культура. Культ 11. Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана
Скачать 21.47 Kb.
|
«Философия прагматизма в контексте приоритетов современного развития Казахстана». Понятие «история» происходит от греческого historia - рассказ о прошлом, повествование о том, что узнано, исследовано и обозначает как само это прошлое, так и информацию о нем, зафиксированную в первую очередь в тексте. В европейской научной традиции понятие «история» одновременно обозначает объект познания и научное знание об этом объекте. В самом широком смысле история рассматривает разнообразные процессы развития в природе и обществе. История как социально-гуманитарная наука изучает прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Известна сентенция XIX века, что в мире есть только одна наука, и эта наука - история. Человеческая история, история социума, с одной стороны, является частью и продолжением истории планеты, ее природы, с другой стороны - это история разума и духа. История общества в этой связи есть история людей, историческое творчество которых начинается с эволюцией человеческого общества. Именно это историческое творчество и является содержанием истории. История есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий отдельных личностей, народов, различных социальных групп, всего человечества. Историческая наука, как и другие науки, по мере развития вбирала в себя опыт многих человеческих поколений. Всемирная история стала хранительницеи тысячелетнего опыта человечества во всех областях духовной и материальной жизни. История как конкретная наука входит в круг социально-гуманитарных, общественных наук, которые с различных сторон и в различных аспектах изучают человеческое общество. Это философия, политология, социология, экономика, юриспруденция, филология, культурология, лингвистика и др. Но ни одна из этих наук не в состоянии охватить развитие человеческого общества в целом. Сделать это может только история. Синтез гуманитарного знания возможен только в контексте исторической науки. Каждая из гуманитарных наук подготавливает по частям решение главной задачи, стоящей перед историей в широком значении. Место истории среди гуманитарных наук обусловлено предметом и методом исследования. Длительное время история носила описательный характер. Однако со временем историческая наука приступила к выявлению элементов и структур человеческого общества, причинно-следственных взаимосвязей исторического процесса. Предметом исторической науки становится вся конкретная и многообразная жизнь человеческого общества во всех ее проявлениях, начиная с возникновения человеческого общества до его современного состояния. Казахстан прошел в истории большой и достойный путь. Казахская государственность на различных исторических этапах принимала разнообразные формы: ханство, протекторат, союзная республика. Однако полноценная государственность современного типа, соответствующая национальным интересам и вызовам XXI века, была построена только в 1990-2000-х годах, то есть после распада СССР и обретения государственной независимости. На историческую арену вышло новое независимое государство - полноправный участник, субъект мировой политики, член Организации Объединенных Наций. Историческая значимость этого важнейшего периода состоит в томчто именно в эти десятилетия Казахстан во главе с первым Президентом Н.А. Назарбаевым, подлинным основателем современного государства, прошел путь от провозглашения независимости к реальному государственному суверенитету, стал признанным, авторитетным участником мирового сообщества. Динамично и последовательно продолжается стратегический процесс всестороннего укрепления суверенного Казахстана: определены дальнейшие перспективы государственного развития до 2020 и 2030 годов. Современный Казахстан в качестве адекватной вызовам современности стратегии своего цивилизационного развития избрал путь модернизации важнейших сфер не только общественного бытия, но и общественного сознания. При этом заявлено, что модернизация общественного сознания должна не только сопровождать масштабные преобразования в экономике и политике, не просто дополнять их, но должна выступать их сердцевиной, опережать их в своем стремлении определить верные, соответствующие вызовам времени, ориентиры дальнейшего развития. Фундаментальным требованием предлагаемой модернизации является необходимость изменения «модели сознания и мышления», взяв лучшее из того, что несет эпоха. Однако, как показывает опыт ХХ века, основная проблема заключается в том, что передовые достижения определенного цивилизационного типа (главным образом, западного) механически переносились на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Поэтому сохранение своей культуры и собственного национального кода является первым условием модернизации нового типа. При этом речь идет не о консервации всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Одним из приоритетов предлагаемой модернизации назван прагматизм, который определяется следующим образом. «Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире… Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий». В прагматизме вырабатывается представление о мире как о постоянно усложняющейся и трансформирующейся структуре, в которую встроен человек в качестве одного из элементов, наделенного специфическими возможностями по созданию самостоятельных стратегий деятельности в условиях нестабильности и непредсказуемости. Основными институтами, отвечающими за создание указанных стратегий, в человеческом обществе на современном этапе развития являются наука и образование, от которых ожидают концептуальную революцию, открытие нового смыслового горизонта, кардинальное улучшение ментальных способностей человека и общества, а на этой базе обеспечения экологически ориентированного развития технологий и техники, обеспечивающих перманентное улучшение качества жизни. Определяя исходным пунктом своих методологических усилий действия человека, прагматизм предлагает уделять основное внимание формированию эффективной технологии действия в любой новой для человека ситуации, которую можно охарактеризовать как проблемную. И здесь важно не столько обладание уже готовым, устоявшимся знанием, сколько обретение собственного опыта по применению имеющихся знаний или формирование знания о возможностях самостоятельного получения необходимых знаний. Соответственно, одно из ключевых требований методологии прагматизма заключается в формировании критического мышления, направленного против любых форм авторитаризма в научных суждениях и социально-политической практике. Критическое мышление предполагает устранение такого типа социального управления, в котором людям спускаются сверху и навязываются силой почти исключительно задачи-средства. Методологической основой эффективного решения вопросов социальной практики в прагматистском подходе является признание за человеком статуса полноправного субъекта деятельности, участвующего в созидательно-творческом процессе преобразования мира, социальной действительности, собственного несовершенства, раскрывающего в этом процессе все новые собственные возможности. При этом основная цель цивилизационного развития заключается не столько в ускорении темпов экономического развития и совершенствовании механизмов получения финансовой прибыли, сколько в обеспечении возможностей каждому человеку реализовать свой потенциал и вести здоровую, творческую, активную жизнь, когда совершенствование качеств личности становится залогом и содержанием прогресса всего человечества. Другими словами, все более очевидным становится тот факт, что дальнейшая перспектива современного мира, равно как и будущее развитие любого социального организма, в первую очередь, зависит от того, сумеет ли человечество найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально модернизации. За годы независимости руководством страны и гражданами Казахстана выполнен огромный объем созидательной работы. Достижения Казахстана (суммированные в его современной истории) должны стать вдохновляющим примером для новых поколений и авторитетным аргументом в понимании правильности выбранного в 1990-х годах политического и экономического курса. Поэтому и необходимо изучение и обобщение продолжающегося на наших глазах строительства и укрепления современного государства. Изучение современной истории Казахстана в высших учебных заведениях имеет важное воспитательное и консолидирующее значение, является залогом формирования казахстанского патриотизма. Сарсенбаев Саян НВП-12 |