Канафин Темирлан. Ю-12. Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана
Скачать 22.07 Kb.
|
Работу выполнил студент группы Ю-12. Канафин Темирлан. Неделя 11. Культурология. Тема: творческой работы (эссе, реферата, доклада) на тему «Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана». Истина проста, но понять ее, а главное — внутренне принять — можно, лишь отрешившись от стереотипов мышления. Потому особое значение имеют следующие слова Главы государства: «Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно, поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха». Успешная реализация стратегического курса «Казахстан-2050» и, соответственно, вхождение нашего государства в 30-ку наиболее развитых стран мира, по его глубокому убеждению, невозможны без проведения системной модернизации общества. Прагматизм ничуть не противоречит духовному развитию общества, напротив, тут наблюдается прямая пропорциональная зависимость, удачная связь. Статья Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — это глубоко продуманный шаг вперед. 100 новых лиц Казахстана В Казахстане вопросы повышения человеческого потенциала входят в число важнейших задач развития страны и находят отражение в главных стратегических документах. Тема продолжена в программной статье Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Позицию Казахстана можно назвать достаточно устойчивой, так как в списке из 188 стран РК находится ближе к середине. Если сравнивать уровень развития нашей страны с республиками Центральной Азии, то он значительно выше, однако все еще несопоставим с позициями постсоветских стран Балтии. Президент в заключительной части своей статьи подчеркивает, что в новой реальности внутреннее стремление к обновлению — это ключевой принцип нашего развития. Стать символом современной успешной страны и войти в Золотой фонд нации может каждый гражданин страны, независимо от рода деятельности». Основная цель — модернизация общественного сознания путем популяризации и информационного продвижения в общество идеи успешности, принципов конкурентоспособности, культа прагматизма и знаний на примере конкретных людей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана. Проще говоря, эти люди — наши современники, чей жизненный путь и успехи являются примером для подражания. В проекте «100 новых лиц Казахстана» под успешностью понимается реализация казахстанской мечты, достижения и рост на основе имеющихся личностных качеств, таланта, образования, усердия и трудолюбия в различных сферах жизнедеятельности страны. Помимо успешности в своей специальности, претендующий на звание элиты нации должен быть открытым новому и передовому, сохранять национальный дух, опираясь на лучшие традиции национальной культуры, быть реалистом и прагматиком, являть собой образец толерантности. Молодежная политика Статья Президента помогает пересмотреть взгляды на многие стороны жизни, в том числе на вопросы организации государственной молодежной политики. По заданию Президента в 2012 году была разработана и принята Концепция государственной молодежной политики РК до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее». Она подразумевает, что участник программы должен осознать свою роль, овладеть механизмом для собственного развития во взаимодействии с другими участниками. Это значит, что молодежная политика становится площадкой для социальных инноваций, школой для подрастающего поколения, в которой будут готовить будущих общественно-политических деятелей и эффективных работников. Еще Аристотель в «Никомаховой этике» предложил свое видение совершенствования общества, которое лежит через поиск золотой середины выбора верного пути. Она перекликается с предложенной Главой государства идеей прагматизма и реалистичности, где нет места радикальным взглядам. Разумные добродетели (добродетели ума), по мнению великого философа, развиваются в человеке благодаря обучению. Поэтому культ знания и образованности стоит в числе приоритетных ценностей Казахстана. Только высокообразованные, компетентные, высокопрофессиональные специалисты могут привести страну в число наиболее конкурентоспособных государств мира. Республика движется к постиндустриальному обществу, в котором правит триада «образование — наука — инновации», поэтому основой молодежной политики является качественное образование. Модернизация сознания должна проходить в эволюционном режиме. Это путь мирного преобразования общества, состоящий в том, чтобы спокойно «перепрыгнуть через время», продвигать прогресс, то есть улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать и быстро перенимать передовой опыт других государств. В истории и в развитии общества возрастает роль личности, компетентных кадров, управленцев и ученых. «Туған жер» Идеи патриотизма взаимоусловлены с идеей целостности страны и формированием общеказахстанской идентичности, немалую роль при этом играет этнокультурное сообщество регионов. Казахстанская модель мира и согласия Нурсултана Назарбаева на деле доказала свою состоятельность. Согласно ей Казахстан представляет собой полиэтническое сообщество, где консолидирующим ядром выступает казахский этнос, духовная культура которого пропитана ценностями мира, дружбы, взаимопонимания и поддержки, открытости к новшествам и сотрудничеству. В статье ясно прослеживается идея сохранения национальной культуры. Сегодня очень важно реализовывать проекты, которые будут объединять молодежь. В этом плане Глава государства предложил программу «Туған жер», направленную на формирование общенационального патриотизма, любви к своей земле, аулу, городу, региону, уважительного отношения к истории, традициям, культурно-историческим памятникам. Реализация этого проекта позволит сформировать у молодых такие общечеловеческие ценности, как патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Переход на латиницу Одной из важных задач является и переход на латиницу. Лингвисты, в частности, предлагают основывать новый казахский алфавит на модификациях, используемых в Турции, Азербайджане, Узбекистане, Хорватии, Венгрии и других странах. Эти варианты латиницы уже имеют свои отработанные схемы размещения на клавиатуре компьютера, программное обеспечение. В статье отмечается, что «Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу. До конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы». Национальный дух и идентичность Жизненно важен и проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому его гражданину. Это одна из основ духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы — огромная по территории страна с богатой духовной историей. Наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали пока единое поле, единую цепочку этих важных, с точки зрения культуры и духовного наследия, святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многое другое. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. В конце ХХ и в начале ХХI века общество, накопив определенный багаж, анализирует пройденное. На этот рубеж пришлось становление независимости Казахстана. В 80-90 годы прошлого столетия мы подошли к переломному моменту: старые ценности оказались невостребованными, возник нравственный конфликт старшего и младшего поколений, прежние устои оказались оторванными от реалий жизни. Произошла деидеологизация. Как известно, без идеологии, без общенациональной идеи жить очень сложно. Стояли первоочередные задачи: укрепить границы, позиции на политической арене, необходимо было сформировать самостоятельную, устойчивую экономику. Все это у нас теперь есть, это стало отличной базой для модернизации общества. И наш Президент обозначил перед всеми казахстанцами новую планку: оттого, как мы поведем себя в дальнейшем, зависит будущее всего народа. Президент в своей статье подчеркнул важность конкурентоспособности человека, которая становится решающим фактором успеха нации. Каждому казахстанцу необходимо обладать набором качеств, достойных гражданина ХХI века: компьютерной грамотностью, знанием иностранных языков, культурной открытостью. Это становится нормой, главное, не успокаиваться, не довольствоваться тем, что есть. Важна и открытость сознания, без которой невозможна модернизация общества, и поэтому Президент страны выделил ее отдельным приоритетом. На практике разные регионы и страна выработали свои модели. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды — одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Впитывались казахским народом не только этнические творческие достижения, которые могли сочетаться с собственными художественными наработками. Талантливый народный мастер вкладывал в свое изделие часть души, свою фантазию, что и определяет магнетизм многих произведений прикладного искусства. Казахи в прикладном искусстве отображали мироздание. Богатство фантазии в мышлении казахов блестяще реализовалось в орнаментальном творчестве, развитие которого определилось условиями кочевого быта. Лучшие произведения ювелирного, кошмовойлочного, ткацкого, деревообрабатывающего искусства и вышивания, демонстрирующие взлет художественного гения народного коллектива, представляют собой уникальный вклад казахского народа в общемировую сокровищницу. Традиционный народный этикет, обычаи, обряды, народная музыка — это наше нематериальное наследие. По сути, выбиралось самое ценное, целесообразное и логическое. Понятие греха имеет у казахов свои этнические особенности. Если состоятельный человек не оказывал поддержку нуждающемуся (в особенности родственнику), это расценивалось как нравственный порок. Самым большим грехом считалось не оказать достаточного гостеприимства — за это даже платили штраф-аип. Наверняка в мире нет ни одного народа, у которого было бы наказание за плохое гостеприимство. Возможно, эта нравственная подоплека связана с кочевым образом жизни, которая потом приняла форму закона. Степняки оказывали щедрое гостеприимство людям, преодолевающим длинный путь, и путешественникам. Считалось, что гость, приехавший издалека, — посланник Аллаха! Этика пронизывала все сферы жизни казахов. Это свидетельствует о том, что у кочевого народа была глубокая философия. Многие иностранные путешественники при характеристике менталитета казахов обращали внимание на богатую образность языка, необыкновенное красноречие, способность к импровизации, интерес к загадкам и интеллектуальным играм («тоғызқұмалақ»), живость характера и одновременно склонность к глубоким раздумьям о бытии и небытии. Проживая в степи, в единении с природой, казахи больше всего обращали внимание на звездное небо, что обусловило формирование склонности к абстрактному мышлению, пристрастия к космосу, что нашло выражение в культе неба — «Көк тәңір». Что такое национальная идентичность? Это прежде всего осмысление общности и единства своего этноса, целостности территории, достойная оценка своего культурного наследия. Наше национальное искусство, как показали выездные выставки, представляет большой интерес для ученых, музейных сотрудников как ближнего, так и дальнего зарубежья. Мы должны не забывать и, впитывая наши традиционные ценности, осмысливая все позитивное из нашей современной культуры, воспринимать достижения всего человечества. Именно это имеет в виду Глава государства, когда утверждает, что мы должны участвовать в процессе модернизации в мировом масштабе. Здесь мы ставку должны делать на нашу молодежь, брать все самое лучшее в мире, уверенно смотреть в будущее и идти только вперед. Новое гуманитарное знание Одним из приоритетных проектов Глава государства считает «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». Его суть в создании условий для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5-6 лет. Нужно брать все самое ценное, современное и переводить на казахский государственный язык», — призывает Елбасы. Учебная литература – важная часть процесса образования, важная составляющая развития человеческого капитала. Ведь главным богатством любой страны был и остается высокообразованный человеческий капитал. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруахов — это только часть нашей духовной культуры. Большим подспорьем станет программа «Туған жер». Время доказало необходимость вложения инвестиций в его развитие, причем не только финансовых, материальных, но и, в первую очередь, духовных, нравственных. Президент нашей страны в своей статье, обращаясь ко всем нам, и молодым, и взрослым, подчеркивает: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, которая любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов». Казахстанцы гордятся тем, что только из одного аула у озера Торайгыр Павлодарской области — Баянаула вышли 24 академика. Это говорит о высоком интеллектуальном развитии и потенциале местной казахской молодежи того времени. Президент Казахстана абсолютно прав, когда утверждает, что без нашего собственного этнического наследия невозможно представить будущее страны. Разве может существовать здание без фундамента? Культурное наследие, состоящее из материального и нематериального богатства, характеризуется глубоким Своеобразием идей, аккумулированных на протяжении нескольких столетий. Уникальный шанс Идеи, изложенные в статье Главы государства «Взгляд в будущее: духовная модернизация общества», долгое время витали в воздухе, но были озвучены Лидером нации в нужное время, в нужный час. «На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный шанс, притом исторический, через обновление построить свое лучшее будущее», — говорит Н.А. Назарбаев. Теперь от каждого из нас зависит, как мы используем этот шанс и что оставим после себя как нация в мировом сообществе. В наше время навыки критического мышления жизненно необходимы современной молодежи, критическое мышление должно стать обязательной частью учебного плана. — Мы хотим, чтобы нация была не только читающей, но и думающей. И гуманитарные науки — это та основа, без которой невозможно духовное развитие человека. Нельзя двигаться вперед, не зная и не помня своей истории, не осознавая своего настоящего и не представляя своего будущего. Современный век дает шанс тем, кто хочет сделать вклад в развитие цивилизации. Нация может быть конкурентоспособной, если будет вызывать интерес к себе. Мы этого достойны. |