Главная страница

Теория и методика музыкального образования. Теория и методика музыкального образования в начальной школе. Фольклор классическое музыкальное наследие основа содержания музыкального воспитания детей. Музыка для детей


Скачать 22.25 Kb.
НазваниеФольклор классическое музыкальное наследие основа содержания музыкального воспитания детей. Музыка для детей
АнкорТеория и методика музыкального образования
Дата09.10.2022
Размер22.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеория и методика музыкального образования в начальной школе.docx
ТипДокументы
#722680

  1. Фольклор классическое музыкальное наследие – основа содержания музыкального воспитания детей. Музыка для детей.

В процессе музыкального развития школьников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В.Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения.

Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное «отрубание» своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

Поэтому одну из задач воспитания ученые видят в обогащении детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при развитии эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, фундаментом, которого является фольклор – источник знаний о действительности, о человеке, средство развития важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни.

Английское слово «фольклор», т.е. народная мудрость, народная традиция, чаще всего употребляется в применении к народному поэтическому искусству, но наряду с этим говорят и о музыкальном и изобразительном фольклоре. Фольклор развивает национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

Сказки, песни, былины, уличные представления – все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному они живут и в современности.

Сейчас фольклор постоянно и широко используется в музыкальном воспитании, его применение опирается на четкие педагогические принципы.

В школе детям дается ясное представление о народном творчестве; в процессе музыкального развития слуха народным мелодиям отводится важная роль, особенно в осознании ладовых тяготений; в детских хоровых коллективах народная музыка занимает почетное место во всех возрастных группах; в издательствах регулярно печатаются сборники, нередко целиком состоящие из народных образцов и имеющие определенные воспитательные задачи.

Известно, что детские вкусы изменчивы: для каждого возрастного периода характерны свои особенности. Народная педагогика, обращенная к миру малыша, освещена поэзией и добром. Считалки, попевки, игры и другие жанры творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики», которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы, предпочтения и творческие возможности.

Малышам близки и понятны родные напевки, считалки, прибаутки, попевки, игры и пр., равно как полезны и доступны. Поэтому именно с детского фольклора целесообразно начинать музыкальное развитие и образование ребенка.

Обучение музыкальному фольклору строится на таких известных дидактических принципах при обязательном учете возрастной психологии детей:

- постепенность и последовательность,

- доступность и систематичность,

- наглядность и достоверность,

- активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы,

- комплексное основание материала,

- индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Вместе с тем занятия фольклором не должны носить обособленный, оторванный от современной жизни характер. По мере продвижения в учебе школьники знакомятся и с композиторским творчеством. На первых порах они больше слушают произведения композиторов, нежели исполняют их.

Преимущество отдается классикам, которые в своем творчестве талантливо разрабатывали народный мелос (например, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и др.).

Год от года удельный вес профессиональной музыки, используемой в школьной программе эстетического воспитания, должен возрастать. При этом расширяется круг композиторских имен и примеров современной и зарубежной музыки, включая развлекательную.

Хороший художественный вкус и верные ценностные ориентации, приобретенные школьниками в процессе овладения высокими образцами народно-песенного творчества, помогут им в дальнейшей музыкальной адаптации: объективнее оценивать музыкальные направления и на этой основе строить свои предпочтения.

Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения музыкальному, фольклору — его синкретизм, соединение в нем пения, танца, игры на народных инструментах, драматического действа.

Такое гармоническое сочетание различных видов творческой деятельности открывает большие возможности: переключая внимание учащихся с одного вида творчества на другой, педагог снимает с них усталость, психофизические нагрузки, активизирует формы занятий, делает их более продуктивными.

Кроме того, учащиеся получают равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуя свои силы. Включая в музыкальную работу произведения словесного фольклора (прибаутки, скороговорки, считалки, потешки, жеребьевки, приговорки, загадки), элементы народных танцев и ролевой игры, учитель создает необычную, неформальную обстановку, способствующую раскрепощению, непринужденному поведению, то есть основу для свободного творчества. Такое нетрадиционное обучение нуждается в особых условиях, и прежде всего в просторном, хорошо проветриваемом помещении, где дети могут не стесняясь плясать, играть, шуметь, радоваться, не боясь эмоционально ярко проявить свои чувства.

2. Характеристика музыкальных инструментов. Классификация музыкальных инструментов

Музыкальный инструмент – это не просто предмет для извлечения звука, это виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души.

История музыкальных инструментов уходит своим корнями в далекое прошлое. Историками выдвигается множество различных гипотез относительно появления древних музыкальных инструментов.

Исходя из результатов археологических раскопок на территории проживания разных этносов, ученые пришли к выводу, что наидревнейшим типом музыкальных инструментов были ударные. Суть ударных инструментов – в выстукивании ритма, а простой ритм и был первой формой доисторической музыки.

Другие типы музыкальных инструментов имеют не менее давнюю историю. Так, прототипом первых струнных инструментов была тетива лука, которая при натягивании издавала характерный звук. А звук, создаваемый дуновением воздуха в полый стебелек, стал прообразом уже духовых инструментов.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара. Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам.

А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - рояль.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних - музыкальных инструментов - орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров. Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи.

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты.

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника. На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже играть сами.


написать администратору сайта