Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 « Государство Шумера и Аккада ( 3 тыс. до. Н.э.)»

  • 7 « Особенности Древнеиндийской государственности. Организация Империи Маурьев».

  • 9 « Общественный и государственный строй Древнего Китая»

  • 10.Законы Хаммурапи: общая характеристика, регулирование имущественных и договорных отношений. Общая характеристика Законов Хамурапи. 1. Хамурапи

  • II. Социальная структура и правовое положение основных групп населения.

  • III. Имущественные отношения и обязательства по ЗХ

  • Брачно-семейные отношения. Наследственное право.

  • 11.Уголовное право и судебный процесс по законам Хаммурапи Преступления и наказания по ЗХ.

  • 12 «Возникновение Афинского Гоударства. Реформы Солона. Тирания Писистрата.Реформы Клисфена»

  • 13 -17: «ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

  • Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе


    Скачать 346.5 Kb.
    НазваниеФормы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе
    Анкорotvety_k_zachetu_zar_stran.doc
    Дата25.03.2018
    Размер346.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_zachetu_zar_stran.doc
    ТипДокументы
    #17209
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    4.Общественный и государственный строй Древнего Египта.
    Образование в 4 тысч. до н.э. заселение по реке Нил. Возник вокруг городов храмов( позднее «номы»). Во главе Д.Е. стоял жрец правитель( их насчит.до 38-39). Со временем номы образовали как бы второй круг контентрации: царство Верхнего и Нижнего Египта. Примерно в 33 тыс. до н.э. происходит объединение под правителем легендарного Скорпиона- ставшим основатилем 1 династии правителей Египта.

    ПЕРИОД РАННЕГО ЦАРСТВА ЕГИПТА(30-27 тыс. до.н.э.)- сильная централизовання монархиявласть исинбайя

    1ПЕРИОД Древнего Царства:( 27-22 тыс. до н.э.)- тип цивилизации- Восточня; Форма гос-ва : ранняя монархия полностью подчинила себе общины; формирование госуд. Организации на основе крупных перемен в общественном укладе; Отношения собственности мало развиты. Хотя владения госуд. Знати отличались своей обособленностью; Единое государственное хозяйство с принудительным трудом всего населения страны, рабства тогда не было; Это была эпоха строительства знаменитых пирамид, правления великих правителей и само долгоцарствующего монарха Пиопи 2 (94 года првил на троне)

    2Период СРЕДНЕГО Царства (21-18вв. до н.э.) – по прежему форма правления монархия- власть укрепляется на центральном и местном уровне- укреплению спообствовала религиозная реформа правителя 12 династии , поставивших среди многих египетских богов 1 бога Амона Ра- усиливается военная органиация военнй власти; Собственность- происходит развитие в сторону большей приватизации- землю начали раздавать слугам царя ; происходит жесткое закрепление основной массы населения по их наследственным профессиям: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники; появляется рабство в хозяйствах частных лиц.Египет еще не вступил в бронзов.век.

    3 Период Нового ЦАРСТВА(16вв.-11вв. до.н.э.):-восточный тип, монархия- фараоны (именно тогда появилось это слово) ведут многочисленные успешные завоевательные войны; Египет превращается в Мировую державу , проводится административная реформа возникает новое областное деление на42 нома- во главе с наместниками назначаемыми из центра; происходят изменения в общественном строе- войны и военное сословие преобразовались в социальн. уклад НЕМХУ- служилый слой , занимающий промежуточное полжение между знатью и основной массой населения. Рабство по прежнему играло вторичную роль.

    Поздний период( 11вв. до343г. До н.э.)- власть фараона ослабела она переходит к верховным жрецам Египта; Египет начинают завоевывать ливийцы,персы,, в 343 г. Александр Македонский.
    5 « Государство Шумера и Аккада ( 3 тыс. до. Н.э.)»
    Юг современного Ирака. Госуд. Шумеров этапы становления :1)6-4 в. Становление первых протогосударств 2. В течении 3 тыс. до н.э. выделяют следующие этапы:

    1. (30 середина 27 в. до.н.э. )- на этом этапе характеризуются города –государства ( в центре храм( являлся общественным складом и амбаром, где размещались все запасы ), вокруг храма расходились кварталы); гос-ва теократическое , возникла над общинаяадминистрация во главе правитель и главный жрец – эвен. Также был совет старейшин. Государсвтенная монополия на торговлю.

    2. 28-27 вв.до н.э. – это время переворотов светских когда перехоят к дворцу и светским правителям и продолжается до сердины 24 в. до.н.э.

    3. 27в. до середины 24 вв. до. Н.э. – появляются первичные объединения –номы (их было до 20-ур, урук , лагаш, киш)- здесь уже появляется первый правитель принявший титут лугаля- он был венным предводителем ,но не жрецом, правители же отдельных государств именовались энси- имели культовые и военные функции. Здесь характерной чертой для госуд выступал –деспотизьм, образование частно- собственнических отношений не затрагивало общин.

    К достижениям Шумерской цивилизации относиться: первые разделили год на месяц, лунный календарь, первые приступили к корпоративному труду .

    Середина 3 тысч. До н.э. началось активное заселение Двуречья скотоводчискими семитскими племенами .Они обосновались на севере и стали активно заимствовать достижения Шумерской цивилизации . Представителем активной политики семитских племен стал – Саргон- незаконнорожденный младенец ,выловленный в корзине и воспитанный чужими людьми, поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся а после его смерти выкроил себе собственное госудрство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя Лугалем выстроенног им на севере Шумера нового города Аккада. Всутип в войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца , обединив под своей властью Шумер и Аккад и стал «царем Шумера и Аккада»- в создании новой державы ведующую роль сыграла новая армия : многочисленная ( более 5 тыс. человек), профессиональное войско легко вооруженных пехотинцев . правители горо- государств энси были фактически превращены в чиновников царя. Саргон взял в свои руки управление не только царским но и храмовым хозяйством.- это было государство с формой правления монархии, с сильной центральной властью оипрающейся на многочисленную армию. Государство Саргона просуществовало не долго, уже при его внуках оно пришло в упадок и было завоевано появивихся с территории Ирана племен Гутиев, а на рубеже 22-21в. до н.э. власть кутиев пала и во главе нового царства стали представители 3 династи Ура, среди которых сильно выделился Шульга.

    Харатеристика првления ШУЛЬГИ (2093г.-2046г. До н.э.) :

    · Диспотическое правление( с помощью хорошо организован. Профессиональной армии)

    · Создавались царские суды

    · Судебник Шульги

    · Вводится обязательная военная служба

    · Областями руководили назначаемые из центра наместники ( по прежнему х наз. Энси)

    · Ликвидировалось Номовое управление

    · Ликвидировались коллегиальные суды общин, суд перешел в руки чиновничих храмов и государств.
    7 « Особенности Древнеиндийской государственности. Организация Империи Маурьев».
    Древняя Индия.

    Особенности древнеиндийской государственности.

    · 2 цивилизации (в долине рек Инд и Ганг: Хараппская и арийская)

    · Очень длинный Ведический период (Основан на Ведах; 13-5 века до н.э.)

    · Нет места для исторической памяти, только для религиозно-этнической, мифологической (практически нет сведений о Древней Индии)

    · создавалась в изоляции от местного населения

    · Краткосрочность гос. образований (т.к. внутренние законы, основанные на Варнах, с успехом выполняли политико-административные функции). Самая продолжительная – империя Маурьев

    · сильная религиозность (Веды, поиски себя, !уход от жизни)

    · на этапе раннего государства: племенные органы => органы государственного управления (существовали и брахманские монархии, и кшатрийские республики)

    · сильная первобытная община

    · каждую империю основывали пришельцы

    · влияние варно-кастовой системы (низкая мобильность, у каждой Варны свои обязательства перед государством: армии)

    ·

    Организация империи Маурьев (4-2 века до н.э.).

    Создатель Чандрагупта, расцвет цивилизации произошел при внуке Ашоке ( 268-231 г. До н.э.)

    · В центре правитель- Раджа

    · «Паришад»- совет сановников + ближайший круг советников вождя( тайный совет- Раджасабха а так же Сабха – собрание представит. Знати а также сельского и гродског населения).

    · Ведомства которые делились на группы специализированных чиновников.

    · территориальное устройство: провинции – царевичи. Управление территориями по принципу ведомств (по Васильеву), низшей единицей территариального управления считалась деревня община (грама)

    · основа – буддизм (равенство групп => недовольство)

    Васильев: ведомства, для управления которыми существовал специализированный штат чиновников, группы которых отвечали за свою сферу деятельности (на примере военного ведомства)

    · Содержание аппарата управления за счет крестьян общинников( 6 долю урожая в качестве ренты налога и многочисленных повинностей)

    Крашенинникова: не было бюрократического аппарата чиновников. В полит. трактате Артхашастра есть подробный перечень «ведомств» и занятых в них «должностных лиц», но нет четкого разграничения полномочий между ними


    9 « Общественный и государственный строй Древнего Китая»
    Делится на 3 этапа,2 этап делится еще на 2.
    1 Этап: ШАНЬ –ИНЬ- (18-12 вв. до н.э.) государственность китая образуется в долине реке Хуанхе : связан с периодом вождества (народ Шань- Инь) . Вождества были простые , сложные, консолидированные. Шань Инь не в полнй мере было даже протогосударсвто . Нет сложного государственного аппарата. Власть осуществляась : вождь –совет родственников- дружины. Территориальное устройство( в центре шань) все остальное поделилось на 4 территории север, восток, запад, юг. По политической организации Шань- Инь подразделялась на 3 условные зоны: 1.Центральная зона вокруг столицы , подчинявшаяся непосредственно правителю всего образования и его администрации 2. Промежуточная- включавшая примыкавшие к центру области , где управляли местные титулированные правители , чаще всего родственники главного. 3. Перефирийные племена со своими вождями. Образование Шнь –Иь было по преимуществу военно- политическим союзом . Верховный правитель ВАНЬ- был одновременно и верховным жрецом. Административный аппарат- высшие советники, исполнители поручений, специалисты. Крестьянская община: 8 частей земли принадлежало общине 9 часть шла в амбар. Когда будет государство то все земли принадлежали государству.

    2 ЭТАП : ЧЖОУ делится на :

    Западный Чжоу ( период 12 в. -771г. До н.э.)- образование первого государства Вана уже в окружении сановников и управляющих. Одно явление Китайская феодализация ( действует дворцовое управление ) ЦАРЬ( Ван) – Сановники, управляющие- Ведомства. Права Вана приобрели священное обоснование в виде якобы полученного им на власть « Мандата Неба». На управленческие должности как правило назначались из старой знати : их деятелнсть опиралась на 14 расположенных в стране постоянных армий. Вся территория Китая делится на так называемые Феды ( их более 70). Власть на местах ( т.е. в феодах) основываась на системе наследственных уделов, правители которых получали от ванна всю полноту власти.. 771г. До н.э. Ван потерпел поражение( это был период феодализации. НАчало раздробленности , здесь зарождается право, 3000 видов уголовных преступлений.

    ВОСТОЧНЫЙ Чжоу ( период 771г. До н.э.- 249 в. до н.э.)- период полной раздробленности . Был плодотворный период в том . что : появление железного орудия труда, появление товарно денежных отношений, появление частной собственности , появение денег, растовщичества , появление богатых ремесленников купцов.; 2. Бурно развивается рабство 3. В этот ериод появляется Конфуций , Будда формируется философия Китайской государственности это: 1. Учения Конфуция 2. Фадзя или Легизьм- беспрекословное подчинение закону. В этом периоде выделяют еще один период ДЖАНЬГО( « Борющиеся царства» 5-3 вв. до н.э.) – со временем из за феодальной раздробленности к 5 в. до н.э. образуються 7 сильных государств среди которых выделяется цинь.- княжество где была реформа

    ЩАНЬ-ЯНА. Реформы:

    1. Земельная- ликвидация патриархальной семьи, разбивает ее на малые семьи и заставил платить налоги. Кредо « Сильное государство- слабый народ».

    2. Военная реформа

    3. Административная реформа – должности занимать стали не по знатности а по способности, в деревни были чиновники которые были не из знати. Аристократия теперь делится на знать и служилые.

    3 ЭТАП: Империя ЦИНЬ ( 221г.- 207г. До н.э.)- в течении3 в. до .э. царство цинь почти подчинило себе все 7 государств .В итоге Все области Китая объединились в единое государство империю ЦИНЬ. Правительприобретает новый титул Хуанди, власть его неограниченна, обожествлялась , его особа священна и неприкосновенна. Во главе империи находились два министра – одновременнобыли советниками императора и управляющими центральными ведомствами. Сформировался Государственный аппарат с особым персональным составом. Все госуд. Служащие наделялись одним из 20 рангов чинов которые далеко не всегда совпадали с должностью. Империя была разделена на 36 областей, каждую область возглавлял губернатор наместник и военный начальник. Особая личность в империи Цинь – это выделяется Цинь –Ши – Хуаджи – он повторил реформы Шань-Яна ( провел тоталитарным способом , диспотичным):

    1. Провел реформу чиновничьего аппарата- заставил чинвников сдать экзамены.

    2. Борьба с коррупцией

    3. Финансовая- появляется монета, налоговая система меняется.

    4. Военная- невероятная дисциплина в армии ,сужить в армии до 2 лет.

    5. Администативная.

    6. Построил Великую китайскую стену.

    7. Построил около 700 дворцов , искал лексир молодости.

    КИТАЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО- это азиатское государство с квазисобственостью, нет финансовой , личной свободы защищенности.

    10.Законы Хаммурапи: общая характеристика, регулирование имущественных и договорных отношений.
    Общая характеристика Законов Хамурапи.1. Хамурапи – царь, правивший Вавилоном и объединенной Месопотамией (Вавилонией) в 1792-1750гг до н. э. При нем Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета.
    2. Источники законов Хамурапи (ЗХ): царские «указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика. ЗХ – один из выдающихся источников Древнего права.

    3. Примитивность правовой техники: отсутствуют элементарные правовые понятия, не проводится различие между гражданскими и уголовным и делами, несистематизированный характер (сначала излагаются нормы уголовного и процессуального права, затем – земельного, торгового, затем опять – уголовного, а заканчивается текст бессистемным перечислением правил из большого числа различных областей общественной жизни).

    Казуистический характер: аренда земли (в случае если арендатор не вырастил хлеб – отдать хлеб, в случае если поле не было обработано – обработать и отдать хлеб и т.п. Ст. 42-46), сделки займа между тамкаром и шамаллумом (если потерпит убыток, а деньги были даны беспроцентно – вернуть основную сумму, если деньги отнимет вор – свободен от ответственности и т.п. Ст. 102, 103, 106, 107), измена (жену застали с другим – бросить обоих в воду; муж обвинил, но не застали – клятва перед Богом. Ст. 129, 131), сделка аренды дома (ст. 78 конкретный случай, когда хозяин выселяет до истечения срока). Практически все статьи начинаются с «Если…», т.е. они описывали конкретные случаи.

    Формализм и символичность: юрисдикции зависела от согласия сторон, т.е не было гарантий, что стороны вынесут спор на разрешение независимых органов и не будут выяснять отношения силой. Выяснение отношений путем применения боевых действий было обусловлено тем, что чрезвычайно трудно было привлечь обвиненного в преступлении к суду, заставить выступить свидетелей по делу. Не существовало гарантий и того, что вынесенное судебное решение будет исполнено и что стороны не прибегнут даже при его наличии к силовому разрешению спорного вопроса.

    4. Принцип талиона(Ст. 230, 210, 195-200, за убийство детей – смерть детей убийцы, зуб за зуб, глаз – за глаз, кость – за кость и т.п.Действовал только для равных по статусу);

    II. Социальная структура и правовое положение основных групп населения.

    1. Дворцовый раб или раб мушкенума мог взять в жены свободную женщину и их дети были свободными (Ст.175); дети свободного и рабыни были свободны и в случае признания отцом могли претендовать на наследство (ст. 170-171); свободные дети раба наследовали половину имущества, остальное – господину. Вид рабства – «вардум»

    2. 2 группы свободных: Авилум («сын человека», «человек») и Мушкенум («царский человек», «падающий ниц»)

    Авилум –самостоятельный мужчина-хозяин, глава патриархального семейства. Мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений. Вполне полноправная личность с точки зрения права (субъект, ст. 185 – усыновление),

    Мушкенум – владельцы участков земли, переданных им на определенных условиях из царского фонда.

    Авилум обладал более высоким соц. положением (Статьи об охране здоровья 196-201: если авилум нанес вред здоровью авилума – принцип талиона, если мушкенума – деньги; Ст. 215-220: большее вознаграждение за вылечивание (10 сиклей)). В некоторых случаях мушкенум пользовался особой правовой защитой (их рабы обладали некоторыми преимуществами по отношению к рабам людей (Ст. 175-176 – приравнивание к статусу дворцового раба), Ст. 8 - кража у мушкенума и дворцовая кража – штраф).Это было связано с тем, что мушкенумы выступали как единоличники (они порвали с общиной), в отличии от авилумов, которые могли рассчитывать на поддержку общины.

    Но существовали и женщины, способные быть субъектом права. Для этого необходимо было выйти из-под патриархальной власти отца семейства или мужа (вдовство или развод не по вине жены). Особая категория – жрицы-энтум. Они получали привилегии в наследовании отцовского имущества (Ст. 148 – распоряжение отцовским наследством), но в то же время они имели и обязательства (ст.110 – запрет на вход в корчму для питья вина).

    III. Имущественные отношения и обязательства по ЗХ

    1. Я считаю, что нельзя говорить о становлении института земельной частной собственности. Потому что в законах Хамурапи упоминается только гос. собственность (царская или храмовая, которая могла передаваться воинам или мушкенумам) и общинная собственность, наделы из которой выделялись членам общины.

    2. Утрата земельного участка, обычно связанная с какими-либо экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его соц-правовой статус на более низкий уровень. Ст. 53-54: возмещение ущерба (хлебом или зерном)
    3. Воины («редум», «баирум») награждались за свою службу царю землей, где вели С/Х на определенных условиях («илку»). этот надел мог быть унаследован в семье, если был сын, который может впоследствии служить (Ст. 28). Если воин долго отсутствовал (например в случае плена), то участок сохранялся за ним в течении 3х лет (ст. 30). имущество и надел, данные воину, не могли быть проданы (ст.35-37). Законы также защищали земельные участки воинов от посягательств вышестоящих воинов («декум», «лубуттум») (Ст.34).
    4. Компромиссы между участниками договоров (Ст.274 – зарплаты, ст.244 – 246 – условия найма быка, ст. 102,103,106,107 – взаимная ответственность: в случае убытков – выплата тамкару, в случае превышений требований над установленными – выплата шамаллуму в трехкратном размере).
    5. Сделки купли-продажи должны были заключаться при свидетелях и с заключением договора, иначе покупатель признавался вором (Ст.7). Кроме того, товар не должен был быть изъятым из товарного оборота (как это, например, было с участками воинов. Ст.37 – сделка недействительна). И продавец должен был быть действительным собственником (Ст. 9-10:покупатель – вор => убить).
    6. Для договоров займа устанавливался предельный размер процентов (Ст. 89: на 1 курру серебра или хлеба - 100 ка (= 0,84 литра) зерна, если серебро – на 1 сикль серебра (=8,4гр) он может взять 1/6 сикля и 6 ше (=0,046гр) как процент). В случае превышения указанных в ЗХ размеров процентов заимодавец («тамкар») терял все данное взаймы. Шамаллум (торговец) должен вернуть деньги тамкару, если потерпит убыток (Ст. 102) и если откажется от факта займа (Ст. 106 – *3). В случае, если человек не может выплатить проценты, он должен отдать одного из своих родственников сроком на 3 года (Ст. 117). Ответственность за смерть заложника в этот период предусматривалась ст. 116 – принцип талиона, если раб – деньги. Существует и договор займа на основе товарищества (Ст. 99 –человек человеку).

    Брачно-семейные отношения. Наследственное право.

    1. Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не являлась женой (Ст.128). Хамурапи, наверное, хотел письменного закрепления обязательств каждой из сторон: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию, - чтобы в случае невыполнения привлечь по закону. Нарушение этих обязательств влекло уголовную ответственность для женщин (Ст.125-135) или имущественную для мужчин (Ст. 134-135 – плен;Ст.138-в случае покидания супруги – серебро в сумме ее выкупа).

    2. Идея брачного контракта (+), хотя для современности, когда женщина сама зарабатывает - не обязат.

    3. Для обеспечения жены или молодой семьи средствами. Возможно истоками такой традиции стали обычаи. В первобытном обществе существовал запрет на кровосмешение (инцест), поэтому невест отдавали в другие племена. Так как покидание территории, где жила локальная группа приравнивалось к смерти, то возможно невест, как и мертвых снабжали какими-то ресурсами, чтобы прожить за пределами общины.

    4. Права жены в семье:

    · в случае плена мужа – войти в др. дом (Ст. 134, 135 – обязана вернуться в случае возвращения мужа)

    · получение серебра в размере выкупа и возмещение приданного в случае ухода мужа (Ст.138)

    · право подать на развод (дело исследуется судом. Ст. 142)

    · даренное имущество не принадлежит наследникам мужа (ст.150)

    5. Домовладелец мог отдать своих родственников в рабство. Это происходило тогда, когда глава семейства имел долг перед заимодавцем.

    6. Никак. Потому что это дети свободной (Ст. 175, 176)

    7. а) по инициативе мужа: бесплодие (Ст.138), расточительство Ст.141), дурное поведение жены(Ст. 141)
    б) по инициативе жены: длящаяся измена (Ст.142,143), необоснованное обвинение в измене (Ст.131)

    8. Да, возможно (Ст. 134,135 – муж в плену) Формальные условия и неформальные: отсутствие средств для пропитания, возвращение при возвращении мужа, дети за отцами.

    9. Т.к. чаще всего завещатели не были собственниками недвижимого имущества (гос. или общинная). Либо же необходимо было выделить часть имущества на приданное дочерям.

    10. Наследование по закону. Сыновья делили наследство в равных долях (Ст. 165, 166). Усыновленные, признанные отцом (в том числе и от рабыни) – наследники. (Ст.170). Приданное матерей дети от первой и второй жены делили поровну (Ст.167)

    Но существовали элементы и наследования по завещанию (Ст.168-169 – лишение сына наследства, рассматривалось судом, ст.165 – наследство любимому сыну=деление наследства между братьями)

    11. Если муж дарил жене имущество, оформленное документом, то оно не наследовалось сыновьями (ст.150). Вдовья доля и приданное принадлежало детям (Ст. 171)

    12. Младшие наследники получали кроме части своего наследства долю на брачный выкуп (ст. 166). Женщины получали свое приданное и, если они были вдовами – вдовью долю (ст.171)

    11.Уголовное право и судебный процесс по законам Хаммурапи Преступления и наказания по ЗХ.
    1.В ЗХ не проводились различия между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Примитивный уровень развития УП. В основе уголовно-правовых санкций – принцип талиона (Ст.196-214)

    Существуют формы вины: Ст. 206 – нанесение вреда по неосторожности, ст.196 – 214 – по умыслу. Есть обстоятельства, отягчающие вину: смерть свободного человека (ст. 116 – смерть сына должника), гибель человека в случае обвала дома (ст. 229), соучастие (Ст. 153 – пособничество жены в смерти мужа), проникновение в жилище (Ст. 21 – пролом в стене).Обстоятельства, смягчающие вину: по неосторожности (ст.206).

    Объект преступления

    Вид преступления

    Наказание

    Номера статей

    Свидетельство, обвинение, традиции ограничений в образе жизни

    Преступления против праведного поведения

    Смерть, ордалии, рабство

    1, 2, 3, 4, 110, 127 (против жены)

    Жизнь мужа, честь мужа, честь и здоровье отца, честь жены, наследство сына

    Преступления против семейного долга

    Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни

    129, 131, 132, 141-143,168, 169,195

    Имущество

    Кражи разных видов

    Смерть, отрезание пальцев, возмещение убытков

    6-8, 14, 15, 22, 23, 253, 255, 256, 265

    Здоровье

    Преступления против здоровья (членовредительство)

    Принцип талиона, штраф, отрезание уха (раб)

    196-214.

    Здоровье, жизнь, имущество

    Нарушение профессиональных обязанностей

    Принцип талиона, штраф, отрезание пальцев, возмещение убытков

    5, 215-223, 226-235, 237

    Другая классификация: Преступления против личности (умышленные и неумышленные), против собственности, против семьи и нравственности, должностные.(Кучма)

    3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

    II. Судопроизводство

    1. Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.
    2. Да существовала: «Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле» (ст. 13). Пока вина не доказана свидетелями (или наоборот не опровергнута), человек невиновен.

    3. В основе лежал «принцип эквивалентности», согласно которому обвинение и контробвинение должны быть равноценными. Процесс не был строго регламентирован, а строился на основе обычаев. Судоговорение производилось публично, в присутствии общины, чаще всего – на храмовой площади. Решение судьи не могло быть изменено.

    4. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания (сопровождаемые как правило религиозными клятвами. Ст. 131-клятва жены, Ст.9 – клятва свидетелей покупки), письменные документы подтверждающие имущественную сделку (ст. 7: без свидетелей и договора, покупатель-вор), ордалии (Ст.2 – в случае ложного обвинения в чародействе). В делах об имущественных правонарушениях главное доказательство – свидетели (Ст. 7, 9-13 – о покупке краденных вещей)

    5. Ст.5: Судья, «пересудивший» уже разрешенное дело выплачивал штраф = 12-тикрат. стоимости иска, свергался с судебного кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

    6. Хозяин вещи должен был привести свидетелей, знающих, что эта вещь его. Человек, который купил украденную вещь должен был привести свидетелей, что данная вещь была куплена, и продавца.(Ст.9)

    7. Потому что продавец умер. Скорее всего, продавец был скупщиком краденного, потому что по ЗХ заключение сделки без гарантии, что вещь принадлежит владельцу, было не возможно. (Ст.12)

    8. С поиском свидетелей. (ст.13.)

    9. Да, можно было. Высшая судебная власть принадлежала царю, к которому можно было обратиться с аппеляцией на судебные решения местной администрации. Кроме того, царь обладал правом помилования.
    12 «Возникновение Афинского Гоударства. Реформы Солона. Тирания Писистрата.Реформы Клисфена»
    Возникновение- имеет 2 этапа она возникла : она возникла на балканском полуострове и перенейском полуострове - с юридическим равенством и гражданским обществом

    1. Крито мекенская цивилизация до 15 в. до н.э. с центром на острове крит.- потом пришли охеты; начался процесс государственного строительства – создается новое античное государство полис – это город государство , общинное государство без чиновничьего аппарата , когда все мужчины управляют сообща государством по очереди не более однго года с развитой частной собственностью, с хорошо развитым античным граждансим обществом .

    2. На востоке северной Греции находится полуостров Атика – это и есть Афины . Афины – это государство в Древн. Греции (полис) – один город и прилежащая сельская местность . В античном мире былидва лидирующих государства Спарта и Афины .( Пелопонейская война- победила спарата – она была превосходна в военном деле.)

    РЕФОРМЫ СОЛОНА:

    1. Важнейшие экономические реформы ( ликвидировал все долги , ликвидировал долговое рабсвто, запретил ввозить оливковое масло)

    2. Вводит свободу завещательных распяжений- признак появления индивидуальной и абсолютной частной собственности.

    2 ЧАСТь Реформ:

    · Ликвидировал сословие ( никакой знати)

    · Вводит Юридическое равенство ( все население юридически равное)

    · Вводит подоходный налог и чтобы его платили он делит все население по богатству: 1класс- богатые 500мидиев, 2 класс- всадники-300 медиев, 3 класс- 200-300 медиев, 4 клас феты- менее 200 медиев.

    · Новый орган власти Буле- совет 400( предпарлаемент.)

    · Появляется суд Галиэя
    ТИРАНИЯ Писистрата ( 560-527г. До н.э.- возглавлял отряд по захвату острова Солонин- на нородном собрании происходит переворот Песистрат захватывает власть топираясь на фетов):

    1. Разрешаль приходить бедным и поплакаться

    2. Из фонда «скота» начинает раздавать землю фетам врезультате чего складывается средний класс.

    3. Вводит разъясные суды

    4. Объявляет кредит бедникам

    5. Следил чтобы богатые не ущемляли права бедных

    Тирания пыталась сгладить противоречия внутри общества в пользу бедных . Подтянуть средний класс. После него пришли его два сына но они превратились в полных тиранов.

    РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА ( 509г. До н.э.):

    Территориальная реформа- В Афинах форимируется 2 партии. Цель реформы в том чтобы изолировать крестьян Геомаров и эвпатритов уменшить количество их голосов. Вместо 4 филл вводит 10 едениц филл. Каждая фила делится на 3 триттии . Субъекты федерации делтся на 3 части : прибрежная, внутренняя и сам город- в результате тритии общих границ не имеют .

    2. Новый орган власти- совет 500( коллегия 10 стратегов)

    3. Впервые вводит импичмент- остранизм ( от слова отстракон).

    13 -17: «ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
    (5-4в. до н.э.)Кризис Античного Полиса.»

    Общественный и Государственный строй афинской республики:

    Государственный строй:

    Ареопаг- совет 500 – эклессия ( народное собрание)- коллегия 10 стратегов( 1 стратег глава государства 444-420 Перикл)- галлилея ( суд из 600 человек разделена на комиссии).

    Общественый строй:

    1.Эвпатриды-знать.

    2. Демос – простанолюдины и все остальные: Делился на деаморов : крестьяне живущие в деревнях и демиургов- горожане, ремесленники , мотросы , купцы.

    3. Рабы – около 600 тыс. человек-

    Это деление сословное, после реформ солона все население было разделено по имущественному цензу.

    Архаический период( 750-500 в. до н. э.)

    Архонт( выбирается сперва на 10 лет потом на 1 год из эвпатридов их было 3 : Эпоним, Базилевс- главный жрец, Панимарх – военочальник главный).-Ареопаг( важнейший высший орган власти) –эклессия- ( мужчины с 20 лет происхождение не имеет значение).

    Политический режим- аристократический олигорхический. Форма правления – Республика.

    Общественный строй: 1.Эвпатриды-знать.

    2. Демос – простанолюдины и все остальные: Делился на деаморов : крестьяне живущие в деревнях и демиургов- горожане, ремесленники , мотросы , купцы.

    3. Рабы – около 600 тыс. человек- пр

    Пред КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Афинского Полиса( 500-323г. До н.э.):

    594г. Конец архаического периода – вбирают архонта солона.

    Архонт- ареопаг( солон отбирает у него часть власти)- эклессия – Буле- новый орган власти- галиея( суд присяжных впервые появляется) население по реформа Солона елится не по сословному а по имущественному цензу.

    Демократия АФИНСКАЯ:

    Условия необходимые для демократии:

    Нормальная обстановка( внутренняя и внешняя), сильный средний класс, богатая страна.
    ДОКАЗАТЬ:
    1.Демократя складывается после греко персидской войны ( выгнали всех воено начальников они не любили превознашения рангов)

    2. Афинское архе (союз 300 полисов который возглавил Афины в 478 г. До н.э.)- казна находилась в Афинах т.е. таким образом Афина встают во главе державы . Персия не нападает. Деньги удут в казну все больше больше .

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта