Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировоззрение

  • 4. Религия

  • 2.Философия в системе духовной культуры. Философия в системе духовной культуры Очевидно, что понятие культура


    Скачать 26.41 Kb.
    НазваниеФилософия в системе духовной культуры Очевидно, что понятие культура
    Дата22.01.2023
    Размер26.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2.Философия в системе духовной культуры.docx
    ТипДокументы
    #898626

    Философия в системе духовной культуры

    Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура — не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура — это именно то, что отличает человека от животных.

    Философия – это особый тип мировоззрения.

    Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

    Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

    Религия– тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

    Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

    Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

    Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

    Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

    .Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качестве искусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).
    Философия и наука. Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качестве науки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности.

    История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: 1.Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). 2.Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.). 3. Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: 

    Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

    Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

    Помогает критически осмыслить полученные результаты.

    Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

    Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

    Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
    Как учение о бытии и познании, философия — сво­ей онтологической и гносеологической стороной — тесно сближается с наукой, выступаяметодологией научного зна­ния. Каждая наука, опираясь на собственный опыт, раз­рабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления экспериментов (физика, хи­мия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоис­точников (история, источниковедение, литературоведе­ние) и т. п. Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная черта состоит в том, что они универсаль­ны, т. е. имеют всеобщий характер. Высший уровень фи­лософской методологии — диалектика. Она помогает че­ловеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. 

    Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявля­лась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Однако, здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии.

    В 60-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии писали "Предме­том философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

    Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, сужде­ниями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естест­венной, так и в гуманитарных областях знания, имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и, тем более, оши­бочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несо­стоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

    На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 гг. шла оживленная дис­кус­сия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что филосо­фия является наукой, другие доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает мно­гим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи харак­тери­зовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

    Заметим, что не так просто провести отличительную черту между философией и нау­кой. И все же, к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргумен­тированность, доказательность, практическая, опытная, экспериментальная и фактологиче­ская проверяемость, системность и общепринятость.

    Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо со­всем не применимы для характеристики философского знания. Оно непроверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получа­ется, что философия не является наукой.

    Вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной лите­ратуре. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически непод­тверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научно­сти философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из кото­рых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие раз­виваются и обогащаются.

    В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая кате­горически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения. Филосо­фия, как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные во­просы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше.

    Философия - это, прежде всего, мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

    Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.
    Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.




    4. Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии. Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей основной признак религии – вера в сверхестеств. Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.

    Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений;• поступки, судьба человека;• нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: • христианство;• ислам;• буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: • синтоизм;• индуизм;• иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
    Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими [2, с.486]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания  [1].

    Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

    Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» [1].

    Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения(в филосо­фииопора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии -на веру, вера в сверхъестест­венное - основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания(философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) [3, с.28].

    Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам [2, с. 487].

    Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове [4].

    Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией [2, с.487].

    Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна­ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю кар­тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности [4, с. 233]


    написать администратору сайта