Модуль 1. 2. Средневековая философия. философия средневековья
Скачать 17.56 Kb.
|
МОДУЛЬ 1. ЛЕКЦИЯ 2. ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» Эпоха Средневековья в истории занимает период с 5 по 15 вв. и начинается практически одновременно с окончательным распадом Римской империи. Сама по себе эта эпоха состоит из двух частей: раннее средневековье (5-10 вв.) и позднее средневековье (10-15 вв.). Каждому из этих периодов соответствовал свой этап в развитии философии. Для справки. Автором понятия «Средневековье» является итальянский философ и гуманист Флавио Бьондо. Для обозначения периода раннего средневековья его соотечественник Франческо Петрарка использовал термин «тёмные века». Для данной эпохи характерны несколько основных признаков: Теоцентризм – тип мировоззрения, при котором Бог воспринимался субъектом и объектом, причиной и следствием всех процессов и явлений окружающего мира; Догматизм – тип мышления, основанный на следовании истинам, неподлежащим сомнению и принимаемым на веру – догмам (выделяют два основных догмата католической веры: о сотворении - согласно ему, Бог сотворил мир; об откровении – познать мир можно только познав Бога); Аскетизм – тип мировоззрения, признающий необходимость отказа человека от чувственных и мирских удовольствий во имя служению Богу. Всю средневековую философию можно условно свести к двум основным направлениям – патристике и схоластике. Основателем схоластики является Августин Блаженный – философ, теолог, католический епископ. За свои заслуги перед церковью он был канонизирован после смерти. В его понимании патристика представляла собой философскую систему, основанную на признании ведущей роли Бога в сотворении мира и догматов как основополагающих принципов мышления. Говоря о самом мышлении человека, Августин считал, что вера должна превосходить разум, а следовательно человек сначала должен поверить для того, чтобы понять. Преобладание веры над разумом, по мнению Августина, исключает свободу воли человека. Её философ считал главным источником греха в жизни человека. Для справки. Средневековый теолог и логик Жан Буридан, стремясь доказать вред свободы воли для человека, придумал логический парадокс «Буриданов осёл». По его сюжету, осёл не мог выбрать стог сена, от которого откусить и умер от голода. Смысл парадокса в то, что свобода воли, предполагающая свободу выбора, не способна принести человеку ничего кроме страданий. Августин был автором онтологического доказательства бытия Бога. Его суть заключалась в том, что если бы не Бог, то не существовало бы ни мира – ни человека, а следовательно Бог основа всего сущего. Философия истории Августина также носила религиозный характер. В книге «О граде Божьем» он изложил свои взгляды на проблему истории, которую понимал как конфликт двух царств – небесного и земного. Победить в этом противостоянии должно было царство небесное, поскольку оно не знает греха. Следовательно, Августин последовательно отстаивал идею религиозного государства, основанного на власти церкви. Для справки. В 415 году племя готов под предводительством Алариха сначала осадили, а затем разрушили Рим. Аврелий Августин был в числе осаждённых, именно тогда он и закончил книгу «О граде Божьем». Черновик книги вывез из осаждённого города один из его учеников. Сам мыслитель отказался от эвакуации, считая, что как представитель церкви, должен быть со своим народом и городом до конца. (Ист. информации: Сьюзан Бауэр. История средневекового мира). Схоластика Фомы Аквинского Несколько отличную от своего предшественника философскую систему предложил Фома Аквинский. Основные принципы схоластики он сформулировал в таких книгах как «Сумма теологии» и «сумма против язычников». Для справки. В средневековье слово «сумма» означало «собрание, совокупность аргументов». Таким образом, книги Аквината представляют собой собрание его мыслей по проблемам язычества и развития теологии. Последнюю он считал ключевой для средневековья наукой и часто говорил, что философия – это служанка богословия. Аквинат считал, что при познании мира человек должен полагаться на разум, а уже потом – на веру: люди не могут поверить в то, что не могут понять. Кроме того, он не исключал, что у человека должна существовать свободная воля; Фома не видел в ней источник греха, но лишь одно из проявлений Бога как творца мира и человека. Обосновывая бытие Бога, Аквинский использовал античную логику и разработал серию доказательств. Из них он особо выделил пять, именно они являются ядром его философии: Доказательство причины – у всех событий в мире есть причина, главная причина всего – Бог; Доказательство цели – у развития мира и человека есть цель, главный источник целей – Бог; Доказательство движения – всё в мире находится в движении, его источник – Бог; Доказательство степени качества – человек способен различать всё происходящее вокруг него по степени качества (плохое-хорошее, прекрасное-безоразное и т.д.), а эта способность является даром Бога. Доказательство случайности и необходимости – даже случайное происходит по необходимости, источник необходимости – Бог. Фома Аквинский был активным сторонником использования в философии метафизики и замены ею диалектики. Поскольку диалектика была прежде всего учением о противоречиях в развитии мира, то Аквинат считал, что с её помощью можно опровергнуть любой догмат католической веры. Метафизика же, напротив, представляет собой направление в философии, основанное на идее о том, что все процесс развития мира лишён каких-либо внутренних противоречий и протекает линейно. Схоластику он понимал как тип философии, основанный на необходимости пояснения и логического доказательства основных догматов католической веры и бытия бога как такового. Для справки. В философии средних веков активно использовалось теоретическое наследие античной логики. В частности, монах и теолог Уильям Оккам изобрёл один из ключевых логических принципов, помогающий экономить мыслительные усилия человека в процессе познания мира. Согласно этому принципу, в процессе рассуждений или познания необходимо избавляться от любой лишней информации; таким образом, человек уменьшает риск впасть в заблуждение. Данный принцип получил название «бритва Оккама», а сам автор выразил его суть так: «не следует умножать сущности без необходимости». |