Контрольная философия. Философия. Философские концепции исторического развития
Скачать 113.81 Kb.
|
Философские концепции исторического развития Множество философско-исторических концепций можно свести к трем группам: 1. концепции однолинейного прогрессивного развития, 2. концепции многолинейного развития, 3. концепции циклического развития. 1. Представители первой группы — Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие — считали, что история человечества едина, все народы — кто раньше, кто позже — идут к единой цели. Только цели каждым мыслителем предлагались разные. Знаменитый немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель справедливо полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей. Каждый человек преследует свои собственные интересы, а в результате возникает нечто такое, о чем люди и не подозревали, суммирование всех воль и стремлений чаще всего приводит к совершенно иному результату, чем ожидал каждый отдельный человек. Значит, люди являются орудием чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают. В истории действует некий дух, мировой разум, который постепенно разворачивается и, в конечном счете, направляет деятельность людей. Цель всемирной истории — познание мировым духом самого себя. Мировой дух выражается в духе каждого народа, и этот народный дух не может успокоиться, пока не узнает, что он собой представляет. Как только он это узнает, начинается его закат и умирание, и он уступает дорогу другим, более молодым народам. Гeopг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 1 S31 гг.) — один из самых плодовитых философов. Полное собрание его сочинений на немецком языке включает более двадцати томов. Гегель — последний философ, попытавшийся обобщить в собственной философии все знания, все науки, существовавшие в его эпоху. Он построил грандиозную философскую систему, которая включала в себя логику, этику, эстетику, философию природы, философию духа, философию истории, философию права, философию религии, историю философии. Сущностью мира для Гегеля является мировой разум, который не полностью воплощается в разуме человечества. Последний проходит в своем развитии три этапа: субъективный дух (развитие человека от примитивного состояния до вершин знания), объективный дух (развитие общества от самых первых форм общежития до государства), абсолютный дух (вершина развития искусство, религия, философия). Гегель оказал очень большое влияние на всю последующую философскую мысль. Под этим влиянием возникло много влиятельных школ и направлений, самое крупное среди них было основано К. Марксом. К. Маркс, испытавший на себе огромное влияние Гегеля, также считал, что история человечества едина. Все народы в целом должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему, где не будет больше эксплуатации, нищеты, где полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей, где люди будут управлять машинами, а в свободное время заниматься самоусовершенствованием — писать стихи, читать книги, философствовать и т.д. Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) родился в семье адвоката, получил юридическое образование в Боннском и Берлинском университетах, где также подробно изучал философию и историю. Еще студентом примкнул к младогегельянцам, которые делали из философии Гегеля радикальные революционные выводы. Маркс считал, что в истории господствуют объективные, не зависящие от сознания и воли людей законы. Он сделал этот вывод на основании того факта, что в истории есть повторяемость. В Англии впервые сложился капитализм, появились первые фабрики, пролетариат, безработица и нищета. В Германии спустя тридцать лет произошло то же самое. И в России еще при его жизни начал нарождаться капитализм с такими же чертами. Если есть законы, то их можно познать и с большей или меньшей точностью управлять историческим развитием общества: предсказывать негативные последствия, выбирать оптимальный путь и т.д. Как и у Гегеля, у Маркса конечная цель человечества — торжество разума и свободы на земле. И к этой конечной цели постепенно придут все народы. Тот же факт, что они растянулись по всем формациям и не идут единым строем (еще и сейчас в человеческой истории есть все — от первобытных людей в джунглях до почти коммунистического общества в Северной Корее), то это вызвано местными особенностями и неравными условиями на старте. Марксистская концепция со своей простотой и лаконичностью оказалась очень привлекательной. Некоторые государства мира исповедовали ее как религию, пытались брать на вооружение ее методы. К середине XX века возник целый блок коммунистических государств, который распался уже на наших глазах. 2. К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории: 1. Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда человек только становится человеком (Прометей, как вы помните, — мифический герой, который украл у богов огонь и подарил его людям). 2. Существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например — древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д. 3. «Осевое время», когда полностью формируется подлинный человек. 4. Научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сейчас испытываем на себе. В мировой истории, согласно Ясперсу, было также два «дыхания»: — первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями; — второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, может быть, приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человека. Что же такое осевое время истории, которое постоянно упоминает Ясперс? Карл Ясперс (1883-1969 гг.) — знаменитый немецкий философ, соратник М. Хайдеггера, весьма близкий к нему по основным философским идеям. Классик европейской философии. Написал большое количество трудов, очень популярных на Западе. Особенно известна его трехтомная «Философия». Около 500 лет до нашей эры в мировой истории произошел резкий поворот, как бы повернулась ось истории. Почти одновременно на Западе, в Китае и Индии возникли крупные философские школы и появились великие мыслители. В Китае тогда жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии — Будда, в Иране — Заратустра, в Палестине — пророки Илия, Исайя, Иеремия, в Греции — Парменид, Гераклит, Платон. Но главная суть поворота заключалась в том, что человек вдруг начал осознавать себя стоящим перед всей целостностью мира. Раньше он видел только какой-то кусочек мира, небо над своей деревней или свой маленький город. А тут вдруг мир распахнулся, и человек отчетливо увидел в нем себя, такого маленького, тщедушного, увидел свои границы и почувствовал всю беспредельность окружающего. Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, человек ставил радикальные вопросы, требовал освобождения и спасения. В эту эпоху, считал Ясперс, были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Человек теперь уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал. В осевое время произошло открытие того, что потом стало называться личностью. Человек выходит за пределы своего существования, сознавая свое место в мире. Он может отказаться от всех благ, уйти в пустыню, в лес, в горы. Став отшельником, может познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время люди впервые начинают ощущать, что именно в их время, в настоящем, начинается нечто исключительное. А это в свою очередь ведет к пониманию того, что этому настоящему предшествовало бесконечное прошлое. Происходит пробуждение исторического сознания. Человеку начинает казаться, что он живет в самом конце истории, в период упадка. Народы, которые не восприняли идей осевого времени, остались на уровне «природного» существования: они изменяются, развиваются или деградируют, но все эти изменения совершаются очень медленно. Кажется, что все эти народы спят, что их жизнь неисторична, подобно тому, как была неисторична жизнь людей на протяжении десятков, тысяч, сотен тысяч веков до осевого времени. В этом смысле развитие общества, по Ясперсу, многолинейно. 3. О. Шпенглер — один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет, линейная схема «Древний мир — Средние века — Новое и новейшее время» не выдерживает критики. Если взять, например, Древний Рим, то там были свои и средние века, и новое время, был свой феодализм и свой капитализм. Так, Рим начала нашей эры — это крупный город с многоэтажными домами, с лифтом (поднимавшимся вручную), с водопроводом, с подобием газеты (Шпенглер приводил объявление какого-то царька из Северной Африки, который хотел снять квартиру на 4-5 этаже в центре Рима), с крупными фабриками. Это типичный Нью-Йорк XX в., только со своим национальным колоритом и уровнем развития техники. Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.) — выдающийся немецкий философ, занимался проблемами философии истории, философии культуры. В 1918 г., сразу после окончания Первой мировой войны, вышла его книга «Закат Европы», которая сразу завоевала необыкновенную популярность, поскольку после такой мировой катастрофы действительно казалось, что закат Европы близок. Книга, написанная ярким образным языком, с большим набором оригинальных гипотез, с ошеломляющей эрудицией автора, воспринималась как пророческий манифест. И Шпенглера самого воспринимали как пророка. Его спросили: когда начнется следующая мировая война? Он ответил: в 1940 г. И в своей книге он писал, что европейская цивилизация полностью кончится к 2000 г. Во втором случае Шпенглер, похоже, ошибся. Влияние идей Шпенглера на философскую и историческую мысль XX века было огромным. Нет почти ни одного философа — теоретика культуры или историка, — который бы не обращался к Шпенглеру: либо яростно опровергая его, либо пытаясь развивать его идеи дальше. В 1930-х годах Шпенглер отклонил предложения нацистов о сотрудничестве с ними и был подвергнут многолетнему бойкоту. Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. От Древнего Египта нам остались одни руины: полуразрушенные пирамиды, сфинксы... Но самого народа, который создал великую культуру, уже нет, он давно исчез, как исчез дух этого народа. Те, кто сейчас живет на территории Египта, пришли туда относительно недавно. Те, кто сейчас живет на территории Италии, не имеют почти никакого отношения к древним римлянам. А от древнего Рима опять же остались одни руины. Шпенглер насчитал восемь таких культур, существовавших в человеческой истории: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя в Америке. Он ожидал рождения и девятой — русско-сибирской культуры. Каждая культура — это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во вселенной и т.п. Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа — фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая культура расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой' привязана наподобие растения. Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности в виде языков, народов, религий, искусств, государств, наук. Когда цель достигнута и вся сумма возможностей реализована, культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются — она становится цивилизацией. И она, как огромное дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья, пока не рухнет окончательно. Так, Древняя Греция — это культура, а Древний Рим — это цивилизация. Древние римляне в сравнении с греками были варварами, считал Шпенглер. Бездушные, чуждые философии и искусства, ценившие одни материальные успехи, они стояли между эллинами и полным обвалом, концом античной культуры. Переход от культуры к цивилизации протекает в античности в IV столетии, на Западе — в XIX в. Основные признаки цивилизации: 1. Появление мировых городов. В эпоху цивилизации ареной больших духовных решений становится не вся страна, а три — четыре мировых города. Так, в России это Москва, Петербург, Киев. Все остальное — провинция. Сейчас даже Петербург кажется провинцией. Вся страна персонифицируется в Москве. В западных газетах так и пишут: «Москва решила», «рука Москвы дотянулась» и т.д.; 2. Появление городской массы. Народом теперь считается городское население, неорганическая масса, нечто текучее. Человек массы, «чернь» в том смысле, как мы говорили выше. Это новый кочевник, паразит, житель большого города, абсолютно лишенный традиций, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, полный глубокого отвращения к крестьянству; 3. Деньги в качестве неорганического абстрактного фактора. Дух денег проникает во все сферы существования народов, главной становится имущественная обеспеченность; 4. Мировые войны за передел мира, особо свойственные нашему времени, европейской цивилизации; 5. Каждой цивилизации свойственны специфические религии, религии искусственные, свидетельствующие об увядании культуры. В Индии это буддизм, в Древней Греции — стоицизм, в Европе — социализм. Продолжателем идей О. Шпенглера был Арнольд Джозеф Тойнби (1889- 1975 гг.) — знаменитый английский историк. Он в значительной степени развил концепцию циклического развития истории, подкрепив ее еще большим историческим материалом, исследовав еще больше стран, народов, цивилизаций — как древних, так и современных. В огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» Тойнби насчитывал 37 цивилизаций. Свою главную работу «Постижение истории» писал почти тридцать лет. Для Тойнби характерен огромный профессиональный опыт, широчайшая эрудиция во всех областях исторической науки. Но история всегда интересовала его с философской точки зрения, он - настоящий философ, оказавший огромное влияние на все последующие попытки найти цель и смысл в человеческой истории. Индивид, индивидуальность, личность. 1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. 2. Структура личности (З. Фрейд, К.П. Платонов, А.В. Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности. 3. Самосознание, «Я – концепция», образ «Я». 4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. 5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт) 6. Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность. 7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности. 8. Сознательная и бессознательная мотивация. 9. Процесс развития личности. 10. Основные теории развития личности. 1. Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. Если индивидуальность фиксирует выделенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми. Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения: 1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а может быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе. 2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: «Я сам»; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет). 2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Рассмотрим несколько вариантов структуры личности. Структура личности по З.Фрейду включает три компонента: Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия. Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества. Функция Эго заключается в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались. Структура личности (по А.В. Петровскому) включает следующие компоненты: Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. Однако личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида). Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» называется персонализацией. Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено сохраняется. Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии. Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.). В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию. Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д. Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором. Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» - В.Г. Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности. 3. Самосознание, «Я – концепция», образ «Я». Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное. Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я». Образ «Я» включает 3 компонента: 1) познавательный (когнитивный) – знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое отношение к себе). Образ «Я» - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов: реальное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я» и т.д. «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции: 1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»). 2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции», информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе. 3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение. Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям). «Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет – пора расцвета или старения?) Слишком жесткая структура «Я-концепции» - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели. Образ «Я» - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно. 4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности; 2) путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит, следовательно, самооценка падает). Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность). Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте. Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний. Причины этого: 1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений; 2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности; 3) очень сильная потребность в самоутверждении. Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности. Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности. Профилактика аффекта неадекватности: 1) формирование адекватной самооценки; 2) формирование глубоких и устойчивых интересов. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует. Самоуважение - это успех/притязания Для сохранения самоуважения нужно: - добиться успеха; - снизить уровень притязаний. Рене Декарт (1596-1650) считал возможным, объяснить феномен человека с помощью ясных и четких идей. Он выделял в человеке тело и душу, которые соединены друг с другом, но субстанционально различны и не сводимы друг к другу. Тело есть протяженная субстанция. Это машина, регулируемая рефлексами. Душа – мыслящая субстанция. Она приходит в мир. Уже обладая всеми идеями. Которые просыпаются в человеке под влиянием чувственных стимулов – сначала как ощущения, смутные идеи, затем как ясные, существующие в форме логического, рационального мышления, которые соответствуют объективной реальности. Человеческий разум – высшая и последняя инстанция, которая раскрывает все тайны бытия. Главная сущность человека определяется как «мыслящее существо», рациональное существо. Это рациональный подход. Эпоха Возрождения и гуманизма XV – XVII вв. Гуманистический подход к человеку в философии Возрождения. С середины 15 до конца 16 века в эпоху Возрождения формируется новое гуманистическое понимание человека, что влечет за собой возвышение человека именно как человека, возвышение его красоты, силы, гордости. В философии Возрождения подчеркивалась ценность безграничных творческих возможностей человека. Итальянский философ Мирандола (1463 – 1494) стоял на позициях антропоцентризма: Бог ставит человека в самом центре космоса, делая его судьбой мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мироздания. На земле нет ничего, более великого, кроме человека, а в человеке – ничего, более великого, чем его ум и душа. В противовес рациональному подходу к пониманию человека, возникает другой подход – эмпирический (эмпиризм), который рассматривает человека, прежде всего как чувственное существо, которое может познавать мир и себя только на основе чувственного опыта, ощущений, а разум человека есть орудие комбинирования ощущений и не может преодолеть горизонт чувственного. Природа надежно указывает человеку, что есть добро и что зло: добро доставляет удовольствие, а зло вызывает неудовольствие или боль. Для человека не нужно знать, в чем состоит истина, для него важнее понимать, в чем заключается полезное и приятное. Но эмпиризм замыкал человека в субъективности его ощущений, разрушал человека в качестве личности. Антропология XVIII - XIX в. Немецкая классическая философия о человеке. Антропология века Просвещения постулировала: человек – есть разумное существо. Природа человека сама по себе хороша, и если не искажать ее социальными и религиозными предрассудками, она сама подскажет человеку как поступать. Природа не нуждается в сверхъестественной помощи, поэтому природа и разум приведут человека к счастью, для которого он создан и на которое имеет право. Философы Просвещения признавали существование души, ее бессмертие, существование Бога, который создал мир, природу, но Бог не вмешивается в общественную жизнь людей, и люди должны сами строить свой мир, свое общество, не надеясь на Бога, а руководствуясь своим разумом, моралью, справедливостью. Человек рассматривается как сын Природы и сын Истории. Иммануил Кант (1724-1804) внес значительный вклад в антропологию: он разграничил антропологию на «физиологическую антропологию», которая исследует то, «что делает из человека природа» и «прагматическую антропологию», которая изучает, что человек как свободно действующее существо делает, или может должен сделать из себя сам. Т.е. человек принадлежит к двум мирам: миру природной необходимости и к миру нравственной свободы. Человек является высшей ценностью мира, он есть цель сама по себе. Кант ставит человека на одну ступень с Богом. Кант, перечисляя основные вопросы философии: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? наряду с ними ставит вопрос «Что есть человек?» Кант отмечает, что первые три вопроса можно отнести к антропологии, ибо первые три вопроса относятся к последнему. Кант рассматривает человека в трех измерениях: - «эмпирическое Я»- чувственный опыт человека о самом себе; -«трансцендентальное Я» - единство самопознания; -«метафизическое Я» - духовная субстанция души, которую нельзя познать. Кант постулирует высочайшее уважение к человеческой личности, исключая любые манипуляции ею, возносит достоинство человеческой личности и ее свободу. Гегель (1770-1831) характеризует человека как самосознание, как существо, в котором Идея, или Абсолют осознает себя. Абсолют есть Идея. Эта Идея мыслит саму себя во всей действительности, в том числе и в природе, но раскрывает себя только в человеке. Гегель выделяет три фазы в манифестации Идеи: 1. субъективный Дух, познающий посредством трех ступеней - души, сознания, разума; Дух, ищущий свободы; 2. объективный Дух, последовательно являющий себя в семье, обществе, государстве; 3. Абсолютный Дух, обнаруживающий себя в искусстве, религии, философии. Совершенный человек – это человек-философ, достигший совершенного, абсолютного знания и примиренный со своей действительностью. В философии XIX в. появились новые подходы к пониманию человека. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) сформулировал антропологическую концепцию, в которой «человек – единственный, универсальный и высший предмет философии», а религия, Бог – это своеобразное порождение самого человека. Человеческая сущность проявляется в реальном, человеческом бытии, в общении реальных людей. Важное место Фейербаха в истории антропологии объясняется тем обстоятельством, что он открыл отношение Я – Ты как необходимое для реализации личности. Общение, отношение любви представляют собой сущностные элементы личностного бытия. Немецкий философ Дильтей (1833 – 1911) показал, что задача философии заключается в том, чтобы понять «жизнь человека» исходя из нее самой, изучить жизнь как способ бытия человека, как культурно-историческую реальность, как духовную целостность. Человек по Дильтею, сам есть история, которая и раскрывает его сущность. Немецкий философ, экономист, социолог Карл Маркс (1818 – 1883) рассматривает человека как материальное существо, часть материальной природы. Живя в обществе, человек становится элементом функционирования экономики и определяется ею, т.е. человек выступает как совокупность общественных отношений, а общественные отношения - суть экономических отношений производства и обмена. Маркс видит в человеке не индивидуальную личность, а представителя вида, общественное существо, которое способно к самореализации только в качестве родового существа, и человеческий род имеет в целом большую ценность, чем отдельная личность. Конец 19 в. Фридрих Ницше (1844 -1900) считал, что люди должны произвести сверхчеловека, который будет свободен от христианских ценностей и ценностей толпы и сам установит для себя новые ценности: гордость, насилие, господство, власть над другими. Ницше превозносит жизнь в качестве высшей человеческой ценности, и под жизнью он понимает инстинкт и волю к власти как господству над другими. Главная черта человека, по Ницше, это воля, стремление к власти. Разум человека, его суждения о мире, ценности, вся его духовная жизнь – это проявление воли к власти, стремление сохранить или отвергнуть определенные формы жизни. Философская антропология XX в. В философии 20 в. проблема человека рассматривалась по многим направлениям. Экзистенциализм Психоаналитические теории Структурализм Постмодернизм Появление философской антропологии явилось своеобразным итогом наращивания философских знаний о человеке. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и свойств. Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса. Природы. Общества, исторической необходимости. Мирового разума или Бога. Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека. Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции философской антропологии и марксисткой философии. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э. Роттакер и др. «Философская антропология» - это базисная наука о сущности и сущностном строении человека. М. Шелер Философская антропология выдвинула в эпицентр познания именно человека. Ставит своей целью его философское познание, рассматривает человека не только как предмет познания, но и как первопричину всех явлений, с ним связанных. Т.е человек рассматривается как первоначало, первосущность мироздания в целом и той группы явлений, с которыми он связан. Макс Шелер (1874 – 1228) – немецкий философ, утверждал, что проблема человека – центральная, к ней сводятся, в конечном счете, все проблемы философии. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Между человеком и остальным животным миром имеется существенное различие – это наличие у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру, т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: - способность к интеллектуальному познанию мира («априорное видение») - эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность – это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Сущность человека заключена, прежде всего, в его духовности. Духовность является сущностью человека, так как: 1.Именно в духовности человека аккумулируются его связи с миром и обществом; 2.Духовность раскрывает сущность человека как неповторимого и уникального индивида; 3. Духовность человека характеризует тот импульс активности, деятельности, преобразования, который заложен в человека; 4.Человеческая духовность воплощает в себе весь социальный мир, является выражением социального мира. А. Гален (1904 – 1976), основное произведение – «Человек, Его природа и положение в мире», обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело не имеет защиты, острота чувств уступает животным). Чтобы выжить, человек должен стать действующим существом (т.е. совершать действия, создавать орудия, выращивать себе пищу). Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» - процесс преодоления физических ограничений своего тела, создание вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры (второй природы человека) лежит духовное начало. Само создание человеком общества и культуры оценивается как своеобразное порождение, компенсация его изначальной биологической «недостаточности». Культура рассматривается как процесс «стабилизации», как процесс упорядочивания его избыточных, не контролируемой самой природой влечений. Культура выступает как интегральный механизм поддержания целостности и стабильности общества. А человек выступает и как творец общественных структур, культуры, и как их продукт, детерминируемый обществом и подчиненный их воздействию. О. Больнов - сформулировал основные методические принципы философской антропологии: 1. Принцип антропологической редукции, рекомендующий рассматривать все области культуры – экономику, государство, религию, науку и т.д. – как продукты человеческого творчества; 2. Принцип органона, рекомендующий понимать человека, его сущность. Исходя из общества, мира культуры, созданного им же; 3. Принцип антропологической интерпретаций отдельных явлений человеческой жизни, позволяющий анализировать проявления телесной, чувствительной и душевной организации человека. Г. Плеснер (1892 – 1985) считал, что человек занимает центральное положение в мире. Человек отличается от животных «эксцентрической позицией» т.е., человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает: - структуру внутреннего мира человека; - основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека. Список используемых источников: 1. Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 2002. 2. www.wikipedia.org |