Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы цивилизаций

  • Преимущества концепций исторического многообразия следующие

  • Единство всемирно-исторического процесса.

  • Концепции линейного развития истории: религиозная концепция.

  • Марксистская теория исторического процесса, как смены формаций.

  • 1)Аграрное;2)Индустриальное ;3)Постиндустриальное

  • Культура и цивилизации Культура

  • ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ. Философия как наука. Методология философского исследования Слово философия


    Скачать 161.84 Kb.
    НазваниеФилософия как наука. Методология философского исследования Слово философия
    Дата09.04.2022
    Размер161.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #455949
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Всемирно-исторический процесс многообразен.


    История человечества в большей своей части- история развивающихся цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами.

    В процессе развития цивилизации можно выделить ряд стадий:

    1) зарождение;

    2)расцвет, когда цивилизация достигает наивысшего уровня своего развития

    3) кризис, когда она исчерпывает духовные, социально-экономические и материальные ресурсы для своего развития.

    4)выбор альтернатив, когда необходимо искать пути выхода из кризиса.

    Можно пойти по пути противостояния кризису в рамках традиции, пытаться законсервировать систему, пытаться сохранить ее. За этим рано или поздно последует деградация системы и ее гибель. Можно пойти по пути глубокой, радикальной модернизации системы. Такой путь открывает широкие горизонты, но требует затрат колоссального количества ресурсов разного рода. Решение этих задач не всегда под силу обществу.

    Таким образом, историческая реальность свидетельствует о многообразии мира, плюралистического развития.

    Типы цивилизаций:

    1)Природные сообщества – народы живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой, кочевой или полуоседлый образ жизни, язычники, господствует коллективизм, те община, неизменность(аборигены Австралии, племена Африки)

    2)Восточный тип – Древний Египет, Индия, Китай, циклический и линейный тип развития, цель существования - движение к божественному идеалу, сосредоточенность на духовном, принцип коллективизма, верховный собственник - государство, деспотия, правители обожествлялись.

    3)Западный тип – тип прогрессивного развития, рыночная экономика, светское государство, демократия, характерная черта – индивидуализм. Приоритет личности безусловен.

    Преимущества концепций исторического многообразия следующие:

    1)Универсальность

    2)Не отрицают того, что наработали предшественники

    3)Позволяют увидеть и осознать особый путь страны.

    Единство всемирно-исторического процесса.

    Идея о всеобщности истории, линейном поступательном движении человеческого общества во времени является характерной чертой европейской философии истории. На этой идее базируются различные варианты концепции единства человеческой цивилизации.

    Концепции линейного развития истории: религиозная концепция. Христианская философия.

    Для нее характерны положения:

    1)История универсальна

    2)Идет поступательное, прогрессивное развитие от низшего к высшему.

    3)Вопрос о начале и конце истории.

    4)Обратили внимание на человека.

    Марксистская теория исторического процесса, как смены формаций.

    В рамках данной концепции выделяется 5 общественно-экономических формаций:

    1)Первобытно - общинная формация

    2) Рабовладельческая формация

    3)Феодальная формация

    4)Капиталистическая формация

    5)Коммунистическая формация.

    Подход Льюиса Моргана: главная причина развития человечества - развитие материального производства, понимал этот процесс узко, как историю отдельных наиболее важных изобретений.

    +Говоря о единстве всемирно-исторического процесса, важно отметить линейный подход :1)Аграрное;2)Индустриальное ;3)Постиндустриальное общество. Любая цивилизация рано или поздно пройдёт эти этапы, а именно это, в свою очередь, и доказывает единство исторического процесса.


    1. Культура и цивилизации


    Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

    Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

    Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

    Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но, чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.

    Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

    Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

    На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

    Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

    Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

    Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.

    Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.

    Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

    Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

    Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.



    1. Теория цивилизаций

    1) синоним культуры (в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры).

    2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

    3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

    Цивилизационные теории

    Первые цивилизационные теории формировались, опираясь в значительной степени на исторические концепции, выработанные античностью и средневековьем. Уже в древности сложились идеи циклического круговорота, повторяемости в сфере человеческой истории.

    В эпоху Просвещения в XVIII в. возникло понимание некой направленности, линейности развития от низшего к высшему, с последовательным нарастанием совершенства общества на основе прогресса.Прогрессчеловечества представлялся какпрогрессчеловеческого разума. Наиболее выразительно представлял просветительскую концепцию линейногопрогрессафранцузский философЖан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794) в своем сочинении «Эскиз исторической картины прогрессачеловеческого разума». По мнениюКондорсе, человечество прошло уже восемь ступенейпрогресса, находится на девятой и в будущем вступит в десятую. Тогда смягчится неравенство, расширятся условия для развития личности, образуетсяреспублика, в которой будут руководить ученые.

    Совершенно иное представление о прогресседает нам великий французский философ и писательЖан Жак Руссо (1712-1778). ЭволюциюгосударстваРуссоизображал как регрессивное развитие от демократии к аристократии и далее к абсолютной монархии. ДляРуссоцивилизацияэто старость человечества.

    В эпоху Просвещения появилась локальная теория цивилизаций. Ее родоначальник итальянский философ XVIII в. Джамбаттиста Вико (1668-1744). В трактате «Основание новой науки об общей природе наций» Викопредставляет историю человечества как целый ряд отдельных потоков, историй различныхнародовс их особыми культурами. Он утверждал, что никакогопрогрессанет, а есть круговорот культурно-исторических форм.

    Сторонник теории локальных цивилизацийнемецкий просветитель ИоганнГотфрид Гердер (1744-1803) в сочинении «Идеи к философии истории человечества» отразил генетический подход к истории.

    Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в рассматривает историю человечества, как продукт развивающейся Идеи. В теории Гегеляразум выступал основным содержанием мирового исторического процесса, бесконечной мощью и абсолютной конечной целью.

    XIX век богат новыми моделями цивилизационного развития. Своеобразные цивилизационные схемы созданы позитивистами. Позитивисты были сторонниками прогресса, но мыслили его как постепенное развитие порядка, не знающее резких скачков и потрясений. Зачастую устанавливались аналогии между живыми организмами и обществом. Стадии развития, которые проходил живой организм (детство, юность, зрелость, старость) переносились и на историюцивилизаций. Согласно характерной для позитивистов теории равноправных факторов,цивилизациярассматривалась, как социокультурная система, на жизнедеятельность и развитие которой воздействует целый комплекс разноплановых факторов географических, политических, экономических, идейных, биологических, психологических и т.п. Ни одному из них не предоставлялось приоритета в этомплюралистическоммногофакторном объяснении истории.

    Один из основоположников позитивизма французский социолог Огюст Конт (1798-1857). Идеи Контаразвил известный теоретик позитивизма английский философГерберт Спенсер (1820-1903). Английский историк-позитивист Генри Томас Бокль (1821-1862) в своем основном труде «История цивилизациив Англии» утверждал, чтоцивилизациярезультат двоякого действия внешних явления на дух человечества и духа человеческого на внешние явления.

    Во второй половине XIX в. сложился локально-исторический подход к истории, в котором цивилизациирассматриваются как качественно различные локальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками.

    Впервые теория культурно-исторических типов локальных цивилизацийбыла сформулирована русским философомНиколаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в книге «Россия и Европа», изданной в 1869 г. Каждая локальная цивилизация, согласноДанилевскому, проходит в своем развитии ряд стадий: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка.Данилевскийсформулировал пять законов исторического развития, основанных на идее культурно-исторических типов.

    В XIX в. появилось понимание того, что цивилизациясформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, представляя собой качественный рубеж на эволюционном пути. Именно такой смысл понятиюцивилизацияпридал знаменитый американскийэтнографЛьюис Морган (1818-1889) в труде «Древнее общество». Морганпредложил схему истории человечества, в которой выделялись три этапа: дикость, варварство ицивилизация.

    Эволюционная концепция Морганаоказала немалое влияние на социальную модель развития общества, созданнуюКарлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Развитие мировой истории представлялось как последовательная смена общественно-экономических формаций, как движение от первого бесклассового общества (первобытнообщинного строя) через классовые (рабовладение,феодализм, капитализм) к новому бесклассовому коммунизму. Утверждалась незыблемость действия основного закона исторического развития смена формаций происходит путем революций.

    В конце XIX - начале XX вв. индустриальная цивилизациявступила в эпоху острого кризиса. Экономические потрясения, борьба политических партий, идей, кланов, первая мировая войта, поражение и озлобленность создали атмосферу неуверенности в завтрашнем дне.

    Духом фатализма пронизана книга немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы». История человечества представлена в ней как история восьми культурно-исторических типов (цивилизаций), каждый из которых вырастает на основе собственного способа переживания жизни, полностью замкнут и лишен каких-либо возможностей культурной преемственности. ПоШпенглеру,цивилизацияесть завершение, неотвратимый конец, к которому приходят все культуры.

    Поиски путей выхода из апокалипсиса проходящей через кризис индустриальной цивилизациипривели к появлению новых направлений и подходов к изучению законов развития мировыхцивилизаций.

    Исследуя циклическую динамику общества, американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) создал впечатляющую концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, дал типологию культурного развития человечества. Он рассматривал общества, как большие культурные суперсистемы, имеющие центральный смысл или ментальность. В любой период истории, по мнениюСорокина, существует пять основных культурных систем: язык,этика, религия, наука, искусство.

    Важный этап в исследовании истории мировых цивилизацийсвязан с французской исторической школойАнналов. В 1929 г.Марк Блок и Люсьен Февр основали журнал «Анналыэкономической и социальной истории», вокруг которого стали формироваться историки, находящиеся в поиске новых методов исторических исследований. По их мнению, стержнем исторического развития являетсяментальность. Она определяет сущностьцивилизациии ее неповторимое своеобразие.Ментальность(менталитет) это совокупность установок и привычек мышления, а также фундаментальных верований индивида. ШколаАнналовчерез изучение историиментальностиподошла к созданию многомерной и разносторонней истории локальныхцивилизаций.

    Вторая мировая война, являясь кризисом цивилизационного развития, отразилась и на теоретических исследованиях.

    Известный немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) в своей работе «Истоки истории и ее цель» выделил в истории общества четыре периода: доистория, культуры древности (локальные истории), осевое время (начало всемирной истории) и технической век (переход к единой мировой истории), расцвет которого связан с современностью.

    Известный английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) в своем многотомном труде «Постижение истории» выделил двадцать одну цивилизацию. В представленииТойнби,цивилизацияэто целостная общественная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Главную роль в формированиицивилизацийиграют географические, этнические и религиозные факторы. В своем развитии каждаяцивилизацияпроходит стадиигенезиса, роста, надлома и разложения. Заканчивается этот процесс гибелью и сменойцивилизаций.

    Идеи Тойнбиперекликаются с концепцией исторического развитияЛьва Николаевича Гумилева (1912-1993). Ключевым в его теории является понятие этноса. Исследуя жизненный цикл сорока индивидуальныхэтносов,Гумилеввывел кривуюэтногенеза, которая длится 1500 лет.Этногенезпроходит стадии инкубационного периода, пассионарного подъема,акматическую фазу, надлом, инерцию,обскурацию, регенерацию и реликт. В конце XX в. концепцияЛ.Н. Гумилевавызвала определенный интерес, который в значительной степени связан с тем, что впервые столь ярко и масштабно были представлены роль и место этнического фактора в развитии истории мировыхцивилизаций.

    Во второй половине XX в. в период холодной войны и после ее окончания появился ряд исследований, в которых была сделана попытка дать общую схему развития человечества и показать перспективы процесса цивилизационного мироустройства.

    Американский социолог Уолт Ростоу (1916-2003) в 1960 г. предложил социально-экономическую концепцию исторического развития, сформулированную в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест». Он делит историю человечества на пять стадий экономического роста: традиционное общество, переходное общество, стадия сдвига или промышленная революция, стадия зрелости и эра высокого массового потребления. По мнению Ростоу, в развитии общества решающую роль играют технико-экономические показатели.

    Идея технологического детерминизма лежит в основе теории индустриального общества. Один из создателей этой теории французский социолог Раймон Арон (1905-1983) в работе «Лекции по индустриальному обществу», изданной в 1964 г., выдвинул тезис о взаимодействии техники и общества. Арон показывает, что социальный прогрессхарактеризуется переходом от традиционного общества (т.е. аграрного, в котором господствуетнатуральное хозяйствои сословная иерархия) к передовому индустриальному обществу.

    В 70-х годах XX в. начали разрабатывать идею, согласно которой научно-технический прогрессприводит к трансформации индустриального общества в качественно иноепостиндустриальное общество. Одним из основателей этой теории являлся американский социологДаниел Белл (1919-2011). В 1973 г. он опубликовал работу «Пришествие постиндустриального общества», в которой изобразил будущее человечества с позиций умеренного технологического детерминизма. История, по Беллу, развивается в зависимости от уровня развития техники в обществе. Он выделил три этапа общественного развития: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

    В 80-90-е гг. XX в. продолжают появляться теории и концепции, которые дают несколько упрощенную и ограниченную схему цивилизационного развития.

    Большой интерес вызвала концепция третьей волны американского социолога Алвина Тоффлера (1928). В книге «Третья волна», вышедшей в 1980 г. он предложил общеисторическую схему, включающую три волны: сельскохозяйственная, индустриальная и с конца XX в. – супериндустриальная, характеризующаяся ограниченным и сбалансированным ростом.

    Американский исследователь Дж. Несбитт указывает, что постиндустриальное общество- это информационное общество, а создание, хранение и распространение информации главная тенденция современности.

    В конце XX в. американский ученый Самуэль Хантингтон в 1996 г. опубликовал книгу «Схватка цивилизацийи переустройство мирового порядка». В ней утверждается, что будущее человечества будет определять конфронтацияцивилизаций.

    Таким образом, со времени первых теоретических исследований по проблемам цивилизациив этой области достигнут значительныйпрогресс. Создание новых цивилизационных схем и моделей продолжается и в настоящее время, но, к сожалению, современная теория не успевает за ростом цивилизации.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта