Главная страница
Навигация по странице:

  • Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся

  • 15. Философия и естественно-научные учения Эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Кузанский).

  • 16. Проблемы и представители философии Нового времени Введение

  • Крупными философами в Европе XVII в. являются

  • Проблемы: 1. В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции

  • Проблемы субстанции и ее свойств

  • 17. Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

  • 18. Философские взгляды Дж.Локка.

  • 19. Монадология Г. Лейбница. Монадоло́гия

  • 20. Философия Б. Спинозы: пантеизм, детерминизм, монизм. Этика Б. Спинозы.

  • ЭТИКА Б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали

  • 21. Социально-политические взгляды Нового Времени.

  • Все они защищали такие идеи

  • Философия. Философия (экзамен). Философия ответы Предмет философии. Специфика философского знания


    Скачать 405.38 Kb.
    НазваниеФилософия ответы Предмет философии. Специфика философского знания
    АнкорФилософия
    Дата09.02.2020
    Размер405.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия (экзамен).docx
    ТипДокументы
    #107752
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:


    • гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;




    • неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;




    • натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;




    • реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;




    • политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;




    • утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

    Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:


    • антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

    • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

    • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

    • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

    • торжество индивидуализма;

    • широкое распространение идеи социального равенства.


    15. Философия и естественно-научные учения Эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Кузанский).
    Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
    Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
    Культура эпохи Возрождения была ориентирована не только на человека, но и на новое истолкование природы. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:


    • - пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога;

    • - идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком;

    • - гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;

    • - качественная интерпретация природы.


    Наибольшую роль в развитие натурфилософии эпохи Возрождения сыграли натурфилософские концепции Бруно, Кузанского, Телезио, Парацельса, Себестьяна Франка, Беме и др., свидетельствовавшие о божественном единстве всего живущего, крушении схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы.


    • Николая Кузанского (1401-1464) сближает бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве.




    • Джордано Бруно выдвинул идею о бесконечном множестве миров во Вселенной, т.е. идею актуальной

    бесконечности. Из этой концепции следовало, что наш мир – не единственный, не богоизбранный, что богов столько, сколько миров...


    • Телезио Бернардино(1509-1588 гг.), итальянский философ – материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значимость сенсорного познания и выступал против умозрительно-силлогистических методов схоластики. Сравнивал пространство, заполненное материей с извечным началом Бога, придерживался гилозоизма.


    16. Проблемы и представители философии Нового времени
    Введение: Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии.

    Представители: Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
    Крупными философами в Европе XVII в. являются:


    • Ф. Бэкон (Англия);

    • С. Гоббс (Англия);

    • Дж. Локк (Англия);

    • Р. Декарт (Франция);

    • Б. Спиноза (Голландия);

    • Г. Лейбниц (Германия).


    Проблемы:
    1. В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
    Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
    В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

    – онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);

    – гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).
    2. Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:
    проблемы философского научного метода

    – методологии познания человеком внешнего мира;

    – связи внешнего и внутреннего опыта;

    – задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

    – эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон);

    – рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

    – принцип автономно мыслящего субъекта;

    – принцип методического сомнения;

    – индуктивно-эмпирический метод;

    – интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

    – гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

    – разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.
    Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

    17. Проблема метода научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

    Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы познания, Бэкон противопоставил опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" - так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэконовский метод - это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.
    ------------------------------------------------------------------
    Метод Декарта представляет собой философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Математика точная наука и не терпит условности. Суть рационалистического метода, выдвинутого Декартом, сводится к двум основным положениям.

    Во-первых, в познании следует отталки­ваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция.Интеллектуальная интуиция — это твердое и отчетливое представление (настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения), рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, а не чувственного познания.Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.
    18. Философские взгляды Дж.Локка.
    Философское учение Дж. Локка воплотило в себе основные черты философии Нового Времени:

    • Противостояние схоластике;

    • Ориентированность знания на связь с практикой;

    Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло свое выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижение человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового Времени.
    Основные философские труды Дж.Локка:

    • «Опыт о человеческом разумении»

    • «Два трактата о правлении»

    • «Мысли о воспитании».


    Взгляды на религию:

    К результатам такого влияния можно отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику ним антропоморфных представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию деизма, будучи одним из видных представителей последнего.

    О процессе познания:


    • Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта.




    • Локк разделял содержание самих знаний на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.




    • Локк соглашался с существованием только единичных вещей и, исходя из всего выше сказанного, стоял на позициях номинализма. Все существующие представления и понятия создаются разумом из тех элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам адекватное знание только о первичных качествах предметов и явления: о пространственных, временных материальных сторона действительности.

    Вторичные качестве - горькое и сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее - субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.
    19. Монадология Г. Лейбница.
    Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 года, повествующая о монадах* (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей[1][2]. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.
    Рациональное обоснование, которое Лейбниц дал монадам в своих работах, состоит из следующих пяти частей:


    • Математическое обоснование через анализ бесконечно малых и его антиатомистические выводы (против таких материалистов, как Эпикур, Лукреций и Гассенди).

    • Физическое обоснование через теорию жизненных сил с ее неявной критикой динамики Декарта, чьи экспериментальные ошибки были показаны самим же Лейбницем.

    • Метафизическое обоснование через принцип достаточного основания, в котором логическая цепочка не может продолжаться бесконечно, а требует начала для каждого события. Ср. Бритва Оккама.

    • Психологическое обоснование через постулирование существования врожденных идей, особенно в книге «Новый опыт о человеческом разуме» Лейбница, которая вдохновила Канта на написание «Критики чистого разума».

    • Биологическое обоснование через преформизм и функциональное разделение в органическом развитии.

    * 1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция (Всякого рода вещество, материя; самостоятельный, сам по себе существующий предмет;), которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей.

    Пример монад (Готфрид Вильгельм Лейбниц. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1982, с. 413 — 429. = Перевод Е.Н. Боброва):

    1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей.

    10. Я принимаю также за бесспорную истину, что всякое сотворенное бытие — а следовательно, и сотворенная монада — подвержено изменению и даже что это изменение в каждой монаде беспрерывно.

    22. И так как всякое настоящее состояние простой субстанции, естественно, есть следствие ее предыдущего состояния, то настоящее ее чревато будущим.

    29. Но познание необходимых и вечных истин отличает нас от простых животных и доставляет нам обладание разумом и науками, возвышая нас до познания нас самих в Боге. И вот это называется в нас разумной душой или духом.

    34. Точно так же и у математиков умозрительные теоремы и практические правила сведены путем анализа к определениям, аксиомам и постулатам.

    50. Творение бывает более совершенным, чем другое, поскольку в нем находится то, что служит к объяснению априори того, что происходит в другом творении, и поэтому говорят, что оно действует на другое творение.

    20. Философия Б. Спинозы: пантеизм, детерминизм, монизм. Этика Б. Спинозы.
    Пантеизм - Религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой.

    Монизм – философская позиция, признающая единство мира.

    Детерминизм – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. (Н: если у Вас промокли ноги - значит Ваши сапоги протекают).

    -----------------------------------

    Пантеистическая философия Спинозы - конкретное выражение того, что он исповедует единство мира. Мир един (монизм). Никакого дуализма нет.

    Д: Причинно-следственное отношение характеризуется необходимостью, и между объектами, или частями универсума осуществляется только причинная, только необходимая связь. Все связано необходимо единой цепью причин.

    ЭТИКА Б. Спинозы. Аксиоматический метод доказательства морали
    Основная установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто становилось сведением ее к естественнонаучному знанию.
    Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в натурфилософию (его основной труд «Этика» является учением о субстанции). Одним из основополагающих выступает в его произведениях тезис о рациональной сущности человека.

    Наиболее важными для понимания этики Спинозы и этической основы его философии стали положения о человеческом теле как об объекте души, о соотношении порядка идей и порядка вещей, о трех родах познания, суть которых в воображении, являющемся главной причиной ложности, о рассудке и интуитивном знании.
    Спиноза изображает человека предельно реалистично. Каждый из нас стремится не только сохранить свое бытие, но и расширить его путем увеличения своей власти. Совершенствованию человека сопутствуют радостные чувства, а уменьшению совершенства – печаль и неудовольствие. Желание свидетельствует о деятельном начале человека.
    Спиноза считает, что ключ к пониманию человеческих поступков – в его природе, состоянии аффектов. Поэтому этика, в свою очередь, должна исходить из естественных законов поведения. Главное основание добродетели, считает мыслитель, стремление к самосохранению.
    Осознание пользы при этом является движущей силой человеческого поведения. Добро тождественно пользе человека, а зло – тому, что препятствует пользе. В природе не существует ни добра, ни зла, все это – человеческие ситуации.

    21. Социально-политические взгляды Нового Времени.
    Философия Нового Времени - эпоха Просвещения.

    Представители: Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Ламетри, д’Аламбер, Гольбах...
    Все они защищали такие идеи:
    1) Каждый человек имеет свои права и имеет право отстаивать их.

    2) Государство ответственно перед народом.

    3) Государство есть результат общественного соглашения (договора).

    4) Бог не должен рассматриваться как тот, кто несет ответственность за нашу жизнь и наше счастье.

    Есть два основных взгляда - атеизм (Ламетри, Гольбах) и деизм (Вольтер, Дидро). По деизму Бог создал этот мир, но затем отстранился, позволив людям жить так, как они считают нужным.

    5) Вера в развитие разума и научный прогресс как источник счастья и процветания.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта