Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица1 Технологическая карта интервьюирования учителя

  • Таблица 2 Анкета для родителей

  • Таблица 3 Технологическая карта анкетирования школьников

  • 2.2 Описание и анализ результатов опытно-экспериментальной проверки влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников

  • Таблица 5 Технологическая карта интервьюирования учителя

  • Цель анкетирования родителей

  • дипломная работа. Формирование творческой активности у младших школьников в процессе музыкальнотеатральной деятельности


    Скачать 95.74 Kb.
    НазваниеФормирование творческой активности у младших школьников в процессе музыкальнотеатральной деятельности
    Анкордипломная работа
    Дата13.03.2023
    Размер95.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdiplomnaya_5_01_23 (1).docx
    ТипДиплом
    #985547
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава II. Опытно - экспериментальная проверка влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников

    2.1 Организация и этапы проведения опытно –экспериментальной проверки влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников

    На основе теоретического исследования планировалось провести опытно-экспериментальную проверку влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности детей на базе "МБОУ Лицей №4", г. Камень-на-Оби, участниками исследования выступали бы ученики 1 класса .

    Планировалось, что опытно-экспериментальная проверка пройдет в несколько этапов:

    1.Диагностический, который включает в себя:

    - интервьюирование учителя с целью выявления её отношения к формированию творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности;

    -проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к формированию творческой активности своих детей;

    -проведение анкетирования обучающихся с целью выявления их музыкально-театральных интересов;

    2.Разработка занятий кружка с применением музыкально-театральной деятельности для формирования творческой активности у младших школьников.

    3.Анализ и обработка результатов диагностик.

    4. Формулировка выводов и практических рекомендаций для учителя и родителей на основе анализа и обработки результатов эксперимента.

    Первый этап предполагает проведение интервью с учителем. В связи с этим составлена технологическая карта интервьюирования учителя.

    Цель интервьюирования - выявить отношение учителя к формированию творческой активности у младших школьников в процессе музыкально- театральной деятельности.

    Таблица1

    Технологическая карта интервьюирования учителя

    п/п

    Вопрос

    Цель

    1

    Что вы понимаете под музыкально -театральной деятельностью ?

    Узнать, что учитель понимает под музыкально-театральной деятельностью

    2


    Как вы считаете, можно ли с помощью музыкально-театральной деятельности развивать творческую активность младших школьников?

    Узнать мнение учителя о возможности с помощью музыкально-театральной деятельности формировать творческую активность школьников

    3

    Как часто в своей работе вы применяете музыкально-театральную деятельность ?

    Выяснить, часто ли учитель применяет музыкально-театральную деятельность

    4

    Какие формы музыкально-театральной деятельности вы используете в своей работе?

    Выяснить какие формы музыкально-театральной деятельности в своей работе использует учитель

    Так же на первом этапе планировалось проведение анкетирования родителей. Цель анкетирования родителей –выявить, какое значение они придают развитию творческой активности своих детей, музицируют ли они в кругу семьи, поют, используют театрализацию, инсценирование на домашних праздниках, ,есть ли желание у них, чтобы ребенок сформировался творческой личностью.

    Таблица 2

    Анкета для родителей

    п/п

    Вопрос

    Цель

    1

    Заинтересованы ли вы в том ,чтобы ваш ребёнок занимался творческой деятельностью ?

    Выявить, заинтересованы ли родители в том ,чтобы их ребенок занимался творческой деятельностью

    2

    Занимался ли ваш ребенок каким-либо творчеством в кружках, студиях, в центре дополнительного образования детей?

    Узнать, занимался ли ребенок каким-либо творчеством в кружках, студиях, в центре дополнительного образования детей

    3

    Как вы относитесь к тому, что ваш ребенок будет заниматься в школе музыкально-театральной деятельностью ?

    Выявить отношение родителей к тому ,что их ребенок в школе будет заниматься музыкально-театральной деятельностью

    4

    Какие условия созданы для домашнего музицирования? Наличие музыкальных инструментов.

    Узнать, какие условия созданы у ребенка для домашнего музицирования

    5

    Часто ли вы на домашних праздниках используете инсценирование, театрализацию? Есть ли у вас дома какие-либо театральные атрибуты, маски, костюмы ?

    Узнать, как часто на домашних праздниках применяется инсценирование, театрализация


    Далее планируется интервьюирование школьников.

    Цель интервьюирования детей - выявить музыкально-театральные интересы учащихся , любят ли перевоплощаться в каких -то героев ,часто ли учувствуют в праздниках где нужно перевоплощаться в какого-либо героя.

    Далее планируется провести анкетирование учащихся. Цель анкетирования - выявить, каков интерес детей к музыке, к театральному искусству, есть ли потребность в сценическом перевоплощении, есть ли желание этому учиться.

    Таблица 3

    Технологическая карта анкетирования школьников

    п/п

    Вопрос

    Цель

    1

    Любишь ли ты перевоплощаться в образ какого-либо сказочного героя или героя мультфильма ?


    Узнать, любит ли ребенок перевоплощаться в сказочного героя или героя мультфильма

    2

    В образе какого героя ты уже участвовал на празднике в школе или детском саду ?

    Узнать, в образе какого героя ребенок уже участвовал в сценке

    3

    Играл ли ты какую-либо роль в кукольном спектакле?

    Узнать, принимал ли участие ребенок в постановке кукольного спектакля

    4

    Как часто на праздниках ты читаешь стихи, поёшь , участвуешь в постановке сценок ?

    Выяснить, часто ли ребенок учувствует в каких либо праздниках где нужно перевоплощаться в какого-то героя

    5

    Посещаешь ли ты с родителями детские спектакли, концерты, детские праздники?

    Узнать, посещает ли ребёнок музыкально-театральные мероприятия



    Также на подготовительном этапе мы разработаем сценарии мероприятий для проведения занятий музыкально-театрального кружка.

    В результате опытно-экспериментальной проверки планируется наработать рекомендации для учителей по применению музыкально-театральной деятельности , как средства формирования творческой активности младших школьников, а так же рекомендации для родителей по формированию творческой активности у младших школьников в семье.


    2.2 Описание и анализ результатов опытно-экспериментальной проверки влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников

    На основе теоретического исследования была проведена опытно- экс-периментальная проверка с целью выявления влияния музыкально театральной деятельности на формирование творческой актиности обучаю-щихся начальной школы на базе МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби. Участниками исследования выступили обучающиеся 1 класса. Возраст обучающихся –7-8 лет. Количество учащихся – 30. Не все дети успевают в учебе.

    Опытно – экспериментальная проверка прошла в несколько этапов:

    1.Диагностический, который включал в себя:

    -интервьюирование учителя с целью выявления её отношения к формированию творческой активности детей через использование му-зыкально -театральной деятельности ;

    -проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к развитию формирования творческой активности своих детей;

    - проведение анкетирования обучающихся с целью выявления их музыкально-театральных интересов .

    -наблюдение за формированием творческой активности обучающихся.

    2. Проведения занятий музыкального кружка «Фантазия».

    3. Анализ и обработка результатов диагностики.

    4. Формулировка выводов и практических рекомендаций для учителя и родителей на основе анализа и обработки результатов эксперимента.

    Для подтверждения гипотезы были проведены следующие виды диа-гностик:

    На первом этапе было проведено интервьюирование учителя. Резуль-таты интервью отражены в технологической карте.

    Цель интервьюирования - выявить отношение учителя к формированию творческой активности в процессе музыкально-театральной деятельности .
    Таблица 5

    Технологическая карта интервьюирования учителя


    п/п

    Вопрос

    Ответы

    Методический комментарий

    1.

    Как часто в вашей школе проводятся мероприятия с элементами музыкально-театральной деятельности ?


    В школе мероприятия с элементами музыкально-театральной деятельности проводятся часто.

    Учитель понимает, что такое музыкально-театральная деятельность.

    2.

    Какие виды музыкально-театральной деятельности вы используете во внеурочной работе?


    Во внеурочной работе использую такой прием как инсценировка сказок, мультфильмов , произведений .

    Учитель во внеурочной деятельности применяет музыкально-театральную деятельность .

    3.

    Как вы считаете, влияет ли музыкально-театральная деятельность на формирование творческой активности детей ?

    Да, конечно, влияет.

    По мнению учителя, музыкально-театральная деятельность влияет на развитие творческой активности учащихся.

    4.

    Используют ли в своей работе музыкально-театральную деятельность учителя других классов?

    Да, используют. Особенно на уроках литературного чтения.

    Учителя других классов используют в своей работе музыкально-театральную деятельность

    По результату проведенного интервьюирования учителя, выяснилось, что учитель знает, что такое музыкально-театральная деятельность , применяет ее в своей работе как на уроках, так и во внеурочное время.

    Так же на первом этапе было проведено анкетирование родителей,

    Цель анкетирования родителей – выяснение того, насколько большое значение они придают развитию музыкально-театральной деятельности своих детей, считают ли они важным музыкально-театральное воспитание в общем развитии ребенка.

    По результату проведенного анкетирования родителей выяснилось, что в 15 семьях (50%) – придают большое значение формированию творческой активности своих детей, поощряют, участие детей в спектаклях, концертах, театральных постановках. В 8 семьях (26%) стараются формировать творческую активность , но делают это нерегулярно. В 7 семьях (24%) – не уделяют должного внимания формированию творческой активности своих детей.


    На этом же этапе было проведено интервьюирование школьников с целью выявления их музыкально-театральных интересов.

    По результатам интервьюирования школьников выяснилось, что у детей разные музыкально-театральные интересы, любят слушать громкую, веселую музыку, нравится под музыку придумывать театральные постановки , знают название некоторых театральных постановок и многие дети хотели бы попробовать себя в роли актеров театра , и они хотели бы посещать дополнительно музыкально-театральный кружок.

    На основном этапе я организовала музыкально-театральный кружок «Фантазия» и провела занятия на следующие темы:

    1. «Сказочный театр»

    2. ««Музыка и театр. Музыкальный спектакль. Музыкальная сказка "Колобок"»

    3. "В музыкальном театре"

    Заключение
    Предпосылками развития творческой активности является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий.

    Творческий потенциал – это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей.

    Одной из характерных черт творческой личности является самореализация, включающая две ее стороны: внешнюю (поведенческую) и внутреннюю (мотивационную), являющуюся результатом развития комплекса качеств, которые способствуют реализации творческого потенциала и выражаются в творческих способностях как в стержневых характеристиках личности.

    В решении проблемы эстетического становления личности вопрос формирования творческой активности занимает особое место, являясь целью всей системы эстетического воспитания: формирования способностей воспроизводить, оценивать и создавать эстетические ценности.

    Творческая активность – это квинтэссенция качеств личности, которые находят отражение в творческой деятельности, стимулирующие интерес и инициативу ребенка к созданию какого-либо художественного продукта, раскрывающие мотивацию, навыки и эмоциональную отзывчивость ребенка в творческой деятельности.

    Процесс формирования творческой активности личности происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.

    Музыкально-театральная деятельность – это организованный педагогический процесс, посредством которого ребенок развивает музыкальные и театрально-игровые способности, позволяет раскрыть в себе способности сопереживания, познания, эмоциональной отзывчивости, а также приобретает знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего освоения музыкального и театрального искусства.

    Специфика музыкально-театральной деятельности состоит в обучении ребенка в особой среде, которая является серьезной и благоприятной почвой для формирования творческой активности ребенка, так как музыкально-театральная деятельность непрерывно связана с деятельностью игровой. Именно в игре ребенок раскрывает заложенный в нем творческий потенциал, проявляет творческую активность и желание создания своего какого-либо творческого продукта, а также формирует опыт для дальнейшего обучения, учится работать и взаимодействовать в коллективе, уважительно относясь как к сверстникам, так и к старшим.

    Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах музыкально- театральной деятельности у детей развивается не только творческая активность, но и специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.), но и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, что повышает способность детей к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений.

    Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие творческих способностей. К таким условиям относятся:

    - организация сенсорного опыта детей, включение его в музыкально-игровую драматизацию;

    - использование творческих, проблемных ситуаций в условиях обеспечения единства индивидуальных и коллективных форм организации учебно-творческой деятельности учащихся.

    Таким образом, рассматривая педагогические возможности музыкально- театральной деятельности и ее роль в активизации учебного процесса, в формировании творческой активности у младших школьников, необходимо отметить, что в отличии от профессионального театра, основное влияние она оказывает на самих учеников, а не на зрителей, которых может и не быть.

    Если учитель сможет правильно организовать работу учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, если эта работа будет направлена на развитие творческого потенциала ребенка, его чувств и переживаний, то только в этом случае можно говорить об успешности обучения. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Главные развивающие факторы лежат в подготовительной работе, как раз в этом и состоит педагогическая функция музыкально- театральной деятельности на уроках музыки и во внеурочное время.  В настоящее время театрализованные формы активно используются при изучении русской литературы, иностранного языка, все популярнее становится фольклорный и дидактический театры.
    1   2   3


    написать администратору сайта