Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.

  • Тема исследования.

  • Объект исследования.

  • Цель исследования .

  • Задачи исследования

  • Методы исследования

  • База исследования

  • Практическая ценность результатов исследования


  • ДИПЛОМ ОСНОВНОЕ ОБР-ИЕ (1). Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии


    Скачать 36.67 Kb.
    НазваниеФормирование творческих способностей учащихся на уроках технологии
    Дата22.11.2022
    Размер36.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛОМ ОСНОВНОЕ ОБР-ИЕ (1).docx
    ТипУрок
    #805690

    ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА I Теоретические основы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

      1. Творческие способности учащихся на уроках технологии

      2. Формы и методы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

    ГЛАВА II Практические основы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

    2.1. Анализ опыта формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

    2.2. Рекомендации по формированию творческих способностей учащихся на уроках технологии

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

    Приложение…………

    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования. Проблема влияния труда на развитие детей школьного возраста имеет большое значение в связи с необходимостью подготовки их к самостоятельной жизни. Кроме того, роль рабочих профессий очень актуальна в настоящее время в связи с нехваткой специалистов.

    Выготский Л.С1. отмечает, что для получения наибольшего эффекта в развитии познавательных процессовнеобходима особая организация учебнойдеятельности. На уроках труда учитель должен обеспечить условия для развития их познавательных возможностей. Умение анализировать свойства и качества материалов, изделий, сравнивать изготовленные изделия с образцом – это уже начало освоения профессиональных навыков.

    В настоящее время эффективность работы учителя определяется тем, насколько образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого учащегося, формирует творческую личность ребенка и подготавливает его к познавательной творческой деятельности и общественной работе. Творческие способности в процессе обучения формируют у учащихся категорию характеристик, которая в конечном итоге существенно влияет на его характер. Для формирования внутреннего мира детей необходимо выбирать методы и приемы, подталкивающие их к творческой деятельности и открывающие перед ними возможные перспективы преодоления проблем и формирования критического мышления. Одно из важнейших педагогических требований к процессу обучения состоит в том, что личность ребенка ни при каких обстоятельствах не должна подавляться.

    Задача формирования творческой личности сегодня приобретает не только теоретическое, но и практическое значение. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Задача педагогов сегодня состоит в том, чтобы комплексно использовать методы и приемы развития творческих способностей в общеобразовательном процессе. Разнообразный подход поможет подросткам с интересом овладевать определенными знаниями, умениями и навыками. Наилучшим образом это можно сделать на уроках технологии. Технология, как и любой другой предмет, представляет собой законченный, целостный, ограниченный во времени этап учебного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Она является звеном в цепи и решает конкретные воспитательные задачи, определенные программой трудового обучения.

    В процессе обучения преподаватель создает необходимые условия, дает учащимся технологические знания и практические навыки, организует работу по их развитию и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся переходят от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «способности». Обучение будет успешным, если знания и умения приобретаются учащимися в строгом порядке, постепенно, в порядке возрастания трудности.

    Теплов Б.М.2- разработчик объективных методов диагностики и измерения темперамента, характера и способностей, сформулировал развернутое определение способности, наиболее часто используемое современными исследователями.

    Способности– это индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, способствующие успешному выполнению деятельности, которые не сводятся к навыкам и умения, но обеспечивают легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов, 1985).

    Формирование способностей по словам Теплова Б.М.- это возникновение и становление у человека, т.е. появление и совершенствование до тех пор, пока способности не достигнут среднего уровня развития, характерного для большинства взрослых людей.

    С точки зрения Леонтьева А. Н., творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества.3

    Тема исследования. Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена ​​тем, что в настоящее время на фоне модернизации образования все больше утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

    Объект исследования. Процесс творческой деятельности школьников на уроках технологии

    Предмет исследования формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии.

    Цель исследования. Теоретическое и практическое изучение формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии.

    Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность посредством метода проектов. В результате продуктивной проектной деятельности у учащихся смогут быть
    сформированы определенные качества личности, которые позволят им в будущем осуществлять проектный, творческий подход к любой деятельности.

    Задачи исследования:

    1. Изучить творческие способности учащихся на уроках технологии;

    2. Рассмотреть формы и методы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии;

    3. Проанализировать опыт формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии;

    4. Разработать рекомендации по формированию творческих способностей учащихся на уроках технологии.

    Методы исследования - эксперимент, включающий анализ продуктов деятельности испытуемых; наблюдение за процессом выполнения творческих заданий, сравнение – включающий выявление общих черт и различий у объектов на основе сопоставления их свойств; анкетирование и опрос тестовой группы детей – для сбора практических сведений.

    База исследования: является МКОУ «СОШ №4 МО «Ахтубинский район»

    Этапы исследования:

    1.Выбор темы

    2.Поиск, накопление и систематизация материала

    3.Составление плана

    4.Проведение исследования

    5.Создание письменного текста

    6.Оформление работы

    7.Защита

    Практическая ценность результатов исследования: определяется возможностью ее результатов в практической деятельности.

    Структура работы: Выпускная квалификационная работа включает в себя титульный лист, содержание, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

    ГЛАВА I Теоретические основы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

    К сожалению, все меньше внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности и инициативы учащихся в применяемых методах обучения. Деятельность носит в основном репродуктивный характер: учитель показывает, как и что делать, а учащиеся копируют его действия. Такой стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся.

    Творчество – один из видов деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. 4 Значимость этих ценностей напрямую связана с уровнем творческих способностей человека, создающего эти ценности.

    Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах Выготского Л.С.

    Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

    Творческие способности - это система свойств и характеристик личности, характер, степень их соответствия, требующие определенного вида творческой деятельности и определяющие уровень ее эффективности. Это умение сравнивать, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие творческих способностей учащихся является неотъемлемой частью образования. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Такие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта и интереса

    Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического.

    Задача творческой деятельности человека состоит не в воспроизведении впечатлений или действий, бывших в его опыте, а в создании новых образов или действий. Он дает человеку возможность изменить свое настоящее и создать будущее.

    Творческие способности проявляются и развиваются в первую очередь в семье, когда прививается устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, к созданию новых образов, к мышлению. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.

    Проблема развития творческих способностей многогранна и сложна, она привлекает внимание ученых разных областей. Сложность заключается прежде всего в самой сущности явления.

    Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить понятие «творчество» как один из видов деятельности человека, направленный на решение творческой задачи, требующий объективных и субъективных личностных условий, таких как знания, умения и творческие способности, результат, включающий новизну и оригинальность.

    В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности».

    Так, Голубева Э.А. 5 считает, что детское творчество исходит из потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно она выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, навыков и умений.

    Лейтес Н.С., объединяя понятия «творчество» и «способность», говорит о способности мыслить неординарно, способности видеть необыкновенное в обычном, видеть проблемы, анализировать события и явления, а также находить в них закономерности.6

    Сластенин В.А. понимает творческую способность как умение, отражающее глубочайшее свойство человека создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Автор обращается к этому понятию в связи с особенностями современных подходов к образованию, так как сегодня главным требованием является развитие творческой личности, способной выходить за рамки известного, принимать нестандартные решения и создавать инновационные продукты. 7

    Из всех высказываний о творческих способностях, мне ближе выказывание Сластенина Виталия Александровича.Поскольку именно в детстве закладывается потенциал творческого будущего человека. Развитие творческих способностей происходит через поощрение и реализацию новых, нестандартных идей, как во взрослом возрасте, так и в детстве. Способности детей можно выявить при условии личной заинтересованности ребенка в той или иной деятельности, которая проявляется рождением творческого порыва.

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Несмотря на разные подходы к их определению, исследователи выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческой способности.


      1. . Формы и методы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

    Уроки технологии - это такие уроки, направленные на овладение общетрудовыми и специальными навыками, необходимыми для ведения хозяйства, самостоятельного и сознательного формирования собственных жизненных и профессиональных планов, безопасных методов труда, развития познавательных интересов, мышления, воображения, творческих способностей, воспитание, необходимое для трудолюбия, а также бережливость, аккуратность, предприимчивость, уважение к людям разных профессий и результатам их труда. Основное время на уроках отводится формированию практических умений. Умение - это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый приобретёнными знаниями и навыками.

    Развитие творческой личности школьников осуществляется через всю систему профессионального обучения и воспитания. В то же время развитие заключается в создании таких условий, чтобы учащиеся не только осознали общественно-полезный смысл своей работы, чувствовали в ней заинтересованность, но и стремились проявить свои творческие способности и реализовывать их в конкретных трудовых вопросах.

    Типичными проблемами в процессе приобщения школьников к творчеству являются скудный словарный запас, отсутствие навыков грамотного и систематического построения речи, мало личного опыта и недостаточно развитая наблюдательность. Между тем творчество предполагает точно развитую наблюдательность и богатое воображение.

    Существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей детей. Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Существуют практические, наглядные и словесные методы.

    К практическим методам относятся упражнения, игры.

    Упражнения – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

    К наглядным методам относится наблюдение – это рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

    Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми желательно сочетать все эти методы друг с другом.

    Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

    - репродуктивный (объяснительно - иллюстративный):

    - воспроизводящий;

    - проблемное изложение:

    - частично поисковый (эвристический);

    - исследовательский

      Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.

      Большое значение в профессиональном обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. Умение применять теорию на практике имеет важное значение. Этот метод служит для углубления знаний и навыков, а также способствует решению задач, стимулируя познавательную и творческую деятельность.

    В современной психологии и педагогике существуют различные методы активизации творческого мышления детей.

    Э. де Боно разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так и взрослых, сочетая интуитивные и логические подходы к решению творческих задач. Его методики очень удобны для использования родителями, поскольку простые упражнения с детьми можно выполнять в любое время - например, на прогулке или при поездке в транспорте. Широко применяют «Шесть шляп мышления», которые основаны на соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами творческого процесса, такие как сбор информации, генерация идей, анализ идей, поиск ресурсов для воплощения идей. 8

    Дж. Родари в своем «искусстве придумывать истории» дал педагогам и родителям множество приемов для сочинения сказок, которые активно используются до сих пор. Наиболее популярен прием «бином фантазии». 9 Он заключается в том, что выбирают произвольно два или три совершенно разных объекта, и сочиняют историю, в которой эти объекты действуют. Один и тот же прием Дж. Родари часто встречается в литературе.

    Метод гирлянд ассоциаций предложил Буш Г.Я. для разработки товаров с новыми свойствами или оригинальных сюжетов литературных произведений.10 Для формирования большого количества ассоциаций предлагается записывать на листке бумаги первое слово, а за ним - первую возникшую ассоциацию, которая с ним связана.

    Мозговой штурм предложен Алексом Осборном11. Цель его метода заключалась в выдвижении как можно большего числа разнообразных идей. Он позволяет за счет отделения процесса генерации идей от их критики и оценки преодолеть инерцию мышления и активизировать ассоциативные способности человека при решении проблем в группе. Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Метод очень прост в применении, поэтому часто используется в школьных учреждениях.

    Для развития творческих способностей также используются активные методы. Они создают атмосферу творческого поиска, вызывают у учащихся положительные эмоции, способствуют лучшему усвоению знаний и развитию творческих способностей. На уроках могут использоваться следующие методы:

    - «коммуникативная атака» - используется на начальном этапе урока с целью быстрого включения в урок. Это может быть какой-то неожиданный вопрос или захватывающий факт;

    - опорные схемы – это не просто схемы-плакаты, а выводы, которые рождаются у детей на глазах в процессе объяснения;

    - «мозговая атака» - этот метод эффективен для разработки сюжета, техники рисования и использования графических материалов при выполнении коллективной творческой работы.

    - метод проектов – это самостоятельное получение творческого результата или продукта в специально созданных учителем условиях;

    - исследовательская деятельность – творческая поисковая деятельность учащихся;

    - самостоятельная деятельность – направляемая учителем, но протекающая без его участия. Это работа по карточкам-заданиям (индивидуальная деятельность), с помощью активных методов обучения (групповая деятельность).

    На занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог является не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом.

    Из всех приведенных методов на уроках технологии я использую метод Алекса Осборна, мозговой штурм. Я считаю, что это один из наиболее интересных методов, поскольку сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность. Этот метод позволит ученикам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать, а также использовать максимум своего потенциала. Кроме метода Алекса Осборна, я использую активные методы развития творческих способностей учащихся, такие как исследовательский метод, который позволяет ученикам развивать не только мыслительную деятельность, но и проявлять самостоятельность и творческий поиск, метод проектов, позволяющий мне не только дать ученикам определённую информацию, но и научить их применять это на практике. Немало важным методом в процессе обучения, является метод опорных схем. Он позволяет изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти ребят, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы по технологии.

    Листы опорных схем обеспечивают логически – последовательное раскрытия темы или задание – это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.

    Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей.

    Таким образом, развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.


    1 Выготский Лев Семёнович-известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой.

    2 Теплов Борис Михайлович-советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. 

    3 Леонтьев Алексей Николаевич-советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии и методологией психологического исследования.

    4 Кондратьев Михаил Юрьевич- Советский и российский психолог.

    5 Голубева Эра Александровна- Российский психолог, профессор, доктор психологических наук. Специализировалась в проблемах психофизиологических основ индивидуальных различий и способностей. 

    6 Лейтес Натан Семёнович- Советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной, дифференциальной и педагогической психологии.

    7 Сластенин Виталий Александрович- Советский и российский учёный в области педагогики

    8 Эдвард де Боно – британский писатель, изобретатель, специалист по творческому мышлению, автор книг по саморазвитию.

    9 Джанни Родари- Итальянский детский писатель, сказочник и журналист.

    10 Буш Генрих Язепович - советский и латвийский философ, исследователь и автор книг об изобретательском творчестве, специалист по повышению эффективности творческого мышления.

    11 Алекс Обсорн- американский рекламный директор и автор креативной техники под названием мозговой штурм.


    написать администратору сайта