Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Философско-правовое значение идей Платона. Документ Microsoft Word (2). Философскоправовое значение идей Платона


    Скачать 30.02 Kb.
    НазваниеФилософскоправовое значение идей Платона
    АнкорФилософско-правовое значение идей Платона
    Дата10.04.2023
    Размер30.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипРеферат
    #1052399

    Эссе на тему

    Философско-правовое значение идей Платона

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2019

    Введение. Данное эссе посвящено рассмотрению философско-правового учения Платона. Поскольку Платон является древнегреческим мыслителем, то и его идеи соответствуют духу того времени. Проект идеального государства Платона является важнейшим источником, представляющий интерес не только для философских исследований, но и политических, и правовых, поскольку в идеях Платона заложены толкования справедливого государства, где существует разделение труда, который не только способствует гармоничному сосуществованию общества, но и обеспечивает правопорядок. Это было затем взято в качестве основы концепцией марксизма.

    Целью нашего эссе, таким образом, является исследование идей Платона в области политики и права. В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формы правления, которые выделяет Платон; проследить отношение Платона к современному ему государственному порядку; выявить сущность идеального государства, рассмотреть его структуру и содержание.

    Методологией исследования служат как общенаучные и общефилософские методы такие, как дедуктивный метод, так и метод историзма, необходимый в подобных исследованиях, посвященных праву или политике.

    Основная часть. Платон был рожден в 427 г. до н.э. рядом с Афинами. Сын Аристона и Периктионы, Платон родился через год после смерти великого афинского государственного деятеля Перикла. Семья Платона была аристократической и знатной: его отцовская сторона утверждала, что происходит от бога Посейдона, а его материнская сторона была связана с законодателем Солоном.

    Платон в молодости был членом кружка, окружавшего Сократа. Поскольку последний ничего не написал, то, что известно о его характерной деятельности по вовлечению своих сограждан (и случайных странствующих знаменитостей) в разговор, полностью почерпнуто из трудов других людей, в первую очередь самого Платона. Труды Платона, обычно называемые “сократическими”, продолжают и переосмысливают учение Сократа. Платон пытался бросить вызов людям, которые предположительно обладали опытом в некоторых аспектах человеческого совершенства, чтобы они рассказали о мужестве, благочестии и так далее, а иногда и о всей “добродетели”. На мировоззрение Платона глубоко повлияли как жизнь, так и смерть Сократа. Если верить Седьмому Письму Платона, обращение с Сократом как со стороны олигархии, так и со стороны демократии заставило Платона опасаться вступления в общественную жизнь, как это обычно делал бы человек его происхождения.

    После смерти Сократа он начинает путешествовать. Поездка в Египет повлияла на его политические и политико-экономические взгляды. По возвращении в Афины Платон создает Академию, где можно было получить знания в области политики, математики и других наук. Стоит отметить, что Платон являлся сторонником объективного идеализма в отличие от его предшественников. Поэтому, идеи Платона послужили пересмотру не только пересмотру материалистических учений, но и объяснению реакционных социальных и политических представлений.

    Основываясь на учении Сократа гласящем, что те, кто якобы обладает знаниями в области этики, на деле не обладают пониманием, необходимым для хорошей человеческой жизни, Платон выдвинул идею о том, что их незнания были связаны с неправильным взаимодействием с классом сущностей, которые он назвал формами, среди которых справедливость, красота и равенство. Платон по мере становления своего философского учения стал уделять этим категориям особое внимание. Согласно ему, они были доступны не чувствам, а только разуму, и являлись наиболее важными составляющими реальности, лежащими в основе существования чувственного мира и придающими ему ту наличность, которой он обладает. В метафизике Платон предполагал систематическую, рациональную трактовку форм и их взаимосвязей, начиная с наиболее фундаментальной из них (Благой, или Единый). В области этики и моральной психологии мыслитель развил мнение, что хорошая жизнь требует не только определенного рода знаний (как предполагал Сократ), но и привыкания к здоровым эмоциональным реакциям и, следовательно, гармонии между тремя частями души (разумом, духом и аппетитом). Его работы также содержат дискуссии по эстетике, политической философии, теологии, космологии, эпистемологии и философии языка. Его школа способствовала исследованиям не только в узко понимаемой философии, но и в широком спектре направлений, которые сегодня можно было бы назвать математическими или научными.

    Учение Платона несколько положений. Во-первых, то, что мир, который кажется нашим чувствам, ущербен и полон ошибок, но есть более реальное и совершенное царство, населенное сущностями (называемыми “формами” или “идеями”), которые вечны и неизменны. Среди наиболее абстрактных категорий можно выделить доброту, красоту, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменение и неизменность. Самое фундаментальное различие в философии Платона заключается в различии между множеством наблюдаемых объектов, которые кажутся красивыми (хорошими, справедливыми, едиными, равными, большими), и одним объектом, который является тем, чем на самом деле является красота (доброта, справедливость, единство), из которого эти многие красивые (хорошие, справедливые, единые, равные, большие) вещи получают свои имена и соответствующие им характеристики. Почти каждая крупная работа Платона так или иначе посвящена этому различию или зависит от него. Многие из них исследуют этические и практические последствия такого раздвоенного понимания реальности. По Платону, мы должны признать, что душа - это объект, отличный от тела, настолько, что ее функционирование не зависит от существования тела, и на самом деле ей гораздо легче понять природу форм, когда она не обременена привязанностью к чему-либо материальному. В нескольких работах Платона нам говорится, что душа всегда сохраняет способность вспоминать то, что она когда-то поняла из форм, и что жизнь, которые мы ведем, в некоторой степени являются наказанием или наградой. Но во многих трудах Платона утверждается или предполагается, что истинные философы - это те, кто признает, что важно отличать, что есть добро, или добродетель, или мужество от многих других вещей.

    Но немаловажное значение учения мыслителя в том, что Платон пытался осуществить проект идеального государства. Идеи об этом содержатся в его трудах «Государство», «Законы», «Политик», «Критон». В труде «Политика» Платон разделил науку на предписывающую цели и на теоретическую. Первая содержит науку государственного человека, в которой предлагается «верховное руководство государством, которое сходе с искусством пастуха» [1, с.235]. В целом, Платона интересовали проблемы совершенного общежития, воспитания людей в условиях общежития. Платон, таким образом, проводил мысль о том, что «человек должен быть гражданином государства» [1, с.234].

    Платон считал, что в древности, когда правил Хронос, существовала совершенная форма общежития в отличие от нынешней. Согласно Платону, в то время боги, подобно божественным пастухам, были правителями отдельных областей. В обществе, тем временем, было все необходимое для жизни, не было войн, разбоев и раздоров. Сами люди занимались философией и довольствовались малым. Исходя из этого, они были свободны, поскольку им не надо было бороться с природой, а надо было с ней взаимодействовать.

    Тем не менее, нельзя согласиться с тем, что это было идеальное государство, поскольку люди вынуждены были подчиняться необходимости самосохранения, поскольку существовала опасность, идущая от врагов. В «Государстве» и «Законах» Платон попытался вывести отрицательный тип общественного устройства, в рамках которого мотивацией поведения людей могли являться лишь материальные заботы и стимулы. Платон полагал, что к отрицательному типу государства можно отнести все существующие государства, поскольку в каждом государстве имеется разделение на богатых и бедных.

    Отрицательное государство Платон выразил в форме тимократии, олигархии, демократии и тирании. Они представляют собой формы последовательного ухудшения идеального государства. Отличительными чертами отрицательного государства по Платону являются отсутствие справедливого разделения обязанностей, насилие, стремление к власти в пользу низких целей, алчность.

    Тимократию Платон рассматривал как власть, основанием которой является господство честолюбцев. При тимократии наблюдается стремление к обогащению и стяжанию. Однако, в тимократии можно наблюдать и признаки совершенного строя. Например, почет правителей, свобода воинов от земледельческих и ремесленных работ, от материальной нужды, возможность упражняться в военном искусстве и гимнастике. Тем не менее, положение меняется, когда у людей наблюдается стремление к роскошному образу жизни, что способствует переходу к следующему типу государственного устройства - олигархии. Олигархия, при этом, представляет собой власть меньшинства над большинством. Такая форма правления основана на переписи и оценке имущества, что не позволяет бедному большинству принимать участие в управлении государством. Это прерогатива богатого меньшинства. Так наблюдается разделение одного государства на два - богатое и бедное. Однако, страсть к расточительству со стороны богатых ведет по Платону к тому, что богатые становятся бедными, но в отличие от самих бедных, они склонны к совершению преступлений, воровству, святотатству и т.д. Это происходит потому, что люди в олигархическом государстве не соблюдают основной закон жизни общества, суть которого в том, что каждый член общества должен делать свое дело. Вместе с тем, в олигархическом государстве часть людей занимается подряд земледелием, ремеслом, войной. Помимо этого, в таком государстве существует возможность превращения человека в бесполезного члена общества, так как существует право на полную распродажу накопленного имущества. Это приводит к тому, что человек перестает быть частью государства.

    Следующей формой правления после олигархии является демократия, которая представляет собой власть большинства. Однако, при демократическом типе государственного устройства наблюдается еще большее обострение между богатыми и бедными, поскольку разорение богатых и обогащение бедных приводит к зависти, злобе, разрушению государственного порядка. Растущее имущественное различие проявляется и в усилении возмущения бедных против богатых, что грозит восстанием. В том случае, если побеждают бедные, то они одну часть богатых убивают, а другую изгоняют, говорит Платон. Затем, бедные производят между собой разделение государственной власти и функций управления.

    За самую плохую форму правления Платон признает тиранию, которая рассматривается как единоличная власть над большинством. Тирания возникает в результате своеволия, избытка свободы при демократии. В этом плане Платон утверждает, что неограниченная свобода приводит в итоге к еще большему рабству. Тирания поэтому рассматривается как «жесточайшее рабство, которое обуславливается высшей свободой» [1, с.238]. Происходит это потому, что правитель сначала много обещает, вызывает доверие у большинства, освобождает от долгов. Кроме этого, он постоянно провоцирует возникновение войн, затем, чтобы люди нуждались в сильном правителе. Однако, это начинает вызывать недовольство среди граждан, что заставляет правителя ужесточить свое отношение к гражданам с целью удержания власти.

    Платон вышеназванным отрицательным государствам противопоставляет наилучшую форму правления. В ней правит меньшинство. Однако, это меньшинство представлено теми, кто действительно способен осуществлять управление государством, поскольку они имеют заданные природой способности и, кроме того, хорошо подготовлены к управлению.

    За основной принцип идеального государства Платон берет справедливость. В связи с этим, он считает, что с помощью справедливости можно отвести каждому гражданину соответствующее ему положение и занятие. Также благодаря справедливости происходит единение разных частей государства, что делает его гармоничным.

    Справедливость заключается, чтобы каждый гражданин государства занимался только своим делом и не пыталось заниматься другими делами, несвойственными его задаткам. Справедливость есть там, полагает Платон, где существует соответствующая иерархическая соподчиненность граждан во имя целого. Рассматривая справедливость в идеальном государстве, Платон замечает, что «занятие каждому тем делом, которое ему дано, и есть справедливость», которая состоит в том, чтобы каждый обладал своим и исполнял то, что ему предназначено» [2].

    Справедливость, определяемая Платоном, относится к формулируемом им естественному праву в его различении с полисным законом. Вместе с тем, различение естественного права и закона Платон толкует с целью раскрытия объективных божественных, разумных, идеальных корней полисных законов. Справедливость, таким образом, содержит в себе «надлежащую меру». Платон отмечает, что «для неравных равное могло бы стать неравным в том случае, если бы не была соблюдена надлежащая мера» [3]. «Геометрическое равенство», по его мнению, представляет собой «самое из истинных и наилучших равенств», поскольку большему оно уделяет больше, меньшему, каждому даря соразмерное его природе [3].

    По мнению Платона, государство, в котором царит справедливость, имеет признаки не только политической, но и нравственной организации, что позволяет решить многие проблемные задачи. Также философ считает, что в данном государстве должна иметься сила собственной организации и средства для ее защиты, которые являются достаточными для противостояния враждебному окружению. Помимо этого, государство обязано обеспечивать общество материальными благами, поощрять развитие духовной деятельности и творчества. Все это должно способствовать реализации идеи блага как «высшей идеи, правящей миром» [1, с.239].

    Таким образом, исходя из вышесказанного, в идеальном государстве, которое Платон именует аристократией, необходимые функции поделены между разными гражданами, которые распределены по нравственным задаткам и свойствам. Платон приводит аналогию с разделением хозяйственного труда. Разделение труда, полагает мыслитель, является основой современного ему государственного и общественного строя.

    Платон предполагает, что потребности граждан в обществе различны, но, вместе с тем, способности каждого для удовлетворения потребностей являются ограниченными. Следовательно, возникает необходимость в общежитии или «городе», в котором каждый может привлекать другого, наиболее способного, для исполнения какой-либо потребности.

    По мнению Платона, любая вещь или предмет может производиться наиболее легким и лучшим способом и в большем количестве, если какую-то вещь делает один человек согласно своим способностям, данным от природы. Таким образом, идеальное государство основано на существовании потребностей людей. Разные потребности ведут к тому, что в городе начинают функционировать различные отрасли трудовой деятельности. Среди них, добывание средств питания, строение жилья, пошив одежды. Для этого требуются работники, умеющие изготавливать инструменты и орудия труда, которые нужны в производстве чего-либо. Также существует необходимость в работниках, способных выполнять вспомогательные работы, например перевозку груза - продуктов, товаров. Это, в свою очередь, ведет к образованию излишка товаров, что позволяет осуществлять торговлю этими товарами. Следовательно, нужны работники и для этого дела. Платон считает, что торговля порождает рынок, в котором действуют специалисты, способные осуществлять рыночные операций. Необходимы также и обслуживающие это дело наемные работники.

    Таким образом, Платон утверждает, что те, кто производит и продает товар относится к низшему классу. К высшим же классам он относит воинов-стражей и правителей- философов. Воины относятся к высшему классу потому, что эта профессия является важной для государства, отличается сложностью, требует. особое воспитание, наличие специальных знаний.

    Платон замечает, что люди, которые обладают высшими нравственными задатками, могут принадлежать с рождения и к низшему разряду общества. Также и безнравственные люди могут родиться и в высшем, и низшем общественном разряде. Поэтому, такое несоответствие должно регулироваться правителями следующим образом. Они обязаны выявлять нравственные задатки с самого раннего возраста людей и производить на основе этого распределение между тремя общественными разрядами - высшим, средним и низшим. Безнравственных следует отнести к земледельцам или ремесленникам, а нравственных - к воинам или правителям.

    Исходя из вышесказанного, главный принцип идеального государства Платона состоит в распределении труда на основе уровня нравственности. Только так, по мнению Платона, можно достичь блага для всего общества. Совершенное государство, в свою очередь, наделено такими добродетелями, как мудрость, мужество, мера, справедливость. 

    Мудрость является «охранительным» знанием и принадлежит философам-правителям. Мужеством наделены воины, а чувство меры и справедливость должны присутствовать у всего общества, так как они приводит к гармоничному сосуществованию его членов.

    Государство для Платона одновременно является и «макромиром», и «микромиром». «Микромир» представляет собой душу каждого человека. В ней должны по Платону сочетаться такие начала, как разумное, аффективное, неразумное. Разумное начало в душе контролирует аффективное, которое выполняет защитную функцию, а вожделеющее начало повинуется разумному и ограничивает дурные поступки. Точно так же в «макромире» разумом наделены философы, аффектами - воины, а неразумным началом - все остальные граждане. В целом, идеальное государство Платона является социальной утопией, поскольку так или иначе наблюдается разделение общества на классы, что противоречит его отношению к отрицательному типу государства, где это присутствует.

    Заметим, что воины должны проживать, согласно Платону, в отдельных лагерях, что из них можно было контролировать идущих против государственного порядка граждан и заставить их соблюсти закон. Сами правители способствовать установлению такого порядка среди воинов, в котором устройство жилья и право на имущество не стали бы препятствием для нравственной жизни, для исполнения своей службы.

    Поэтому, правители лишают воинов прав на собственное имущество. Единственным, чем обладают воины, это самое необходимое для жизни, здоровья, службы на благо государства. Воины получают необходимое от производящих орудия и вещи работников в умеренном количестве. Распорядок жизни воинов состоит в ограждении их от влияния частной собственности, от богатства, поскольку имея это, они не смогли бы защищать общество. Главное, на чем настаивает Платон, это на общности достояния, отсутствия частной собственности, из-за которой происходит конфликт в обществе. 

    Мыслитель считает, что любые войны возникают по причине стремления к материальным благам, имуществу. Общество, стремящееся к роскоши, решает расширить свои владения и поэтому осуществляет захват чужих земель. Поэтому, функция государства состоит в ограничении таких стремлений к материальным благам посредством воинов, которые осуществляют правопорядок.

    Согласно Платону, законодатель в государстве обязан формировать законы, которые «касаются войны ради мира» [1, с.252]. Платон полагает, что граждане обязаны оказывать сопротивление каким-либо низшим влечениям и следовать только одним требованиям закона. Платон пишет, что «клюбой человек обязан постоянно следовать лишь одному из влечений, никак от него, не отклоняясь и не оказывая оному сопротивление, что и составляет священное руководство разума, называемое общим законом государства... Поэтому нужно помогать прекраснейшему руководству разума» [3].

    Заключение. Заслуга учения Платона в области политики и права в том, что он попытался не только создать проект идеального и совершенного государства, но и рассмотрел некоторые формы правления, среди которых тимократия, олигархия, демократия, тирания, которые он считал отрицательными и, аристократия, которое относилось к совершенной форме правления. Переход из одного типа государственного правления в другой, по мнению Платона, происходит по причине излишней свободы, когда в государстве и обществе не существует порядка, когда каждый не занимается тем, что умеет, а его потребности не соответствуют его способностям.

    В связи с этим, Платон предлагает в качестве принципа идеального государства справедливость, где каждый занимается тем, что соответствует его природным навыкам и способностям. В результате, он разделяет людей на три класса - низший, состоящий из ремесленников и землевладельцев, средний - из воинов, высший - из философов-правителей. Каждый класс наделен какой-то степенью нравственности. Чем нравственнее человек, тем больше шансов попасть в высший класс.

    Платон, считает, что все должны соблюдать закон, который как раз и состоит в том, чтобы заниматься своим делом, соблюдать во всем меру, стремиться к нравственному поведению. Соблюдение такого порядка принадлежит воинам, которые выполняют защитную функцию. Это часть общества, которая лишена частной собственности и живет по правилам общины. Несоблюдение законов ведет к тому, что гражданин лишается своих прав и изгоняется из государства.

    Таким образом, философско-правовое наследие Платона представлено обширными понятиями о том, каким должно быть идеальное государство. Однако, это несмотря на то, что является социальной утопией, все же может находить свое место в правовых источниках.

     

    Список использованной литературы

     

    1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: «Высшая школа», 1976. 543 с.

    2. Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 398 с.

    3. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 4. - М.: Мысль, 1990. - 831 с.


    написать администратору сайта