Средневековая этика. Средневековая-1. Фома Аквинский, Эразм Роттердамский
Скачать 27.85 Kb.
|
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю. Необходимо отметить, что развитие этики в этот период времени также не было лишено социального и политического окраса: высшему сословию было очень выгодно развитие именно этих идей, так как они позволяли объяснить причины неравенства, подавить возможные протестные движения, укрепить свои позиции. . Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др. Центральные проблемы средневековой этической мысли: 1) источник и природа зла - результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли; 2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла; 3) антагонизм души и тела. Телесность - источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно; 4) источник нравственных ценностей - Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения. Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие: 1) придание морали всеобщего, т.е. общечеловеческого, характера; 2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств; 3) углубление сущностного смысла понятия "нравственность" через категории вины, греха, страдания, искупления. Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог. Этические воззрения Августина Блаженного. Августин Блаженный (354–430 гг.) – средневековый философ, представитель этапа патристики (направление философии, занимающееся интерпретацией христианского вероучения). Его основные труды: "О граде Божьем", "Исповедь" и т.д. Основные этические взгляды Августина можно свести к следующему: утверждение Бога в качестве абсолютной, вечной, неизменной творческой силы, недоступной чувственному человеческому познанию (в его существование нужно только верить), а также в качестве единственного источника и критерия нравственности (высшего нравственного закона), познать который можно через познание собственной души, вхождение в глубины которой (через правдивую исповедь) и есть движение к Богу; развитие христианской идеи о человеке как "образе и подобии Божием": человек – существо богоподобное, и его погоподобие состоит в способности человека не грешить, в возможности свободным выбором подчинить себя Богу, т.е. преодолеть в себе двойственное начало (противостояние между земным и божественным) и воспитать свою плоть с целью подчинения ее высшему духовному закону; утверждение идеи о возможности уподобиться Богу через любовь к Всевышнему: способность человека любить является высшей ценностью (любить – это значит глазами объекта любви оценивать себя, т.к. подлинная любовь есть критерий абсолютной ценности того, на кого она направлена). Любить Бога – значит судить себя судом Божьим (требовательным и взыскательным). Добродетельный человек – тот, кто любит Бога, поэтому цена личности у Августина определяется ее даром любить. Через любовь человек обретает силу победить зло; рассуждения о природе зла: зло как таковое (как субстанция) отсутствует в мире, т.к. каждое образование, каждая вещь имеет свое предназначение и высший смысл. О зле Августин говорит только относительно человека, который, обладая свободой выбора, может совершить грех, т.е. отступить от божественных заповедей, предпочтя высшим ценностям низшие (стремясь не к злому, а к земному, забывая о божественном). Зло – это отпадение человека от добра, от должного поведения, являющегося нарушением божественного плана; учение о свободе воли: свобода – свойство воли человека, а не его разума, который сориентирован на благо. Воля автономна от разума, поэтому ее выбор может быть иррациональным (выбор зла) по причине высокомерия и желания величия. Однако только воля, свободно не допускающая зла, является подлинно свободной. Обрести высшую степень свободы – это значит свободно ориентировать себя на совершение добра. Этика Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) – представитель второго этапа в развитии средневековой философии – схоластики, в рамках которого происходила рационализация и систематизация христианских догматов под влиянием философии Аристотеля, поиск рациональных путей доказательства истинности Библейских догматов, бытия Бога с помощью философии. На этом этапе происходит попытка примирения человеческого разума и религиозной веры (философии и религии). Пытаясь примирить веру и разум, Фома Аквинский провозгласил идею двойственности истины, цель которой показать, что вера и разум образуют единство. Выступая против противопоставления духовного и природного в человеке, пытаясь примирить "град божий" и "град земной", Фома предложил изучать человека в единстве души и тела, не считая природное начало в нем злым образованием. Природу создал Бог, и человеку, живущему в реальном мире, необходимо считаться и с собственной природой, стремясь не только к райскому, но и к земному блаженству. Если вера станет слишком неземной, она превратится в нежизненную идею, а христианство – в мистику. Во избежание этого вера должна дать место человеческому разуму с его земным основанием, предоставив ему возможность доказать существование Бога с помощью философии. Высшее человеческое благо – единение с Богом, которое осуществимо на уровне разума и является результатом интеллектуальной деятельности человека. Но воля человека несовершенна, поэтому поведение его часто отпадает от божественных законов, результатом чего является зло. Цель человека – подчинить свою волю разуму, тем самым предоставив своей воле свободу, сориентированную на совершение добра. Свобода – это отсутствие принудительного давления, возможность отдаться естественной склонности к добру. Свобода у Ф. Аквинского одновременно принадлежит и к сфере воли, и к сфере разума. Фома Аквинский явился создателем этического учения, предлагающего компромиссное решение вопроса о соотношении воли Бога и свободной воли человека и сделавшего попытку примирить мораль и религию. Этика Средневековья сделала определенный шаг по сравнению с античной, т.к. поставила вопрос об объективном статусе морали. Однако ее недостатком является то, что источник морали был вынесен за пределы земного мира. |