Главная страница
Навигация по странице:

  • Декоративно-прикладное искусство

  • Театр

  • Фотография

  • Аристотель. Он выделил также целый ряд фундаментальных категорий эстетики: подражание (мимесис), прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное, катарсис, талант и др.

  • 2.Кант отнес к эстетическим категориям эстетический вкус и эстетическое удовольствие, чистую красоту, возвышенное, творческую спонтанность, гениальность и др.

  • 3.Гегелю, эстетическими являются категории идеала, красоты, гения, художественного образа, символизма, возвышенного и др.

  • Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы эстетики.

  • Все эти понятия, как ценности, формируются с помощью искусства. Каждый человек придает ценностям различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе.

  • Эстетическое видение мира

  • эстетическое животное

  • Лекция 11 по Философии по нов ТУП. Философия искусства


    Скачать 165.5 Kb.
    НазваниеФилософия искусства
    АнкорЛекция 11 по Философии по нов ТУП
    Дата26.09.2020
    Размер165.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция 11 по Философии по нов ТУП.doc
    ТипЛекция
    #139760
    страница2 из 3
    1   2   3

    Виды искусства


    Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

    Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

    Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

    Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

    Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

    современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

    Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

    Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

    Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

    Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

    Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

    Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

    Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

    Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

    Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

    К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

    Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

    • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

    • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

    • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

    • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

    • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

    Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

    Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

    Эстетические категории - наиболее общие (универсальные), фундаментальные понятия, представляющие собой формы и организующие принципы эстетического опыта и мышления. Эти понятия являются одновременно категориями искусства и категориями философии искусства, пытающейся понять феномен искусства и объяснить его развитие.

    К категориям искусства и философии искусства относятся понятия: эстетическое видение (эстетическое), художественное, художественный вкус, художественный стиль, художественная объективность, функция искусства, подражание (мимесис), побуждение, художественный образ, символ, симулякр, содержание и форма, художественный канон, прекрасное, эпатирующее, возвышенное, обыденное, трагическое, фарсовое, безобразное, отвратительное, комическое, ироническое, абсурдное, жестокое, эклектическое, заумное, деконструкция и т.д. Часть из этих категорий относится к самому искусству, а часть — к его познанию.

    Некоторые категории — в частности, подражание и побуждение, художественный образ, симулякр, художественный символ, содержание и форма — рассматриваются в рамках обсуждения основных принципов искусства, формулировка которых невозможна без использования данных категорий.

    Можно сразу же отметить, что и категории, как они понимаются в каждый конкретный промежуток времени, и принципы искусства носят двойственный, описательно-оценочный характер. Они являются, с одной стороны, описанием и систематизацией предшествующего опыта создания произведений искусства, а с другой — диктуют линию будущего художественного творчества.

    Современная философия искусства вместо старого понятия «категория искусства» все чаще использует более широкое понятие эстетического качества, или эстетического свойства. Такие категории искусства, как красота, безобразное, трагическое и т.п., являются частным, хотя и важным случаем эстетических качеств.

    «Замечательно, что в жизни, когда мы выносим эстетические суждения, — говорит Л. Витгенштейн, — такие прилагательные, как “красивый”, “изящный” и т.д., почти не играют никакой роли. Применяются ли эстетические прилагательные в музыкальной критике? Говорят: “Посмотрите, какая нестройная эта модуляция”. Или: “Этот пассаж бессвязный”. В литературной критике: “Его образность очень точная”. Использованные здесь слова гораздо ближе к таким, как “правильно”, “верно” (употребляемым в обыденной речи), чем к таким, как “красиво” и “прелестно”. Витгенштейн не отрицает важности эстетических категорий, или категорий искусства, но подчеркивает, что сами эти категории не должны переоцениваться. В реальном художественном мышлении фигурируют многие иные понятия, обозначающие разнообразные эстетические свойства и не сводимые напрямую к немногим центральным категориям искусства.

    В общем случае система категорий искусства, или его категориальная структура, представляет собой сеть основных понятий искусства, их устойчивую конфигурацию и взаимосвязь, при которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Образно говоря, категории искусства — это те очки, через которые художник, критик и зритель смотрят на мир и без которых они не способны воспринять эстетическое в произведении искусства. Категориальная структура искусства, в основном совпадающая с системой категорий эстетики, представляет собой систему координат эстетического или художественного мышления: его вопросов к самому себе и ожидания ответов на них. Такая структура, являясь инвариантным аспектом эстетического мышления, обеспечивает его единство, целостность и постоянную воспроизводимость, несмотря на динамику и многообразие областей приложения художественного творчества.

    Система категорий искусства, являющихся одновременно категориями эстетики и философии искусства, опирается на более общую систему философских категорий, а последняя — на предельно общую в рамках каждой культуры систему универсалий (категорий) культуры.

    Анализ категорий как оснований всего сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о категориях попытался развить 1.Аристотель. Он выделил также целый ряд фундаментальных категорий эстетики: подражание (мимесис), прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное, катарсис, талант и др.

    2.Кант отнес к эстетическим категориям эстетический вкус и эстетическое удовольствие, чистую красоту, возвышенное, творческую спонтанность, гениальность и др. Согласно 3.Гегелю, эстетическими являются категории идеала, красоты, гения, художественного образа, символизма, возвышенного и др.

    Системы эстетических категорий, создававшиеся в рамках традиционной философии, поражают своей искусственностью, оторванностью от реальной практики художественного мышления. Почти все эти системы основываются на ошибочных предпосылках: существует, якобы, замкнутый перечень категорий; он не зависит от культуры и не изменяется вместе с нею; система категорий представляет собой не результат анализа реального, в частности художественного, мышления, а следствие определенных общих философских идей, касающихся реальности, и др.

    Под непосредственным воздействием науки и искусства современная философия ввела в число категорий такие понятия, как «вероятность», «рациональность», «абсурд», «обыденное», «объяснение», «понимание» и т.д. С другой стороны, новое понимание общества и человека побудило отнести к категориям такие понятия, как «жизненный мир», «страх», «заброшенность», «забота», «сомнение», «языковые игры» и т.д. Стало ясно, что никакого исчерпывающего перечня категорий не существует, что множество категорий не только размыто, но и весьма разнородно, так что о «системе категорий» следует говорить с большой осторожностью.

    Следует подчеркнуть, что система категорий искусства, хотя она и формируется в рамках искусства, вырастает, в конечном счете, из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целым, а не какими либо отдельными ее областями, например, философией, теологией или естественной наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система категорий искусства. Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы таких категорий, что возникает сомнение в том, что зрители последующей эпохи способны адекватно понять художественные произведения, создававшиеся в предшествующую эпоху.

    Каждое направление в философии искусства вводит свои собственные категории, претендующие на то, чтобы быть уточнениями, или экспликациями, категорий реального художественного мышления. Всякая философская классификация категорий является в той или иной мере искусственной. Нет оснований думать, что в будущем философия искусства даст естественную и, значит, единственную классификацию категорий искусства.

    Эстетическое сознание формируется на протяжении длительного времени. Да и сама история эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.

    Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

    В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.

    Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

    Роль искусства в жизни трудно переоценить. Оно сопровождает человечество во все времена и во всех ситуациях. Оно, как параллельная реальность, существующая одновременно с обыкновенным миром. Искусство неразрывно связано со всеми процессами, происходящими в обществе. Ни одно переустройство общественных порядков не обходилось без его активной помощи. Искусство является и их отражением, и их восприятием, и их причиной. Таким образом, оно является существенной частью общественного сознания.

    Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни человека осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его нравственных и эстетических норм. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия “добро” или “зло”, “прекрасное” или “безобразное”, “праведное” или “неправедное” могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные. Все эти понятия, как ценности, формируются с помощью искусства. Каждый человек придает ценностям различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе.

    Известен также вопрос о вечных ценностях. Существуют ли они, и как они формируются? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус общечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра…. Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителей понятие культуры раскрывается в терминах Истины, Добра и Красоты. Следовательно, культура в определённом смысле базируется на искусстве.

    Искусство обеспечивает также преемственность культуры, в созидании которой участвуют многие поколения людей. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей. С помощью искусства накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

    Эстетическое видение мира — это специфическое видение мира, и прежде всего, видение его в координатах определенных общих понятий или представлений. Эстетическое видение мира – одна из характерных особенностей человека, связанная с другими специфическими его чертами и составляющая одно из неотъемлемых качеств природы человека. Человек определялся как политическое существо, как экономическое существо, как социальное существо, способное жить и разворачивать свои потенции только в обществе. Но его с таким же правом можно определить и как эстетическое животное, как существо, видящее мир сквозь призму прекрасного и безобразного, абсурдного и последовательного, возвышенного и трагического и т.д.

    Ф. Рабле первым, по-видимому, охарактеризовал человека как смеющееся животное, хотя уже у Аристотеля можно найти намек на такую характеристику. Уже в XX в. А. Бергсон отличительную черту человека усматривал – хотя и не без иронии – в способности смеяться и в особенности в способности смешить других. Определение человека как смеющегося животного – один из подступов к определению его как "эстетического животного".

    В духе традиционной эстетики Маслоу говорит о потребности человека в красоте, хотя эту потребность следовало бы понимать более широко и говорить о потребности человека в эстетическом, включающем столкновение красоты с безобразным, трагического с трагикомическим и комическим, последовательного и рационального с хаотичным и иррациональным, образного с понятийным, игрового с серьезным, канонического с новаторским, возвышенного с низменным, формального с содержательным и т.д. Эстетическое – результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного созерцания объекта или в ходе творческого акта, завершающегося созданием произведения искусства.

    Важнейшим принципом эстетического видения мира И. Кант считал "целесообразность без цели". Такого рода целесообразность кажется внутренне противоречивой, и она вызывала и продолжает вызывать многие возражения. Самому Канту "целенаправленная деятельность, не имеющая цели" представлялась, однако, высшей формой целесообразности. "Целесообразность без цели" является вырожденным случаем целесообразной деятельности. Тем не менее такой целесообразности можно придать рациональный смысл, хотя он и оказывается банальным. Для этого достаточно понимать под "целесообразностью без цели" способность эстетических объектов, и в особенности произведений искусства, активно стимулировать душевную деятельность человека, упорядочивать с помощью фантазии, или воображения, его опыт и доставлять тем самым человеку чистое, не имеющее какой-либо непосредственной пользы (цели) удовольствие. Эстетическое как свободное, гармоничное движение духовных, разумно-чувственных сил не способно найти адекватного выражения в понятиях. "Суждение называется эстетическим именно потому, – говорит Кант, – что определяющее основание его есть не понятие, а чувство (внутреннее чувство) упомянутой гармонии в игре душевных сил, коль скоро ее можно ощущать"
    1   2   3


    написать администратору сайта