Фомин М. - Домашние роды - здоровый малыш. Фомин М. Домашние роды здоровый малыш Введение. О причинах, побудивших меня к написанию этой книги Глава первая. Зарождение жизни Глава вторая.
Скачать 0.51 Mb.
|
Глава третья. Таинство рождения Роды — это бессознательный процесс. Протеканию бессознательного процесса помочь нельзя. Главное — не помешать ему. Роды может задерживать присутствие людей или их реакция на происходящее. Мишель Оден Начало Я не стану занимать внимание читателей обзором гипотез и научных мнений разной степени авторитетности на тему «Почему это все-таки происходит». Скажу лишь, что ни один ученый или медик либо ученый-медик, не сможет вам внятно объяснить, почему роды начинаются. Я также не претендую на абсолютную точность своего объяснения. Однако картина начала родов является неотъемлемой частью всего комплекса теоретических подходов, легших в основу моей практики. Все нижеизложенное является моей личной точкой зрения. Итак, почему начинаются роды. Причин для инициации родового процесса несколько: · После окончательного завершения процессов созревания у плода сильно и достаточно резко меняется обмен веществ. Большое количество новых химических соединений и гормонов попадает в кровь матери, что является для него сигналом: плод стал источником опасного отравления всего организма, необходимо срочное изгнание. Этот сигнал вполне может запустить механизм родов. · Нормальное время созревания плода человека — 280 суток. Это один из многих человеческих биоритмов. Иными словами, роды начинаются потому, что им пора начинаться. · Выделительная система матери больше не в силах обеспечить нормальную очистку крови — в ней появляются соли мочевых кислот. Этот фактор, кстати, является одним из наиболее частых виновников преждевременных родов. Механизм действия приблизительно следующий. В консультации женщине рекомендуют снизить количество выпиваемой в день жидкости якобы для снижения нагрузки на почки и во избежание отечности. В действительности же эта мера приводит к еще большей отечности и повышению концентрации в крови, а затем и в моче пресловутых солей. Частично солевым буфером становится межтканевая жидкость: вот вам и отеки. Но этого часто недостаточно. В этом случае организм избавляется от главной причины появления повышенной концентрации солей. Догадываетесь, кто это? · Выросший плод перестает помещаться в матке с прежним комфортом. Потребность в кислороде возрастает, а возможностей удовлетворить ее больше нет. Из-за специфических изменений в обмене веществ ему становится «жарко». Короче говоря, плод «понимает», что засиделся в матке и перестал быть там желанным гостем. Слово «понимает» взято в кавычки не случайно. Поскольку «понимать» на языке жизни — значит реагировать в направлении, позволяющем сохранить жизнь. В этом случае механизм родов запускается сигнальными импульсами и гормонами самого плода. Как говорил Мишель Оден, «ребенок сам решает, когда ему родиться». · В конце концов, у сформировавшегося и готового к рождению плода начинается выработка веществ и клеток, определяющих защитную реактивность организма, проще говоря, иммунитет. В этот момент иммунная система матери идентифицирует организм плода как чужеродный. С этой точки зрения, можно утверждать, что роды по своему характеру сходны с иммунной реакцией отторжения чужеродных тканей. Можно продолжать, а можно и закончить. В конце концов, совершенно не важно, какой из описанных или не описанных факторов сыграет главную роль в начале конкретных родов. Главный фактор всегда один: начало родов — это острая необходимость, одновременно осознанная двумя существами — будущими матерью и ребенком. Взгляд на роды с различных позиций и точек зрения Роды для матери Для женщины, проходившей с постоянно растущим, периодически напрягающимся, привлекающим всеобщее внимание животом, роды — это прежде всего избавление от бремени. Кроме этого вполне логичного и эмоционального вывода есть еще несколько. Во-первых, в родах женщина умирает как беременная, то есть отягощенная, и рождается как мать, приобретая при этом новый биологический (видовой), родовой и общественный статус. С точки зрения биологии она становится кормящей самкой, что предполагает совершенно определенное отношение к ней всех остальных видовых единиц. В структуре рода она теперь мать нового поколения, а это одно из ключевых положений. В структуре социума она теперь мать нового члена общества, что весьма почетно и во многих странах еще и хорошо оплачиваемо. Во-вторых, рождение ребенка, то есть произведение на свет потомства, завершает цикл развития женщины как видовой единицы. Это означает, что она сформировалась как полноценная особь, обладающая полным набором полагающихся ей свойств и способностей. Вот почему любая женщина, даже достигнув заоблачных вершин в карьере или в бизнесе, готова лишиться всего этого, и даже большего, ради возможности самостоятельно зачать, выносить и родить здорового ребенка. Именно это, и больше никакое другое, событие дает женщине осознание собственной полноценности. И да простят меня все гуру мира, но духовное развитие нерожавшей женщины не стоит выеденного яйца. А если женщина вообще лишена такой возможности, то есть бесплодна, то все ее развитие и все достижения будут нести на себе отпечаток бесплодия и внутренней ущербности. В-третьих, прибавление в семействе означает перераспределение внимания между его членами. Ребенок, особенно в первые месяцы после рождения, перетягивает почти все 100 % внимания матери. В то же время муж или сожитель, ранее получавший свою долю заботы, тепла и ласки, лишается всего этого на достаточно длительный срок. Так что роды для женщины это еще и событие, ставящее под угрозу целостность ее семьи. По сути дела, для того чтобы не потерять мужчину, обретя ребенка, ей придется выстраивать новые отношения в своей сильно изменившейся и, в общем-то, новой семье. В-четвертых, женщина, ставшая матерью, перестает быть дочерью. То есть, конечно же, формально все остается как прежде, но авторитет родителей исчезает из ее сознания, даже если она сама этого и не хочет. Думаю, это эволюционное приобретение, повышающее безопасность младенца. Дело в том, что самки человека начинают битву за обладание младенцем, поскольку именно это повышает их видовой статус. Отстоять право на выращивание своего детеныша самой мать может, только убив в себе собственную мать. Скажете, что я сгущаю краски? Отвечу — разбавляю. Действительность еще кошмарнее. Роды для отца Рождение первого ребенка делает из мальчика мужчину. Правда, не всегда. Иногда вместо того, чтобы трансформироваться из полового партнера в «защиту и опору», мужчины маскируются под второго ребенка и вступают в конкурентную борьбу с собственным чадом за внимание женщины. Иногда они вообще исчезают, побоявшись ответственности, или потери свободы. В любом случае это проверка на вшивость. Поскольку в отличие от женщины мужчина никогда не может быть уверен на все сто, что именно он отец, постольку он наделен выбором. Взяв на себя ответственность и признав ребенка своим, юноша претерпевает психическую трансформацию и становится мужчиной. Отказавшись от этой тяжкой ноши, он остается мальчиком и рискует навсегда остаться маменькиным сыночком. Видовой статус у всех самцов зависит скорее от силы и опыта, чем от количества отпрысков, хотя в глазах молодых самок такой самец будет иметь определенные преимущества. Родовой статус меняется в зависимости от пола ребенка. Если рождается мальчик, то это значит, что род продолжится. Есть кому передать родовые ценности, материальные и духовные. Рождение девочки тоже меняет родовой статус мужчины, но не освобождает его от обязанности произвести на свет наследника. В остальном — как у женщин. Семейный статус мужчины до рождения ребенка трудно определить. Чаще всего юноша, даже женившись, остается сыном своей матери, и фактически членом ее семьи, порой в большей мере, чем своей. С появлением в семье младенца на мужа ложится обязанность держать пространство семьи, поскольку это благоприятнейшая среда для роста и развития малыша. Только тогда можно говорить об избавлении от материнского влияния (хотя бы частично) и контроля. Роль отца вытесняет роль сына почти полностью. Многие матери бывают так удивлены этой переменой в своих сыночках, что обвиняют невесток в ворожбе или всерьез задумываются о том, чтобы показать свое великовозрастное чадо психиатрам. Роды для родителей Буду краток. Подробное рассмотрение этой темы уместнее в книге о том, как сохранить молодость. Безусловно, когда-нибудь я доберусь и до этой благородной задачи. Однако эта книга о молодых и для молодых. Так что о старичках — коротенько. В двух словах: они становятся бабушками и дедушками. И если эти роли для них желанны и милы… Как там у классиков устного народного творчества? Кефир, клистир и теплый сортир. Основная функция старшего поколения — хранить и передавать родовой опыт младшему, а это предполагает стабильность. Стабильность перерастает в косность, застой, догматизм. Они в свою очередь в ишемию, гипертонию и маразм. Хотите жить дольше? Ждите правнуков, чтобы стать бабушками и дедушками. Роды для «высших структур» Каждый человек — индивидуальность и личность (по крайней мере, нам так приятно о себе думать). Кроме этого, человеческое существо может являться частью одного или более макроорганизмов — надчеловеческих существ, для которых он что-то вроде клетки. Мы, люди, этих ребят как-то для себя именуем, хотя это вовсе не значит, что их так же зовут знакомые и друзья. Знаем мы об этих существах мало, и в основном неправду. Точно можно сказать лишь то, что они, как и мы, рождаются, живут и умирают, но совсем в другом масштабе времени. Имеют собственное сознание, состоящее из сознаний всех своих «клеток», которое мы называем «коллективное бессознательное». Насчет высшего разума у меня лично большие сомнения. Если «высший», значит, просто составленный из меньших; это возражений не вызывает. А вот насчет того, что надо, дескать, его слушаться, тут я не согласен. Посмотрите на любую толпу. Разве она умнее любого из тех людей, что в ней находятся? Так вот, одна из таких структур, ближайшая к нам, это род. В нее входят разными своими частями все люди, когда-либо рождавшиеся в этом роду, начиная от родоначальника и вплоть до последнего родившегося. Родоначальник обычно является первым носителем родового имени, которое сейчас называется «фамилия». Родоначальник всегда является человеком, совершившим некий поступок, или подвиг, или духовный рывок, что-нибудь, что позволило ему выйти из-под влияния своего бывшего рода и положить начало новому. Для рода появление в нем нового члена событие чрезвычайно важное. Оно инициирует сложный процесс перестройки родовой иерархии — процесс перераспределения родовых энергоинформационных потоков между членами рода в силу изменения их родового статуса. Другие структуры тоже реагируют на появление в своей иерархии нового уровня. В конечном счете можно смело утверждать, что ни одни роды не прошли для Вселенной даром. Это было лирическое отступление. Я и в дальнейшем собираюсь практиковать подобные экскурсы в энергоинформатику в надежде заинтересовать этим предметом тех читателей, которые полагают, что вполне с ним знакомы, и чтобы отпугнуть от него тех, для кого он представляет реальную опасность. Процессы и взаимодействия, сопровождающие процесс родов Сегодня акушерство все так же уделяет основное внимание роли врача и его умению контролировать процесс родов. Такой подход привел к тому, что нормальные роды проходят в родильных комнатах, оборудованных по последнему слову техники, и под наблюдением электронных приборов. Современное акушерство не знает и не хочет знать, что роды и кормление грудью сразу после рождения — неотъемлемая часть сексуальной жизни женщины. Как медицинская наука, оно остается в неведении относительно потенциально отрицательного влияния врачей-мужчин и незнакомых людей, присутствующих при родах, на их развитие, оно также абсолютно ничего не знает о важности женщин — помощниц при родах и акушерок. МишельОден Итак, начнем с начала. Картина доступная для внимательного наблюдения: Начинаются роды совсем не в тот момент, о котором предупреждают врачи. Еще за 9 недель до дня родов (и уже тогда можно достаточно точно определить дату нормальных родов) начинаются предварительные «схватки». Это не те схватки, что будут в родах, это очень медленные и мягкие, нежные сокращения матки, плавно вдавливающие головку плода в область малого таза. Головка «вставляется», проходит несколько десятков минут, и матка так же медленно расслабляется, высвобождая головку и позволяя плоду подняться над малым тазом. Предварительные схватки повторяются с небольшой частотой — через 12 часов. Чаще всего женщины этого не замечают. Я считаю это непростительным самообкрадыванием. Думаю, что полноценно участвовать в таинстве рождения новой жизни невозможно без значительной концентрации внимания на всем процессе во все время его прохождения. Через 7 недель, то есть за две недели до родов, частота и сила схваток увеличиваются, что приводит к окончательному вставлению головки в малый таз. Все, в том числе и будущая мать, отмечают опускание живота на уровень 36 недель беременности. Женщине становится легче дышать и вообще жить. В эти две недели матка сокращается с частотой 4–8 раз в сутки. Некоторые схватки бывают замечены. За два или более (до 12 дней) дня до родов проходят предвестниковые схватки. Это обычно происходит потому, что одну из схваток наиболее сильную, замечает беременная. Женщина уже настроена на начало родов, она возбуждена и взволнована. Поэтому она включается в процесс, и схватки начинают идти одна за другой. Но время еще не пришло. Родовой поток не сформировался, поэтому схватки прекращаются, как только женщина утомится. Часто в родильном доме предвестники принимают за начавшиеся роды, а их окончание за родовую слабость. Эта ошибка в конце концов приводит к стимуляции или даже к кесареву сечению. В этом случае ребенок приходит в этот мир без должного сопровождения. Подробности (частично) далее. В конце концов приходит день и час. Схватки резко усиливаются, ускоряются и учащаются. Теперь их трудно не заметить. Объем матки с каждой схваткой немного сокращается, продвигая, таким образом, плод к его конечной цели. Импульсы к сокращению матки все эти 9 недель исходили из ее купола. Теперь у них появляется еще один источник — шейка. По мере растяжения шеечное кольцо генерирует сигнал, который, проходя по всему телу матки вверх, к куполу, формирует на нем импульс к сокращению. Поначалу схватки не скоординированы, поскольку сигнализация поступает из двух точек, а то и более, в случае сильного стресса импульсы могут прийти и из ЦНС. Но при спокойном ведении родов координация быстро устанавливается. После этого наблюдается некоторый спад активности. Это естественно, как если бы в одной комнате собралось много народу, и по тревоге каждый бы начал пытаться все необходимое сделать сам. Началась бы беспорядочная беготня и суета. Потом нашелся бы человек, всех успокоивший и предложивший разделить обязанности и работать сообща на общий результат. Суеты стало бы меньше, а темп действий замедлился бы, но эффективность действий возросла. В случае, когда нескоординированная деятельность была длительной, схватки могут прекратиться на 4–6 часов, пока организм не восстановит силы. Пугаться этого не стоит, даже если воды начали отходить во время этого этапа. Тут, правда, возникают сложности у рожающих в родильном доме. Дело в том, что роддом, как и всякая больница, является местом постоянного проживания большого количества очень вредных и устойчивых к антибиотикам бактерий. Домашняя же атмосфера безопасна для «своих». Так что в роддоме 6 часов после вскрытия пузыря считаются временем, грозящим инфицированием матери и ребенка. Хотя я мог бы предложить простой выход: основной причиной слишком долгого координирования родовой деятельности является больничный фактор. Если роженица проведет первый и второй периоды родов дома и приедет в роддом уже со скоординированными схватками, то не придется ее стимулировать или «кесарить». Этот метод, кстати, уже используется в некоторых известных мне родильных домах. В дальнейшем схватки становятся еще чаще и сильнее, шейка матки растягивается и раскрывается, образуя вместе с телом матки родовую «трубу», которая имеет слегка спиралевидное строение и в которую буквально ввинчивается плод, раздвигая податливые мягкие ткани промежности. Рождается ребенок. Он тихонько всхлипывает и начинает дышать. Сначала поверхностно, пока пульсирует пуповина, потом все глубже и ровнее. Он ищет материнскую грудь, находит ее и начинает сосать. От этого матка сокращается еще больше, плацента отделяется от стенки и соскальзывает к шейке, давит на нее, чем порождает еще несколько схваток, выпихивающих ее наружу. После этого пуповину можно перерезать. Бить ребенка не надо, также не нужен и дикий вопль, который якобы расправляет легкие. Кислород в таких количествах еще не нужен и непривычен. Он может ожечь нежную ткань и породить воспалительный процесс, который через годы проявится как пневмония или бронхиальная астма. Ну а то, что нас избили сразу по прибытии, мы не забудем до самой смерти (горькая шутка). Перерезание пуповины переживается ребенком без особого энтузиазма, но, согревшись около матери и попив немного молозива, он засыпает рядом с ней, чтобы еще раз пережить во сне то, что с ним только что произошло наяву. Это снимет родовой стресс и запустит механизмы реабилитации родовой травмы. Это идеальный сценарий. Конечно же, в жизни многое происходит не идеально. Если взять роддомовские роды, то почти все написанное не про них. А жаль. Чем дальше мы от идеала, тем меньше надежды на полную или даже частичную реабилитацию. Картина, доступная для «видящего» Сразу после зачатия над макушкой женщины можно рассмотреть небольшую воронку. Она растет и развивается, претерпевая различные преобразования все время беременности (см. гл. 1). Этот энергоинформационный вихрь к моменту начала родов упирается своим нисходящим конусом в макушку матки (точку, из которой спирально вниз расходятся мышечные волокна и нервные стволы тела матки). Вбирая в себя новые потоки энергоносителей и информации, родовой поток периодически совпадает по порядку частотных характеристик с другими космическими процессами, что порождает скачкообразные повышения напряженности его поля. Это видно как всплески активности его свечений, а проявляется на физическом плане сокращением мускулатуры матки. По мере приближения к моменту родов, поток усиливается, а резонансные явления учащаются. В конце концов, мы можем наблюдать ежеминутную пульсацию вихря колоссальной мощи. Прохождение такого потока через тело остро ощущается женщинами. Одновременно с инициацией схваток поток насыщает тонкими энергоносителями шейку матки, мягкие ткани и даже кости таза. Такое насыщение делает ткани эластичнее. При очень хорошем насыщении гнутся и растягиваются даже кости. В конце концов, поток проталкивает плод по родовым путям. Ребенок как бы скользит по нему. Мягкие и комфортные роды могут пройти вообще без потуг, только на схватках. В этом случае можно наблюдать, что ребенок рождается, окруженный светящимся коконом из тонких оболочек, наработанных им во время пребывания в теле матери, что говорит о том, что психическое развитие младенца началось еще в утробе. К сожалению, во время роддомовских родов оболочки не сохраняются. Психическое развитие такого ребенка начинается после родов с чистого листа. После выхода плода из родовых путей родовой поток еще некоторое время держится над матерью, но после рождения плаценты постепенно угасает. Большую часть энергоносителей усваивает женщина. Она истощена родами и нуждается в большой энергетической подпитке. В организме автоматически включаются механизмы экстренного насыщения. Это проявляется в ознобе, который сотрясает тело женщины на протяжении часа или более. Тонкому видению предстает удивительная картина: женщина укутана опалесцирующим мягким сиянием, от ее тела отходят множество тонких, как волосы, извивающихся «стоячих» молний. Этому процессу надо не противиться, а помогать, то есть расслабиться и позволить телу впитать в себя все до последней капельки. Ребенку это не повредит — он свое получил во время родов. Картина, наблюдаемая специалистами Духовный акушер видит и первую и вторую картины, однако для его наблюдения доступна и третья. По характеру происходящего на тонких планах роды очень похожи на зачатие. С той лишь разницей, что во время рождения в роли базовой психической матрицы выступает сам ребенок. Все время активных родов (в среднем 1,5 суток) через тело плода, а значит, и через все его тонкие структуры, проходит поток энергии и информации чрезвычайной мощи и насыщенности. Естественно, все сформировавшиеся за время беременности собственные психические структуры подвергаются проверке и чистке. Те из них, которые недостаточно гибки и эластичны, просто разрушаются. В то же время на плод обрушивается информационное излучение всех эгрегоров, заинтересованных в этом ребенке как в своем потенциальном адепте. В психической структуре рождающегося ребенка остается лишь то, что не размыло родовым потоком, но и этого немало. Психическая структура плода полностью изменяется. К информационному воздействию добавляется отнятие плаценты, до этого являвшейся полноценным органом. В момент перерезания плаценты можно наблюдать мгновенное схлопывание свечений родившегося плода и через краткий миг вспышку совершенно иных по характеристикам свечений нового человека. Еще одна частная точка зрения Лично я считаю роды половым актом. Если это нормальные, естественные роды, то они происходят дома, в них участвуют мужчина и женщина, и для достижения удовольствия требуется максимальное взаимопонимание партнеров. Те, кто так рожал, не дадут мне соврать и подтвердят, что весь процесс от начала и до рождения ребенка просто пропитан сексуальностью, которую не в состоянии подавить даже сильная боль. Если это роды с сопровождением, то это очень похоже на групповой секс по согласию. И хотя мало кто из рожавших таким образом пар согласится со мной, возражать они будут лишь по причине неспособности справиться с собственным ханжеством. Роддомовские роды, на мой взгляд, очень напоминают групповое изнасилование. Не буду пояснять, но, думаю, многие женщины со мной согласятся. Трансформационные процессы, происходящие во время родов Все мы знаем, что если из вафельного стаканчика вынуть мороженое и засунуть в него пластилин похожего цвета, то с виду все останется по-прежнему. И пока кто-нибудь не попробует, все будут думать, что в стаканчике мороженое. Но после того как обман раскроется, никто не станет требовать от пластилина, чтобы он был так же вкусен, как мороженое, на которое он так похож и которое когда-то занимало этот стаканчик. К чему это я? Да к тому, что мы почти всегда требуем, чтобы содержание того или иного сосуда соответствовало тому, к которому мы привыкли, вернее, которое мы привыкли получать из подобного или именно из этого сосуда. Тело человека — сосуд его «души». Или, если хотите, генератор биополя, которое в свою очередь и является истинным носителем человеческого сознания. Не спорю, форма этого поля такова (под формой я понимаю всю совокупность доступных и недоступных для исследования характеристик), что оно может быть носителем только человеческого сознания (я имею в виду сознание, которое мы привыкли называть человеческим). Но... Внутренние перемены в сознании не скоро отражаются на носителе. Таким образом, человек, переживший трансформацию, некоторое время продолжает пользоваться своим «старым» телом. Со временем тело тоже трансформируется и станет больше подходить своему обладателю, конечно не считая тех случаев, когда в результате трансформации радикально меняется волновой уровень физичности сущности (проще говоря, в случае смерти). Так вот, для того чтобы проще было смириться с теми переменами, которые произойдут с нашими близкими рано или поздно (и уж точно после рождения нового члена семьи), предлагаю процесс трансформации приравнять к смерти. Ели позволить себе немного порассуждать в этом ключе и задуматься одновременно о родах, то можно сказать, что во время родов беременная женщина «умирает», чтобы родиться матерью. Так же «умирает» плод, а рождается младенец. А в случае, когда отец ребенка готов нести ответственность за него, умирает мальчик, а рождается муж. Я говорю «умирает» и «рождается» потому, что масштаб трансформации можно сравнить только с подобными радикальными событиями. У женщины после родов в течение нескольких дней меняется обмен веществ, начинает совсем по-другому функционировать эндокринная система. Меняется форма тела, а значит, и вся структура психики. Это очень заметно: другие вкусы, приоритеты, взгляды. Меняются ценности, да и весь мир видится совсем по-другому. Можно смело утверждать, что это уже совсем другой человек. И пусть он сильно похож на того, с кем мы недавно были хорошо знакомы, теперь это незнакомец, вернее, незнакомка, о которой мы знаем крайне мало. Я наблюдал за детьми после рождения, за роженицами и сравнивал эти наблюдения с другими, теми, что сделал, наблюдая за людьми, пережившими сильное психическое потрясение, в корне изменившее их дальнейшую жизнь. Для всех них общими являются оглушенность и эмоциональная заторможенность, неадекватная оценка происходящего, а также увиденного и услышанного, внезапная потеря одних навыков и чудесное появление других и т. д. Все они теряют ориентацию в пространстве, в ценностях, во времени и в социуме. Смена формы неминуемо приводит к последующей трансформации сознания. Участники родов и их функциональное назначение По всей видимости, позиция именно по этому вопросу определяет характер родов. Если в родах принимают участие несколько медицинских специалистов и одна беременная женщина, от которой ничего не зависит, то это роды медицинские. Если же основным действующим лицом является рожающая женщина, вторым — рождающийся ребенок, а все остальные пытаются им не мешать и в случае необходимости быть полезными, то это роды свободные и естественные. О первых я рассказывать не буду — противно, а о вторых расскажу с удовольствием. Первый участник: рожающая женщина, ее роль, поведение, объекты взаимодействия Роль Женщина в родах — это гвоздь программы и центр Вселенной. Вокруг нее вращается все. Она командует парадом и совершает основные действия. Она мерило всему происходящему, главное действующее лицо. Эта главная роль налагает на нее и соответствующую ответственность. Во время родов необходимо быть все время в ясном сознании, чтобы руководить действиями помощников, реагировать на малейшие изменения своего состояния. В то же время все происходящее с ней — процесс, регулируемый природой. Она не может не участвовать в нем. Будучи не в силах им управлять, она может лишь отдаться ему без остатка, слиться с ним и принять происходящее. Более того, в это время в роженице просыпаются все ее «животные» качества, которые до этого момента были подавлены. Она может, наблюдая за собой во время родов, узнать себя лучше, чем за все предыдущие годы. Поэтому поведение ее должно быть естественно на сто процентов. В современных условиях это возможно лишь при условии хорошей подготовки. Медики придерживаются иного мнения о роли женщины в собственных родах. Современная медицина отводит ей роль неодушевленного предмета. Об этом сказано и написано много, не буду повторять. Дело не в том, что думают медики или ученые. На мой взгляд, дело в нас самих. За последние двести с небольшим лет человечество сильно сдало в области головной кости. Достижения науки и медицины, которые не сделали в итоге нашу жизни ни счастливее, ни безопаснее, ни легче, сыграли с людьми злую шутку. Раньше каждый жил своим умом. Познавал жизнь таковой, какой она была, копил опыт, знания, обретал мудрость. Так продолжалось тысячелетия. Мудрость была выше знания, а ученость не была мерилом правоты. Что изменилось с тех пор? Почему мы, пытаясь узнать, «как правильно», спрашиваем: «А что по этому поводу говорят врачи?» — или: «Каково мнение физиков по этому вопросу?» С каких это пор академисты от науки стали непререкаемым авторитетом для практиков жизни, коими мы все являемся? Недавно, но повсеместно начались разговоры о «доказательной медицине». Простите, а кто будет служить «материалом» для добычи этих самых доказательств? Ах, «простые люди»? То есть вам, господа ученые, не жалко ради торжества науки рискнуть парой тысяч человеческих жизней? Да вам и миллиарда не жалко!!! Медицина должна быть такой, какой она нужна потребителю данного вида услуги! Вот пусть потребитель и определяет необходимость этой услуги самым простым методом — количеством обращений. Вот и посмотрите тогда, к кому пойдут люди. В действительности ничего не изменилось. Люди науки находятся в состоянии постоянного поиска истины. Поэтому ответы их на один и тот же вопрос всегда будут разными. С очередным открытием будет меняться и их мнение о том, как все в этом мире должно быть правильно и почему до сих пор это не так. Это их жизнь. Люди, от науки далекие, находятся в состоянии гармонии с миром, они истину не ищут — они ее знают, и заключается она в том, что мир гармоничен и все в нем правильно от начала и до конца. Это было очередное лирическое отступление. Поведение Говоря о поведении женщины в родах, мы говорим вовсе не о том, как ей следует себя вести, что и как делать и т. п., отнюдь. Речь скорее идет об описании этого поведения таким, каким оно может быть, с целью подготовить и ее, и тех, кто собирается помогать ей, к правильному восприятию происходящего. Дело в том, что совершенно невозможно определить наверняка то состояние психики, в котором пребывает женщина с самого начала активной фазы родового процесса. С одной стороны, она может совершенно адекватно реагировать на внешние раздражители, отвечать на вопросы и прочее. С другой стороны, совершенно точно наблюдается измененное восприятие внутренних процессов. Женщина как бы сливается с ними, становится их частью, отдается на волю потока, складывается впечатление, что она вовсе не адекватна. Это впечатление играет с нами злые шутки. Окружающие пытаются «извлечь» роженицу на «этот» свет. Они, искренне считая, что помогают, нарушают гармонию процесса, многократно усиливают болевые ощущения. В родильных домах нередко это происходит в такой форме, что волосы встают дыбом… Описанные у разных авторов различные позы и движения, другие действия, совершаемые женщиной во время родов, всего лишь частности, следствия того состояния, в котором она пребывает. Лично я против того, чтобы как-то классифицировать и структурировать описание поведения женщины в родах. В духовном акушерстве не может быть догм. В помещении, где происходят роды, не должно быть предметов, навязывающих какие-либо действия ни женщине, ни другим участникам. Все приспособления для принятия различных «нетрадиционных» поз, которыми так гордятся работники «альтернативных» родильных отделений, которые уже есть почти во всех роддомах Петербурга и Москвы, удручают меня едва ли не сильнее, чем отказ «традиционных» или «академических» медиков допустить хоть что-то новое в древнее искусство врачевания, превращенное незаслуженно в «науку». Творчество не терпит ограничений и принуждения, даже если нами движут самые наилучшие устремления. Поэтому, говоря о поведении во время родов, я предлагаю иметь в виду свободное творчество женщины, поддержанное деликатно и соразмерно теми, кто ею выбран для помощи. Объекты взаимодействий Основными объектами взаимодействий являются ребенок и его отец, а также те люди (1–3 человека), которые пришли помочь и поддержать. Установив контакт с ребенком еще в самом начале, необходимо пребывать в этом состоянии постоянно. Таким образом, можно контролировать состояние плода и его «особые пожелания». Говоря о взаимодействии с плодом и о его важности для благоприятного исхода родов, я предлагаю вспомнить о кошке. Представьте себе ситуацию: в картонном ящике с отверстием, приблизительно соответствующим размеру кошачьей головы, может даже немного больше, сидит кошка. Вылезать ей, в общем-то, надо, но она чего-то медлит. Попробуйте ее просто достать оттуда, не договорившись. Кто пробовал — знает: кроме царапин и укусов, от такой ситуации ждать нечего. А если «упереться», кошку можно и покалечить серьезно. Однако если мы найдем с ней общий язык и «договоримся», то она сама вылезет и все останутся целы и довольны. Вот и с ребенком та же история. Если мать находится в контакте с ребенком, то все ее и его действия гармонично вплетаются в сложный узор этого фантастического танца, в котором они являются равноправными партнерами. Если же контакта нет, то танец получается неуклюжим и болезненным (кто танцевал с плохими танцорами, не даст соврать). А уж если проводить аналогию дальше, то так называемую помощь акушеров и врачей можно сравнить с толпой, танцующей твист, в то время как мать и ее будущее дитя пытаются вальсировать. Отец в этой ситуации должен определиться. Он может вплестись в этот танец и стать третьим полноценным участником. Для этого он должен быть в хорошем контакте и с женщиной, и с ребенком. Честно говоря, это практически невыполнимая задача. Она требует от супругов или партнеров такого взаимного доверия и понимания, которое трудно себе представить. Однако я был счастливым свидетелем нескольких подобных родов. Также есть возможность, оставаясь чуть в стороне, мягко аккомпанировать. Это тоже совсем не просто и сильно улучшает ситуацию. Очень часто простых слов поддержки, поцелуя, спокойного взгляда или простого присутствия достаточно для того, чтобы женщина в нужной мере расслабилась, почувствовала себя защищенной, а это, в общем-то, все, что нужно для успешных родов. В конце концов, муж может быть и простым зрителем, но я лично не советовал бы выбирать такую позицию. Это в любом случае проигрышный вариант. Если роды будут легкими и приятными, то обидно быть чужим на этом празднике жизни. Если же роды будут тяжелыми или закончатся в родильном доме (что всегда очень неприятно, но порой бывает необходимо), то между супругами навсегда проляжет пропасть («меня насиловали, а ты смотрел»). Так что совет мой будущим отцам: или участвуйте, или отсутствуйте, подойдет любой предлог. Помощники, их количество и необходимые внутренние качества Количество помощников скорее дело вкуса, чем необходимость. В «Камасутре» и других восточных трактатах о любви есть множество рекомендаций по использованию помощников во время полового акта. По-моему, роды вполне можно отнести именно к этой категории физиологических актов человека. Я бы ограничился одним помощником — духовным акушером. А основным его внутренним качеством определил бы умение правильно определить свое место в конкретных родах и вовремя его занять. Если женщина рожает без мужа, то его роль принимает на себя духовный акушер. Если будущий отец участвует в родах, то акушер занимает либо место «партнера», либо «аккомпаниатора», в зависимости от того, какое место останется свободным. Если акушер почувствует себя лишним, он должен немедленно удалиться до той минуты, когда его помощь действительно понадобится. Второй участник: мужчина, будущий отец ребенка Роль Благодаря мощным энергоинформационным потокам, которые участники родов пропускают через себя, вокруг рожающей женщины формируется особая среда. Я назвал ее «пространством родов». Такое название не случайно. Хоть стен вокруг и нет, но, приблизившись достаточно близко к месту рождения человека, можно ощутить изменения газового состава воздуха, его влажности, температуры и даже атмосферного давления. Вы не поверите, но в этом пространстве даже время идет по-другому. Пространство должен «держать» мужчина на протяжении всего времени, пока идут роды. Делать это умеют почти все, но только по отношению к своему личному пространству. Помните, какие негативные эмоции вызывает в вас человек, слишком близко приблизившийся к вам? Мы все очень хорошо чувствуем эти границы и остро реагируем в ответ на любое их нарушение. Точно так же мужчина должен чувствовать границы пространства родов и не впускать в него посторонних. Этому можно научиться на курсах подготовки к естественным родам, а можно вспомнить, как это было в детстве. В любом случае энергия на поддержание благоприятной атмосферы на родах берется у отца, даже если он в это время на Луне. Так что можно, конечно, сбежать, но «откосить» совсем не удастся. Кстати, именно этой ролью обусловлено и предписание в некоторых религиозных течениях по поводу того, чтобы пуповину перерезал обязательно отец ребенка. Кому же, как не хранителю пространства, замыкать его за выходящим. Поведение От того, как мужчина поведет себя на родах, будет зависеть очень многое и во время самого процесса, и после его окончания. В идеале он должен, так же как и женщина, прочувствовать во всей полноте этот процесс, органично в него вплестись и получить полное удовольствие. Идеал есть идеал, про него и сказать-то больше нечего. А о чем говорить, когда все хорошо? В реальной жизни чаще встречается второй вариант. В этом случае главное не мешать, и контролируя действия остальных участников, удерживать их от необдуманных шагов. Женщине в этом случае многое может понадобиться. И вот тут то очень пригодится взаимопонимание и доверие. Теоретически у хороших половых партнеров все это есть. А пригодится это для того, чтобы без тени сомнения выполнять все требования роженицы (даже если она попросит подержать ей ноги, пока она стоит на голове), и в то же время воздерживаться от предложения совершить те действия, которые по его разумению были бы целесообразны (это будет посложнее). Объекты взаимодействия Основными объектами для мужчины являются женщина и ребенок. Третьим объектом можно считать окружающую среду, то есть все, что находится вне пространства родов. О взаимодействии с женщиной мы уже поговорили, а вот о взаимодействии с ребенком можно сказать несколько подробнее. В родах для ребенка есть две стороны. Мать — сторона изгоняющая, отец — принимающая. Этот тип взаимодействий очень сложен. Еще на этапе прохождения по родовым путям ребенок своими более тонкими структурами проникает в пространство, сформированное специально для его прихода именно отцом. Кто-то называет это «пространством любви». Я, в общем-то, не против такого названия, но считаю его убогим и недостаточно точно отражающим характер явления. По сути же, отец создает для своего дитяти настоящий, пусть маленький, но совершенно полноценный и самодостаточный, мир. В этом мире ребенку предстоит прожить время, необходимое для первичной реабилитации и адаптации к новым условиям. Так вот, когда первые тонкие структуры ребенка оказываются в этом пространстве, это выглядит как спиральный поток, буквально ввинчивающийся в новое пространство. Одновременно противотоком по нему скользит встречный поток тонких структур отца, проникающий в матку и помогающий отслоению детских оболочек от оболочек материнских. Мужчина ощущает это как сильное растепление (растепление, это постепенно нарастающее по силе ощущение растекающегося во все стороны тепла и расслабления) в области половых органов. В том идеальном варианте, о котором нечего сказать, эти ощущения могут по своей сексуальности и приятности многократно превзойти те, что бывают во время обычного полового акта. В обычном же варианте удовольствия не много, а на следующий день после родов поясница ноет так, как будто рожал ты, а не твоя жена. Про духовного акушера сказано выше и добавить к этому нечего. Про остальных участников мне говорить не хочется. Скажу только одно: лучше бы их не было, а если уж они все-таки есть, то пусть ведут себя как мебель. В заключение главы хочу вернуться к ее названию. Рождение нового человека — это величайшее таинство природы. Одно упоминание о родах должно вызывать трепет и благоговение у всех. То отношение к этому событию, которое есть в мире, сейчас в основном и определяет то, как этот мир живет. Ведь жизнь мира складывается из жизней всех его обитателей. Пока рождаются люди — рождается и мир людей. Вы хотите изменить мир? Нет ничего проще. Роды, прошедшие в атмосфере любви и радости, приносят в мир не только здорового и полноценного человека, но и огромное количество энергии, позитива и света. После таких родов в мире появляется не один, а сразу три новых счастливых и сильных человека. А это совсем не мало. Среди шести с лишним миллиардов живущих сейчас на земле людей таких, как те, что приходят в результате свободных родов, не так уж и много. И увеличение их количества даже на одного человека — это очень значимая для мира перемена. Причем можно надеяться, что это перемена к лучшему. |