курсовая. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Скачать 69.47 Kb.
|
2.2 Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обученииРассмотрим работу всех форм и методов воспитания на примере художественного танцевального объединения. Хореография – один из самых популярных видов дополнительного образования для детей. Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и выпускной, и иные мероприятия. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина — это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи. Постановки хореографических номеров на современные темы могут подтолкнуть к чтению современной литературы или посещению музеев, выставок, а также на встречи с интересными людьми. Огромное значение в воспитании творческого коллектива играет совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения помогают раскрытию творческих способностей детей. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу. Проведение встреч с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессиональной деятельности и творчестве производят сильное эмоциональное воздействие на детей. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, дни рождения детей, начало учебного года и другие мероприятия). Одним из важнейших воспитательных моментов в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов. Большое эстетическое воздействие на детей оказывает постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии. При этом необходимо помнить о возможностях исполнителей. Нельзя допускать искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И когда номер поставлен, педагогу необходимо указать, кто является автором постановки, и кто подготовил номер в данном коллективе. Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей. Хореографический коллектив в определенных условиях в некоторой степени способствует разрешению возникающих проблем у детей: - снимает отрицательные факторы (например, закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках); - воспитывает ответственность (это важная черта в характере ребенка, так как безответственное отношение одних нередко раздражает и расслабляет других); - убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей, которая отрицательно влияет на весь коллектив; - бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Одна из задач преподавателя - научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, может быть даже вопреки всему коллективу. В коллективе ребенок учится выражать свою точку зрения и отстаивать ее. Педагог также воспитывает в детях порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений в их суждениях. Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности ребенка, наблюдает за творческим ростом детей. Педагог прилагает все свои старания, не жалея ни сил, ни времени, ни средств для всестороннего развития детей в творческом коллективе. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность помочь талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь». Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как: - занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность; - занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», поддержку, чувство ответственности за общее дело; - приучают детей четко распределять свое свободное время, правильно составить свое расписание труда и отдыха, помогают более организованно продумывать свои планы; - занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые в дальнейшем связывают свою судьбу с профессиональным искусством; - определяют педагогические и организаторские способности детей; - прививают любовь к физическим упражнениям и здоровому образу жизни. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами. 2.2.1 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографииПедагог хореографии постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созданию действительности. В основе эстетического воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интереса и понимания красоты окружающего мира, общения. Важным элементом обучения хореографией должно быть достижение физического совершенства. Все эти воспитательные задачи неразрывно связаны с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Возрастными особенностями принято называть анатомико-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других детей. Принято считать: - от рождения до года - младенческий возраст, - от года до 3-х лет - преддошкольный возраст, - от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст, - от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст, - от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый), - от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский). «В возрасте 5-6 лет дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные по возрастной психологии свидетельствуют о том, что мозг 6-летнего ребенка готов усваивать имеющуюся информацию в процессе систематического обучения». Однако следует учитывать, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста происходят отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма в целом – либо опережение, либо отставание. Кроме того, необходимо учитывать гендерные различия. Физиологически мальчики в среднем на полтора года, год отстают от девочек, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет. В 6-7 лет дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо и доброжелательно) и начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна стабильность, непосредственность, жизнерадостность и веселое настроением. Они способны чувствовать радость, испытывать наслаждение и переживать от восприятия прекрасного. Возникает потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после которых дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра — это психологическая потребность осмысления новых знаний с помощью игр. Учитывая все анатомо-физиологические способности этого возраста, необходимо строить занятия хореографического коллектива. В возрасте 7-11 лет происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста – быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера. В возрасте 11-14 лет происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечно-сосудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению. Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию). Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности - оно исходит из желания быть и считаться взрослым. Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность – родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается. Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы. В возрасте 15-17 лет идет период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физическим и умственным нагрузкам. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Появляется состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах. Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в психологических и физиологических особенностях каждого возраста. Умело, учитывая возрастные особенности, распределять физическую нагрузку. «А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода». Для решения проблемы эстетического воспитания учащихся используются различные формы, приемы и технологии, основанные на всех видах искусства. На мой взгляд, одним из таких воспитательных средств является хореография. Хореографическое искусство сегодня очень популярно, но оно в недостаточной мере используется в эстетическом воспитании детей. В большинстве случаев хореография рассматривается как деятельность, приносящая визуальное и эмоциональное удовольствие от красоты движений, как гармоничное сочетание музыки и танца. В то же время значение хореографии в виде особой педагогической системы эстетического воспитания сводится к минимуму. Хочу привести пример занятия хореографического коллектива для детей в возрасте 11-13 лет. Тема урока: пластика современной хореографии и способы выражения себя через танец. Цель урока: всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей, эстетического воспитания (эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические чувства). Первый урок Задачи: -продолжить знакомить детей с основами современной танцевальной культуры; -сформировать профессиональные навыки и умения в освоении лексического материала и исполнительского мастерства на уроках джаз-модерн танца; -развить творческие способности, научить импровизировать; -укрепить общефизическое состояние учащихся; -развить выносливость и постановку дыхания; -психологическое раскрепощение и расслабление учащихся; -развить память, внимание, сообразительность; Ход урока: Организационная часть – 3 мин. -приглашение детей в класс и расстановка их на середине класса; -поклон в стиле джаз-модерна; -сообщение темы занятия. 2. Основная часть – 40 мин. -разминка стоя на месте; -танцевальные комбинации на середине зала; -движения по диагонали и по линиям (кроссы, прыжки); -импровизация. 3. Поклон в стиле джаз-модерна. Ход занятия: Разминка стоя на месте включает в себя: Комбинация для разогрева мышц спины, шейных позвонков, мышц бедер, ног, рук, корпуса: Исполнение в параллельной позиции ног; Изолированные движения всех частей тела: движения головы (наклоны, повороты), движения плечевых суставов, движения бедрами, движения рук, оппозиционные направления движений различных частей тела (спираль, волна); Наклон торса вперед до положения flatback, bodyroll (rolldown, roll up); Упражнения на растяжку; Упражнения на swing для расслабления позвоночника и суставов. Танцевальные комбинации на середине зала: Demiplié и grandplié (исполнение в медленном, умеренном темпе): Исполнение по параллельным и выворотным позициям, Соединения c различными положениями корпуса (Arch, Curve), Использование contraction и release. Battementtendu, battementtendujette. (упражнение исполняется в подвижном темпе). Исполнение по параллельным и выворотным позициям вперед, в сторону, назад, на один счет); В комбинацию включаем упражнения на координацию с использованием различных позиций рук в джазовом танце. Упражнение для подвижности позвоночника: Наклоны корпуса, твист корпуса, спирали; Изоляция всех центров, выполнение tilt Cross (шаги, вращения, передвижения в пространстве зала) Grandbattement в продвижении по линиям используя связующие шаги; Leap-прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед; Отработка техники прыжка и высоту броска ноги с помощью шагов; Верхние свинги ногами со сменой ракурсов; Кроссовые комбинации, в которых соединяются шаги, прыжки, вращения, смена уровней. Импровизация: Импровизация по заданию педагога (с помощью движений волны, кругов, используя три точки опоры, представляем, что танцуем на песке, в тягучей и липкой жидкости, пробираемся через натянутые нити и т. д.); Использование различных ракурсов, изменения уровней, перемещение по пространству зала; Контактная импровизация (выполнение парами, ведущий задает ведомому движение изолированной частью тела, а тот продолжает). Заключительная часть урока Педагог оценивает работоспособность учащихся, результативность работы. Поклон в стиле джаз-модерн танца. |