Главная страница
Навигация по странице:

  • Парменид конец 7 – 6 в до н. э

  • Зенон Элейский (490 – 430 г до н.э

  • Душа человека

  • Государство Платона

  • Сословие стражей

  • Монотеизм: В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.Идея богочеловека

  • Идея первородного греха

  • Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.Идея всеобщего равенства

  • антропоцентризм и гуманизм

  • Антропоцентризм

  • Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1626)

  • Рационализм Декарта (1596 – 1650)

  • Вольтер (Аруэ).

  • Шпора по философии. шпора по философии. Философия учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура


    Скачать 89.65 Kb.
    НазваниеФилософия учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания Культура
    АнкорШпора по философии
    Дата14.01.2020
    Размер89.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора по философии.docx
    ТипДокументы
    #103917
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Фалес из Милета 625 – 547 в до н.э. – выдвинул идею субстанции – первооснову всего. Он считал, что все происходит из воды и в воду обращается, Вода носитель всех изменений. Он отходил от мифологического мышления и был на пути естественного объяснения мира. У него булла идея единства мироздания. Бог – разум мира.

    Парменид конец 7 – 6 в до н. э – был автором сочинения «о природе» - это описание пути познания мира, где основную роль играет разум, а чувства – это знания, которые не носят истинный характер. Он считал, что критерий истины – это разум. По его мнению, бытие соотносится с мышлением, небытия нет, т.к не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Идея о едином Бытие как истинном Бытие. Телесное и духовное совпадает в Боге.

    Зенон Элейский (490 – 430 г до н.э) – он развил логику как диалектику. Сформировал апории против движения (парадоксы), такие как « Ахилесс и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион».

    Гераклит (Огонь,Логос, Единство противоположностей)– рассвет творческих сил Гераклита приходится приблизительно на 504-501 гг до н.э. Еще при жизни его прозвали темным. Он написал сочинение «о природе», которое отличалось трудностью изложения.

    1. 10. Философия Сократа.

    Сократ считал, что человек имеет знание от рождения и идя по жизни способен их вспоминать, по этому его метод принято называть «маевтика» (с др.греческого — акушерское дело).

    Кроме того, метод Сократа характерен еще несколькими важными аспектами:

    Философ не отрицает теорию переселения душ, потустороннюю жизнь.

    Не смотря на это, вера в Богов по словам Платона, служила лишь воспитательным целям.

    Метод Сократа является диалогическим, но исключительно устным, ведь книг он не писал.

    Теория всегда должна подкрепляться практикой.

     Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его.
    Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.

    1. Философия Платона (Мир идей. Душа. Государство).

    Платон является виднейшим представителем объективного идеализма.

    Мир идей (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.
    Идеи - это образы вещей, некие божественные сущности. Они - целевые причины, заряженные энергией устремления, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.
    Душа человека (по Платону) до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, вспоминает о мире идей. Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа есть бессмертная сущность; в процессе мышления она активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой в царстве идей. Путь к воссозданию забытого и самого ценного - это созерцание, любование и любовь.

    Государство Платона состоит из трёх сословий:

    • Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).

    • Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

    • Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

    Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одарённость. В их лице мудрость должна объединиться с властью.

    В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

    1. Аристотель как систематизатор наук.

    Аристотель – ученик Платона, но по ряду вопросов он расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Ему принадлежит изречение « Платон мне друг, но истина дороже». Он считал, что философия – всеобщее знание, она состоит из 3 частей: теоретическая, практическая, поэтическая. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Единство материи и формы – идея единичного бытия вещи. Энтелехия – сила, которая определяет действительность существования, цель бытия конкретной вещи. Душа человека – энтелехия тела. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

    Целостность вещи

    Сами вещи, конкретные явления имеют 4 основания, причины для своего существования:

    1 Формальную причину (что?)

    2 Материальную причину (из чего?)

    3 Движущую причину ( как и кем создано?)

    4 Целевую причину (для чего?)

    Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Категории – это фундаментальные понятия философии.

    Идея души

    Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть ни что иное, как неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа – движущая сила тела. Согласно Аристотелю смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни. Душа вечна и бессмертна. Есть 3 типа души: растительная, животная и разумная. Разумная душа в человеке бессмертна.

    Аристотель создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Он был против отмены частной собственности у семьи, но как Платон

    1. 13. Философские идеи Средневековья  (Аврелий Августин, Фома Аквинский и др.)

    Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.

    Теоцентризм:

    В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего являлся Бог. Бог являлся источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видели в служении Богу. В средние века бог и религия - вот главные объекты философии, именно бог и религия изучались в то время ее служителями. Принцип теоцентризма с его всеохватностью вынуждал средневековых философов рассматривать и уточнять такие понятия, как бытие, сущность, существование, свойство, качество.

    Монотеизм:

    В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

    Идея богочеловека:

    В средние века человек лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий к обыденному, чем его отец.

    Креационизм:

    Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек. Однако существовала и противоположная точка зрения о том, что творчество – прерогатива исключительно Бога, а со стороны людей это считалось богохульством. Такого рода представления сдерживали развитие техники.

    Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

    Из идеи креационизма следует так называемый монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.

    Провиденциализм:

    Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными.

    Идея заповедей:

    Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.

    Идея первородного греха:

    Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

    Идея воскресения души:

    На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

    Идея святости тела:

    Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

    Идея всеобщего равенства:

    Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

    Символизм:

    Средневековый человек везде видел символы. У греков символ (цимболон) означал знак благодарности, две половинки предмета, разделенного между людьми. Символ - намек на утраченное единство. В средние века символ - это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значение того или иного предмета.

    Простой люд обходился магическими образами, в этом духе он осуществлял таинства, молился, считал яблоко символом зла, белую розу – символом Девы, прозрачный берилл, пропускающий свет, - образом христианства, красный сардоникс – образом, символом пролившего свою кровь за людей Христа. Весь мир представал как огромное многообразие символов.

    1. 14. Основные философские идеи эпохи Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, соц. утопизм).

    - антропоцентризм и гуманизмпреобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; 
    Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. 
    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. 
    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. 
    Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. 
    Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни. 
    В оппозицию ставится также мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос. 
    В то же время история слова намного более древняя. Известное выражение Протагора "Человек есть мера всех вещей" называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия,

    15. Эмпиризм философии Нового Времени. Индуктивный метод познания.

    Философия Нового времени характеризуется возникновением двух противоположных течений по вопросам познания мира – сенсуализм (эмпиризм) – Ф. Бэкон, и рационализм – Р. Декарт.

    Эмпиризм Ф. Бэкона (1561-1626)

    - основу познания составляет чувственное познание, мы познаем мир посредством наших ощущений. «нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»

    - основанность знания на опыте, философия носит практический характер.

    - Цель науки – господство человека над природой, подчиняясь ее законам, переход от философии слов к философии дела.

    - основной девиз – «Знание – сила» (природа побеждается только подчинением ей)

    - применял индуктивные методы(от частного к общему) познания (аксиомы – новые эксперименты)

    - «Новый органон» - поиск новых методов познания в науке (методология)

    - Для достижения достоверного знания сознание должно быть свободно от ложных «призраков» («призраки» рода - отражение вещей в искривленном и обезображенном виде, пещеры – ошибки индивидуального характера, рынка – неправильное использование слов, театра – вера в авторитеты)

    - Наука делится на философию (истина разума) и теологию (истина веры)

    1. 16. Рационализм философии Нового Времени. Дедуктивный метод познания.

    Рационализм Декарта (1596 – 1650)

    - в основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта.

    - разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания.

    -Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм.

    -Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной

    -Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения.

    -Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики.

    -Метод методологического сомнения как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении)

    1. 17. Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро и др.)

    Философия просвещения

    -всё должно представать перед судом разума

    -культ науки и прогресс человечества

    -имей мужество мыслить самостоятельно

    -пересмотр интеллектуальных ценностей

    -критика суеверий

    -деизм

    -защита естественных прав человека (свободы, равенства)

    -издание энциклопедий научного знания

    Вольтер (Аруэ). Вольтер развивал Философию французского просвещения, пытаясь развенчать церковь и монархию, Вольтер порывает с христианской религией и переходит к деизму, с точки зрения которой, Бог творит Вселенную, сообщает ей движение, но затем не вмешивается далее в ее функционирование, позволяя Миру развиваться по собственным законам естества. Вольтер не отказывался от веры в Бога, считая его последним утешением обездоленных. Он заявляет, что если бы не было Бога, то его следовало бы придумать. При развитии философии французского просвещения Вольтер стал на позиции эмпиризма и рационализма, гуманности к простому люду, уважения его прав. Но он считал, что абсолютная монархия – идеал государства, давал рекомендации обустройства такого государства.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта