, к его надеждам и тревогам, к поиску символа веры;

    3) существует в обыденной жизненно-повседневной форме;

    4) направлено на достижения единства человека и Бога.

    Третьим историческим типом мировоззрения является философское мировоззрение – необходимый преемник мифологического и религиозного мировоззрений, поскольку решает близкие с ними задачи объяснения мира и воздействия на поведение и деятельность людей. Однако велики и его отличия.

    Особенностями философского мировоззрения есть то, что:

    1) ему присуща не чувственно-образная, как в мифологии и религии, а абстрактно-понятийная форма освоения мира;

    2) это теоретическая форма мировоззрения;

    3) религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, а философия составляет ядро научного мировосприятия;

    4) философия в осмыслении мира опирается на научные знания;

    5) философия стремится поставить и решить абсолютные проблемы человеческого бытия;

    6) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное, эстетическое отношение человека к миру.

    В философском мировоззрении на первый план выдвигаются интеллектуальные аспекты личности и общества, отражение нарастающей в социуме потребности в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства вытесняют в нем фантастические вымыслы, сюжеты, образы, обеспечивают поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей.

    Подлинно научное философское мировоззрение является результатом отражения в сознании человека объективных связей и отношений, опоры на данные всех наук. Оно рассматривает все предметы, явления и процессы в развитии и взаимодействии, извлекает уроки из прошлого для настоящего и будущего.

    Основным в философском мировоззрении является вопрос о соотношении материи и сознания. Его Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Первая вопрошает о том, что первично – материя или сознание? В зависимости от ответа в философии определились два главных направления: материалистическое (первична материя) и идеалистическое (первично сознание). Идеализм, в свою очередь, имеет две разновидности: объективно идеалистическую (первично некое мировое сознание, существующее вне и независимо от сознания человека) и субъективно идеалистическую (первично сознание субъекта). Есть еще одно направление – дуалистическое, которое считает, что первичным одновременно есть и материальное и идеальное (материя и сознание).

    Вторая сторона основного вопроса философии состоит в выяснении возможности познания человеком мира. Большинство философов материалистов и идеалистов не сомневаются в такой возможности. Однако есть и такие философы, которые полностью или частично ее отрицают.

    Философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности знания окружающей человека действительности, называется агностицизмом.

    Таким образом, формирование и развитие мировоззрения – это исторически преемственный процесс. Все исторические типы мировоззрения диалектически тождественны: религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и формируется вместе с ним, поскольку его основой выступает мифология; философское мировоззрение исторически возникает на основе мифологического и религиозного и вместе с ними, так как отвечает на те же вопросы, которые поставлены мифами и религией. Не случайно, поэтому-то обстоятельство, что для духовной жизни различных периодов человеческой истории в определенной степени характерны все типы мировоззрения при преобладании одного из них.

    В то же время направленность совершенствования мировоззрения однозначна: от мифологического через религиозное к философскому мировоззрению. В культуре дикости нет еще ни религиозного, ни философского мировоззрения, а в культуре варварства – философского.

    3. Специфика и основные черты философского мировоззрения

    Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь мировоззрение выступает как деятельное отношение человека к миру. С такой позиции мировоззрение – это общественное самосознание человека, определяющее его действенность через призму его целей и интересов, мировоззрение является способом практически- духовного освоения мира и генетически возникает из практического отношения человека к миру.

    Для научного мировоззрения характерна высокая интеграция знаний в его практической направленности. Но кроме потенциала знаний, в мировоззрении присутствует также и потенциал эмоционально ценностного отношения человека к миру: восприятия, переживания, интересы, нормы поведения, идеалы. Это совокупно делает мировоззрение действенным духовно- практическим непосредственным отношением личности к миру. Поэтому мировоззрение можно представить как органическое единство эмоций и воли человека, знаний, убеждений, поступков.

    Философия выступает теоретической основой мировоззрения и в каждую историческую эпоху обосновывает соответствующее «свое» мировоззрение.

    Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ действительности и места в ней человека. Включая и объединяя различные сферы общественного сознания, мировоззрение является и опосредующим звеном, через которое осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на друга.

    Поэтому мировоззрение представляет собой интегрирующий фактор не только отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

    Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

    Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.

    Основными функциями мировоззрения являются:

    1. интегративно-систематизаторская;

    2. интегративно-оценочная;

    3. интегративно-номативная;

    4. интегративно-ориентировочная;

    5. интегративно-эвристическая.

    Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и вместе с тем « означает» понимание природы такой, какая она есть.

    Научное мировоззрение – совокупность научных представлений о природе, обществе и человеческом мышлении может быт простроено лишь усилиями всех наук, включая и научную философию. Суть материалистической диалектики заключается в том, что она есть логика развития научного мировоззрения.

    В отличие от науки, философия существовала и существует не только в качестве специализированного знания, но и в менее строгих формах на уровне обыденного сознания. Непрофессиональные философские взгляды составляют основу обыденного мировоззрения. Источником обыденной философии являются социально-психологические традиции масс, искусство и литература, а также повседневный практический опыт.
    Заключение
    Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

    Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности.

    В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

    Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

    Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Тем не менее, учитывая, что понятие мировоззрения охватывает гораздо более широкий спектр явлений, можно считать, что философия – это часть (или одна из форм) мировоззрения (хотя несомненно, одна из самых теоретически продуманных). К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

    4. Решенные задачи

    Задание №1 Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), характеризуя соотношение философии с религией и наукой, писал: «Философия есть самая незащищенная сторона культуры ... Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем».

    Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.
    В данном высказывании Бердяев говорит о социальной незащищенности философа, рассматривает взаимосвязь философии с теологией (учение служителей церкви) и наукой в западноевропейской истории. Философия не пользуется престижем, ее осуждают, с ней враждуют. Каждый философ в начале своей деятельности что-то доказывает, оправдывает, защищает свои идеи и саму философию в целом. По сути, философия осуществляет переход от религии к науке, но ни одна, ни другая сторона ее не воспринимает всерьез.

    Изначально, столкновение философии и религии создает трагедию философа. Столкновение философии и науки менее трагично.

    Для философа – откровение – есть опыт и факт. Философское познание – духовно-опытное. Интуиция философа есть опыт. Теология всегда заключает в себе какую-то философию, она есть философия, легализованная религиозным коллективом, и это особенно нужно сказать про теологию христианскую. Вся теология учителей церкви всегда заключала в себе огромную дозу философии. Настоящий призванный философ хочет не только познания мира, но и изменения, улучшения, перерождения мира. Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. И отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой. Философ – человек познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла.
    Задание №2 Выберите признаки, наиболее характерные для мифологического (первобытного) мировоззрения:

    1) абстрактное (рефлексивное) мышление;

    2) образное восприятие действительности;

    3) одушевление естественных явлений;

    4) вера в сверхчувственный мир;

    5) разведение эмпирического и логического уровней мышления;

    6) теоретическое миропонимание;

    7) нерасчлененность социального и индивидуального;

    8) антропоморфизм (очеловечивание природы);

    9) ассоциативный язык общения;

    10) наличие четких понятий и категорий.

    Выберите пять вариантов ответов, которые считаете наиболее верными.
    Абстрактное (рефлексивное) мышление; образное восприятие действительности; одушевление естественных явлений; антропоморфизм (очеловечивание природы); вера в сверхчувственный мир. Первобытное (дикарское) мировоззрение характеризуется а)эмпиризмом, б) синкретичностью, в) тождеством сознания. Эти признаки составляют специфику «Я» дикаря, они служили инвариантным основанием, определяющим конкретные пространственно-временные проявления жизнедеятельности первобытного человека в окружающей его природной и общественной среде.
    Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из статьи М.М. Рубинштейна «Жизнепонимание – центральная задача философии» (С. 27-29) и дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается сходство и различие между философией и наукой?»

    Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

    1. Стремятся к выработке рационального знания;

    2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

    Различие состоит в:

    1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счете - плод коллективного труда;

    2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определенной системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.

    Список использованной литературы


    1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 6-7, 16-19.

    2. Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - 416с.

    3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 19 – 23.

    4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 10 – 19.

    5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981. - Лекция ХХ11. - С. 255-267.

    6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. - М.: Республика, 1995. - 528с.


    написать администратору сайта