ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ. Философия как наука. Методология философского исследования Слово философия
Скачать 161.84 Kb.
|
Философия как наука. Методология философского исследования Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Предмет философии — философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает наиболее важные связи в системе «мир - человек» Принято выделять следующие функции философии: Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально – нравственных, этических, социальных, идеологических. Социальная функция— объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Методы эмпирического познания. 1. Эксперимент — изменение или воспроизведение объекта в специально созданных условиях. 2. Сравнение – выявление сходства или различия объектов. 3. Описание – фиксирование результатов опытов. Методы теоретического познания. 1. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч. аxioma – принятое, бесспорное) метод – принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе. 3. Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) – разложение целого на составляющие части. 4. Синтез (греч. synthesis –соединение, составление) – обобщение, сведение частей в единое целое. 5. Индукция (лат. induction – введение) – выведение общего умозаключения из частного. 6. Дедукция (лат. deduction – выведение) – выведение частного умозаключения из общего. +7. Аналогия (греч. analogia –сходство) – выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств. Мировоззрение, его сущность и структура Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место в нём человека, представляющая собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок. рассматривает отношение человека к нему при помощи вопросов: Что я могу знать? На что надеяться? Носители мировоззрения ЛИЧНОСТЬ, СОЦ.ГРУППА, НАРОД, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Уровни мировоззрения Мироощущение (эмоциональна сторона) Мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях) Система ценностей (управляет поведением человека) Миропонимание (интеллектуальная сторона) Типы мировоззрения Мифологическое – форма восприятия человека, сочетающая в себе реальность и фантазию. Самая ранняя форма, возникшая ещё в первобытном обществе. Миф объясняет многие вопросы путём фантазии и воображения с привлечением символизма и художественно-образных средств. (олицетворение природных явлений, магия) Функции : – этиологическую (объяснение всего многообразия природных и социальных явлений из первопричины); – символизации реальности (наделение сверхъестественными свойствами некоторых героев, народов, явлений через символ); – легитимации (оправдание существующего социального порядка); – идентификации (отождествление человека со своей социальной группой) Религиозное – форма восприятия, основанная на поклонении сверхъестественным силам. Вытекает из мифов, но представляет божественных существ и потусторонний мир реальными.(монотеизм и политеизм) Функции: – компенсаторную (вселение надежды на будущее воздаяние в потустороннем мире за тяготы земной жизни); – терапевтическую (помощь в установлении недугов души и забота об их исцелении); – интегрирующую (объединение, сплочение верующих одной конфессии вокруг религиозных ценностей); – коммуникативную (распространение религиозных ценностей среди других субъектов общественной жизни); – регулятивную (упорядочивание отношений между верующими с помощью религиозных ценностей); – воспитательную (приобщение к нравственным идеалам данной религии новых поколений) Научное - Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. является высшим историческим типом мировоззрения. Философское - Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук. Оно тесно связано с уровнем естественно научных. Космоцентризм – мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса как начало всего, определяющего всё сущее в природе и жизнь человека. Теоцентризм – мировоззрение, в котором существование и развитие бытия и всех его частей определяется волей Бога. Антропоцентризм – мировоззрение, в центре которого стоит человек, его проблем, возможностей и предназначения в мире. Исторические типы философии Исторические типы философии. Этапы ее развития. Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые философские проблемы и по-своему их решала. Поэтому развитие философии разделяется на ряд этапов: Первые исторические типы философии – это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия. В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии - одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития. Генетический метод является одним из элементов диалектического метода в философии. На рубеже 4-3 тыс. до н.э. на территории Месопотамии и Египта появилась письменность. Однако, согласно первым письменным источникам, поначалу еще не было целостных философских систем с каким-либо понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о возможностях познания мира (гносеология), а также – в проблемах ценности бытия (аксиология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые и стояли у истоков европейского философского мышления. До античной философии вообще не было развитых философских систем. Античная философия - следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке. В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия – мировоззрение, которое одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее культуры. Философия рекомендовала человеку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло образование. С возникновением философии функции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и философией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день. Такая вражда нашла отражение, например, в греческой трагедии, которая в значительной степени имеет философский характер. Родовая нравственность вступила в конфликт с нравственностью личности. Культура эпохи породила новый конфликты: семья-личность, род-государство. Отражение такой конфликтности мы наблюдаем в трагедиях Эсхила. Микенский царь Агамемнон принес в жертву богам ради успеха греческого войска в войне против троянцев свою дочь Ифигению. Тем самым он подчинил всеобщим политическим и государственным интересам жизнь собственной семьи, своего рода. Клитемнестра, жена Агамемнона, встала на защиту семейной традиции и родовой нравственности, она убила мужа, возвратившегося победителем с поля битвы. Сын же Агамемнона, который, без сомнения, любит и почитает свою мать, встал на сторону отца. По логике истории он должен продолжить дело отца, стать носителем новых отношений, защитить новые правовые законы. Орест мстит за смерть отца. Таким образом, античная трагедия передала философию эпохи. Эта философия отразила трагическое противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями: формированием права и государства. Подобных примеров в истории философии немало. Средневековая философия развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов. Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом, на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли. Следующий период европейской философии - философия ХIХ в. - дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг. Философия ХХ-ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это философия экзистенциализма и неофрейдизма. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности. По Гегелю, философия есть "эпоха, отраженная в мышлении". При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса В истории философии отражались требования эпохи и рождение новой культуры. Восточная философия (Китай, Индия) ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Традиционные идеи и учения древнеиндийской философии оформились в таких понятиях как сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, проходящей цепь перерождений (страданий); карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния, предназначенный для совершенствования человека; мокша – высшее нравственное совершенство, результат эволюции души, высшая цель, достижимая в земной жизни; ахимса – единство всех форм жизни на земле, принцип ахимсы – непричинение вреда всему, что окружает человека. Из этого хорошо видно, что для философии Древней Индии характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман». Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша. Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием. Индийская мысль мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории. Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны. Древнеиндийская философиявключает в себя три этапа. Ведический этап основан сборнике священных текстов Веды и Упанишады. Первооснова мира – Брахман, безличное субстанциальное начало, которое в духовной сущности каждого индивида проявляет себя как Атман, поэтому человек в высших своих проявлениях тождественен Космосу и Богу. Эпическийэтап превращает философию в область рационально-логичских знаний. Источник – поэма Махабхарата (шестая книга Бхагават-Гиты), свод законов Ману. В его рамках развивается учение о йоге, как методе воспитания интеллекта, волевого усилия, основанного на познании духа. Классическийвключает школы: неортодоксальные, отрицающие авторитет Вед, (джайнизм, буддизм, чарвака-лакаята (материалистическое учение)); ортодоксальные, развивающие ведическое учение (йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья). ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Главный интерес китайской философии – это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской – более 2,5 тысяч лет. Китайские философы пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом – по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь – безличная, сознательная, высшая сила. Дао – закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, по сравнению с западной и индийской философией, они приглушены. Таким образом, в древнекитайской философии оформились такие основные направления как даосизм и конфуцианство. Даосизм. Его основоположником стал Лаоцзы. Человеческий мир цивилизации, согласно его представлениям, нарушение космического порядка Дао. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао. Лаоцзы сформулировал принципы выведения человечества из хаоса, за границы цивилизации: недеяние, неучение, неименование, ненасилие. Задача – восстановление телесно-духовной идеальной природы мироустройства и ритмов Инь (женский принцип) и Ян (мужской принцип). Конфуцианство. Основоположник Конфуций.Соблюдать дао – это, по Конфуцию, означает быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь – человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи – мудрость, интеллект; и – следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец/сын, муж /жена, старший брат/младший брат) и на службе (старший/младший; начальник/подчиненный); ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей. Поэтому его философии свойственен дух традиционализма, закрепленный ритуалом; идеалом гармоничного мироустройства выступает сильное государство и богатое общество. Дао проявляет себя через благородного человека, управляющего государством. Обретение гармонии возможно, напротив, через цивилизационные начала, для чего необходимы долг, человеколюбие, почтительность, уважение. Осуществление своей программы Конфуцийвидел в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе. Впоследствие конфуцианство оформляется в неоконфуцианство, в XI-XII веках достигшее своего расцвета, и в наши дни среди китайских философов много его сторонников. |