ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ. Философия как наука. Методология философского исследования Слово философия
Скачать 161.84 Kb.
|
Теоцентризм — это религиозная и философская концепция, определяющая, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ. Философы-сторонники теоцентризма рассматривали проблемы человека как личности, природы, мышления лишь с точки зрения, что Бог является центром бытия, личностью над миром, который создал и человека, и природу и всё прочее. Авторитарность — философские учения имели религиозный характер и были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и каноном мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись. Традиционализм и ретроспективность мышления — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Подавлялись и осуждались новаторство, креативность, индивидуализм, доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем по́длиннее, и тем больше можно доверять истинам, в нём изложенным. Комментаторство и экзегетичность. Комментаторский жанр преобладал над остальными, так как Священное Писание не поддавалось ни анализу, ни критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых догматов и поэтому христианские экзегетики ставили перед собой задачу толкования священных текстов, таблиц, чтобы разъяснить все противоречия, проинтерпретировать их для понимания простых людей. Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу. Основные представители Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу. Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение. Писатель считал, что человек должен хранить христианскую веру, заниматься самопознанием и аскетизмом. Философия же, по его мнению, всё извращает, лишние мудрствования в виде философских учений только отвлекают от истины, которую даёт религия. Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма. Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства. В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога. Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть. В отказе от собственных взглядов путём выявления в них ошибок и заблуждений заключался путь Августина Блаженного к совершенствованию. Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие. Фома Аквинский, в отличие от Августина Блаженного, считал, что разум, независимо от веры, способен постигать отдельные истины. Но для спасения человеку необходимо знать нечто такое, что недоступно понять только разумом и можно познать лишь через божественное откровение. Философия Нового времени Философия связана с социологической не только через естествознание, но и религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или… или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности – деизм, концепция двух истин – божественной и природной. С новой силой начинается полемика в форме эмпиризма и рационализма: чем является основа подлинного знания – разумом или опытом? То есть, в ХVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Особенности философии Нового времени'. • критическое отношение к средневековому духовному наследию, в частности, к схоластике; • философия выступает за практическую значимость философских и научных идей; • философия ориентируется на науку как на действенное знание о природе; • на первый план выдвигаются гносеология (от греч. гно-сис — знание) — теория познания, и методология — теория метода; • активно разрабатывается социальная философия. В такой ситуации важнейшие проблемы философии формулируются в гносеологии — теории познания. Основные дискуссии касаются двух вопросов: 1. Что является источником знаний — чувственный опыт или деятельность разума? 2. Где искать признаки достоверного научного знания — в опыте или в разуме? Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в теории познания, утверждающее, что достоверность знания коренится в разуме и не может быть выведена из опыта (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) Эмпиризм (от лат. empiria — опыт) — направление в теории познания, заявляющее, что единственным источником знания является чувственный опыт, само знание исходит из опыта на основе органов чувств (сенсуализм) или проведенных экспериментов (Бэкон, Гоббс, Локк и др.). Основоположник рационализма Нового времени французский философ и математик Рене Декарт (1596—1650) в качестве исходной идеи философии ставит универсальный принцип сомнения, направленный против схоластики и позволяющий отыскать основу знания в самом разуме: сомнение — это акт мысли, из которого можно выводить другое знание, например: «Мыслю, следовательно, существую». Истинность этого положения, по мнению ученого, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный свет разума. Рене Декарт(1596-1650) Р. Декарт предложил новую модель познания: не изучать вещи (механизм их божественного творения недоступен), а воссоздавать их с помощью разума. Истина, по Декарту, это не соответствие знания бытию, а схема соответствующего истине бытия. Так открывается возможность экспериментального создания таких вещей, которых нет в природе. Основное положение философии Р. Декарта—дуализм субстанций (субстанция — первоначало, сущность, из которой возник мир). По Декарту существуют два вида субстанций: духовная — неделима, связана с мышлением и чувствами, является носителем врожденных идей как условий достоверного знания; материальная — природная, делимая, протяженная, имеющая фигуру, положение, движение. Природа подчиняется механическим законам (они устанавливаются с помощью математической науки — механики). В основе философии голландского философа Бенедикта Спинозы (1632—1677) лежит пантеистическое учение об отождествлении Бога и природы. Бог-природа является единой субстанцией, которая, по Спинозе, имеет множество атрибутов (неотъемлемых характеристик и свойств) — таких как мышление и протяженность, и модусов (конкретных состояний и проявлений субстанции) — например, развитие. Природа как субстанция вечна, неизменна и определяет все происходящие в ней процессы и явления. Поэтому человек — лишь мыслящая машина, подчиняющаяся необходимости природы. Свобода достигается лишь через познание необходимости. Спиноза различает три вида познания: чувственное, рассудочное и интуитивное. Чувственное познание носит подчиненный, второстепенный характер, В этом и проявляется рационализм Спинозы. Основоположник эмпиризма Нового времени английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) видел задачу философии в создании нового метода научного познания («Хромой, идущий по дороге, опережает человека, бегущего без дороги»), переосмыслении предмета и задач науки («Нужно пытать природу, подчиняясь ей»). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Ф. Бэкон понимал науку в качестве средства, а не цели, как это было в античности и средневековье; цель науки по Бэкону — принесение пользы человечеству, увеличение власти человека над природой. Ученый считал необходимым для изучения природы использование метода индукции — движения мысли от единичных опытных данных к общим положениям. Гносеология Ф. Бэкона исходит из того, что разум может открыть законы природы, если устранить помехи — идолы или призраки разума, среди которых различают идолы: рода — стремление человека истолковать природу по аналогии с собой; пещеры — склонности, пристрастия и другие индивидуальные особенности людей, заложенные воспитанием и образованием; площади — использование неточных слов и терминов в науке; театра — слепая вера в авторитеты, следование кумирам, популярным людям или идеям, которые не всегда правильны или истинны. Философия И. Канта Иммануил Кант (1724-1804 гг.) — немецкий (прусский) философ, основатель немецкой классической философии. Кант осуществляет своеобразный поворот в философии и закладывает основы понимания философии как особого рода науки. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периодафилософский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаи-модействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц. • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизмен-на; • природа находится в постоянном изменении и развитии; • движение и покой относительны; • все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологиче-ской эволюции. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: • «Критика чистого разума»; • «Критика практического разума»; • «Критика способности суждения». Основные взгляды Канта: • Всвоей книге «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности; • Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия - антиномии. Первая антиномия - ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен); Вторая антиномия - простое и сложное (существуют только простые элементы и то, что состоит из простых - в мире нет ничего простого); Третья антиномия - свобода и причинность (существует не только причинность позаконам природы, но и свобод - свободы не существует. все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы); Четвертая антиномия - наличие бога есть (бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего бога нет. нет никакого абсолютно не-обходимого существа - причины всего сущего); • И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: 1)апостериорное знание; 2) априорное знание; 3) «вещь в себе». Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе»— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. • Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя: 1) формы чувственности; 2) формы рассудка; 3) формы разума. Чувственность— первый уровень сознания. Формы чувственности — пространствои время.Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок— следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории— предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений. Разум- высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. • Кант предложил учение о категориях— высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Категории: -количества — единство, множество, цельность; - качества — реальность, отрицание, ограничение; - отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; - модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность. • Главные понятия «Критики практического разума»: - чистая нравственность— признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; - моральный закон (категорический императив):»Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». • В «Критике способности суждения»— Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: -целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); - целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); - целесообразности духа (наличие Бога). Философия Гегеля Георг Гегель (1770—1831)- сумел решить проблему взаимосвязи двух миров (мир природы и мир чел-ка) в своем труде «Феноменология духа». По Гегелю связь между этими мирами заключается в движении к индивидуальному сознанию с помощью абсолютного «я». Феноменология духа – прохождение человеческим сознанием всех ступеней развития, в итоге чел-к превращается в личность. Индивидуальное сознание уже может посмотреть на мир. Гегель рассматривал проблему противоположности субъекта и объекта. Каждая последующая ступень развития сознания включает все предыдущие. Последующие предопределяются на более ранних этапах: 1ступень – сознание – предмет противостоит сознанию. 2 ступень – самосознание – предмет и сознание тождественны. 3 ступень – ступень духа – сознание постигает духовную реальность мира и самоё себя как выражение этой реальности. Вершиной движения является освоение языка философии. Дойти до высшей точки, значит выражать мысли категориями, дойти до понятия. Гегель обозначает свою систему как абсолютный идеализм. Абсолютная идея – разум (первое определение). Абсолютная идея – сущность вещей. Гегель представил универсальную схему саморазвития абсолютной идеи – от абстрактных форм к содержанию: 1.Логика – научно-теоретическое осознание абс. идеи. Идея раскрывается в виде системы понятий и категорий (бытие, химизм познания). 2.природа – наиболее слабая часть философии Гегеля – у него природа – вспомогательное средство для развития абс. идеи. Бог создал природу, чтобы возник чел-к и человеческий дух. Стадии развития человеческого духа: а)субъективный дух – на трех уровнях: антропология – душа, чувствующая субстанция. феноменология – превращение души в сознание.психология – теоретические и практические способности духа. б)объективный дух – охватывает сферы социальной жизни. Разворачивается в праве, морали, нравственности, религии, искусстве. в)абсолютный дух – включает в себя совокупную духовную деятельность всего человечества на протяжении истории. Противоречия в философии Гегеля. Высказывая диалектические идеи, Гегель сказал: «Всякая идея должна быть завершена, она должна давать окончательные ответы на все вопросы». Движение абс.идеи идет по замкнутому кругу от начала истории до времени создания системы Гегеля, т.е. после системы идет повтор всех пройденных этапов. Диалектике Гегель придает наиболее развитую форму, он вносит новое содержание в науку: 1.З-н перехода кол-ва в кач-во. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.Отрицание отрицания. |