Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
РЕФЕРАТ по дисциплине «Социология» на тему: «Философия кризиса» (О. Шпенглер, И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев).
Выполнила студентка
Группы
Тарасова Александра Сергеевна
1 курса
Специальность «юриспруденция»
Оглавление
Введениеж 3
1 главарь. Терминология из основные понятия кризиса 5
2 главарь. XX веки как основной веки кризиса во России 6
3 главарь. Переломка истории, кризисный, ценности из перспективы. О. Шпенглер 7
4 главарь . Германия из кризис европейской культуры . Й. Хейзингд 9
5 главарь. Тема кризиса человекаб в западноевропейской философии. X. Ортегий-и-Гассет 9
6 главарь. Ото кризиса культуры из технологической цивилизации ка мировому глобальному кризису 12
7 глава. Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Н. Бердяев 14
8 глава. Пути преодоления кризиса 15
9 глава. Заключение 16
Список литературы 18
Цельный работы: изучить философию кризисаб как терминал, ее происхождение из этапы развития, рассмотреть философиюя кризиса отдельных знаменитых личностейк - О. Шпенглера, И. Хейзинга, X. Ортегаб-и-Гассеат, Н. Бердяева.
Необходимость разобраться, чтоб подразумевает во себе философия кризиса, узнаться истоки ее происхождения для тщательногоп понимания сути из границ основания, также ознакомиться се философией выдающихся личностей из узнать вкладка каждого во развитии данной терминологии.
Введениеж
Всего этапы человеческого развития сопровождалисьэ понятиями, какао кризисное сознание из кризисное мироощущение. Нож по какой причинение?
Мировая история богатаб такими событиями какао войны, гибели цивилизаций, катастрофыь, пророчества религиозных личностейк и деятелей, где во основе этил представления восходят ка эсхатологическим мифам, ад именно мифам об предстоящем концепт света, которые былина важной составляющей частью многихц культур. Целью эсхатологических мифовг была своеобразная попытка осмыслиться будущее мироздания, егоза развитие. Оникс влияли нет только над религиозную, нож и над философскую мысль над протяжении многих вековой, вплоть дог философских, социологических из культурологических концепций О. Шпенглера, И. Хейзингаб, X. Ортега-и-Гассета, Н. Бердяеваб и других .
Во период резких социальных трансформацийк наиболее остров обострилось кризисное восприятие. Современныеж исследователи пытаются провести параллелизм между нынешним кризисным мировосприятиемн и егоза истоками во древности: Историки из археологи обнаружили немало свидетельство тяжелых из длительных кризисов, через которыеж пришлось пройтись многим древним обществам. Известность, например, чтоб один изо них, связанный се наступлением эпохи железа из вызванными ими экологическими изменениями, пришелся над окончание третьего из начало второго тысячелетия дог нашей эры из оставил свой следок в истории многих народовг Евразии. Правда, мыс далеко нет всегда можем достоверность судить низ о причинах кризисов, низ о томан, какао они протекали. Заток нам хорошо известность, под крайней мерея, однова из ихний последствий: во ходе длительных из глубоких потрясений всякий разве менялась картина мираб.
Целью мифов над протяжении тысячелетий являлось определениеж смысла жизни из помощь во преодолении тягота, нож с разрушением одних общество и становлением других, переселениемн народа из разрыв старых, привычных связейк между людьми – всего в совокупности привело ка утрате веры во мифы. Человек оказывался лишенец всякой духовной защиты передо лицом чуждого из нередко враждебного мироздания. Распадаласьэ связь временно. Мысль об бессмысленности бытия, приходившая во результате утраты традиций, запечатленаб и во египетской поэзии, из в древнейших памятниках вавилонскойк словесности - "Эпосе об Гильгамеше" из "Беседе господина из раба", из в размышлениях об "суете суета", которым предавался библейскийк Экклезиаст"
1 главарь. Терминология из основные понятия кризиса Кризисный, кризисное сознание - центральныеж понятия философии кризиса. Приз этом существуют различные подходыь к определению этих понятийный: еще во Древней Греции поди кризисом понималось завершение илий перелом во ходе некоторого процесса, имеющегоп характер борьбы. Кризисный — переворотить, порасти переходного состояния, переломка, состояние, приз котором существующие средства достижения целейк становятся неадекватными, во результате чего возникают непредсказуемыеж ситуации.
Во самом своем общем видео кризис есться нарушение прежнего равновесия из в тоё же времянка переход ка новому равновесию.
Во социальных науках принято различаться стабильное из кризисное состояние общества. Первоеж означает устойчивость воспроизводящийся порядок. Второе служить способом движения социальной системыь от прежнего состояния, черези дезинтеграцию из конфликт, ка новому состоянию.
Кризисы бывают частичныеж и общие. Средина общих кризисов наиболее универсальныйк характер имеет социокультурный кризисный, объемлющий какао совокупность социальных отношений, такт и культуру, равно какао и ихний взаимодействие.
Социокультурный кризисный свидетельствует оба исчерпании возможностей саморазвития обществаб в данном егоза качестве.
«Обществовед, переживающее патологический социокультурныйк кризис, есться кризисный социум. Этот специфическое, редкость встречающееся во истории состояние общества, характеризующееся уникальнымн сочетанием параметров социального из культурного развития. Именной такое состояние из сложилось во советском общественно на основе тотального отчуждения человекаб, наложившегося над многовековой расколка российской культуры. Этот состояние можно охарактеризовать какао застойное противоречие между культуройк и социальными отношениями, породившееж распад связей, интегрирующих обществовед, разложение культурного основания общественногоп воспроизводства приз одновременном блокировании механизмов егоза саморазвития.» 1
2 главарь. XX веки как основной веки кризиса во России XX в., вероятность, войдет во историю какао один изо самых драматических из кризисных за всего время существования человечества: дверь мировые войны; установление тоталитарныхц режимов; кризисный идей прогресса; рациональности из гуманизма; отличавших над протяжении столетий европейскую культуруф и цивилизацию; грандиозные экономическиеж катаклизмы; стремительное развитие технологийк, невиданный ростр промышленного производства из в тоё же времянка превращение техники изо орудия человеческого разума во источник ядерной угрозыск, глобального экологического кризисаб, причину нарушения экологическогоп баланса, истощения природных ресурсовг - этил и подобные ими явления порождали из продолжают порождаться кризисное мироощущение.
Этот мироощущение характерность для сознания простых людейк, оно находить многообразное выражение во искусстве, литературе, работах ученыхц и философов. Можно говориться о томан, чтоб в нынешнем столетии складывается философия кризисаб, представляя особое направлениеж исследований. Стоить отметить, чтоб еще 10 - 15 лета назад во отечественной философии этаж тематика обозначалась какао кризис "буржуазной", "западной" цивилизациий и культуры. Явность или неявность предполагалось, чтоб этот кризисный обошел стороной нашу собственнуюя жизнь, чтоб он порождение прежде всего природой западногоп капиталистического общества. Острое кризисноеж мировосприятие, ожидание грядущих катастрофа были характерный для русской философской традициий, во том числе из для русской дореволюционной философскойк и социальной мыслию. Установление жезл в СССР во 1930 - 1940-её годы жесткого тоталитарного режимаб трактовалось многими мыслителями самыхц различных направлений какао наглядный кризисный радикальных социалистических из коммунистических идейка или даже какао своеобразный апокалипсис вековой российскойк истории.
Обращение во философской литературе XX в. ка анализу причина, природы из последствий социокультурного кризиса, егоза влияния над эволюцию кризисного мировосприятия, кризисногоп сознания сыграло существенную ролька в развитии философии, социологиий, культурологии, ад также над формировании одногодка из магистральных направлений во современных исследованиях - глобалистики.
3 главарь. Переломка истории, кризисный, ценности из перспективы. О. Шпенглер
XX столетие началосьэ под знаком нигилизма, отрицания святыньэ. "Богач умер!" - такой диагноз грядущемуф веку поставил еще Ф. Ницшеж: конец нового временить, кризисный гуманизма, крушение идеалов творчестваб, рационалистической парадигмы - вотум симптомы одногодка из крупнейших социальных кризисовг XX в. - кризиса культуры.
Знаменитая работать О. Шпенглера "Закатка Европы" сыграла ролька своеобразной детерминанты, определившей духовнуюя атмосферу начала века во Европе. Шпенглер обращается ка теме "конца культуры", кризисаб духовности, гибельной ролик цивилизации. Во основании концепции Шпенглера лежалаб идея об цикличной смене замкнутых, независимыхц культур, каждая изо которых "расцветает" изолированность от других из "умирает", осуществив всего свои возможности. Одной изо таких умирающих культура Шпенглер объявил туз, ка которой само принадлежал - западноевропейскую культуру. Согласность Шпенглеру, гибельный культуры означает, чтоб приостанавливается дальнейшее духовное развитиеж в рамках тойон или иной культуры, из остается лишь мертвая "цивилизация". Цивилизация является неизбежнойк судьбой из роком культуры. Культура опирается над религиозные из национальные корни, цивилизация под своей природе безрелигиозна из интернациональна. Во центре культуры стоять философия из искусство, во центре цивилизации - техника, инженерноеж искусство, массовые зрелища, спортан. Закатка Европы для Шпенглера - этот и есться превращение старой европейской культурыь с ее высоким искусствомн, философией из религиозностью во современную индустриальную цивилизацию.
Освальде Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий историк из философ, один изо теоретиков культуры во XX в., представитель "философии жизний". Во "морфологии культуры" Шпенглераб прослеживается влияние некоторых идейка А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсонаб. Во своем наиболее значительном произведениий - первомаец томе "Закатать Европы" Шпенглер выдвинул концепциюя культуры, непосредственно или косвенность оказавшую очень большое влияниеж на историко-культурологическую мысльэ XX столетия. Опираясь над обширный материалец, накопленный ка тому временить археологией, этнографией из другими науками, Шпенглер стремился раздвинуться горизонты традиционной исторической наукий, определиться место, прежде всего, западноевропейскойк культуры во истории человечества. Движение историий, ее логика рассматривалисьэ Шпенгле-ромб как развитие из закономерные превращения (юность, расцветка, зрелость, упадок) предельность обобщенных культурность-исторических форма. Культура, под Шпенглеру, - этот отличающее эпоху и, более тогоп, создающее ее какао целостность, определенное внутреннее единствоп форм мышления из творчества, некая единая стилистикаб, запечатленная во экономической, политической, духовной, религиознойк, практической, художественной жизний. Однако из важнейших проблема культурологии XX в. - отношения культуры из цивилизации - во философии Шпенглера принимает характерец непримиримой антиномии. Шпенглер выделяету в развитии культурность-исторического индивидуума следующиеж фазы: мифосимволическую раннюю культуруф, метафизико-религиозную высокуюя культуру из позднюю, окостеневшую культуру, переходящуюя в цивилизацию. Весьма цикл, согласность мыслителю, длится околоток тысячелетия .
4 главарь . Германия из кризис европейской культуры . Й. Хейзингд Тревожное времянка послужило поводом для написания вышедшейк в 1935 г. книги нидерландского историкаб Й. Хейзинги "Во тени завтрашнего днями. Диагноз духовного недугаб нашей эпохи". Хейзинга отмечаету, чтоб происходит прогрессирующее разложение культурыь, чтоб мир живете в ожидании катастрофы. Чтобыь поставить собственный диагноз духовнымн недугам эпохи, Хейзинга пытается последовательноп зафиксировать тег деструктивные процессы, которые охватилий различные уровни из сферы европейской культуры. Во науке из философии егоза прежде всего тревожить резкое снижение рациональность-критических установок из прогрессирующая утрата способности ка различению истины из лжи. Яркими симптомами являются распространениеж и успех уд публики псевдонауки, псевдофилософии, дажеж суеверий. Во области культуры Хейзинга отмечаету внедрение таких деструктивных представленийк, какао примат практики из воли надо разумом, культя жизни во ее непосредственно витальных формахц, превознесение идеалов героизмаб и борьбы надо трезвым расчетом из толерантностью. Культуре угрожает комплексный опасностей - происходить варваризация культуры. Опираясь над свое знание мировой историий, Хейзинга считает, чтоб развитая культура может существоватьэ лишь над базе принципов индивидуальной инициативыь и ответственности, частной собственностий и свободы мышления из действия.
5 главарь. Тема кризиса человекаб в западноевропейской философии. X. Ортегий-и-Гассет Ка концу 1920-ха годов кризисный европейской культуры из жизни перешел во свою следующую стадию, которуюя можно обозначиться как кризисный человеческого существования, или антропологическийк кризис. Егоза непосредственной причиной можно, видимость, считаться великую экономическую депрессию рубежаб 1920 - 1930-ха годов. Наложившись над предшествующие социальные катаклизмы, депрессия привелаб к тому, чтоб ситуация кризиса стала осознаваться из переживаться миллионами людей. Социальная дезориентация сталаб массовым явлением.
Философское эссеист испанского мыслителя X. Ортеги-и-Гассетаб "Восстание масса" (1930) занимает особое местоп среди работа, посвященных европейскому кризисуф.
Глубинную суть кризисаб Ортега видел во выдвижении над историческую арену нового феноменаб - "человека массы". Подобноп Ясперсу, Ортега отмечал, чтоб нивелирование охватывает всего: судьбы, культура различныхц социальных классовый, даже половые различия. Наступаету господство "среднегорье человека", господство "человека массыь". Восстание масса может бытьё катастрофой во судьбе человечества: достаточность 30 лета господства "человека массы", чтобыь вернуть человечество ка эпохе варварства, считалка Ортега. Какова жезл психологическая структура "человека массыь"? Согласность Ортеге, человек массы считаету, чтоб цивилизация, которую оно видит из использует сок дня рождения, также первозданнаб и самородна, какао и природа. Основные культурныеж ценности для негоже не существуют, оно с ними нет соглашается, оно не намерение их защищать. Для человекаб массы характерность прежде всего вульгарное самодовольствоп. Оно считает, чтоб жизнь должна бытьё легкой из обильной, безе трагических ограничений. Оно доволен собой, всегда из везде утверждает свое моральноеж и интеллектуальное достоинство. Этаж удовлетворенность собой замыкает егоза от всего внешнего. Емуф неведомы смущение из сомнение, оно может нет считаться се остальными людьми. Внутреннее чувствоп господства побуждает "человека массыь" постоянность осуществлять этот господство, действовать такт, какао если бык в мире существовал толькоп он из ему подобные.
Очень опаснымн явлением, связанным се "восстанием масса", Ортега считалка появление атмосферы насилия, культаб силы во обществе. Се критикой культа насилия Ортегаб обращается ка анализу тоталитарных режимов XX в. Деструктивныеж процессы массовизации общества испанскийк философ кроме того связываету с ростомер технического развития, се тем, чтоб тело материальной цивилизации подминаету свои жезл глубинные духовные из культурные истоки. Растет специализация людейк, каждый занимается какойк-тоё узкой производственной операцией. Этот в значительной мерея упрощает характерец труда. Человек теряет цельностьэ своего характера из личности, во результате плодится множество обезличенныхц людей. Этил нивелированные, "средние людишки" проникают воз все сферы жизни из стремятся господствовать во них. Нивелирование углубляется из ускоряется под мере того, какао нарастают кризисные явления во обществе. Во результате обществовед оказывается во ситуации, когда чутьё ли нет единственным средством удержания всего возрастающего числа массовых людейк становится всепроникающее из регулярное государственное насилие. Распространениеж "человека массы", таким образом, можету индуцировать тоталитарные структуры властий.
Во целом Ортега, анализируя ситуациюя своего временить, приходить к достаточность пессимистическим выводам. Судьба Европыь и мираб вообще представляется ему мрачнойк: господство "человека массыь", бюрократии, тоталитарного режимаб, уничтожение культуры, превращениеж людей во моральных идиотов из технических роботов. Ортега предчувствуету грандиозную драму, которая должнаб, под его мнению, разыграться во ближайшие годы.
Драма, действительноп, последовала, нож пошла онагр далеко нет по тому сценарию, которыйк предрекал испанский философия. Немецкий социология К. Манхейм ощущал своеж время какао эпоху радикальной социальной перестройкий.
Кризисный культуры во либеральном демократическом общественно наступает потому, чтоб фундаментальные процессы, развитию которыхц раньше способствовали создающие культурыь элиты, перешли вследствие массовик-зации общественной жизний в свою прямую противоположностьэ. Манхейм считает, чтоб история либерального массового обществаб достигла точки, когда расчету на естественный хода событий ведет ка гибели. Чтобы избежать роковогоп хода событийный, необходимость регулировать, даже планироваться возможные социокультурные изменения.
6 главарь. Ото кризиса культуры из технологической цивилизации ка мировому глобальному кризису Во XX в. кризисное сознание, кризисноеж мироощущение проходить ряд этапов во своем развитии, остров реагируя над многообразные проявления социальных, экономическихц, политических из других кризисов, характерных для историий нашего столетия.
Во начале века бытовало представлениеж о вечности из универсальности идеалов рациональности, человеческихц ценностей, понимания смысла жизний, значимости развитой богатойк культуры. Во период из после первой мировой войныь лавинообразно нарастало ощущение опустошения, потерий идеалов, стабильности, цельности существования. Несколькоп иное содержание кризисное мировосприятиеж на Западе начало обретаться с 1930-ха годов. Одним изо путей преодоления экономической депрессиий и социально-культурного хаосаб в ряде страна мира явилось установление разныхц форм тоталитаризма. Такт называемые вождизм увлекали народы этих страна перспективами форсированной модернизации из достижения могущества нации. Оникс насаждали во обществе милитаристский духи, разрушали демократические политическиеж и гражданские институты. Восстаниеж масс былой остановлено тотальной идеализацией миллионовг дезориентированных "винтиков" того илий иного режима. Этот время можно назваться антропологическим кризисом или дажеж антропологической катастрофой, поскольку над поверхность цивилизации выплеснулись националистическиеж, фашистские из иные человеконенавистнические идеологии из практики. Мира опять оказался ввергнутым во войны, масштабы уничтожений во которых возросли во соответствии се дегуманизацией масса и ростомер технических средство уничтожения.
Сложнее охарактеризовать кризисноеж мироощущение послевоенного временить. Восстановление стабильности, решительноеж осуждение "тоталитарного соблазна", развитиеж техники из промышленный ростр вселили надежды над безграничное развитие цивилизации. Нож вместе се тем успехи науки из техники постепенность обернулись отрицательной стороной. Годе от годами угроза ядерной войны, радиоактивногоп заражения становилась всего реальнее. Человечество сталкивается сок сложными экологическими, демографическими из ресурсными проблемами.
И, если во начале XX в. во центре внимания западноевропейской мыслию находился кризисный культуры, рациональности, нравственных ценностейк, поведенческой мотивации, тоё постепенно (переживать фашизм из военные режимы во Италии, Испании, Германии, разочарованиеж в перспективах из безграничности технического прогресса) кризисноеж ощущение перестает бытьё феноменом культурной жизни элитыь европейского континента из перерастает во предощущение реальной из вполне возможной гибели человечестваб. Во западной жизни такое реальноеж ощущение кризиса из грядущего Апокалипсиса переживало подъемлю в 50 - 60-её годы во связи се нарастанием негативных последствий техническогоп развития из соответствующим разочарованием во неограниченных возможностях техники. 50 - 60-её годы - этот начало социальных движений противо технической экспансии, за спасениеж и выживание человечества, созданиеж Римского клуба из подобных ему организаций.
Во целом можно констатировать эволюциюя кризисной проблематики во западноевропейской философии ото культурологических проблема к формированию "глобальной проблематикий": экологических, демографических, ресурсныхц, космических, медикобиологических из тому подобных проблема. Оникс постепенно выдвигаются над первый планёр, заслоняя собой культурологическуюя проблематику: утрату смысложизненных ориентировка, дилемму культуры из цивилизации, проблему духовного кризисаб и пре.
И все же главной особенностью этого периода становится появление трезвых, реалистических, а не мифологически-эсхатологических подходов к пониманию и исследованию кризисных глобальных проблем. Человечество, наконец-то задумавшись о перспективах и возможностях выживания, начало разрабатывать достаточно адекватные способы локализации и преодоления социальных, политических, экономических, технологических кризисов, которые, наверное, в будущем будут рассматриваться как визитная карточка XX столетия, отражение противоречивости его характера и особенностей истории конца второго тысячелетия.
7 глава. Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Н. Бердяев
Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
Широко известную книгу “Смысл истории” Бердяев написал в 1936 г. В ней он подчеркивает, что, хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чисто человеческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип божественного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице “экономического социализма”, утверждающего принудительное служение личности обществу во имя удовлетворения материальных потребностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.
Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”, опубликованной в 1937 г. Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”: “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию, где победил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностями русского национального характера.
Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.
8 глава. Пути преодоления кризиса Феномен кризиса в XX в. представляет собой гораздо более широкое явление, нежели только кризис культуры, рациональности и пр. Последствия кризиса рубежа веков в Западной Европе затронули очень широкое социальное поле: социально-культурный кризис при всех его модификациях и особенностях в разных частях света был не локальным явлением, а носил системный характер. В определенном смысле это феномен глобального значения: причины кризиса, и особенно его последствия, оказались общезначимыми (как в европейском, евроазиатском, так и в мировом масштабе). Первая мировая война, русская и европейские революции при их судьбоносности суть только историческая преамбула последовавшей за ними радикальной перестройки человеческого существования в XX в. Социокультурный кризис рубежа веков, воспринимавшийся как кризис культуры и человека нового времени, эпохи Ренессанса в истории человечества, перерос в кризис экономической, политической и прочих систем современного человечества.
"Философия кризиса" обращается к проблеме преодоления кризисных ситуаций в обществе, поиска путей выхода из кризиса. Мыслители, осознавая весь трагизм ситуации в послевоенный период, возможные последствия происходящих событий, предпринимают попытки предложить различные варианты выхода из кризисной ситуации, альтернативы социального развития, проекты социального спасения.
При всем многообразии подходов к решению этой проблемы возможность спасения прежде всего связывается с духовными возможностями человечества, с традициями рациональности, гуманизма, всего того, что было накоплено человечеством в эпоху нового времени и что, как
Таким образом, для мыслителей выход из кризисной ситуации прежде всего связан с осмыслением причин складывавшейся ситуации и попыткой сопротивления на духовном, интеллектуальном уровне, поисками интерпретации формирующегося нового типа человека, нового типа мышления, попыткой выявления точек социального роста, позитивного видения перемен, адаптации к происходящему.
Сегодня, в конце XX в., можно говорить о том, что в этом столетии человечество обращалось к реализации различных программ выхода из кризиса. Зародившись в социально-философских исследованиях (индустриально-технологический подход к развитию общества, концепция "радикального консерватизма", идеи социалистической, националистической, либеральной перспектив развития общества и т.д.), они перерастали во влиятельные социально-экономические и политические программы, представленные различными социальными силами и опирающиеся на весьма развитую идеологическую основу.
Данные программы далеко не исчерпывают всего спектра проектов общественного переустройства, предлагаемых в XX в.; не все они в равной мере реализовывались в странах, оказавшихся в ситуации кризиса. Было бы наивным предполагать, что в ближайшем будущем человечество окончательно выйдет из затяжной полосы кризисов. Почва для них осталась и в России, и по границам западного мира, но главное все более заметны процессы интеграции, затрагивающие самые разные стороны жизни и деятельности людей. На первый план выходят иные проблемы, связанные с реальными и возможными в ближайшей перспективе кризисными явлениями в иных, внеполитических сферах человеческого существования.
9 глава. Заключение Мы рассмотрели основные понятия и проблематики философии кризиса, становление и развитие этого направления в философии первой половины XX столетия. В заключительной части излагаются программы преодоления кризиса, которые в разные годы были предложены западными и русскими мыслителями. Главы сопровождаются краткими сведениями о жизни и творчестве западных и российских философов, что расширяет информацию о персоналиях. Можно говорить о том, что в XX столетии складывается философия кризиса, представляя особое направление исследований.
Список литературы
(Мир России. 2000. № 3 РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ Н.И. ЛАПИН) Лапин Н.И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. 1992. № I. 2 Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология: XX век. Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием: философия кризиса в XX веке. М., 1997. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1997
1 (Мир России. 2000. № 3 РОССИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ Н.И. ЛАПИН)
|