Шпора по философии. шпора по философии. Философия учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура
Скачать 89.65 Kb.
|
Место философии в системе культуры. Предмет философии. Философия- учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура- область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Это все, что создано человеком и передается из поколения в поколение. Материальная культура – совокупность предметов, созданных человеком для удовлетворения своих материальных потребностей. Духовная культура – все, что создано людьми, стремлением к воплощению идеалов в различных областях деятельности. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах. Философия и наука изучение законов стремление к познанию истины рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания НО предмет науки – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Научное знание стремится к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости Философия - подразумевает противоречие несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина. Философия и религия. фундаментальные мировоззренческие представления. понять мир как целое философия опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира религия главным своим методом делает веру в основе религиозной картины мира лежит Бог в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал. Философия и искусство. пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир. Философия и политика. стремление к активному переустройству общественной жизни философия - сфера выработки общих стратегических задач для политики Функции философии. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях. КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания. ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее. Исторические типы мировоззрения: миф и религия. Мировоззрение – система взглядов, ценностей человека на мир и место человека в этом мире. Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Мифологическим мировоззрением – -основано не на теоретических доводах и рассуждениях -на художественном переживании мира -на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми социальных процессов и своей роли в этих процессах. -миф объясняет "все Он является наиболее ранним типом мировоззрения. Основные формы мифологии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основном миф имеет место быть там, где отсутствует реальный опытно подтверждения знаниями, которые заменяются вымыслами и предположениями. религиозное мировоззрение Как и мифология, религия обращается к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды НО религия "не смешивает" земное и сакральное, а наоборот разводит их на два противоположных полюса. Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. КАК У ФИЛОСОФИИ взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей НО Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Философия - всегда подкрепление теоретическими доводами, всегда работа мысли. 4. Исторические типы мировоззрения: философия и наука. • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм. Космоцентризм —объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - через господство необъяснимой, единой сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Наука –форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, РЕЗУЛЬТАТ - целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Предметом науки -мир, различные формы и виды движения материи -отражение процессов в сознании, то есть сам человек. -науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл) В естественных прием исследования эксперимент В общественных науках – статистика В каждой науке различается эмпирический уровень - накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов теоретический обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах 5. Структура философского знания. Структура современного философского знани 1) онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека. 2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию. Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах). Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития рассматриваются на макроуровне как самостоятельной саморазвивающейся системы взаимодействие между различными обществами общественные отношения в процессе практической деятельности людей объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе. Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории. Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса. Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе, их месте в реальности Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. природные, социальные и духовные факторы развития человека сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании чувственное и рациональное в процессе познания проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания. Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества. Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений. Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве. История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии. 6. Генезис философии: от мифа к логосу. Речь идет о мифогенной и гносеогенной Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу». При этом «от мифа» можно происходить, развивая миф, о чем говорит мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться, так трактует связь философии с мифом гносеогенная концепция. Различие между мифогенной и гносеогенной концепциями состоит в том, как понимается материал, из которого первые философы создавали свои идеи: как миф или как эмпирическое знание. Гносеогенная точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом стало мифу противоречить, и, в конце концов, эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. Для мифогенной концепции философия выступает как высшая стадия мифа. Философию здесь понимают как «логос мифа». Миф и философия связаны сущностно, так как заняты соотнесением человека и сущего в целом. «От мифа к логосу» означает распад коллективного и рационального мифосознания и формирование индивидуальной рациональности. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство. 7. Основной вопрос философии и главные философские направления. Основной вопрос философии- это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному. Основные философские направления: 1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи. Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности. Основные виды материализма: -Наивный, стихийный, натурфилософия. -метафизический -диалектический 2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо. Виды идеализма -объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта -субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта. 3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты) 4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания. 5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт) 6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно) 8. Исторические типы философии. Первые исторические типы философии – это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия. В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии - одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития. Генетический метод является одним из элементов диалектического метода в философии. На рубеже 4-3 тыс. до н.э. на территории Месопотамии и Египта появилась письменность. Однако, согласно первым письменным источникам, поначалу еще не было целостных философских систем с каким-либо понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о возможностях познания мира (гносеология), а также – в проблемах ценности бытия (аксиология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые и стояли у истоков европейского философского мышления. До античной философии вообще не было развитых философских систем. Античная философия - следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Средневековая философия развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов. Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом, на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли. Следующий период европейской философии - философия ХIХ в. - дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг. Философия ХХ-ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности. По Гегелю, философия есть "эпоха, отраженная в мышлении". При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса. В истории философии отражались требования эпохи и рождение новой культуры. 9. Проблема субстанции в натурфилософии Древней Греции. Проблема первоначала в древней Греции. |