Шпора по философии. шпора по философии. Философия учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура
Скачать 89.65 Kb.
|
Материя (лат. materia — вещество) — «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» Субстанция (от лат. substantia - сущность) - первооснова, сущность всех вещей и явлений, то, что лежит в основе; объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения (во времени-качестве-пространстве). 25. Современная научная картина мира. «Антропный принцип» современной космологии «Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. В силу исторического характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества КМ различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти различия определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Каждый человек, стремясь определиться в мире, выбирает такой вселенский образ, который в наибольшей степени соответствует потребностям его духа. Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах. Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. дОсмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии Антропного Принципа. Существуют различные формулировки , но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый» . гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» говорит о том, что «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане Антропный Принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др. Значение Антропного Принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике. 26. Философское и естественнонаучное представление о пространстве и времени. Пространство и время – фундаментальные понятия философии. Движущаяся материя существует в двух основных формах - в пространстве и во времени. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и порядка сосуществования материальных систем и их состояний. Оно объективно, универсально (всеобщая форма) и необходимо. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Время объективно, неотвратимо и необратимо. Следует различать философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Собственно философский подход представлен здесь двумя основными концепциями пространства и времени: субстанциальной и реляционной. Субстанциальная концепция – пространство есть пустое вместилище для вещей, оно абсолютно, однородно, неподвижно, а время есть совокупность равномерных моментов , следующих один за другим, оно тоже абсолютно. Реляционная концепция – пространство и время приобретают свойство относительности(время процессов зависит от системы отсчета, свойства пространства зависят от свойств движущейся материи) Свойства пространства: протяженность, однородность, трехмерность. Свойства времени: необратимо, однородно, одномерно. Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Вершиной классического естествознания стало творчество И. Ньютона. Именно он ввел господствовавшие в науке до начала XX в. представления о пространстве и времени, известные как абсолютное пространство и абсолютное время. Современное понимание пространства и времени было сформулировано в теории относительности В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции.. Основное философское значение теории относительности состоит в следующем: Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени.\ . Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя 27. Понятие движения. Движение и развитие. Движение – всеобщее, объективное состояние материи, выражающее внутреннюю присущую ей активность. Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – равновесие, устойчивость процессов и вещей, сохранение ими в пространстве и времени известного состояния. Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость. Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения. В окружающей действительности можно выделить 5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве)2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия)3. химическая (взаимодействия между атомами)4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки)5. социальная или общественная (любые общественные процессы, любая практическая деятельность людей).Особым типом движения является развитие. Свойства развития: •всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)• необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)•направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).В ходе исторического развития развивались различные теоретические модели: •эволюционная (в двух вариантах 1) всеобщая постепенная эволюция и 2) вариант творческой эменджентной эволюции).Первый вариант обозначил Спенсер. В его концепции развитие распространяется от неорганического до социального и нравственного. Творческая эволюция вырабатывалась Уайтхедом и Бергсоном: жизнь – могучий поток творческого формирования, который превращается по мере ослабления напряжения в нечто неодушевленное – материю. 28.Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности. Мир диалектичен. Д есть аналог природы. Ее содержание как науки соответствует (или адекватно) содержанию бытия. В мышлении и его содержании мы отражаем то, что имеет место быть в реальной действительности, т.е. содержание, которое диалектично. Мышление истинно тогда, когда оно отражает действительность адекватно. Следовательно, правильное мышление должно отражать бытие диалектично, т.к. последнее само диалектично. Однако Д мышления отражает Д бытие с большей или меньшей точностью, адекватностью. Диалектическая логика – наука о закономерностях правильного мышления. Законы Диалектики распространяются не только на развитие действ-ти, но и на развитие сознания. Это одни и те же законы. Логика мышления должна соответствует логике бытия - это Д, следовательно Д и логика не могут быть оторваны друг от друга, они едины и неразрывны, причем наше сознание содержит не только логику, но и теорию познания, т.е науку о закономерностях познавательного процесса. Этот познавательный процесс может быть эффективным, если он развертывается в соответствии с законами Диалектики - это законы и теории познания. Содержание их едино. Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутренне противоречие. Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. «Три закона диалектики» (Энгельс): 1. Закон перехода количественных изменений в качественные; 2. Закон единства и борьбы противоположностей; 3. Закон отрицания отрицания. Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем . Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях. 2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира. 3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием. 29. Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия. Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Человек – микрокосм (Античность) Человек – «образ и подобия Бога» (Средневековье) Человек – существо мыслящее и разумное (Новое время) Человек – машина (фран. Просвещение) Человек – существо морально-нравственное (Кант) Человек – существо духовное (русская философия) Человек – существо природное (Фейербах) Человек - носитель мирового разума (Гегель) Человек – главная тайна мироздания, венец творения природы и вселенная во Вселенной! Труд – сущностный признак человека Человек – целостная система, соединяющая в себе биологическое, социальное и космическое Основные характеристики бытия человека: Индивид - Это представитель высшего биологического вида Homo sapiens и отдельный «атом» социальной общности Личность - обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъект исторического творчества Индивидуальность– устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека Свобода личности. Свобода – философская категория, характеризующая сущность человека и его существование, состоящее в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, а не принуждениями. Проблема соотношения свободы и необходимости Проблема жизни и смерти Проблема смысла жизни. Материалистические концепции – смысл жизни заключается в реальной жизнедеятельности людей Идеалистические – находят его в Боге, душе, спасении, вере Творчество Сознание как философская проблема. Происхождение сознания. Сознание – одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий. Сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Потребности, возникающие под влиянием внешнего мира, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Способность к целеполаганию – это специфическая человеческая способность. В ее основе лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. В разные эпохи проблема сознания вызывала живой интерес: В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга В культуре христианства сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Можно выделить три основополагающие теории происхождения сознания: • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; • сознание присуще всем живым организмам; • сознание — свойство исключительно человеческое. Структура сознания и проблема бессознательного. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. В структуру сознания входит: Чувственный уровень сознания – ощущения, восприятия, представления Рациональный уровень – понятия, суждения, умозаключения Чувства, эмоции, внимание Память – способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию Движущая сила человеческого сознания – потребности, интересы, воля – это желание и возможность удовлетворения потребностей Проблема бессознательного: Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. Проблема бессознательного интересовала ученых в разные эпохи: По Платону , Познание – это припоминание Идея тождества психики и сознания, за пределами сознания протекают физиологические процессы, а не психические говорил Р. Декарт Бессознательное – низшая форма духовной деятельности считал Лейбниц Бессознательное – темные представления в человеке по И. Канту. По Фрейду, Бессознательное – это скрытые желания и стремления, страсти человека, реализоваться которым в отдельном человеке мешает общество. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил, а истинное содержание индивидуального составляет нечто надсознательное, содержащие импульсивные влечения и страсти. Гносеология как раздел философского знания. |