Главная страница

Философия. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Совре. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия


Скачать 0.83 Mb.
НазваниеФилософия Нового времени. Немецкая классическая философия
АнкорФилософия
Дата31.10.2021
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия Нового времени. Немецкая классическая философия. Совре.pdf
ТипДокументы
#259865

Учебная дисциплина: Основы философии
Тема: Философия Нового времени. Немецкая классическая философия.
Русская философия XIX-XX вв. Современная западная философия.
Философия Нового времени
С XVII в. начинается новый период в развитии западноевропейской философии, который обычно называют философией Нового времени.
Формирование и характер новой европейской философии определили наряду с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение капиталистических отношений) по крайней мере, три идейных фактора:

возрождение античных культурных ценностей;

религиозная реформация;

развитие естествознания.
Философия Нового времени охватывает XVII—XIX века. С определенной долей условности в ее развитии можно выделить несколько периодов:
 Ранний период Нового времени (начало XVII в.). Новые тенденции в философии Возрождения усиливаются. Натурфилософская и научная проблематика выходят па первый план.

Период научной революции (XVII в.). Строго говоря, начинается он несколько раньше — в конце XVI в. Но всесторонняя трансформация традиционных представлений о мире и человеке и оформление повой (первой научной) картины мира происходит только к концу XVII века.

Период Просвещения (XVIII в.). В Европе распространяется идеология Просвещения — оригинального культурно-философского феномена
Нового времени.

Расцвет немецкой философии (вторая половина XVIII — вторая половина XIX в.). Сюда относится классический немецкий идеализм и материализм.

Зарождение неклассической философии (примерно со второй четверти XIX в.).

Поздний период Нового времени, он же начало Новейшего
времени (конец XIX — начало XX в.). Появляются синтетические учения, в которых объединяются философские традиции Запада и Востока.
Попробуем в общих чертах разобраться в своеобразии новоевропейской
философии.
Как уже было сказано, изменение социально-экономических отношений, ослабление влияния церкви, развитие науки неизбежно отражаются на всей культуре Нового времени, и прежде всего на философии. Она все активнее выступает с критикой схоластической учености, стремится к достоверности и сближению с наукой. Вместе с тем, чем больше накапливается сложных
научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе полученных знаний, так и потребность в достоверном получении новых.
Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских
направлений. Этот период в развитии философии получил название
гносецентристского (от греч. gnosis - знание, познание).
Философы Нового времени отказались от схоластического мышления как метода, мешающего развитию науки. И если философы эпохи Возрождения не осмеливались, а, может быть, не находили в себе силы для критики средневековой схоластики, то философы Нового времени, решительно выступили против неё. В средние века вера возвышалась над разумом, теперь же речь идет о развитии разума, независимого от веры. Поэтому, философия становится руководством в познании природы, а не божественных истин.
В философии Нового времени различают два крупных учения: —
эмпиризм, у истоков которого стоял крупный английский философ, лорд- канцлер Фрэнсис Бэкон (XVI — XVII вв.), и рационализм, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене
Декарт (конец XVI — первая половина XVII в.).
В чем же различие учений этих великих мужей Нового времени?
Ф. Бэкон принадлежит авторство такой известной всем фразы «Знание —
сила»
1
,
2
. Смысл этого афоризма в том, что подлинное знание, по мнению философа, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить процветанию обществу. Наука здесь понимается в чисто практическом смысле
— как средство, по не самоцель, в чем её отличие от науки античности.
В своей философии Бэкон определяет ряд явлений, которые мешают человеку достичь объективное знания. Этими явлениями являются особенности человеческого сознания: различного рода предрассудки, субъективные
искажения реального положения вещей, которые Бэкон называет «идолами»
(или «призраками»). Их несколько видов:
1.
идолы пещеры (человек воспринимает мир как бы из своей пещеры; русский сказал бы: судит обо всем со своей «колокольни»; субъективная оценка реальности с оторванностью от реальности);
2.
идолы театра (приверженность мнению «авторитетов» и догматам, в том числе догматам схоластики);
3.
идолы рынка; (идеи, порождённые некритическим
1
На неё отвечал и актер С. Бодров и даже в современном детском мультсериале дается свое определение Силы.
2
Смысл данной фразы может предстать в другом виде если знать историю эпохи или историю человека.: В 1621 Бэкон привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, был осуждён и отстранён от всех должностей. Помилованный королём, не вернулся на гос. службу и последние годы жизни посвятил науч. и лит. работе.
отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением)
4.
идолы рода (коренящиеся в самой природе человеческого рода ложные идеи, связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой).
Для ученого же главным является борьба с предрассудками, а также важным являются человеческие чувства, которые, выступая инструментами человеческого познания помогают фиксировать и усваивать опыт.
Победу над идолами человеческого сознания и приобретение достоверного знания, согласно Бэкону, может обеспечить подлинно научный метод изучения природы. Античность и Средневековье пользовались преимущественно дедуктивным методом. Когда из общих самоочевидных положений (аксиом, или постулатов) делаются частные выводы. Бэкона такой подход не устраивает. Подлинное знание должно опираться па опыт (эмпиризм
— от гр. эмпейриа — «опыт»), а значит, предполагает обращение к конкретным фактам, явлениям и процессам. Лишь изучив эти частные факты, исследователь может делать общие выводы. Данный метод называется индукцией (от лат. inductio — «наведение»).
Но абсолютной достоверностью обладает в таком случае полная индукция. Например: в аудитории 10 человек; все они обладают российским паспортом; следовательно, все они граждане России. Но полную индукцию, основанную па переборе всех фактов данного класса, в науке использовать, как правило, затруднительно. Обычно применяется неполная индукция. Например: в аудитории 10 человек; у 5 из них выборочно посмотрели паспорт — он оказался российским; делается вывод, что все 10 человек — граждане России.
Видно, что такой вывод имеет вероятностный характер. Бэкон это понимал и для того, что бы увеличить достоверность неполной индукции, использовал методом исключения. Следовательно, исследуя какое-либо явление, нужно искать факты, где оно есть и где его нет, выявлять общий признак и на его основе делать вывод о сущности этого явления.
Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии
Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Деёвид Юм — в
Англии; Дени Дидро — во Франции и др..
Рене Декарт, подобно Бэкону, также выступает с критикой схоластической философии за ее отвлеченность и созерцательность. Подобно
Бэкону, цель науки он видит в достижении господства над природой и пытается разработать научный метод ее изучения, позволяющий добиться систематического производства научных открытий. Но на первое место он выдвигает не чувственный опыт, а разум человека (отсюда и название этого течения - рационализм: от лат. ratio – «разум»).
Логика здесь такова. Необходимо преодолеть все традиционные заблуждения, говорит Декарт. Не авторитетное суждение, а самоочевидность
являются основанием всякого знания. Поэтому провозглашается принцип
сомнения. Последовательно сомневаясь во всем, Декарт погружается в глубины своего сознания. Тут он находит искомое незыблемое основание: можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании самого сомневающегося разума. «Мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum), - утверждает философ. Таким образом, мышление или разум является исходной точкой и фундаментом научного метода познания.
В центре его Декарт как поклонник математики видит дедуктивную
логику, т.е. логический метод, при котором умозаключения делаются от общего к частному.
Наиболее крупные представители рационализма после Декарта -
Бенедикт Спиноза, Готрфрид Лейбниц.
Эмпиризм Бэкона, ориентированный на наблюдение и эксперимент, и рационализм Декарта, ориентированный на теоретическое исследование, оказали огромное влияние на развитие научного познания и философии. Но, разумеется, наука не могла принять ни тот, ни другой метод в качестве единственного. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Рационализм и эмпиризм не противостоят, а дополняют друг друга.

Немецкая классическая философия
Общая характеристика немецкой классической философии.
Немецкая классическая философия (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) - важнейший этап в истории мировой философской мысли.
Ее творцами являются И. Кант, Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и Л.А.
Фейербах, создавшие оригинальные концепции и выдвинувшие ряд принципиально новых идей.
В немецкой классической философии нашли свое отражение как общие черты эпохи становления капитализма, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. В ней получили продолжение прогрессивные идеи западноевропейской философской мысли - вера в могущество разума, гуманизм, неотъемлемые права человека. Наряду с этим в рамках данного течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности.
При всем богатстве разнообразных идей и концепций, немецкой классической философии присущ ряд общих существенных черт, позволяющих рассматривать ее как единое духовное образование.
Первой особенностью немецкой классической философии является её понимание как критической совести культуры, души культуры. Философия, по мнению ее представителей, впитывая «живые соки» культуры, призвана осуществить глубокую критическую рефлексию по отношению к человеческой жизнедеятельности. Они стремились охватить мыслью особенности развития природы, человеческого бытия и истории. Кредо этого подхода к философии высказал Гегель: «Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Она понималась немецкими философами как строгая и систематическая наука, не только ориентирующаяся на научные образцы, но и обладающая своей спецификой. Сама философия дает науке глубокие и широкие гуманистические и методологические ориентации.
Второй особенностью является разработка философии как сложной дифференцированной системы наук. Так, Кант выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего гносеологию и этику. Гегель же создает широкую систему философского знания, в которую входят логика, философия природы, философия истории, история философии, философия права, эстетика и др. Философия каждого из представителей немецкой классики является разветвленной системой идей, принципов, концепций, которые тесно связаны с предшествующим философским наследием и новаторски преобразуют его.
Третьей особенностью является то, что в этой философии происходило смещение акцентов с анализа природы на исследование человеческого мира и
его ист
3
ории. Здесь впервые осуществляется осознание того, что человек живет
3
Понимание человека как общества сказывается и в философии, т.к. возникают вопросы хода человеческой истории, развитие философской мысли в ретроспективе. Этому способствовало развитие науки, возможность сближения и осмысления всего мира как одного объекта.
не только в мире природы, но и мире культуры. Последний выводится Кантом и
Гегелем из деятельности человеческого духа.
Четвертой особенностью является разработка целостной диалектической концепции развития, приложимой к миру природы, обществу и человеку, познанию, науке и нравственности. Диалектика приходит на смену метафизике как методу мышления и познания, и открываются широкие возможности применения диалектического метода.
Немецкая классическая философия имеет общечеловеческое значение. Ее представители пытались ответить на те вопросы, которые не только были свойственны их эпохе, но весьма актуальны и сегодня.
Философия И. Канта
Основоположником немецкой классической философии является И. Кант
(1724-1804). Его важнейшие работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В них он предпринял грандиозную попытку объединить в одной системе эмпиризм и рационализм, где место врожденных идей занял априоризм, тесно связанный с трансцендентализмом. Разум, согласно Канту, имеет теоретическое и практическое применение. Соответственно этому он исходит из деления философии на теоретическую и практическую.
В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» - до начала
70-х годов XVIII в. - и «критический» - с начала 70-х годов. В «докритический период» Кант занимается философскими вопросами естествознания. Так помимо идеи возникновении солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности, он выдвигает идею классификации видов животных по их происхождению и положение о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым обосновывается мысль о развитии в природе. Уже в этот период разрабатываются отдельные проблемы теории познания, говорится о границах познания.
Специфическая кантовская философия, заложившая основы немецкой классической философии, сформировалась в «критический период» и изложена в трех «Критиках». Первая посвящена теории познания, вторая - этике, а третья
- эстетике и учению о целесообразности в природе.
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем, который позднее был назван «коперниканским». Суть этого переворота он видел в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, деятельности человеческого разума.
Докантовская философия в центральной проблеме гносеологии
- взаимодействии субъекта и объекта - делала акцент на анализе объекта познания, а в качестве субъекта рассматривался отдельный индивид. Кант выдвигает на передний план субъект познания и ставит вопрос о его всеобщности. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический
(опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Свою философию Кант назвал критическим идеализмом или трансцендентальным идеализмом. Философия, по его мнению, возможна как критика, которая сама
должна быть построена как пропедевтика (подготовительный курс) к будущей положительной системе философского знания.
По Канту, независимо от нашего сознания (от ощущений и мышления) существует мир вещей, который он назвал «вещами в себе»: 1) бог, 2) бессмертие души и 3) свобода воли. Наряду с миром вещей существует мир явлений, т.е. природа. Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувства и вызывают ощущения. Однако, по Канту, ни ощущения, ни понятия и суждения, ни идеи не дают и не могут дать теоретического знания о «вещах в себе», поскольку познаваемы только явления.
Трем познавательным способностям человека соответствуют, по мнению мыслителя, определенные суждения. Исследуя природу знания, он подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений. Между субъектом и предикатом суждения существуют два вида отношений: 1) аналитические и 2) синтетические. Аналитическим суждением является следующее высказывание:
«Все тела имеют протяжение». Здесь предикат «протяжение» не дает никакого нового знания по сравнению с субъектом «тело». «Некоторые тела имеют тяжесть» - пример синтетического суждения. Здесь предикат «тяжесть» не выводится из субъекта «некоторые тела», а соединяется с ним.
Кант различает понятия «трансцендентальный» и «трансцендентный».
«Трансцендентальный» означает у Канта то, что хотя и предшествует опыту, но предназначено лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание.
Можно сказать, что способности трансцендентальны, а их результаты априорны. Что же касается «трансцендентного», то этим термином обозначается то, что находится за пределами опыта и к опыту не относится, а также основоположения, которые пытаются выйти за пределы опыта,
«повелевающие переступить» его границы. На вопрос о том, откуда берутся априорные формы, Кант ответить не в состоянии. Характерными чертами кантовской теории познания являются агностицизм и априоризм.
Философия Гегеля
Высшим достижением немецкого классического идеализма является философия Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), получившая название системы
абсолютного идеализма. Она изложена в следующих важнейших произведениях: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика» и др.
Основные принципы своей идеалистической системы и диалектического метода Гегель изложил в развернутой форме сначала в «Феноменологии духа».
Эта работа явилась «истоком» и «тайной» всей гегелевской философии. Ее предметом было описание поступательного шествия сознания от низшей ее формы, т.е. чувственной достоверности, до абсолютного знания. Результатом этого шествия оказывается, по Гегелю, понятие науки, которая должна быть изложена как система.
В основу своей философской системы Гегель положил принцип тождества бытия и мышления, рассматриваемый с объективно-идеалистических позиций.

Их первоначальное тождество образует, по его мнению, субстанциальную основу мира. При этом мышление понимается не только как субъективная, человеческая деятельность, но и как независимая от человека объективная сущность, первооснова всего сущего. Объективно существующее мышление, называемое Гегелем абсолютной идеей, в ходе своего развития проходит ряд стадий, отчуждаясь в природу, а затем достигая высшей ступени развития -
«абсолютного духа», т.е. человечества, человеческой истории.
Центральное место в философии Гегеля занимает логика, предметом которой является абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Логика включает учение о бытии, сущности и понятии. Логика начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия: чистое бытие, ничто, становление и т.д. В учении о сущности рассматривается проблема противоречия и связанные с нею категории. По отношению к бытию и сущности понятие выступает в качестве их истины.
Понятие, согласно Гегелю, есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное, конкретные предметы и явления. Так, истинным бытием обладает понятие «плод», а не конкретные явления - яблоки, груши, миндаль.
Антропологический материализм Фейербаха
Последним видным представителем немецкой классической философии был Л.Фейербах (1804-1872). Считая, что предметом философии должен быть реальный человек, он создал новый вид философии - антропологический материализм. Основные положения своего учения Фейербах изложил в
«Сущности христианства», «Предварительных тезисах к реформе философии»,
«Основных положениях философии будущего».
Задачей философии Фейербаха было создание философии как миропонимания, как познание эмпирического бытия и жизни. Он ясно понимал, что «истина-дочь века», что философские системы так же изживают свой век, как и люди. Поэтому нужно идти от философии Гегеля вперед к материализму, к антропологическому материализму. Этот переход связан с критикой религии и прежней философии.
Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека в качестве высшего результата ее эволюции. Природа вечна, бесконечна, пребывает в пространстве и во времени.
Все живое возникает из неживого, жизнь есть высшее проявление природы, выступающей основой всей человеческой жизнедеятельности.
Рассматривая человека, Фейербах подчеркивал его телесную природу, его естественность. При этом человек понимался не как чисто физическое, а как психофизическое, чувствующее существо. Поскольку человек является высшим творением природы, постольку он должен стоять в центре построения философской системы.

Современная западная философия
Современная философия характеризуется многообразием форм и сложным содержанием, проявляющихся в большом разнообразии школ, направлений, теорий, в которых сосредоточен духовный потенциал современной эпохи. Зарубежная философия имеет два ярко выраженных региона развития:
- Европейская
философия, которая всё больше обращается к исследованию конкретных проблеми областей бытия, проявляя всё меньше интереса к всеобщим и общим проблем бытия, его видам и формам. В ней заметно нарастание мистических, оккультных позиций, нетрадиционных философских учений. Ослабевает влияние религии на западноевропейскую философию.
- Восточная философия, на которую большое влияние оказывает религия, особенно буддизм и ислам.
Основные направления в современной философии:
1. Позитивизм (от лат. позитив – положительный)
Возник в первой половине XIX века и получил широкое распространение в XX веке. Его основателем считают французского философа Огюста Конта.
Эта философия изучает способы и методы достижения положительного
(позитивного) знания, истинность которого можно доказать экспериментально.
Главный вывод позитивистов состоял в признании того, что методы естественных наук применимы к анализу общества; они хотели создать из философии такую же точную и конкретную науку, как физика, химия и др.
В современном позитивизме существует множество школ и направлений, наиболее значительными из них являются:
- Неопозитивизм, который связан с деятельностью «Венского кружка» при Венском университете и его последователей в разных странах: М.Шлик,
Р.Карнап, В.Крафт, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Они посвятили свои труды логическому и лингвистическому анализу языка, взаимосвязи морали и христианства, аналитическим и культурологическим проблемам.
- Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун). Их главная идея – критический рационализм. Большое внимание они уделяли социальным проблемам, особенно связанным с революциями, насилием, тоталитаризмом.
- Эмпириокритицизм - эта философия является одной из форм позитивизма, которую разработали австрийский учёный Э. Мах (1838 - 1916 г.г.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843 - 1896 г.г.), они старались объяснить окружающий мир через опыт людей с помощью позитивного языка науки и хотели создать из философии такую же точную и конкретную науку, как физика и химия.
2. Герменевтика (от греческого- разъясняющий, толкующий).
Согласно древнегреческим мифам, посланник богов – Гермес должен был разъяснять людям смысл божественных вестей. Основы современной герменевтики заложены немецкими философами Ф. Шлейермахером, Г.

Гадамером, М. Хайдеггером. Герменевтика – это способ философствования,
центром которого является процесс понимания. Она существует в двух формах:
- Герменевтика сознания, главный принцип которой заключается в том, что понимание есть вживание в психологический мир другого человека, т.е. форма сопереживания.
- Герменевтика бытия: понимание есть смысл человеческого опыта, который реализуется в делах и языке людей.
Для всех герменевтиков очень важным является налаживание
продуктивного диалога между собеседниками, а также толкование,
понимание текстов и языковая практика.
1)
Аналитическая философия
Основателями аналитической философии считают Б.Рассела, английского философа, логика, математика, видного общественного деятеля и Л.
Витгенштейна – австрийского философа и математика.
Аналитическая философия представляет собой философствование посредством детального анализа используемой логики и языка.
Основные положения аналитической философии:
ü Язык - это граница мышления и действия. Он даёт полнейшую информацию о мышлении и действии.
ü Язык имеет логическую форму.
ü Значение слова есть факт, который оно обозначает.
ü Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности.
ü Философия - это прояснение содержания языковой деятельности человека.
2)
Феноменология
Основателем феноменологии является немецкий философ Э.Гуссерль, который исследовал мир феноменов.
Феномен – это широкое понятие, охватывающее все явления сознания.
Эта философия предполагает отказаться от всех установок, от всего, что связывает нас с внешним миром и переключить внимание на внутренний мир человека, точнее на само сознание. По мнению Гуссерля внешний мир изучает множество наук, а философия должна изучать даже не реальное сознание человека, связанное с внешним миром, а некое идеальное бытие, которое находится в сознании человека – это мир чистого сознания, именно в нём может быть абсолютно истинное знание. По сути феномен – это форма психического
самонаблюдения.
3)
Иррационализм (от лат.- неразумный, бессознательный).
Это философия, противоположная рационализму, согласно которой истинное знание даёт не разум, а нечто, недоступное разуму: экстаз, озарение, мистическая интуиция, эмпатия (сопереживание), формы образного познания
(различные виды искусства). Полученное таким образом знание носит уникальный, избирательный характер и даётся не каждому человеку. В иррационализме существует несколько школ и течений, самыми значительными
из них являются:
- Философия жизни (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше). Их философия является этапом перехода от классической (рациональной) философии к философии современной, иррациональной.
Основные идеи философии жизни:
ü Пассивный нигилизм, т.е. критика всех ценностей морали и разума, как устаревших и неприемлемых для новой эпохи.
ü Учение о воле как первооснове бытия. У Шопенгауэра – это воля к
жизни. Каждый индивид эгоистически стремится к жизни, и из-за этого мир превращается в ад, а государство и право сдерживают индивидуальную агрессивность.
Преодолеть индивидуальный эгоизм способны лишь избранные, аристократы духа, философы, гении. Как преодолеть эгоизм? Через философское и художественное творчество, а так же нравственное сострадание.
У Ницше воля к жизни – это воля к власти. Его главное положение « Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Из неё вытекает идея
Сверхчеловека – создателя и носителя новых ценностей и новой морали, который имеет волю к власти и поэтому может преодолеть все отрицательные качества человека. Сверхчеловек способен коренным образом переоценить ценности, он наполнен духовным творчеством, умеет концентрировать волю к власти, обладает сверхиндивидуализмом, оптимистичен и бесконечно самосовершенствуется.
4)
Экзистенциализм (от лат. – существование).
Крупнейшими представителями этой философии являются : Н.Бердяев,
Л.Шестов, Ж.П.Сартр, А.Камю и др. Экзистенциалисты уделяют главное внимание специфике, особенностям существования человека в современном мире, его индивидуальной ответственности за всё, что происходит с ним самим и с другими людьми. Одним из положений экзистенции является особая трактовка человека как существа, заброшенного в мир, где его жизнь трагична, проблематична, временна и абсурдна (бессмысленна). Человек должен хорошо себя изучить, найти в себе внутренние силы для жизни, ведь
жизнь – это уникальное явление, главная ценность на земле.
Экзистенциональный способ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он решил быть. Экзистенция – это
самоконструирование себя, это результат собственных усилий, связанных с риском, силой воли, решимостью, броском вперёд, чтобы достичь полной свободы над тем, кем ты родился, с тем, кем ты стал.
5)
Сциентизм (от лат. - наука)
Возник в условиях возрастания роли науки в XX в. во время научно – технической революцией, сторонники которого утверждают, что «наука – превыше всего» и её нужно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все виды человеческой деятельности, т.к. наука является основой прогресса человеческой цивилизации.
6)
Антисциентизм
Эта философия возникла в противовес сциентизму, сторонники которого
подвергли резкой критике науку и технику за то, что они не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей, т.к. технический прогресс несёт в себе невиданные разрушительные силы. И дело не только в росте военной опасности, но главным образом в обострении экологической ситуации. Установлено, что антропогенные нагрузки на природные системы разрушают биологический круговорот веществ. Уже сейчас в биосферу внесено около 1 млн. несвойственных ей химических веществ. Информационные нагрузки, ускоряющие ритм жизни, особенно в крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, наркомания,- всё это пагубно действует на здоровье человека.
7)
Прагматизм
(от греч. pragma - дело, действие) - это философское учение, представители которого считают, что философия должна стать методом
решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных
ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются в ходе решения практических задач. Основатели прагматизма - американские философы Ч. Пирс (1839 - 1914 г.г.) Д. Дьюи (1859 - 1952 г.г.) определяли, что мышление - это средство для приспособления организма к среде с целью
успешного действия, а истиной является то, что приносит практическую
пользу.
8)
Психоанализ
Другое название этого направления - фрейдизм(от имени основателя - австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856 - 1939 г.г.), который открыл в психике человека не контролируемый сознанием уровень - бессознательное
(«Оно»).Это самая древняя часть психики, которая формировалась у первобытных людей ещё до появления у них сознания. Фрейд сравнивает «Оно» с котлом, в котором «кипят» инстинкты человека, его желания, страсти, стремления, комплексы, требующие немедленной реализации; в них, считают фрейдисты, - источник антикультурной жизни человека. Сторонники учения Фрейда считали, что нужно научитьсянаучно
управлять бессознательным, чтобы перевести его на уровень сознательного и сверхсознательного, т.е. находящегося под контролем сознания.
9)
Постмодернизм
(от лат. modo - недавно; то, что наступает после «недавнего»; или - современный)
Постмодернизм представляет собой комплекс идей, характерных для
новейшей культуры.Эти идеи разработали: Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж.
Деррида и др. Многие постмодернисты - филологи по образованию и литераторы, что в немалой степени определило их внимание к текстам. Постмодернизм представляет собой образ жизни, систему ценностного мироощущения и модель отношения к миру в новом постиндустриальном
обществе
(приставка пост означает противопоставление прошлому, т.е. индустриальному
обществу и его взгляду на мир). Если в индустриальном обществе, с его культом Разума, существовала вера в прогресс, в гуманизм, в непрерывное обновление, освобождение и т.п., то постмодерн всё это критикует, считает опасным утопизмом. Постмодерн выступает как «неуправляемое возрастание
сложности» (Ж. Лиотар), как «Эра усиливающегося беспорядка, имеющая
глобальную природу» (Д. Фридман). Новая информационная культура ориентирована на переход от производства вещей (модерн) к производству
знаков, символов, информации. Если модерн считал основными ценностями свободу, равенства братство и стремился к совершенному человеку и совершенному обществу, то в постмодерне ценятся: разнообразие,
толерантность,
плюрализм
(разнообразие),
деконструктивизм,
т.е.
решительный отказ от целого, универсального и абсолютного.
Приветствуются: нигилистическое отношение к достижениям культуры
(«Ничто не гарантировано»; «Забыть!»; «Говорю - значит существую»; «Ничто не слишком и т.п.); стремление «рассчитать» всё то, что сжимает человека - жёсткие логические схемы, окончательные выводы, вечные истины, преклонение перед авторитетами власти, науки и техники, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей и т.п.
Призыв постмодернистов: «Больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, иронии по отношению к признанным ценностям, нигилизма, символичности, неустойчивости».


написать администратору сайта