Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2

  • Русская философия

  • Философия (Аверин). Философия(Александр Николаевич Аверин) Алексаев п в панин а в 20009


    Скачать 346 Kb.
    НазваниеФилософия(Александр Николаевич Аверин) Алексаев п в панин а в 20009
    АнкорФилософия (Аверин).doc
    Дата23.09.2017
    Размер346 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия (Аверин).doc
    ТипДокументы
    #8932
    страница1 из 3
      1   2   3

    Философия(Александр Николаевич Аверин)

    • Алексаев П В Панин А В 20009

    • Демидов Ф.Д. Философия 2010

    • Спиркин Философия

    • Губина Седорина 2008

    8 февраля

    1)Философия, ее предмет. Специфика и место в человеческой культуре.

    Философия от греческого «Любовь к мудрости». Самое общее постановка и решение вопросов, касающихся интеллектуальной деятельности. Впервые употребил Пифагор, в отношении людей, которые стремятся к мудрости.

    Философия:

    1. Знания о всеобщем, наиболее общая теория

    2. Одна их форм интеллектуальной деятельности

    3. Особый способ познания

    4. Одна из форм мировоззрения

    5. Поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия.

    В самой общей форме можно сказать, что Философия обсуждает три главных вопроса:

    1. Что есть окружающий нас мир и человек

    2. Как возможно познание человека и мира

    3. Место человека и его роль в мире

    Мировоззрение -это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы.

    Мировоззрение имеет два аспекта:

    1. эмоционально – психологический

    2. интеллектуальный

    Компоненты мировоззрения:

    1. Познавательный компонент

    2. Ценностно-нормативный компонент

    3. Морально волевой, установки и ориентации

    4. Практический, деятельность человека по реализации морально-волевого компонента.

    Виды мировоззрения:

    1. Обыденное, основано на жизненном опыте человека на империческом знании которое получает в виде здравого смысла

    2. Научное.(основано на научном знании) Теоретические взгляды на окружающий мир

    3. Религиозное. Связано с признанием сверхъестественного начала. Опирается на веру в сверхъестественные силы господствуют в мире. Мир делится на земной и внеземной.

    4. Мифологическое.(Происхождение устройства мира, превращения хаоса в космос) Мифология система сакрального знания о различных народах мира. Основано на традиционных преданиях, в основе вера в чудесное. Три мира: небесный, земной и подземный. Единое универсальное не расчлененное мировоззрение.

    5. Философское. Рассматривает мир с позиции рационального знания и разума. Происходит преодоление ограниченности обыденного мировоззрения. Основано на мифологическом мировоззрении. Стремиться понять целостность и единство мира. Преодоление обыденного мировоззрение. Размышляет о человеке о смысле его существования, места человека в мире.


    Рассел считал, что между теологией и наукой есть ничейная земля, философия.

    Мировоззрение понятие более широкое, чем философия. В мировоззрение входит не вся философия, а только ее основополагающие идеи и концепции.

    Не вся философия входит в науку.

    Философия и наука:

    1. Философия это наука. Считал Гегель. Называл ее основой наук. Она решает основополагающие проблемы. Философия стоит над науками

    2. Философия не является наукой. Хайдинг,Ницше. Считали что философия это искусство. Считали, что искусство отражает жизнь.

    Позитивисты считали, что наука не нуждается в философии, от нее нужно отказаться или заменить ее анализом языка. Наука единственный источник знания. Философия утратила свой предмет надо отказаться и нужно ее заменить анализом языка.

    Существуют общие моменты которые роднят философию и науку:

    1. Философия как и наука использует систему понятий и категорий.

    2. Система понятий и категорий подчиняется законам логики.

    3. Роднит их теоретическое прошлое. Общая родословная философии и науки.

    Различия:

    1. Проблемы науки носят конкретный характер, проблемы философии носят общие или всеобщий характер

    2. Наука подтверждает теории с помощью опытных данных, экспериментов, философские утверждения сложно доказать с помощью фактов.

    3. Утверждения науки эмпирически проверяемы в эксперименте, философские нет.

    4. Наука вырабатывает конкретные методы исследования, философия общие(универсальные)

    2)Объект и предмет, структура и функции философии.

    Объект – космос и природа (античные философы), человек и общество, т. е природные и общественный мир.

    • Объектом философии является мир, место человека в мире и его отношение человека к этому миру.

    • Предмет – всеобщее в мире и в отношении человека к этому миру.

    Философские категории -это наиболее общие, фундаментальное универсальное понятие, они устойчивы и одновременно они изменчивы. Они возникли в определенные временные периоды. Одни появляются, другие исчезают. Также они развиваются в процессе познания.

    Их можно разделить на:

    1. Онтологические. Бытие, материя, движение.

    2. Гносеологические. Все что связано с познанием. Теория, истина, практика.

    3. Категории диалектики. Отражает наиболее общие связи и общий характер развитие бытия. Они являются парными категориями.

    Полярность категорий диалектики:

    1. Противоположности не могут существовать без друга, т. е. взаимополагание противоположностей.

    2. Взаимоисключение противоположностей.

    3. Взаимопроникновение противоположностей.

    Есть и одно исключение, непарная категория : единичное, особенное , всеобщее.

    В философии существуют принципы и законы.

    Принцип – это основная идея, которая находится в основе философского объяснения бытия и сознания.

    1. Принцип познания.

    2. Взаимосвязи

    3. Противоречия…

    4. развития

    5. детерминизама

    Закон философии – это взаимосвязь и отношение между философскими категориями.

    Структура философии.

    Рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова речь идет о философских науках (философия в узком смысле, этика, эстетика, наука об эстетическом освоении мира, логика, история философия, о возникновении, становлении и развитии философии).

    Философские науки:

    1. Философия

    2. Этика(проблемы добра зла)

    3. Эстетика(эстетическое освоение мира, проблема красоты комического)

    4. Логика

    5. История философии

    Философия в узком смысле имеет пять основных разделов:

    1. Онтология. Учение о бытие. Раздел философии который изучает фундаментальные принципы бытия.

    2. Гносеология (эпистемология – изучает научное познание). Теория познания. Рассматривается возможности познания.

    3. Социальная философия. Изучает общество и его развитие.

    4. Философская антропология. Изучает человека и его сущность, природу, смысл жизни.

    5. Аксиология. Изучает ценности и ценностные ориентации.

    Структура философии:

    1. Философия истории.

    2. Философия науки.

    3. Философия культуры

    4. Философия образования

    5. Философия политики

    6. Философия права

    7. Философия религии

    8. Философия техники

    9. Философия языка.

    Функции философии:

    1. Мировоззренческая(способствует формирования мира)

    2. Гносеологическая (познавательная)

    3. Методологическая(разрабатывает методы познания)

    4. Аксиологическая (ценностная)(мир рассматривается с точки зрения ценностей)

    5. Критическая. Формирует критическое отношение к действительности.

    6. Прогностическая(философия обращена в будущее; оптимистические и писсимистические прогнозы)

    3)Формы материализма и идеализм

    В философии существуют различные направления, школы и концепции.

    Энгельс, основной вопрос имеет две стороны.

    1. Что первичное материя или сознание? (монизм (материализм, материальное начало и идеализм (объективный, не зависит от человека и субъективный.), духовное начало), (одно начало) и плюрализм(много начал), дуализм(одно начало) Объективный идеализм, субъективный идеализм

    2. Познаваемость мира. (гносеологический оптимизм и агностицизм (скептицизм, юмизм, кантианство)).

    Термины:

    Манизм-это философская позиция которая признает что есть одна основа мира.

    Материализм- манистическое философское направление которая признает объективное существование мира вне и не зависимо от идеального начала.

    Объективный идеализми субъективный идеализм признает первичность сознания и вторичность материи и признает зависимость внешнего мира от сознания человека.

    плюрализм-философская позиция которая признает наличие нескольких основ мира.

    Дуализм-равноправность и независимость двух начал(материального и духовного)

    4)Диалектика и Метафизика

    Два метода мышления:

    1. Диалектика. Искусство ведения беседы, искусство спора. Сегодня, учение о всеобщем характере связей.(Возникло в 19 веке)

    2. Метафизика. Знание о бытие. Понимается как философия, как онтология, как способ мышления, который противоположен диалектики. Метафизика –метод познания, суть которого состоит в разложении природы на составные части.(Родосским, 1 век до нэ) Значения:1)как учение о философии 2)онтология 3) способ мышления противоположной диалектики.

    Различия:

    • Диалектика признает всеобщий характер связей. Метафизика – только в определенной области природы.

    • Диалектика – всеобщая связь, закономерный характер, обективный и многообразие характер связи. Метафизика сводит связи к механике.

    • Диалектика-Признает связь в единстве с развитием

    Детерминизм:

    1. Всеобщая обусловленность явлений.

    2. Причинность

    3. Многообразие видов детерминации

    4. Закономерность детерминации

    Альтернатива ему, индетерминизм, отрицает объективную причинную связь, и познавательной ценности причинного объяснения. Объявляют детерминизм в фатализме.

    Классическая метафизика не признавала развитие, природа неизменна. Сведение у всех изменений к механическому движению. Диалектика признает всеобщий характер развития.

    Диалектика не только теория но и метод мышления, познания. Признает всеобщий характер в познании мира. Субъективная диалектика(метод познания мира)

    Абсолютизация гибкости понятий в диалектике.

    Диалектика рассматривает внутренние противоречия как источник развития. Метафизика не придает значения источнику развития.

    • Софистика берет случайные признаки, и по нему определяет назначение вещи.

    • Эклектика произвольно сочетает разные свойства вещи, не выявляет их взаимоотношения и не выделяет главного признака.


    Тема 2

    Становление и развитие философии.

    Философия Древнего Востока:

    1. Древнеиндийская философия.

    2. Древнекитайская философия.

    Древне индийская философия(10-9 века до нэ) содержатся в ведийской литературе, проблемы мироздание, космологические проблемы(высшая сущность «Высшая сущность»(брахма), этико антропологическая(связана с душой человека, душа после смерти путь предков и путь богов зависит от жизни и деянии человека.) источником все сущего божество оно анонимно, проявление в брахмоне(выступает первоначалом материальный и духовный облик(смысл бытия))

    Философские школы древней индии:

    1. Санкхья

    2. Веданта

    3. Вайшешика

    4. Ньяя

    5. Бхагавадгита

    6. Йога(не только философская школа, практика духовная психическая)

    7. Чарвака

    8. Джайнизм

    9. Философия буддизма(как религии, как философии)

    Периодизация истории европейской философии:

    1. Античная. 7 – 6 век до н. э.

    2. Средних веков. 3 -15 век

    3. Эпохи возрождения. 15-17 век

    4. Современности.

    В античной философии выделяют:

    1. Досократический период конец 7 –5 век до н.э.

    2. Классический 5-4 до н.э.

    3. Эллинистический

    4. Римский

    Направления эллинистической философии:

    1. Скептицизм

    2. Эпикуреизм

    3. Стоицизм

    4. Неоплатонизм

    Черты философии средних веков:

    1. Теоцентризм(перевод с греч Бог; понимание мира в котором источником всего сущего Бог

    2. Креационизм(в переводе с лат создание сотворения)

    3. Провиндециализм.(в переводе с лат управление) Всем правит бог

    4. Откровение. Бог не доступен до познания, и он открывает для себя человека, через священное писание(основной путь познания Бога).

    5. Антропология. Человек подобен богу.

    6. Религиозная философия.(в качестве истин рассматривается философия Платона и Аристотеля)

    Средневековая концепция двух истин (истины божественные - через священное писание и научные – через науку, труды ученых) – соотношение знания и веры. Доказательство существования Бога.

    Проблема универсалий – борьба номинализма и реализма.

    Позитивизм возник в рамках венского кружка. Философия не может сказать о мире ничего нового, философия не может сформулировать картину мира, в том числе в научном характере. Задача философии – анализ понятий науки.

    Критерий верификации. Истинность знания устанавливаема, значит, оно верифицируема

    Гносеологические принципы неопозитивизма(логического атомизма):

    1. Знание – то, что дано в чувственном восприятии.

    2. То, что дано в чувственном восприятии, можно знать с абсолютной достоверностью

    3. Функции знания сводятся к описанию.

    Постпозитивизм (Карл Поппер, Кун). Концепция 3 миров:

    1. Физический мир

    2. Духовный мир (сознание, психологические бессознательное)

    3. Продукты человеческого духа, знание, содержание мышления

    Поппер отвергает верифицируемость, считал, что подтвердить можно что угодно, но это не является критерием

    Фальсифицируемость – опровержение теории со ссылкой на противоречащие эмпирические положения.

    Опровержение теории по Попперу:

    1. Для каждой теории можно получить верифицируемость

    2. Подтверждение принимается во внисмание, если оно – результат рискованных предсказаний

    3. Теория- запрет

    4. Не опровергаемая теория – ненаучна

    5. Проверяемость – фальсифицируемость

    6. Подтверждение не должно приниматься в расчет

    7. Проверяемые теории после обнаружения их логичности поддерживаются их сторонниками

    Кун.

    Наука – сообщество, ученых, объединенных парадигмой.

    Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, средств, применяемых научным сообщество. Она определяет деятельность ученых.

    Смена парадигм – причина научной революции.

    Виды деятельности в нормальной науке. Кун.

    При появлении аномалий доверие к парадигме падает

    1. Выявляются факты, показательные с точки зрения парадигмы

    2. Находятся факты по подтверждению парадигмы

    3. Разрабатывается теория

    4. Устанавливаются законы

    5. Совершенствуется парадигма

    Научное сообщество – объединение ученых со сходными взглядами и принципами.

    Имре Локатос. Концепция исследуемых программ, отказ от фальсификации к замене теорий более совершенными теориями.

    Если одна исследовательская программа объясняет больше, чем другая, то она её заменяет.

    Исследовательская программа:

    1. Жестокое ядро

    2. Позитивная эвристика – проблемы для исследования, вспомогательные гипотезы

    3. Защитный пояс

    4. Негативная эвристика – указание на пути, которые следует избегать

    Фейерабенд. Модель эпистемологического анархизма:

    1. Пролеферация – размножение. Нужно размножать альтернативные концепции, которые несовместимы с существующими. Альтернативные теории предохраняют науку от догматизма

    2. Несоизмеримость. Теории нельзя сравнивать друг с другом.

    Он предложил отделить науку от государства и ликвидировать господство науки в образовании. Необходимо влияние религии и мифологии, помимо влияния науки.

    Прагматизм – дело, действие в пер. с греческого (Джеймс, Пирс, Дьюи)

    Уровны бытия по Пирсу:

    1. Первичность – творческий дух создает некие идеальные формы, их множество

    2. Вторичность

    3. Третичность – уровень истинности, универсальности

    Преодоление сомнения – функция мышления

    Истина – устойчивое верование

    Верования истинны, если они приводят к достижению поставленной веры.

    Истина в прагматизме. Джеймс. Опыт – поток сознания, основа мира – чистый опыт, он не материален и не идеален.

    1. Посредник между прошлым и будущим, он готовит людей к будущим изменениям

    2. Орудие действия, слова выражающие истину – инструменты в опыте

    3. Ценности – истина в опыте

    4. Идеи

    Дьюи. Опыт – весь жизненный мир человека, все, что может стать предметом человеческого воздействия.

    Назначение познания – приспособление к среде.

    Истина – то, что приводит к успешному результату.

    Гусерль. Стремился наити достоверное основание. Философия – основа для остальных наук.

    Учение о сознание. Предмет философии – феномены сознания. Феномены сознания – абсолютные сущности, не зависящие от индивидуального сознания, их нельзя познать рассудком. Интернационализм – направленность, он присущ сознанию. Необходимо выявить сущность вещи посредством….

    Он предложил переключить познание на само сознание и тогда содержание сознания образует предмет феноменологии.

    Феноменологическая редукция – операция с помощью которой достигается самоочевидная база феноменов сознания. Суть феноменологическая редукция – направить познание на сознание и освободить его от всего лишнего

    Стадии:

    1. Эйдетическая редукция – внешний мир и знание о нем

    2. Феноменологическая редукция – в скобки должны быть заключены все суждения человека о духовных процессах.

    Фрейдизм и неофрейдизм.

    Зигмунд Фрейд. Причина психических расстройств – конфликт между сознательным и бессознательным.

    Виды бессознательного:

    1. Предсознание – скрытое, но способное стать сознательным

    2. Вытесненное бессознательного

    Слои психики:

    1. «Оно» - бессознательное, некий глубинный слой, выражающий (либидо – сексуальный инстинкт, эрос – влечение к жзни)

    2. Сознательное – «Я» посредник между бессознательным и окружающим миром

    3. Нормы и запреты «сверх Я»

    Альфред Адлер, К. Г. Юнг

    Фрейд неоправданно свел все поведение человека к удовлетворению биологических потребностей

    Слои бессознательного:

    1. Личностное бессознательное

    2. Коллективное бессознательное – общий центр и ядро психики, имеет всеобщую природу. Это всеобщее основание духовной жизни.

    Архитип – наследуемые всеобщие образцы, символы, стереотипы психической деячтельности и поведения

    1. Психическое бессознательное

    Эрих Фромм. Социальное бессознательное – вытесненное психическое, которое является общим для большинства людей.

    3 типа социального характера:

    1. Пассивный

    2. Накопительский и эксплуататорский

    3. Рыночный – порожден капитализмом

    Экзистенциализм. Немецкие философы – Ясперс, французы – Сартр, Камю.

    Хайдегер. Человеческое существование – исходный момент всего сущего. Человек - сущее, могущее поставить вопрос о бытие. Сущность бытия внутри человека. Мир существует для и в человеке.

    Много они писали о человеческой свободе – это выбор, который нужно поставить передж последней возможностью своего бытия – смертью. Цель свободы – смерть.

    Смерть – символ одиночества, оно может привести его к свободе.

    Карл Ясперс. Философия и наука не совместимы. Высшая ценность науки – познание, в философии нет главной направленности на познание. Философия – индивидуальное творчество.

    Философия долждна опираться на науку. Процесс приобщения – философствования

    1. Ориентация человека в предметном мире

    2. Экзистенция – становление человека как самосоздающего существа.

    О проявлении человека:

    1. Эмпирическое Я

    2. Сознание вообще

    3. Дух – жизнь людей

    4. Возможная экзистенция – проявление чувства того, что человек вышел за пределы сознания.

    Сущность человека:

    1. Компонент неудовлетворенности

    2. Стремление к единому – это бытие и вечность

    3. Сознание непостижимого воспоминания

    4. Сознание бессмертия, как укрытости вечностью

    Философская герменевтика – искусство толкование текстов с греч.

    Хайдегер. Меер

    Значение герменевтики:

    1. Теория и общие правила интерпретации текстов

    2. Искусство понимания и постижения смыслов и значений знаков

    3. Философское учение о понимании и интерпретации

    Западная религиозная философия: протестанты, католики, евреи

    Неотомизм – течение современной католической философии. Это официальная философия Ватикана.

    В основе – философия Фомы Аквинского. Философия подчинена теологии, хотя и обособлена. Сохранение ориентации для предмета философии – доказательство существования Бога. Проблемы социальные и этические, общества, человека и науки.

    Причины:

    1. Признается, что благодаря науке и технике происходят преобразрование

    2. Критика науки на негативное влияние на окружающую среду и общество.

    Источник веры – божественное откровение. Источник знания – человеческий разум. Сотворение мира Богом из ничего, креационизм.

    Материя существует из-за того, что создана Богом. Неотомисты не считают себя идеалистами, они называют себя реалистами.

    Персонализм – признание личности и духовных ценностей верхом человеческой цивилизации.

    Центральная проблема - проблема универсального развития личности.

    Характеристики личности:

    1. Существование личности во вне – экстериоризация

    2. Интериоризация – внутренний духовный мир

    3. Трансценденция – направленность на высшие божественные ценности

    Идея о воплощении царства божьего на Земле.

    Проблема труда. Вовлечение связано с трудом. Труд ради творчество. Подлинное условие существования человека – это труд.

    Человек, достигающий личностного существования. Человек сам себя созидает.

    Русская философия

    1. 11 век – порвая половина 18 века – постановка философских проблем в религии и духовной культере

    2. Вторая половина 18 века – первая четверть – философское осмысление науки и культуры

    3. 19 – 20 века Развитие самобытной русской философии

    4. Философия русского зарубежья и марксистская философия 20 век

    Особенности:

    1. Форма философствование – письма, поучения, статьи, религиозные тексты, политвы

    2. Тесная связь с литературой и искусством

    3. Переплетение западно-европейского и восточного типов философского размышления

    4. Связь с православием

    5. Преобладание социальных и нравственных проблем

    М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга и Москву»

    П.Я. Чаадаев философические письма, объявлен сумасшедшим. Центральное место – проблема человека и его истории, человек - двойственной существо. Задача философии – изучение человеческой духовности. Божественное провидение определяет человеческую историю.

    В основе мира – Великое Все, оно объективное. Россия должна сочетать воображение и разум.

    Россия не принадлежит ни западу, ни востоку, она выключена из общественного процесса. Она должна сюлизиться с западом на общей христианской основе.

    Преимущества России:

    1. Нетронутость национального самосознангия

    2. Молодость России

    3. Особенности православия

    Славязнофильство: Хомяков, Кириевский, Аксаков.

    Особый путь, самобытность, отсутствие борьбы социальных групп.

    Западники: Герцен, Чернышевский

    Россия – часть общемирового процесса.

    Типы культур у Данилевского: концепция культурно-исторических типов

    1. Египетская

    2. Индийская

    3. Еврейская

    4. Китайская

    5. Иранская

    6. Ассирийско-вавилонская

    7. Древнегреческая

    8. Древнеримская

    9. Новоаравийская

    10. Романо-германская

    Циклы развития:

    1. Бессознательный – народы находятся на уровне этнографического материала

    2. Государственного становления

    3. Период цивилизации – становление народа культурно – историческим тепом

    Стадии:

    1. Зарождение

    2. Младенчество

    3. Юность

    4. Зрелость

    5. Старость

    6. Сметь

    Концепция противоположна линейной концепции.

    Европоцентризм превращает историю России и Востока в приложение

    Полицентризм и многовариативность развития.

    Россия и Европа принадлежат к разным культурным типам.

    Владимир Сергеевич Соловьев.

    В теории познания: синтез эмпиризма, рационализма, мистицизма: науки, философии и религии

    В онтологии: единство идеального и материального, божественного и природного в человеке

    В нравственно философии: от распри и вражды

    В философии истории: от разрозненного человечества к всечеловечеству

    Всеединство – равновесие множественности единства

    София и божественная премудрость. Софиология – премудрость.

    Этапы и ступени мира:

    Этапы 0- природа и история

    1. Минеральное царстов

    2. Растительное царство

    3. Животное царство

    4. М

    5. Выи

    Человек:

    1. Божественный

    2. Материальный, природный

    3. Духовный

    Пути познания:

    1. Эмпирический (научный) – постигается мир явлений

    2. Рационально-философский – познание мышления и идеальной сферы

    3. Мистический (созерцательно-религиозный)

    Философия серебряного века.

    Религиозно – философский ренессанс: Бердяев, Флоренский, Булгаков, Франк, Струве, Ильин, Карсавин, Лосский.

    Бердяев предмет философии – духовный мир человека.

    Время по Бердяеву:

    1. Космическое

    2. Историческое – протяжение из прошлого через настоящее в будущее

    3. Экзистальное

    Мир духов и свободы и мир природы и необходимости.

    Свобода первичнее бытия – это воля.

    Созданный богом мир не завершен, будучи свободным, человек творит мир.

    Он был еще и персонализмом.

    Идея космизма:

    1. Естесственнонаучное: Умов, Вернадский, Чижевский, Циолковский

    2. Поэтически – художественное: Одоевский, Дьячков, Левшин, Сухово-Кобылин

    3. Философское: Федоров

    Федоров: человек – вершина эволюции, но он ущербен, т.е. смертен. Будет существовать Божие Царство. Произойдет воскрешение людей естественным путем.

    Развитие идеи единства человека и природы.

    Беды человечества – дисгармония.

    Счастье человека невозможно пока существует стихия и разрушение.

    Если человек устранит смерть, он победит зло.

    Плеханов – материалист и диалектик. Оригинальные идеи в социальной философии. Марксизм не отвергает роль личности в истории. Великая личность может изменить события, но не общее направление, обусловленное развитием производительных сил.

    Пятичленка Плеханова:

    1. Производительные силы

    2. Экономические отношения

    3. Социально-политический строй

    4. Общественная психология

    5. Идеология

    Ленин. Гипотеза о том, что в фундаменте материи есть свойство отражения. Ощущения и сознание отражают окружающий мир. Дал определение материи – объективная реальность, которая существует в ней независимо от человеческого сознания. Практика и её роль в познании.

    Черты развития: отрицание отрицания, перерывы постепенности, переход количественных изменений в качественные.

    Бытие.

    Бытие изучает онтология.

    Бытие – интегральная характеристика целостности, реальности мира, его существования. Отвлечение от вещей и явлений.

    Сущее - -совокупность вещей.

    Общее для вещей – существование бытия.

    Бытие самодостаточно, оно не из чего не выводится.

    Первооснова – субстрат – единство многообразия.

    Небытие – пустота. Мир существует, это и есть бытие. Исчезновение вещей или явлений – есть небытие.

    В понимании бытия подходы:

    1. Монистический – признание некоей единой субстанции, она не нуждается ни в чем другом (У Спинозы – природа есть субстанция, но много модусов – конечных вещей). В рамках монизма есть различие между идеалистами и материалистами

    2. Дуалистический – признание равноправного существования двух субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление) (Рене Декарт)

    3. Плюралистический – бытие рассматривается как бесконечное множество субстанций

    Вопрос о бытие решается в философии по-разному. Одну утверждают бесконечность мира, другие – конечность.

    Формы бытия:

    1. Бытие природы (она существует до и независимо от сознания человека, она объективна, первична по отношению к сознанию, бесконечна, в небытие попадают только отдельные вещи, бес природы не могут создаваться вещи – вторая природа): первая природа, вторая природа. Между ними существует общее: из материала первой создается вторая, она объективна, в ней воплощаются знания и труд человека и первоприродный материал. Вторая природа искусственно создается человеком. Первая природа – непреходящее бытие, это бесконечный мир, осваиваемый человеком в малой части. Вторая – опредмечивает цели и задачи человека.

    2. Бытие человека. Оно представляет единство тела и сознания, т.е. телесного и духовного. Специфика в том, что человек имеет тело – часть природы и то, что человек является социальным существом. Бытие человека – объективная реальность.

    3. Бытие идеального или духовного. Формы: индивидуальный духовный субъективный мир – сознание одного человека, оно скрыто, сознание возникает и исчезает с рождением и смертью человека, бытие сознания не существует отдельно от бытия человека, внеиндивидуальный духовный мир – объективированный мир, воплощенный в материальных формах, идеи, идеалы, нормы, ценности способны сохраняться, совершенстоваться, развиваться. Сюда относятся науки.

    4. Бытие общества. Общество рассматривается как форма совместной деятельности людей, это социальная форма материи. Общество – надприродная реальность, оно существует в процессе деятельности людей. Общество охватывает и прошлые и будущие поколения, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

    Материя.

    Материалисты признают материю как объективную реальность, это онтологический аспект. В гносеологическом плане признается

    Независимость материи от сознания в том, что материя первична. Человек первичен по отношению к сознанию

    Независимость материи:

    1. Существование человека до сознания

    2. Первичность человека по отношению к сознанию

    3. Независимость вещей от образа в сознании человека.

    Абсолютная противоположность существует в онтологическом аспекте.

    Относительная противоположность материи и сознания – сознание – одно из свойств материи.

    Материя – субстанция, а атрибуты – всеобщие свойства материи.

    Атрибуты: движение, пространство и время, они материальны, но они не являются материей.

    Вид материи – класс материальных объектов, которые объединены на определенном уровне организации материи.

    Виды материи в неживой природе:

    1. Элементарный, субатомный – элементарные частицы, вакуум

    2. Атомный – атомы, возникающие из элементарных частиц, плазма – состояние вещества на подобие газа

    3. Молекулярный - молекулы

    4. Макротелесный - тела

    5. Планетарный – планеты

    6. Планетно-системный – системы, состоящие из звезд и планет

    7. Галактический – скопления систем, газа, пыли

    8. Галактико-системный

    9. Метагалактический – система взаимодействующих скоплений галактик

    Виды материи в живой природе:

    1. Доклеточный

    2. Клеточный

    3. Многоклеточные организмы

    4. Популяция – сообщество особей одного вида, связанных общим генофондом и скрещивающиеся между собой

    5. Биоценоз – сообщество популяций

    6. Биосфера – взаимодействие биоценозов между собой.

    Соотношение высших и низших уровней материи:

    1. Высший уровень возникает на основе низшего

    2. Низший уровень включается и сохраняется в высшем

    3. Высший зависит от низшего

    4. Низший подчинен высшему

    5. Интегральная природа высшего - высшее интегрирует высшее

    6. Относительная самостоятельность высшего

    Атрибуты.

    Атрибуты (свойства: первичные и вторичные)

    Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, который означает любое изменение.

    В понимании материалисты считают, что материя не существует без движения. Движение объективно и вечно. Движение не привносится из вне.

    Е=мс2 это формула показывает взаимосвязь энергии – характеристики движения, и массы – характеристика материи

    Движение абсолютно, покой относителен. Движение – единство изменчивости и устойчивости, абсолютного покоя не существует, но нельзя абсолютизировать изменчивость, это приводит к релятивизму.

    Формы движения материи соответсвуют уровню организации материи:

    1. Форма движения соответствует виду материи

    2. Генетическая связь между формами движения

    3. Высшие формы не сводимы к низшим

    Механицизм, редукционизм – попытка свести высшие формы движения к низшим.

    Абсолютизация одной из форм движения – другая крайность

    Пространство – форма существования материи, которая характеризует протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование вещей.

    Время – форма существования материи, которая характеризует длительность и последовательность смены существования вещей.

    1 т.з. Демокрит, Эпикур, Ньютон. Пространство – протяженность, некая пустота, пространство не зависит от вещей

    2 т.з. Ломоносов, Декарт, Спиноза, Аристотель. Пространство -

    3 т.з. Гольбах. Пространство – форма бытия материи

    1. Пространство –порядок существования и взаимоотношения вещей (Лейбниц )

    2. Комплекс ощущений

    3. Априорная форма чувственного созерцания

    Время:

    1. Длительное существование и мера изменений материи

    2. Длительность и последовательность изменений материи

    3. Проявление абсолютной вечности как преходящая длительность

    4. Абсолютная длительность, однородная во вселенной

    5. (Лейбниц) Порядок последовательности событий

    6. Беркли, Юм, Мах Форма упорядочивания комплексов суждений

    7. Кант Априорная форма чувственного созерцания

    Концепции:

    1. Субстанциональная

    2. Реляционная

    Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время независимыми от материи, это вместилище, в котором находятся все материальные объекты (Ньютон)

    Реляционная концепция признает взаимосвязь пространства и времени и их связь с материей и движением. (Лейбниц)

    Эйнштейн специальная и общая теория относительности. Специальная – при увеличении скорости движения пространственные интервалы сокращаются, а временные – расширяются. С т.з. философии теория раскрывает связь пространства и времени. Общая теория – пространство и время зависят от тяготения, а оно зависит от взаимного расположения объектов, философский смысл – взаимосвязь пространства и времени с материей.

    Материализм признает объективность пространства и времени, идеалисты отвергают эту объективность, пространство и время существуют в сознании человека.

    Свойства пространства и времени:

    1. Трехмерность пространства и одномерность времени

    2. Однородность и изотропность пространства и однородность времени. Однородность – отсутствие выделенных точек, однородность времени – равноправие всех его моментов, изотропность пространства – равноправие всех его частей

    3. Необратимость времени, обратное течение времени невозможно

    Архит понимал бесконечность пространства как бесконечное прибавление единиц длительности.

    На разных уровнях есть разная бесконечность пространства и времени.

    Материальное бытие – бытие свойств вещей, отношений

    Вещь – то, что обладает свойствами и находится в отношениях с другими вещами. Свойства – стороны вещи, которые характеризуют сходство или различие с другими вещами. Свойства обнаруживаются в отношении – устойчивых взаимосвязях с другими вещами.

    Бытие структурное детерминированное бытие. Целое – то, что образовано частями, выражает делимость целого на части, часть – то, что образует целое, она образует целое.

    Меризм

    Холизм

    Целое есть сумма частей

    Целое больше суммы частей

    Части предшествуют целому

    Целое предшествует частям

    Часть – все, целое - ничто

    Целое – все, часть - ничто
      1   2   3


    написать администратору сайта