Главная страница

Формы работы по повышению мотивационной сферы обучающихся на ур. Формы работы по повышению мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации фгос. Подготовила учитель информатики Ковтун Е. В


Скачать 268 Kb.
НазваниеФормы работы по повышению мотивационной сферы обучающихся на уроках информатики в рамках реализации фгос. Подготовила учитель информатики Ковтун Е. В
АнкорAjhvs hf,jns gjdsitybz vjnbdfwbb
Дата02.11.2022
Размер268 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФормы работы по повышению мотивационной сферы обучающихся на ур.doc
ТипУрок
#767506

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 г. Уссурийска УГО»

Формы работы по повышению мотивационной сферы обучающихся
на уроках информатики
в рамках реализации ФГОС.

Подготовила: учитель информатики Ковтун Е.В.

2022 год

2 слайд

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
К.Д.Ушинский

3 слайд

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих обучающихся.

Потребность в получении новых знаний заложена в детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.
4 слайд
Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения и сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Показателями развития мотивации к обучению выступают:

  • интерес к обучению;

  • активность обучающегося в процессе обучения;

  • отношение к обучению.


5 слайд
Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

  • самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

6 слайд

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ
Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

В этой статье мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.
7 слайд
Прием первый: обращение к жизненному опыту детей

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Пример 1.

В 9 классе при изучении темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах», мы составляем расчёт покупок для празднования дня рождения. Знакомимся с простейшими математическими встроенными операциями.
8 слайд
Пример 2.

Так, при изучении тем по «Базам данных» (11 класс) в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в «Базах данных», что, кстати, и является основной темой урока.


9 слайд

Пример 3.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например: подарок маме «Справочник кулинарных рецептов». Источником информации служат записные книжки мам. Такая База данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
10 слайд
Прием второй: создание проблемной ситуации

В практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
1. составление плана решения проблемы;
2. выдвижение и обоснование гипотезы;
3. доказательство гипотезы;
4. проверка решения проблемы;
5. повторение и анализ процесса решения.

11 слайд


Пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы:
1. Тема «Основы алгоритмизации» (9 класс) . Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну).
2. Тема «Обработка графической информации» (8 класс). Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования).

12 слайд

3. «Компьютер, универсальное устройство для работы с информацией» (8 класс)

Можно ли «заставить» «старые» компьютеры работать быстрее?

Далее обучающиеся выдвигают различные гипотезы решения проблемы и составляют алгоритм действий по их проверке:

  • выбор программы для тестирования системной платы;

  • тестирование, сравнение рабочих характеристик устройств различных ПК;

  • определение устройств, требующих модернизации;

  • выбор устройств, совместимых с конкретной системной платой;

  • поиск в Интернете фирм по продаже комплектующих ПК в регионе;

  • выбор по прайс-листам комплектующих для модернизации «старых» компьютеров и запись соответствующих рекомендаций;


13 слайд

Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Поэтому можно самим преобразовывать тему, формулируя ее проблемно.

  • «Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.

  • “Алгоритм – это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.

  • «Функции «редактора» вместо «Редактирование документа».


14 слайд

Третий прием: ролевой подход и деловая игра

Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.
15 слайд

Пример 1: На уроке в 9-м классе при изучении темы «Начала программирования» базовых циклических алгоритмических структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами обучающиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:

 цикл с известным количеством повторений действий (цикл с параметром)
(команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»);

цикл с предусловием
(команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»);

цикл с постусловием
(команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»).

Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.
16 слайд

Пример 2: Урок в 9-м классе изучение темы «Массивы». Для усвоения понятий «информационный массив», характеристики массива и операции над элементами массива в роли элементов выступают обучающиеся класса. Они сами дают имя массиву (например, 9 класс). Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По команде учителя ученик по индексу называет значение элемента (например, свою фамилию, если массив имеет строковый тип; или свой рост, если тип числовой и т.д.) В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем описывают массив и операции над ним, используя знаковую форму представления информации.
17 слайд

Пример 3: Игра "Веришь, не веришь”

 Верите ли вы, что…

Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)

В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)
18 слайд

Пример 4. Конкурс "Ищи ответы в приведенном тексте”  

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами.

"Этот процесс орнитологи называют миграцией”

"Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”

"Он всегда имел запас калькуляторов”
19 слайд

Четвертый прием: решение нестандартных задач

Задачи такого характера предлагаются обучающимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Математические основы информатики», учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для обучающихся. Но тема «Математические основы информатики» есть в существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:
20 слайд

Пример 1: «Узнай знак зодиака»

Изучая тему «Системы счисления» в декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я нередко сама получаю от них зашифрованные послания с вопросами и ломаю голову, ища ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

21 слайд

Пример 2: «Шифр Цезаря»

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)
22 слайд

Пример 3. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

4. Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)
 

 23 слайд

 Пример 4. «Ребусы».



24 слайд

Пример 5: «Кроссворды».

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Обработка текстовой информации” (8 класс), в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.
Пример 1. Кроссворд по теме “Информационные технологии”.



1.Текстовый файл; объект, создаваемый в текстовом редакторе, содержащий печатный текст.

2.Строка в базе данных, основной элемент структуры БД.

3.Поле, применяемое для ввода логических данных в БД.

4.Поле, в котором наряду с числом изображены денежные единицы в БД.

5.Столбцы в БД, основной элемент структуры БД.

6.Информация, содержащаяся в строках и столбцах (символы, тексты и т.д.).

7.Поле, которое имеет свойство увеличивать числа на единицу.

8.Поле, хранящее до 65535 символов.

9.Оценка будущих перспектив в ЭТ.

10. Процесс разметки диска на сектора и дорожки для записи данных


25 слайд

Пятый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Вовлечение обучающегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.
26 слайд

Пример 1: «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» (9,10,11 классы), ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблем.

Пример 2: После изучения темы «Векторная графика. Растровая графика». Создание проекта по теме «Вращение земли вокруг солнца».

При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы «Технологии информационного моделирования» можно изучить электронные таблицы, как средство создания и исследования модели.

27 слайд
Пример 3: Исследовательский проект «Прогнозирование численности населения города Уссурийска».

Этапы моделирования:

1. Постановка задачи, определение необходимых исходных данных для компьютерного моделирования.

2. Поиск информации о численности населения г. Уссурийска за последние 10 лет.

3. Создание табличной модели исходных данных в программе M.S.Excel

4. Сознание графической модели динамики численности населения г. Уссурийска.

5. Определение типа графической модели.

6. Запись математической модели, соответствующей графику.

7. Вычисление коэффициентов математической модели с использованием функций Excel.

8. Тестирование модели на известных значениях численности.

9. Корректировка модели.

10.Прогнозирование численности населения с использование созданной математической модели.

11. Анализ результатов.

28 слайд
Шестой прием: творческие работы

Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления. Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т.д.
1. Тема «Компьютер будущего» вдохновила многих на свой проект.
2.При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» ребята составляют алгоритмы для фантастических роботов. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и ...».

Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени.

Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.)

29 слайд

3.При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. И здесь на помощь приходят известные литературные произведения.

  • В рассказе Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз.

  • В рассказе Эдгара По «Золотой жук» главный герой находит сокровища, разгадав шифрованное письмо.

  • С примером закодированной информации обучающиеся встречаются и в «Путешествии к центру земли» Жюля Верна.

Прочитав эти рассказы, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись. Самим написать тайную записку, используя этот код. Придумать свои собственные способы кодирования информации.


30 слайд

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.
31 слайд
Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Хотите мотивировать детей — найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».




написать администратору сайта