Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе
Скачать 346.5 Kb.
|
20.Римское право: основные этапы развития, источники, система. Римское правоведение. Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VIII век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право является образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи. Характеристика источников права: (почему заимствовано другими народами, почему просуществовало дольше). Самостоятельность права обусловлена: Социально-экономическими условиями: рабовладельческий способ производства развился до такого уровня, что уже сильно укрепились товарно-денежные отношения и их надо было закрепить юридически. Политическими условиями: кризис рабовладельческой формации, конфликты между слоями, могли урегулироваться правовыми нормами, война, как успокаивающее средство, была слишком опасной. Вследствие этого стали совершенствовать право, чтобы оно способствовало устойчивости государства. Право на последней стадии своего развития было систематизировано, кодифицировано и доступно всем для изучения, но это уже не помогло сохранить старые порядки. Поэтому (из-за высокого развития) римское право использовалось в Европе, и одной из его функции там, было социальное урегулирование. Большинство правовых систем Европы заимствовали римское право и его институты. Они также характерно для современного общества, использовалось в эпоху новой истории (Франция, Германия). Периодизация права: Доклассический 6в до н.э. - Зв до н.э. Классический Зв до н.э. - Зв н.э. Постклассический Зв н.э. - 6в н.э. Источники права по периодам:Доклассический. 1. Правовые обычаи - их предшественниками были нравы, традиции, ритуалы. Правовые обычаи - правила поведения, которые обеспечивались военной силой государства. Предшествующие формы (вышеуказанные) основывались на божественных началах, обеспечивались приношениями. Принудительной силой был страх перед божественной волей. Правовые обычаи не разрывали связь с религией, сохранили религиозную форму, но дополнились силой государства. Вначале были в устной форме (неписаные), толкователями таких обычаев в древнем Риме были жрецы (понтифики), в соответствии с этим выработали особую процедуру, составляли судебные календари (когда проводить суд), вырабатывали соответствующие юридические формы (иски), были хранителями обычаев. Но с развитием правовых обычаев, появление их в писаной форме, требовало установления особого рода их фиксации (кто составитель, дата, содержание). Писаные обычаи выражались в форме запретов. Увеличилась сфера действия, доступ к ним. 2. Акты римских царей. ///Право толковалось в интересах толкующих, но плебс создал свою общину, и, соответственно, свои обычаи, своё толкование их./// 3. Законы - "12 таблиц", являются записью правовых обычаев. Дата принятия середина 5-го века (451-450г до н.э), явились результатом борьбы плебса и патрициев, состоят из 3-х частей: о авторе, правила поведения, санкции. Законы, так как являлись следствием перехода от царства к республике в 459г до н.э. Законы принимались следующим образом: авторами были магистраты, все проекты поступали в распоряжение Сената, который или давал рекомендацию, или посылали назад. В случае если рекомендация была дана, то проект отсылался на одно из 3-х народных собраний. Если принимали по большинству голосов, то отправляли назад в Сенат, проект окончательно утверждался в нём, и, наконец, предавался гласности, то есть выставлялся на главную площадь для всеобщего обозрения, чтоб затем никто не оправдывался, что не знал закона. Закон - это акт высшего органа власти, с соблюдением особой процедуры, связанной с этим органом. 4. Акты Сената - назывались "сенатус-консульт" исходили от Сената, в тех законодательных рамках, которыми он обладал. Акты о расходах и пополнениях казны. 5. Акты магистратов (Эдикты магистратов) - последнее определение более узкое, имеется ввиду конкретные магистратуры. Стояли рядом с только что упомянутыми. Вывод: сложная система источников, которая характеризуется многочисленностью, систематизированностью и их ролью в обществе. Классический: Дальнейшее развитие источников, связанных с деятельностью преторов. 1. Эдикты преторов - помощников консулов, управляли, когда консулы отсутствовали из-за управления армией, они выполняли судебные функции консулов. После окончания эпохи войн, они стали заниматься единственной деятельностью, судебной. Занимали высшее место в системе магистратур. При вступлении в должность принимали акт, на весь срок деятельности (1 год), в котором содержались указания на порядок рассмотрения дел, способы, перечислены особые формы для рассмотрения дел, в которых участвуют римские граждане. Но конкретно ничего не было, каждое дело было импровизацией. Классический пример, дело о пилигримах. Сначала преторы руководствовались 12 таблицами, которые требовали уничтожения чужаков- пилигримов, это в дальнейшем препятствовало развитию товарно-денежных отношений. Исходя из закона 12 таблиц, пилигрим - чужак, следовательно, с ним можно было делать, что только захочется, можно было убить, отобрать имущество, сделать рабом. Но с развитием экономических отношений, римляне осознав необходимость общения с чужаками вводят новые законы. Всего существовало 3 новых права: 2. Квиритское право - действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. 3. Преторское право - система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Это право отвечало потребностям развития римского общества. 4. Юсгентум (право народов) - внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме. Обеспечивало выход этих отношений "во вне". Фактор внешнего порядка устранил противоречия между этими системами. С 27г до н.э. Рим существовал как империя, отсюда появление новых актов - законов римских императоров, получивших название "конституции императоров" (это определение не соответствует современному понятию термина Конституция), но содержит их зачатки. Правотворчество выражается в следующих формах: рескрипты, мандаты, декреты, эдикты. Появляется новый источник: деятельность римских юристов, это обусловлено римской традицией, уважением к права. 12 таблиц просуществовали до 6 века н.э. Адриан (римский император), указал на то, что нормы права обязательны для исполнения судьями (в смысле нормы права римских юристов). Каждый римский юрист должен был давать ответ на любой юридический вопрос любого римского гражданина, судьи эту консультацию закрепляли подписью, и она становилась юридической нормой. Главой всех юристов в Риме был Папиниан, его мнение по поводу запроса гражданина в случае возникновения противоречий было решающим. Постклассический: Этот период характеризуется отсутствием появления новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, форма - систематизация. Систематизировали нормативный материал по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. "Институция Гая" построена по институционной системе, "всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах". Институционная система - о лицах, вещах и формах. 21.Законы 12 таблиц: общая характеристика, структура. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов-Законов 12 таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст ещё двумя таблицами Традиционная версия происхождения Законов 12 таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов 12 таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов 12 таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы. В Законах 12 таблиц право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для общего обозрения на форуме. Знание этих законов было обязательным. В своём первоначальном виде Законы 12 таблиц не сохранились (погибли в 390 г. до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в 16-17 вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Ряд противоречий в Законах 12 таблиц может быть объяснён тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения. По своей сути Законы 12 таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима, влияние на них оказало греческое право. Законы 12 таблиц отражали ещё сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы 12 таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистры), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка. Источники: обычаи, законодат-во рим царей. З 12 т по существу явл обработкой и консалидацией обыч права. З 12 т были отменены в 4 веке до н.э. в ходе законодательных реф императора Юстиниана. 22.Институции Гая: источники, статус физических лиц и правовое положение различных групп населения. Брачно-семейное право. Правовое положение населения определялось тремя важными критериями: свобода, гражданство, семья. I Статус свободы делил все население Рима на: · Свободных. Только они были полноправными. Ø Вольноотпущенники – бывшие рабы, которые получили свободу законным образом (по завещанию, вследствие занесения в цензорские списки). Могли стать полноправными римскими гражданами. · Рабов. Источники: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступления. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания. Рабы получают право на имущество - пекулий (часть имущества хозяина, которое предоставлялось рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности). С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью, допускался брак римской гражданки с рабом (но она становилась рабыней). Запрещается хозяину убивать своего раба. II Статус гражданства делил свободное население на: · Римских граждан. Обладали рядом правовых привилегий. Их участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Могли быть патронами по отношению к неполноправным жителям. Только они могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Особая судебная защита: привилегия судиться только в Риме. Нельзя подвергнуть телесному наказанию. Женщины полноправного гражданства не имели, так как всегда находились под властью мужчины. · Латинян. Имущественные права, право выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но не допускались к участию в народных собраниях, государственном управлении. · Перегринов. Сохраняли собственное гражданство. Их отношение с римлянами регулировались на основе права народов. Имущественные права, судебная защита. Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав. Право участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, служить в армии, заключать брак по римскому праву, выступать в качестве собственника имущества, совершать сделки, обращаться в суд за защитой. III Статус семьи Огромная власть патер фамилии. Распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи. Отвечал за правонарушение членов семьи перед общиной. Обладал собственным правом, подчиненные - чужому праву. 3 степени умаления правоспособности: o Максимальная – утрата свободы, гражданского и семейного статуса. o Средняя – сохранена свобода, утрачены гражданство и семейный статус. o Минимальная – сохранение свободы и гражданство, изменен лишь семейный статус. 23.Вещное право по Институциям Гая. Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве, поэтому оно было в достаточной мере отражено и в институциях Гая. В это время потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis). Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют суть божественного права, другие - человеческого. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res sacrae - это суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae - посвящены Богам подземным. Другое деление вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй — всё остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Res mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая in iure cession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм. Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о таком переходе права собственности, как на основании давности владения, он пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей собственностью не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio). По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются собственностью захватчика(ст.69), а если на чьей то территории будет построен дом, то он переходит к собственнику земли(ст.73). Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. В этой книге также уделено значительное внимание наследственному праву. Существовало три вида завещаний: 1) завещание, составленное перед лицом всего народа в куриатных собраниях, 2) перед выступлением в поход, то есть когда для войны брались за оружие и намеревались идти в сражение и 3) завещание посредством меди и весов, когда перед смертью человек передавал в манципированной форме своему другу (постороннему лицу), дабы тот уже распределил его между родственниками. Назначать наследниками можно было, как свободных людей, так и рабов, причем не только своих, но и чужих. |