Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность

  • Единичное

  • Детерминизм

  • Необходимость

  • Обратимая

  • Абстрактная

  • Формальная

  • Основные законы диалектики.

  • Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество

  • Количество

  • Закон отрицания отрицания.

  • Наличие мозга как носителя сознания.

  • Наличие языка – материальной формы выражения сознания

  • Философия (Аверин). Философия(Александр Николаевич Аверин) Алексаев п в панин а в 20009


    Скачать 346 Kb.
    НазваниеФилософия(Александр Николаевич Аверин) Алексаев п в панин а в 20009
    АнкорФилософия (Аверин).doc
    Дата23.09.2017
    Размер346 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия (Аверин).doc
    ТипДокументы
    #8932
    страница2 из 3
    1   2   3

    В современной науке выделяют суммативные системы и интегративные системы.

    Значение формы:

    1. Способ внешнего выражения содержания

    2. Внутренняя организация, способ связи элементов

    Содержание совокупность элементов, отношений, связей, процессов в определенной системе.

    Соотношение формы и содержания:

    1. Единство

    2. Неоднородность связи – одно и тоже содержание может иметь разные формы и наоборот

    3. Противоречие – противоречие существует в результате возникновения разнонаправленных тенденций

    4. Соответствие формы и содержания

    Этапы взаимодействия формы и содержания:

    1. Соответствие

    2. Несоответствие - форма мешает развитию содержания

    3. Восстановление соответствия формы содержанию

    Форма может способствовать развитию содержания, если соответствует ему.

    Сущность – внутреннее устойчивое единство многообразных форм бытия вещи.

    Явление – внешняя форма выражения вещи, проявление сущности и её внешнее обнаружение.

    Сущность и явление соотносительны. Вещи разнонаправлены и разноступенчаты.

    Единство сущности и явления:

    1. Сущность обнаруживается в явлении

    2. Явление богаче сущности

    3. Сущность – основа явлений

    Сущность и явление едины, их различают только в процессе познания.

    Сущность устойчивее, явление изменчивее. Изменения в явлении приводят к изменениям в сущности. Сущность в явлениях может внешне изменяться, казаться.

    Единичное – неповторимые индивидуальные признаки вещи

    Общее – сходные, родственные признаки, присущие другим вещам

    Особенное – связующее звено между единичным и общим, выражает наличие признаков, сходных с признаками одних вещей и отличных от признаков других вещей

    Самостоятельное существование этих элементов возможно только в сознании. (пример с реализмом и номинализмом и столами)

    Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, а единичное порождается общим.

    Номиналисты - реально только единичное, общее – есть продукт сознания.

    Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений.

    Причинность – генетическая связь между явлениями, вещами, при которой одно явление, называемое причиной, при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием.

    Признаки причинной связи:

    1. Генетический – обязательное порождение причиной следствия

    2. Необходимость – неизбежность порождения

    3. Однонаправленность – причина всегда предшествует следствию

    4. Пространственно-временная непрерывность. Если причина и следствие разделены пространством, то это пространство заполнено другими причинно-следственными связи, явления и события. У времени практически тоже самое.

    Цепи причинения:

    1. Однолинейные – одни и те же явления выстапают причинами и следствиями, но в других связях

    2. Двухлинейное – следствие влияет на причину

    3. Разветвленные

    Причина порождает следствие только при определенных условиях. Условие только способствует возникновению следствия, но оно не может стать причиной.

    Полная причина – совокупность всех условий, при которых с необходимостью появляется следствие.

    Полная причина:

    1. Специфицирующая причина – то, что вызывает следствие

    2. Кондициональные причины – условия, факторы, способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние

    3. Реализаторская причина – повод, то, что обусловливает время появления следствия

    Виды причин:

    1. Внутренние – в рамках одной системы, внешняя – вне системы

    2. Непосредственные – прямо вызывает следствие, опосредованная – косвенно, через другие цепи

    Причины и следствия не всегда связаны однозначными связями.

    Непричинная детерминация – есть взаимообусловленность явлений, но нет генетической связи (энергия не является причиной массы. Е=мС2).

    Необходимость – то, что произошло, должно произойти, и происходит именно так, а не иначе. То, что появляется неизбежно и не может не быть.

    Случайность – парная категория к необходимости, то, что может быть, может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

    Подходы в понимании соотношения необходимости и случайности:

    1. Абсолютное разграничение, отрицание объективности – явление либо необходимое, либо случайное

    2. Признание объективности и всеобщности – явления и события являются необходимыми и случайными, но в разных соотношениях

    Соотношение необходимости и случайности:

    1. Единство

    2. Случайность – форма проявления и дополнения необходимости, т.е. необходимость проявляется через случайность. Необходимость дополняется случайностью. (По Энгельсу)

    3. Превращение – они могут превращаться друг в друга

    Закон определяется через связи.

    Закон – это связь

    Признаки закона

    1. Существенная – это отношения между сущностями

    2. Всеобщая

    3. Повторяющаяся – связь в определенном классе вещей повторяется

    4. Необходимая

    5. Устойчивая

    Закон – это существенная, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь в объективном мире.

    Виды:

    1. Формы движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные

    2. Структура детерминации: динамические – наличие однозначной связи, вероятностно-статистические – вероятные связи больших совокупностей вещей

    3. Сферы действия: всеобщие – законы диалектики, общие – действуют в природе, познании, частные – действуют в ограниченной сфере

    Возможность – то, что может быть, потенциальное бытие, будущее, которое содержится в настоящем, в ней содержатся предпосылки возникновения нового бытия.

    Невозможность – то, что не может быть из-за несовместимости с объективными законами бытия.

    Действительность – то, что реально существует, это актуальное бытие.

    Возможность и действительность взаимосвязаны. Действительность – результат реализации возможности.

    Виды возможности:

    1. Обратимая – возможность, с превращением которой в действительность, действительность становится возможностью, необратимая – при превращении возможности в действительность, первоначальная действительность невозможно

    2. Абстрактная – возможность, для осуществления которой в данное время не возникли необходимые условия, конкретная – возможность для которой в данное время есть условия и она может быть реализована

    3. Формальная – обусловлена случайностью, реальная – обусловлена необходимостью

    Детерминизм противоположен и фатализму и волюнтаризму.

    Волюнтаризм – возможность обусловлена только волей человека.

    Фатализм – возможность обусловлена судьбой.

    Развитие – качественные, необратимые и направленные изменения.

    Черты развития:

    1. Неотрывность от движения – и то и другое есть изменение

    2. Качественное изменение

    3. Необратимое изменение, а движение обратимо

    4. Направленное изменение .

    Направления развития:

    1. Прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному

    2. Регресс – развитие от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному

    Критерии прогресса:

    1. Структурный – в неживой природе – степень усложнения структуры системы

    2. Функциональный – в живой природе – степень системной организации, которая позволяет организму выполнять ранее невыполнимые функции

    Критерии прогресса в обществе:

    1. Темпы роста производства и производительности труда

    2. Степень свободы

    3. Уровень демократизации

    4. Уровень возможностей для развития человека

    Универсальный критерий прогресса:

    1. Увеличение степени разнообразия системы

    2. Усиление мобильности, эффективности, надежности

    3. Воспроизведение системы

    4. Рост автономности

    5. Увеличение организации и целостности

    Прогресс и регресс относительны.

    Основные законы диалектики.

    Закон единства и борьбы противоположности.

    Категории:

    1. Различие – прерывность, изменчивость, индивидуальность и неповторяемость.

    2. Противоположности – взаимоисключающие стороны, элементы, тенденции, которые находятся в единстве и принадлежат одному явлению, одной вещи

    Отношения противоположностей:

    1. Взаимоисключение

    2. Взаимополагание – противоположности не могут существовать друг без друга

    3. Взаимопроникновение – противоположности переходят друг в друга

    Единство противоположностей характеризует взаимополагание и взаимопроникновение.

    Противоречие – источник развития.

    Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, которое находится в единстве и является источником развития.

    Виды противоречий:

    1. Общие – характеризуют бытие в целом, специфические – существуют в определенных сферах бытия

    2. Внешние и внутренние

    3. По уровням материи и формам её движения

    4. Антагонистические – в основе диаметрально противоположные коренные противоречия, неантагонистические – некоренные противоречия

    Формы разрешения противоречий:

    1. Переход противоположностей друг в друга

    2. Победа одной из противоположностей

    3. Исчезновение обеих противоположностей

    Закон перехода количественных изменений в качественные.

    Качество – определенность вещи, которая отличает вещь от других и делает это отличие четко оформленным и устойчивым

    Количество – такое изменение вещи, которое не тождественно изменению его бытия. Это внешняя категория по отношению к бытию вещи. Оно характеризует делимость вещи.

    Мера – взаимосвязь количественных и качественных изменений, это граница, в пределах которой происходят количественные изменения в рамках данного качества, сохраняется качественная определенность вещи.

    Скачок – стадия, период превращения одного качества в другое качество в результате количественных изменений. Это прерыв постепенности в развитии.

    Формы скачков:

    1. Формы движения материи

    2. Время протекания – разовые и постепенные

    3. Количество систем, которые входят в скачок – одинарные и комплексные – охватывают много элементов

    4. Отношение к сущности – коренные – скачок в развитии всей системы, некоренной – скачок в отдельных элементах

    5. Локальные и глобальные

    Закон отрицания отрицания.

    Преемственность – связь старого и нового качества в развитии.

    Отрицание характеризует возникновение нового и относительная повторяемость старого.

    Развитие – единство поступательности и отрицания.

    Типы отрицания:

    1. Деструктивное – разрушение, распад, ликвидация системы

    2. Конструктивное – необходимые элемент развития, обеспечивает связь старого и нового

    Триада Гегеля:

    1. Тезис

    2. Антитезис – отрицает тезис

    3. Синтез

    Условия действия закона отрицания отрицания

    1. Наличие как минимум двух отрицаний

    2. Повторение черт, свойств, которые были на первой стадии

    Закон не действует при деструктивном отрицании и регрессе.

    Бытие находит свое отражение в различных картинах мира.

    Философская картина мира – совокупность представлений о мире и о месте человека в мире. (центральное понятие - бытие)

    Материалистическая картина. Единство материи и сознания.

    Идеалистическая картина.

    Бытие – основополагающий признак философской картины мира.

    Религиозная картина мира – различие бытия самого по себе и Бога.

    Научная картина мира – представления о закономерностях развития. Её образуют и основывают фундаментальные понятия и принципы науки.

    Функции научной картины мира:

    1. Отнологическая

    2. Гносеологическая – систематизация научного знания

    Типы научной картины мира:

    1. Общенаучная – синтез основных принципов различных наук

    2. Естественнонаучная

    3. Социальная – плод социально-гуманитарных наук

    4. Локальная – существует в конкретно взятой науке

    Научные модели единства мира:

    1. Вещественно-субстрактная – построение из общих элементов, из общего вещества

    2. Функциональная – объясняется единство мира как единство законов

    3. Генетическая – мир функционирует на основе общего субстрата, мир генетически связан

    Сознание

    Сознание – состояние внутренней жизни человека

    Нередко отождествляется с душой, затем с психикой, психической жизнью.

    Дух – способность человека создавать ценности моральные, культурные и иные.

    Мышление, воля, память

    Интерпретации сознания:

    1. Сознание как знание – процесс осознания того, на что сознание направлено, знание – результат сознания

    2. Сознание как интенция – то, что имеет направленность на осмысливаемый предмет (рассматривается в феноменологии Гусрля, феномены – абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, они объективны). Сознание направлено.

    3. Сознание как отражение. Отражение – свойство материи.

    1 уровень. Физико-химическая форма – в неорганической природе:

    А. Химическое отражение

    Б. Механическое отражение

    В. Физическое отражение

    2 уровень. Биологическая форма отражения – в органической природе

    А. Психика высших животных – восприятие, ощущение

    Б. Чувственность животных – условные рефлексы, инстинкты, безусловные рефлексы

    3 уровень. Социальная форма отражения.

    А. Рациональное познание – умозаключение, суждение, понятие

    Б. Чувственное восприятие – представление, восприятие, ощущение

    Отражение – изменения в одной из двух взаимодействующих систем или в обеих системах. Внутренние изменения в системе.

    Сознание – высшая форма отражения

    В понимании сознания есть различия между материалистами

    Дуализм рассматривает сознание как самостоятельную субстанцию, она не зависит от материи.

    Идеализм признает первичное отношение сознания по отношению к материи: идеализм объективный и субъективный.

    Материализм признает первичность материи, сознание не сводится к материи.

    Вульгарный - исключение: сознание материально, мозг выделяет сознание

    Специфика сознания:

    1. Свойство высокоорганизованной материи – присуще только человеку

    2. Идеальное свойство

    3. Отражает бытие – это сущность сознания, оно отражает внешний мир

    Сознание – свойство высокоорганизованной материи, сущность которого состоит в идеальном отражении бытия.

    Источники сознания:

    1. Внешний материальный и духовный мир (внешний мир отражается в представлении человека)

    2. Внутренний духовный мир - самосознание

    3. Общество, социальная среда – «человека смотрит на мир глазами общества»

    4. Материальный субстрат сознания – мозг

    Структура сознания:

    1. Ощущения, восприятия, представления

    2. Мышление

    3. Эмоциональная сфера – чувства, настроения, эмоции

    4. Память

    5. Воля – психический процесс, выраженный в действиях, направленных на удовлетворение потребностей

    Сознание и мышление не являются тождественными.

    Мышление связано с логическим сознанием.

    Рассудок – мышление, ориентированное на практическую пользу, здравый смысл. Это исходный уровень мышления. Рассудок позволяет правильно строить свои мысли.

    Разум – более высокий уровень мышления. Он оперирует широкими обобщениями, ориентирован на более полное и глубокое познание, творческое познания, познание сущности мышлений.

    Соотношение сознания и психики.

    1 крайность – признание пропасти между психикой животного и психикой человека

    Психика животных – условный рефлекс. 1 – ая сигнальная система

    Психика человека – условный рефлекс. 1-ая сигнальная система, 2-ая сигнальная система.

    2 крайность – отрицание качественного различия между животной и человеческой психикой. Различие – наличие у человека 2-ой сигнальной системы.

    Структура человеческой психики:

    Подсознательное

    1. Совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сознания

    2. Сфера подсознательного охватывает ощущение, восприятие, представление, если они не охватывают сознание

    Бессознательное

    1. Это особая форма психической деятельности, при которой отсутствует сознательное регулирование и контроль. Есть непроизвольность и существует безотчетность и полное исчезновение из памяти (Лейбниц)

    2. Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Гартмен, Фрейд, Юнг, Фромм. Первичный регулятор поступков человека.

    3. Это основано на скрытом учете информации о вещах, обеспечивает разгрузку сознания человека

    Сознание

    Особенности психики и сознания человека:

    1. Человеческая психика проявляется в чувственной и рациональной форме

    2. Большая роль рациональной формы сознания по сравнению с чувственной

    3. Совершенствование качества рациональной формы – широта и абстрактность, уменьшение чувственного элемента, более обобщенные абстракции

    4. Развиты формы рационального познания – понятийное мышление, оценочное мышление, членораздельная речь, целевой характер мышления

    Функции сознания:

    1. Всеобщая функция – отражательная

    2. Основные функции: ориентировочная – сознание дает человеку возможность ориентироваться в мире, информационная – позволяет приобретать знания о мире

    3. Специальные функции: творческая – сознание еще и творит мир, а не только отражает (черта субъективного идеализма), регулятивно - управленческая – контроль и регулирование деятельности человека, оценка явлений действительности

    Творческий характер сознания – создание нового в самом сознании, затем оно может быть воплощено в материальном мире, практически. Творчество опережает действительность.

    Опережающее отражение действительности появилось в живой природе, а не у человека. Живые организмы приспосабливаются к грядущим событиям (куколки бабочек до морозов вырабатывают глицерин).

    Человек же формирует знания о будущем.

    Сознание неотделимо от самосознания.

    Самосознание. Объект – собственные переживания, интересы, поведение. Это познание человеком самого себя.

    В процессе самопознания человек выделяет себя из окружающего мира и находит свое место в нём.

    Благодаря самопознанию есть самооценка, саморегуляция.

    Результат - осознание человеком самого себя. Самосознание – знание о самом себе.

    Формы самосознания:

    1. Осознание человеком своего тела, его места в окружающем мире

    2. Осознание принадлежности к обществу, социальной группе

    3. Осознание уникальности и неповторимости собственного Я

    Рефлексия – размышление человека о самом себе, о своем внутреннем духовном мире.

    Черты сознания:

    1. Мозг – субстрат сознания

    2. Идеальный характер отражения

    3. Социальная природа

    4. Знаковый характер выражения – через язык

    Наличие мозга как носителя сознания.

    Психофизиологическая проблема – связь между физиологическими и психическими процессами

    1. Физиологические процессы воздействуют на психические процессы

    2. Психические процессы влияют на физиологические

    Формулировка проблемы принадлежит Рене Декарту.

    Человек мыслит с помощью мозга. Мозг действует посредством самоорганизации, которая может использовать алгоритм, а может и не использовать.

    1. Сознание зависит от устройства мозга. Достаточно создать модель мозга, и она будет новым субстратом сознания.

    2. Противники утверждают, что сущность сознания не в физиологии мозга, а в социальной природе сознания.

    Социальная природа сознания.

    Сознание – продукт человеческого общения, это форма взаимодействия общества. Это форма бытия общественных отношений.

    Мозг становится субстратом – носителем сознания только когда находится в обществе.

    Моделировать деятельность мозга можно, но он только реализует цели программы.

    Дискуссия в СССР о том, может ли машина мыслить, но они особенно определяли мышление как способность решения задач.

    Сознание имеет материальную основу – биохимические, биофизические процессе в организме.

    Внешний мир действует на человека.

    Сознание идеально.

    Создается идеальный субъективный духовный образ, образование.

    Признаки идеального:

    1. Является результатом отражения

    2. Лишено пространственных, физико-химических, энергетических характеристик

    3. Существует не на своей вещественной основе, а на основе вещества нервной ткани

    Наличие языка – материальной формы выражения сознания

    Язык – система знаков, имеющих значение. В качестве знаков выступают звуки, рисунки и т.д.

    Знаки – сигналы материальных вещей. Они замещают вещи в процессе познания. Они используются для получения, хранения и передачи информации. Они позволяют оперировать только с образами вещей, с информацией о них.

    Смысл – содержание, значение знака. Особые знаки – знаки-символы

    Символ – знак, аналогичный слову, в котором заключено содержание и в них представлены абстрактные понятия и идеи.

    Связь языка и сознания:

    1. Природная, натуралистическая концепция признает природную связь языка и сознания. Слово копирует реальные процессы

    2. Конвенционалистическая концепция – признается связь языка и сознания как договорную связь. Люди договариваются о значении слов

    3. Связь языка и сознания является социальной. Язык возникает в обществе как орудие общения

    Аспекты языка:

    1. Синтактический – язык рассматривается как совокупность знаков, преобразуемых по правилам. Знаки образуют языковую систему.

    2. Семантический – обращение к содержанию языковых выражений. Нахождение идеальных объектов и их связей, которые образуют смысл терминов и высказываний языка

    3. Прагматический – рассматривается языковое выражение по отношению к специфике общения человека

    Сущность языка в том, что он служит орудием общения и мышления.

    Функция социального наследия присуща языку.

    Единство сознания и языка, они предполагают друг друга. Человек организует свою речь в соответствие с логикой своего мышления.

    Сознание может быть выражено в естественном разговорном языке, но может быть выражено в другой знаковой системе. В качестве языка может выступать танец. На базе естественного языка возникает формализованный язык и искусственные языки.

    Функции языка:

    1. Средство общения (коммуникативная функция)

    2. Орудие мышления (функция выражения мысли)

    3. Накопление знаний

    Познание – гносеология.

    Гносеологический оптимизм – признает познаваемость мира, возможность достоверного познания

    Агностицизм – отрицает познаваемость мира

    Виды агностицизма:

    1. Скептицизм – сомнение в возможности познать мир. Не надо пытать познать сущность вещей

    2. Д. Юм (юмизм). Человек обладает чувственными восприятиями, их природа неизвестна, выйти за их пределы невозможно.

    3. И. Кант (кантианство). Признается существование вне сознания материальных вещей «вещей в себе» - на уровне сущности вещи познать нельзя.

    Юм и Кант – субъективный идеализм.

    Гексли – материалист-агностик.

    Материалисты: познание через сознание. Сознание отражает внешний мир, появляется образ.

    Идеалисты: сознание так же признается.

    Познание изучается конкретными науками.

    Гносеология отличается в том, что изучает познание в его отношении к истинности и независимо от вида познания. Эпистемология – теория научного познания.

    Виды познания:

    1. Обыденное – повседневное, существует в обыденной жизни. Знание выражено в естественном языке. Базируется на здравом смысле – сложившихся стереотипах мышления и поведения в жизненно-важных и повторяющихся ситуациях.

    2. Художественное – эмоциональность, оригинальность произведений, результат – художественный образ. Допускается вымысел.

    3. Религиозное познание. Это фантастическое отношение человека к господствующим над ним силам. Основано на вере, соединено с эмоциональным отношением человека к миру.

    4. Научное познание.

    5. Философское познание - связано с объяснением бытия

    Особенности философского познания:

    1. Представление об универсальности и целостности бытия

    2. Содержит оценки – выступает как мировоззрение

    3. Рационально исследуется структура и логика мысли, природа и возможности методов познания

    Сенсуализм и эмпиризм (Беркли, Локк) – источником знания является чувственный опыт, признается решающая роль чувств в познании. В разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства человека.

    Эмпиризм признает решающую роль опыта в познании.

    Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

    Объективно существующие вещи вызывают у человека ощущения – это материалистический сенсуализм.

    Основа познания – разум. Это рационализм.

    Основа познания – разум, решающая его роль в познании. Врожденные идеи (Декарт).

    Формы познания:

    1. Чувственное – опирается на органы чувств

    - ощущение – отражает отдельные свойства предмета, вещи. Это субъективный, идеальный образ вещи. В познании происходит синтез ощущений

    - восприятие – отражает совокупность свойств, но оно основано на восприятии. Это чувственный, целостный образ вещи. Это синтез различных ощущений.

    - представление – чувственный образ вещи, который сохраняется и воспроизводится в сознании человека без непосредственного воздействия на органы чувств человека.

    1. Рациональное

    - понятие – представляет в обобщенном виде вещи определенного класса, в нем фиксируются существенные и несущественные свойства. Это результат выделения общих абстрактных признаков.

    - суждение – вид рационального познания, в котором посредством связи понятий что-то утверждается или отрицается

    - умозаключение – вид рационального познания, представляющий рассуждение, в ходе которого логически выводятся новые суждения - выводы

    Место чувственного познания:

    1. Непосредственная связь человека с внешним миром

    2. Человек не способен к познанию без органов чувств

    3. Потеря человеком некоторых органов не прекращает познание

    4. Рациональное познание опирается на чувственное познание

    Чувственное познание ограничено, потому что органы чувств не могут все воспринять (инфракрасное излучение). Чувственное познание дополняется рациональным.

    Различия чувственного и рационального познания

    Чувственное

    Рациональное

    Общее и единичное не разделены

    Отражение общего, выделение единичного и общего

    Существенное и несущественное не разделены

    Отражение существенного

    Непосредственная связь с внешним миром

    Опосредованная связь с внешним миром

    Чувственное познание и рациональное познание находятся в единстве.

    В процессе познания существует иррациональное.

    Интуиция – способность непосредственного постижения истины путем его усмотрения, бессознательного рационального обоснования. Это непосредственное постижение истины через органы чувств.

    Иррационализм понимает истину как сверхразумную чувствительную деятельность.

    Наука признает интуицию и рассматривает как знание, возникающее внезапно без осознания мыслительного процесса, приведшего к этой истине.

    Понимание истины:

    1. (классическая концепция). Это соответствие представлений и знаний действительности (Аристотель, Фома, Гольбах, Феербах, Маркс)

    2. Истина как ценность (прагматизм). Это полезность (Дьюи). Истина – это то, за что человек может умереть (Марсель)

    3. Это соглашение (конвенционализм: Пуанкаре – нельзя ставить вопрос об истинности какой-либо геометрии. Истина – результат соглашения между учеными)

    4. Когерентная концепция. Истина – согласованное и непротиворечивое знание

    5. Эмпириокритицизм. Мысль, экономно описывающая действительность.

    Истина – соответствие наших мыслей действительности (классическая концепция)

    Соответствие – адекватное отражение действительности.

    Характеристики истины:

    1. Объективная – она объективна по источнику и содержанию. Источник – объект истины. Содержание - оно зависит от объекта, но не зависит от человека. Объективность истины иная, нежели у реальной вещи. (Сторонники субъективизма считают, что истина внутри человека и она субъективна)

    2. Абсолютная. Абсолютная истина – абсолютно точное, полное, верное отражение действительности.

    3. Относительная. Относительная истина – относительно точное, относительно верное, относительно полное отражение действительности. Различие – степень полноты отражение.

    4. Конкретная

    Диалектика абсолютной и относительности истины:

    1. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин

    2. В относительной истине содержатся элементы абсолютной истины

    3. Абсолютная истина может переходить в относительную истину

    Если это не учитывает, то мы придем метафизике. Абсолютивизм. Релятивизм.

    Антиподы истины:

    1. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

    2. Дезинформация – передача ложного знания как истинного знания или наоборот, передача истинного знания как ложного: полуправда, ложь-умолчание

    3. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие знаний объекту. Оно возможно потому что поиск истины связан с выдвижением догадок, гипотез

    Подходы в рассмотрении расположения истины и лжи:

    1. Взаимоисключение

    2. Истина и заблуждение относительны. Истина может содержать элементы заблуждения

    Истина связана с достоверным и вероятным знанием.

    Достоверное знание – такое знание, во-первых, когда имеется полное основание утверждать, что его истинность окончательно установлена и оно не нуждается в дальнейшем обосновании и доказательстве, во-вторых, когда имеется полная субъективная уверенность в человеческом знании

    Вероятное знание – такое знание, когда, во-первых, имеется не полное, а только некоторое основание считать знание истинным, оно нуждается в дальнейшем доказательстве, во-вторых, когда знание вызывает определенную уверенность, но человек готов к тому, что уверенность может не опревдаться

    Полное основание об истинности

    Отсутствует полное основание об истинности

    Полная уверенность в знании

    Отсутствует полная уверенность в заннии

    Критерии истины:

    1. Нет критерия

    2. Ощущения и восприятия человека

    3. Самоочевидные теоретические положения

    4. Ясность и отчетливость (Рационалисты: Декарт, Спиноза и Лейбниц)

    5. Общезначимость. Истина то, что соответствует мнению большинства

    6. Практика

    Практика

    У идеалистов – духовная деятельность.

    У материалистов – удовлетворение потребностей человека.

    Исходная категория практики – деятельность. Деятельность – способ существования людей. Материальная составляющая деятельности.

    Практика – целенаправленная материальная деятельность людей в процессе и результате которой они преобразуют окружающий и изменяются сами. В практику сходит материальная деятельность и духовная деятельность, связанная с целеполаганием.

    Труд

    Виды практики:

    1. Матеариально-производственная – изготовление продуктов и средств производства

    2. Социально-политическая – направленность на преобразование общественных отношений

    3. Научный эксперимент

    4. Медицинская практика – материальное воздействие на человека

    5. Повседневная

    Структура практики:

    1. Субъект

    2. Объект

    3. Цель

    4. Средства

    5. Результат

    Гносеологические функции практики:

    1. Основа познания

    2. Движущая сила познания – от практики исходят стимулы познания

    3. Цель познания– практика необходима для получения истинного знания, познание ради практики.

    4. Критерий истины

    Диалектика практики как критерия истины

    1. Проверка истинности осуществляется не в единичном акте

    2. Связь практической и логической проверки

    3. Абсолютный и относительный критерий

    Функции познания по отношению к практике

    1. Информационная. Познание – средство практической деятельности

    2. Регулятивная. Познание регулирует практику


    1   2   3


    написать администратору сайта