Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

  • Хореографический факультет Кафедра современной хореографии КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Педагогика» на тему: «

  • Введение

  • Объектом исследования

  • Методом

  • 1. Формы воспитания в творческом коллективе

  • курсовая. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе


    Скачать 69.47 Kb.
    НазваниеФормы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
    Анкоркурсовая
    Дата10.04.2023
    Размер69.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаZakharova_Darya_06207_Kursovaya_rabota.docx
    ТипКурсовая
    #1051721
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

    Хореографический факультет

    Кафедра современной хореографии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине «Педагогика»

    на тему: «Формы и методы воспитательной работы

    в творческом коллективе»



    Выполнила студентка

    2 курса 06207о группы

    Захарова Дарья Александровна

    Научный руководитель:

    к.п.н., профессор Булатова Н.Д.

    Химки, 2021

    Содержание




    Введение 2

    1.1 Виды и ключевые особенности форм воспитания 5

    1.2 Воспитательное мероприятие 10

    2. Методика воспитательной работы как педагогическая система 14

    2.1 Основные методы и их воздействие на коллектив 14

    2.2 Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении 21

    2.2.1 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии 24

    Заключение 31


    Введение


    Актуальность темы исследования. Одним из важнейших аспектов благоприятной работы творческого коллектива является воспитательный процесс. От качества выполнения преподавателем педагогической деятельности зависит правильность формирования у воспитанника мировоззрения, качеств характера, художественного и эстетического развития. Также, показателем успешного результата воспитательного процесса служит умение ученика адаптироваться в «исполнителя» — это считается «первым уровнем» воспитания. Затем, задачей преподавателя является развитие ребёнка как личности: развитие гражданско-нравственных, художественно-эстетических качеств.

    Наряду со многими популярными секциями дополнительного образования для детей стоит хореография. Данный вид деятельности занимает второе место в выборе родителей России в качестве занятий для своего ребёнка (17% от всех). Такой высокий уровень доверия к хореографическим объединениям объясняется большим количеством возможностей, представленных ребёнку в ходе обучения. Танцевальные коллективы не только предоставляют возможность постоянно быть в хорошей форме, но и прививают с отрочества любовь к искусству, чувство коллективизма, ответственность и выносливость. Первоначальная задача руководителя – приобщение к миру искусства одновременно с раскрытием творческого потенциала у ребёнка.

    Актуальность данного исследования подтверждает высокая потребность в творческих объединениях в современном мире. Родители чаще отдают предпочтение художественным секциям, в которых педагог сумел выстроить доверительные отношения не только с коллективом, но и внутри него. Показателем этого являются фестивальные поездки, награды, насыщенная внеучебная деятельность. Поэтому для успешной работы преподавателя важно поддерживать благоприятные отношения учеников внутри группы.

    Объектом исследования данной курсовой работы являются разновозрастные художественные объединения.

    Предмет исследования – учебно-воспитательная работа педагога: её особенности и сложности.

    Методом выполнения курсовой работы служит изучение всевозможных практик взаимодействия педагога с творческим коллективом.

    Целью данной курсовой работы является изучение основных форм и методов воспитания в творческих коллективах.

    Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

    - изучение существующих форм воспитания внутри коллектива;

    - разбор сложностей, с которыми может столкнуться педагог;

    - выявление принципа работы методов воспитания в творческом объединении;

    - особенности работы преподавателя на примере хореографического коллектива;

    - обобщение результатов исследования.
    Представлена следующая структура: в первой главе данной курсовой работы будут описаны формы воспитания в творческом объединении: их виды, ключевые особенности. Также, входе будет представлено понятие «воспитательное мероприятие» со всеми процессами, происходящими во время него. Вторая глава посвящена методам воспитания и их специфике. В заключении будут разобраны сложности деятельности педагога при работе с творческими коллективами.

    1. Формы воспитания в творческом коллективе

    1.1 Виды и ключевые особенности форм воспитания

    Процесс воспитания в творческом объединении сложный и многоаспектный. От форм учебно-воспитательной деятельности педагога зависит успешный результат, поэтому к этой задаче нужно подходить ответственно. Для начала нужно разобрать понятие «коллектив» в целом. Коллектив — это соединение индивидов на основе общих целей, ценностей, норм в целях создания совокупного когнитивного продукта в процессе совместной деятельности [5]. Отсюда можем понять, что ключевая особенность в работе с группой детей — это соединение лиц на основе общих идей и целей. Художественный коллектив, например, хореографии, базируется на общем интересе детей к искусству танцев в зависимости от его вида. К любому коллективу нужно подходить с определенной формой воспитания. Существуют разные виды классификаций форм воспитательной работы.
    Форма по Титовой. Е.В. предлагает в качестве деятельности воспитания различные досуговые занятия: мероприятия, игры, дела. В таком случае, под «мероприятием» автор понимает совместное времяпровождения группы людей, занятия при которых выбирает сама группа, а осуществлением занимается педагог [3].

    Поляков С. Д. предлагает различать следующие типы форм работы: защита, эстафета, бои, хеппинг [17]. Командные игры на сплочение по мнению автора приносят положительный результат в объединении коллектива на фоне общей задачи. Данная форма воспитания гласит о воспитании коллектива через игру, что тождественно форме Титовой Е. В. Разница состоит только в том, что командная игра предусматривает какой-то исход: выигрыш или проигрыш. Совместные усилия команды приводят к определенному исходу, позволяющему всем членам коллектива почувствовать свою ответственность перед другими.

    Учёные Уманский Л. И. и С. П. Афанасьев, выделили три группы формирования благоприятных отношений внутри коллектива: статичные (представление), статично-динамичные (созидание-гуляние), динамико-статичные (путешествие). Первая группа — это определенный вид занятий, основывающихся на «видение». Примером такого вида деятельности является торжественные собрания коллектива – собрания для обсуждения побед, достижений, организованное педагогом и предполагающие монологические высказывания участников группы. Воспитательная работа в данном виде состоит из возможности формирования социального опыта посредством общих эмоций или переживаний. Педагог при проведении данной формы должен быть готов выступить оратором и продемонстрировать яркость речи и индивидуальность мысли. С другой стороны, торжественное собрание – «одноразовая форма», ее не следует проводить чаще одного – двух раз в году.

    Статично-динамичная форма предполагает совместную работу в выполнении одного рода занятий. Это может быть выполненная всеми участниками коллектива творческая работа, для создания которой потребуется участие каждого ученика. Такой вид учебно-воспитательной деятельности положительно влияет на умение находить компромиссы и принимать решение внутри коллектива.

    С. П. Афанасьев выделяет творческие конкурсы:

    • посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Жанна д' Арк, Доктор Айболит и т.п.),

    • представляющие собой соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские», «Две поликлиники» и т.д.).

    Исходя из вышесказанного, нам представляется, что в данном случае основанием для классификации автор избирает именно материал.

    И заключительная форма воспитания - динамико-статичные. Здесь роль в воспитании играет построение отношений внутри группы посредством перемены внешней обстановки. Дети, находясь в непривычной для себя обстановке, могут испытывать негативные эмоции, коллектив в этом случае выступает в роли поддержки. Это позволяет в стрессовой ситуации оставаться в спокойном состоянии.

    В таком роде форм воспитательной работы с детским объединением как «дискуссия», основываясь на книге М.В. Кларина, можно выделить следующие семейства: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание». Кроме того, к роду «дискуссия» можно отнести такое семейство форм воспитательной работы, как «собрание коллектива» [14].

    В современном образовании чаще выделяются именно методика форм воспитания Уманского Л.И. и С.П. Афанасьева. Именно их выделение трёх групп на данный момент широко котируется в педагогике. К данному подразделению примыкает большое количество учёных, поддерживающих теорию о статичном, статично-динамичном и динамично-статичном виде воспитания [23]. Рассматривая этот вопрос с исторической точки зрения, можно понять, что форма «представление» появилось понятием «народное вече» - когда обыкновенные ритуалы, такие как например молитва, были обязательные для всех жителей сельской деревни. То бишь, коллектив объединяли ритуалы веры[13].

    Характерная черта для формы воспитания «представление» является важнейший центр внимания. То есть какое-либо явление, действие или предположение, на которое обращается увеличенный интерес группы детей. Как было сказано ранее, в основе данной формы лежат определенные ритуалы, характерные для определенного вида деятельности. Воссоздадим картину с формой воспитания «представление» в современных реалиях: показательное выступление или экзамен в творческом коллективе. Выступление происходит на сцене, в жюри сидит куроводство коллектива. Соответственно, вокруг них или под их воздействием возникают «ритуалы»: слова администрации, оформление помещения, внешний вид участников, приветствие (поклон). Это и есть форма учебно-воспитательной деятельности посредством привычных ритуалов.

    Хороший пример учебно-воспитательной деятельности и ритуалов, можно наблюдать в работе «Первый звонок» С. П. Афанасьева [21]. Автор подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов, ритуал «обращения к Повелителю Пятерок», ритуал «изгнания двоек», ритуал «втирания бальзама усердия» и другие).

    Можно сделать вывод, что данная форма воспитания основываются на двух составляющих: центр внимания и ритуалы. Благодаря такому виду у коллектива возникает общий центр воздействия и привычные действия, перед которым все равны. Педагог, в свою очередь, может использовать такой вариант в виде фронтовых бесед, торжественных мероприятий, внеурочных собраний.

    Статично-динамичная форма обучения и воспитания тождественна в эффективности любой другой формы. Благодаря данному виду деятельности развивается общее настроение команды. Другими словами, возникает принцип создания благоприятных социально-психологических условий для развития личности и социализации воспитанников - создание благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе, установление конструктивных и доброжелательных взаимоотношений учащихся с педагогами, организацию ситуаций успеха.

    Отличительной чертой этого вида учебно-воспитательной деятельности от предыдущего является отсутствие центра внимания [8]. Здесь внимание рассеяно: оно разбросано, и каждый ученик вправе сам выбирает объект своего интереса. В качестве примера можно разобрать «продуктивную игру» - игра цель которой создать определенный информационный продукт:

    - у каждого ребёнка своя задача и стиль её выполнения;

    - в ходе данной игры происходит обмен мнениями;

    - раскрываются определённая позиция в коллективе;

    - несмотря на индивидуальную задачу, результат будет достигнут совместными усилиями.

    Здесь имеют место быть ритуалы, однако они не составляют главную роль деятельности, скорее выступают в роли помощника в организации и упорядоченности данного процесса [16].

    В целях повышения эффективности художественно-образовательной и воспитательной работы, придания ей элементов самостоятельности можно порекомендовать использовать проблемную методику. В отличие от традиционной методики проведения процесса обучения, когда сообщается участникам «готовая» информация об искусстве, эстетике, проблемное образование предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность участников [21].

    Динамичная форма воспитания, как одна из самых эффективных форм, требует особых усилий. Ключевая особенность здесь в отсутствии ритуалов и центра внимания. Большую роль здесь играет художественно-воспитательная работа: установка задач и вариантов их выполнения в коллективе. При динамической деятельности перед коллективом возникает проблема, с которой они могли не сталкиваться до этого. Эффективное применение задач в учебно-воспитательных целях возможно лишь в том случае, если участники самостоятельно, активно-творчески занимаются поиском решений, правильных ответов. Сверхзадачей этого условия является развитие и укрепление навыков самостоятельного применения полученных знаний при рассмотрении художественно-исполнительских и нравственно-эстетических проблем [7].

    Самостоятельность здесь в роли активации ответственности за друг друга в коллективе. Данная форма воспитания позволяют участникам группы столкнуться с трудностями, которые можно решить самому или благодаря помощи своих товарищей, это в первую очередь тренирует выносливость и решительность.

    Условия эффективности форм воспитательной работы:

    1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия:

    аудиальный, визуальный, кинестетический, чтобы все получили достаточною пищу для внутренней активности.

    2. Форма должна быть изменчивой, даже если она традиционная, давно

    известная. Внесение новизны, оригинальных элементов обеспечивает интерес к делу.

    3. Форма не может быть неизменной, она каждый раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств, исходя из реальности: для этого класса, для этих детей, для этого времени, для этой идеи и т. Д [10].

    Итак, выделяются три основные формы воспитания в творческом объединении (со своими ответвлениями): статичная, статично-динамичная и динамично-статичная. Все они разные по своим процессам, но выполняют одну и ту же задачу – выполняют учебно-воспитательную внутри коллектива. Согласно ответвлениям каждой группы, есть определенная методика работы по конкретному виду и проблематика, с которой может столкнуться педагог в ходе своей деятельности. Были разобраны основные принципы работы данных процессов и их предварительный результат.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта