Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования.

  • Объект

  • Цель

  • Методы исследования: Теоретические

  • Эмпирические: – Анкетирование – Интервьюирование– НаблюдениеГипотеза

  • Глава 1. Теоретические и методические основы формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально- театральной деятельности

  • 1.3 Опыт работы педагогов по формированию творческой активности у младших школьников в процессе музыкально - театральной деятельности.

  • Программа Театра песни «Музыкальная страна».

  • дипломная работа. Формирование творческой активности у младших школьников в процессе музыкальнотеатральной деятельности


    Скачать 95.74 Kb.
    НазваниеФормирование творческой активности у младших школьников в процессе музыкальнотеатральной деятельности
    Анкордипломная работа
    Дата13.03.2023
    Размер95.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdiplomnaya_5_01_23 (1).docx
    ТипДиплом
    #985547
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Министерство образования и науки Алтайского края
    Краевое государственное бюджетное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Каменский педагогический колледж»

    ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Дипломный проект (работа)

    Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

    Выполнила студентка 192 группы

    Коноводова Мария Алексеевна_________

    Руководитель: Востокова Л.Г__________

    Работа допущена к защите «__»__20__г.

    Председатель ПЦК___________________

    Работа защищена «___» _____ 20_____г.

    Оценка___________________________

    Председатель ГЭК____________/_______

    ФИО (подпись)
    Камень-на-Оби 2023

    Содержание

     

     
    Введение…………………………………………………………………..3

    Глава 1. Теоретические и методические основы формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности

    1.1 Теоретические основы формирования творческой активности у младших школьников……………………………………………………7

    1.2 Методические аспекты формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности…………………………. ……………………………..…..17

    1.3 Опыт работы педагогов по формированию творческой

    активности у младших школьников в процессе музыкально-

    театральной деятельности ……………………...………………………23

    Глава II. Опытно - экспериментальная проверка влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников

    2.1 Организация и этапы проведения опытно –экспериментальной проверки влияния музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников……………………………………....27

    Заключение…………………………………………………………..……..

    Список литературы…………………………………………………………

    Приложение…………………………………………………………………

    Введение

    Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

    В современной школе все еще делается упор на усвоение учащимися готовой информации, образование понимается как трансляция ученику готового знания в виде специально отобранного социального опыта, что не способствует обогащению смысловой сферы, присвоению культурно-исторических ценностей, норм и традиций. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании и технологии образования, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, не востребованности их творческого потенциала.

    Младший школьный возраст, являясь сензитивным для развития креативности, личностного смысла, позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самореализации, самосовершенствования, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию творческой активности.

    Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

    Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

    Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

    Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

    В  области  музыкального  образования  проблема  развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л. Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников) , И.Б. Нестеровой (формирование социокультурных ориентаций) ,  О.Н. Соколовой - Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании),  А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры) ,   Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы). Однако возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.


    Актуальность исследования. Требования к развитию творческой активности у младших школьников нашли отражение в ряде государственных документов, в таких как ФГОС, Закон об образовании РФ № 273, Национальный проект Российской Федерации «Образование». В ряде этих документов указана потребность развития ребенка в творческой среде и обретения ребенком опыта в творческой деятельности. Однако, в приведенных документах подчеркивается необходимость в поисках новых и модернизации имеющихся форм воспитания детей в творческой среде. Акцентируя внимание на данной необходимости, следует сделать вывод о том, что на данном педагогическом этапе реализация этих требований в области музыкально-театрального искусства находится на недостаточно высоком уровне. На современном этапе социальное общество активно заинтересовано в развитии каждого ребенка, как личности, адаптируя общепринятые государственные программы под современные требования социума, объединяя с новыми гуманистическими, личностно ориентированными подходами к образованию.

    Объект: процесс формирования творческой активности у младших школьников.

    Предмет: музыкально-театральная деятельность как средство формирования творческой активности у младших школьников.

    Цель: выявить влияние музыкально-театральной деятельности на формирование творческой активности у младших школьников.

    Задачи:

    – проанализировать теоретические и педагогические основы формирования творческой активности у младших школьников;

    – обосновать методы, приемы и способы формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности;

    – раскрыть условия формирования творческой активности у младших школьников;

    – провести опытно-экспериментальную проверку влияния музыкально-театральной деятельности на формирования творческой активности у младших школьников.

    Методы исследования:

    Теоретические:

    Анализ учебно-методической, психологической и педагогической литературы по теме дипломной работы;

    – Систематизация методов, приёмов и способов формирования творческой активности у младших школьников.

    Эмпирические:

    – Анкетирование

    – Интервьюирование

    – Наблюдение

    Гипотеза: Если учитель в своей деятельности будет использовать музыкально-театральную деятельность, то этим он будет формировать творческую активность младших школьников.

    Глава 1. Теоретические и методические основы формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально- театральной деятельности

    1.1 Теоретические основы развития творческой активности у младших школьников

    Проблемы творчества привлекали внимание ученых ещё с давних времен и издревле изучались различными отраслями науки. Одними из первых, кто изучал феномен творчества, были философы античности. Основоположниками проблемы происхождения творчества являлись Платон и Аристотель.

    Также свой вклад в теорию творчества внесли австрийские, немецкие и французские философы, психологи. Существует теория бессознательной деятельности человека, основными авторами которой были А. Бергсон, А. Шопенгауэр. Следующий, кто внес вклад в теорию бессознательной и иррациональной творческой деятельности, был австрийский психолог З.Фрейд, немалый вклад в феномен творчества внес немецкий философ Г. Гегель.

    В отличие от иностранных исследователей, в русской философии вопрос творчества воспринимался неоднозначно. Так, к примеру, Н. А. Бердяев считал, что сфера творчества не огранивается одним лишь искусством: «Творчеством должны быть проникнуты все сферы деятельности и самопроявления человека, не только искусство, но и мораль, познание. Хотя лучше всего сущность творческого акта раскрывается в художественном творчестве».[12,25] Бердяев привнес свою, абсолютно новую концепцию творчества и совсем иначе подходил к его смыслу: «Творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога» . [12,25] Закладывая теологическое зерно в теорию творчества, он также считал, что каждый человек имеет врожденную гениальность, которую необходимо раскрыть в себе творческой активностью, или же, как говорил сам Н. А. Бердяев: «победить все лично-эгоистичное и лично-самолюбивое, всякую оглядку на других» . [12,28] Данная теория в корне меняет суть самопознания, подталкивает к осмыслению подходов развития и раскрытия в себе творческой одаренности.

    Одной из значимых работ по теории творческой активности является концепция Д. Б. Богоявленской. Она выделяет три уровня познавательной активности, являющиеся этапами становления творческой активности личности . [14,93]

    Первый уровень называется стимульно-продуктивный уровень деятельности. Данный уровень обуславливается каким-либо внешним стимулом, когда в определенной ситуации пассивный субъект может стать активным участником творческого процесса.

    Второй уровень эвристический, он предполагает эмпирическое открытие, проявление интеллектуальной инициативы, которая не стимулирована внешними факторами и субъективной оценкой результатов деятельности. Третий - креативный (или собственно творческий) уровень развития творческой активности обуславливается эмпирический обнаруженной закономерностью, которая становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а его проблемой, самостоятельной целью исследования, определителем последующего творческого процесса.

    Исходя из этого, первый уровень не может называться собственно творчеством, поскольку он имеет только зачатки к дальнейшему развитию личности. Второй уровень направлен на получение конечного результата, продукта творческой деятельности, то есть на её продуктивность. Субъект, по достижению данного уровня, получает положительный эмоциональный опыт от полученного результата творческого процесса.

    И третий уровень творческой активности имеет мотивацию в самом процессе творчества, и при этом субъект в любом случае получает положительную отдачу от процесса творчества, каким бы ни был его результат и внешний стимул.

    Г. И. Щукина считает, что активность школьника развивается на протяжении всего процесса становления личности. Все существенные изменения в активности ребенка отражаются на его деятельности, а развитие личности выражается в состоянии ее активности. В своей концепции Г. И. Щукина руководствуется традиционно принятой классификацией методов обучения и обозначает следующие уровни активности: - репродуктивно-подражательная активность, суть которой заключается в накапливании опыта деятельности посредством опыта другого человека, а усвоение образцов следует с человеком на протяжении всей жизни, но уровень активности личности здесь недостаточен; - поисково-исполнительская активность, в ней имеет место значительная степень самостоятельности, которая выражается в принятии задачи и нахождения решения и средств ее выполнения; - творческая активность, которая является высшим уровнем, поскольку школьник сам может выставлять задачи и находить пути решения новыми, нестандартными и оригинальными способами. [37,14]

    Таким образом, в изученных выше работах, ведущим и самым высоким является творческий уровень, что позволяет рассматривать творческую активность и ее развитие в процессе разнообразной деятельности детей.

    Деятельность – это активное состояние человека, и именно при помощи разных видов деятельности проявляется активность, что наталкивает на необходимость рассмотрения взаимосвязи активности и деятельности. Стоит отметить принципиальную разницу понятий активность и деятельность. Если же деятельность происходит из потребности в каком-либо предмете, то активность же производится из потребности в деятельности. Именно активность является движущей силой, которая позволяет пробудить в каждой личности ее скрытый потенциал.

    Л. С. Выготский[20,47] описывает два подхода к рассмотрению процесса детского творчества. С одной стороны он акцентирует внимание на значимости культивирования творческого воображения, с другой стороны отмечает, что процесс воплощения образов, создаваемых творчеством, нуждается в особой культуре. По мнению Выготского,детское творчество может развиваться в правильном русле и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать только в том случае, если обе вышеописанных стороны будут развиты одинаково продуктивно. Он также отмечал очень важную деталь, что, к примеру, при рассмотрении детского рисунка стоит не только восхищаться их непосредственностью, но и необходимость отличать силу воображения от слабости критической мысли . [20,32]

    А. Л. Маслов считал, что в педагогическом процессе на первом плане должна находиться творческая активность детей, а не приобретение научных познаний. Он отмечал, что ребенок смотрит на мир в первую очередь скорее глазами художника, нежели глазами ученого. По мнению Маслова, активность есть творчество, следовательно, духовный рост личности также является творчеством. Он подмечал, что в основе всей созидательной деятельности детей, поддерживаемой на уроке, должно лежать творчество. Он предлагал виды деятельности, в которых, по его мнению, должен использоваться творческий подход – сочинение мелодии на текст, исполнение песен на свой лад, совместное сочинение, написание окончаний фраз, написание мелодий на заданный ритм с текстом . [32,29]

    Так же, как и А. Л. Маслов, С. Т. Шацкий отмечал значимость творческой активности в деятельности детей . Он видел проявление процесса творческой деятельности во время рассказа ребенка на уроке и во внеурочное время. Шацкий считает, что ребенок – это маленький автор, творческую активность которого поддерживает учитель. По его мнению, именно педагог должен способствовать укреплению в ребенке всех его положительных проявлений творчества и, именно, педагог должен поддерживать творческую активность своего ученика.

    Г. М. Цыпин считал, что в процессе музыкальной деятельности педагог должен активизировать учащегося, а именно научить его слушать себя и переживать совершающиеся в музыке процессы. Такой подход способствует углублению и дифференцированию способности учащегося-исполнителя, помогает научить его вслушиваться в свою игру, переживать и осмысливать различные звуковые модификации. Цыпин считает, что именно педагог способен формировать активное мышление своего подопечного в самостоятельное, а затем и творческое мышление, в процессе развития музыкального творчества .[36,51]

    С. Л. Рубинштейн считал, что творческий процесс как деятельность человека направлена на создание какого-либо нового продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Он отмечал, что возникающая в результате творческой деятельности новизна может иметь как объективный, так и субъективный характер. [35,33]

    Объективную ценность несут в себе такие продукты творчества, в которых раскрываются до сих неизвестные закономерности окружающей действительности. Устанавливается и поясняется связь между теми явлениями, которые считались не связанными между собой, создаются произведения искусства, которые не имеют аналогов в истории культуры.

    Субъективная ценность продуктов заключается не в том, что продукт нов сам по себе, а в том, что он нов для человека, который впервые его сотворил. Продукты детского творчества в большей степени приобретают субъективный характер, будь то область лепки, рисования, или же сочинения стихов и песен.

    С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что необходимо учитывать важность субъективного детского творчества, так как оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, приобретшего данный результат. Творческая деятельность неразрывно связана с личностным ростом, поэтому в этом заключается субъективная ценность продуктов детского творчества .[35,43]

    В. И. Петрушин .[ 33,16] выделил три вида музыкального мышления:

    1. Наглядно-образное. Данный вид чаще всего используется в процессе восприятия музыкального материала;

    2. Наглядно-действенное. Этот вид проявляется в момент исполнения музыкального произведения человеком;

    3. Абстрактно-логическое. Вид, который активизируется во время сочинения и импровизации.

    Не менее интересную концепцию выдвигает Е. В. Назайкинский . Он считает, что важнейшим составляющим музыкального мышления является восприятие. А одним из главных условий восприятия музыки в целом, ее понимание происходит за счет связи восприятия и личного музыкально-жизненного опыта. Анализируя жизненный опыт музыканта, Назайскинский выделяет три взаимосвязанных стороны: - сенсорная (опыт органов чувств); - кинетическая (моторно-динамический опыт); - социальная (опыт общения, эмоциональных отношений, этический и моральный опыт, опыт восприятия произведений искусств).

    Д. Б. Кабалевский в своей концепции музыкального развития детей акцентировал внимание на необходимости поддержания любого стремления ребенка к творчеству, каким бы наивным и несовершенным ни был результат этого опыта. [26,19]

    Приверженцем этой же концепции был и Б. Л. Яворский, который подчеркивал, что при воспитании ребенка одной из самых ключевых задач является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои жизненные потребности и жизнеощущения. Если творчество теряет свою непосредственность или затухает, то оно не поддается ни обучению, ни направлению. Яворский считал каждую форму проявления творческой инициативы в процессе детского развития чрезвычайно ценными. Особенно важной формой он считал музыкальное творчество, в процессе которого ребенок овладевает музыкальной речью . [38,26]

    Н. А. Ветлугина, А. И. Катинене, О. П. Радынова, М. Л. Палавандишвили обосновали в своих исследованиях необходимые условия возникновения детского творчества. По их мнению, этими условиями являются: накопление впечатлений от восприятия искусства, являющиеся образцом для творчества и его источником, а также опыт исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей происходит развитие музыкальных способностей, они приобретают необходимые умения, навыки и знания, способствующие возможности выражения своих собственных музыкальных впечатлений. Вышеупомянутые авторы определили следующие этапы развития детского творчества: от заданий, которые требуют первоначальной ориентации в творческой деятельности, к заданиями, которые способствуют освоению способов творческих действий, поиску решений, и к заданиям, которые рассчитаны на самостоятельные действия детей, использование сочинений мелодий в жизни .[18,17]

    Для исследователей и педагогов-практиков существенную и высоко оцененную роль играет воспитательное значение детского творчества. Б. Л. Яворский считал, что в первую очередь воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в самом процессе, ибо он дает учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка.

    Б. В. Асафьев был приверженцем того, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей .[9,47]

    Н. А. Ветлугина имеет свой взгляд на вопрос творчества. По ее мнению, творчество является важным условием и средством развития у детей способности образного видения мира. Она предлагает анализировать творчество детей по следующим трем параметрам: - отношение к творческой деятельности, интерес и способности ребенка; - показатели качества творческой деятельности; - показатель качества продукта творчества.

    Активным средством развития творческой активности у ребенка являются творческие задания. Педагог вызывает интерес у учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для того, чтобы активизировать интерес и инициативу у детей, им предлагаются творческие задания, представленные в разных формах.[18,20]

    Одна из самых наиболее доступных форм творческого задания – это игра, она позволяет создавать на занятиях атмосферу непринужденности и эмоциональной отзывчивости ребенка, наиболее полно раскрывая его творческие возможности. Давая характеристику детскому художественному творчеству и подчеркивая его непосредственную связь с игрой, Л. С. Выготский также писал о том, что: «Ребенок редко работает над своим произведением долго, чаще творит его в один прием».[20,7] Сюжеты и образы, которые предназначены для импровизации детей и творческих заданий, как привило, основываются на восприятии ребенком мира, связаны с игровыми ситуациями и использованием сказочных и фантастических героев.

    Т.А. Жданова обосновывает роль педагога в воспитании учащихся активными участниками учебного процесса, активными в мышлении, в действии, в эмоциональной реакции. Автор отмечает, что необходимо научить детей мыслить самостоятельно. Наиболее эффективным методом развития самостоятельности автор считает использование на занятиях творческих заданий. Жданова предлагает использовать в интонационно слуховой деятельности упражнения, по типу зарисовки высоты звуков штрихами на доске, рисунок ступенек «лесенки», пение «по пальцам» . [25,71]

    Т. С. Комарова и А. И Савенков рассмотрели коллективное творчество детей и отмечают значимость занятий детей в коллективе, в совместной деятельности. По мнению авторов, такой вид деятельности способствует формированию у ребенка способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства и переживания, оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, способность понимать и ценить доброжелательное отношение как к себе, так и к другим людям . [30,21]

    Л. А. Большакова отмечает несколько благоприятных условий для успешного саморазвития ребенка в творчестве. К этим условиям относятся: создание ситуации выбора, использование различных заданий и упражнений на воображение, организация сотворчества в детском коллективе, и сама творческая личность педагога . Также в педагогической деятельности уделяется внимание не только развитию творческой активности, но и творческого мышления.[17,9]

    Б. В. Асафьев считал, что музыкально творческий процесс необходимо организовывать как целостный процесс развития творческого потенциала и творческого инстинкта. По его мнению, суть музыкально-творческого развития выражается не в том, чтобы просто сочинять музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы имело место воспитание музыкально-творческого инстинкта. Такой инстинкт у детей проявляется в стремлении меньше созерцать или механически выполнять назначенное, но с охотой самим участвовать и привносить свое .[9,88]

    Л. В. Школяр, Е, Д. Критская, М. С. Красильникова, В. О. Усачева рассматривают музыкальную деятельность детей с точки зрения процесса, способствующего формированию ребенка как личности. Авторы считают, что «очень важно, чтобы уже в школе ребенок состоялся как личность, как Музыкант, проходя по смыслу и по сути весь путь становления Музыканта, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучились уже состоявшиеся Музыканты – Композиторы, Исполнители, Слушатели» .

    Таким образом, рассмотрев множество теорий и концепций различных авторов, можно сделать заключение, что исследователи выделяют значимость развития творческой активности детей, как в общей психологии и педагогике, так и в музыкальной. Данная проблема заключена во многих видах образовательных институтов, где выявляются и используются эффективные методы и приемы для развития творческой активности детей. Многие исследования показали, что авторы отмечают и обосновывают единый подход к организации творческого процесса в различных условиях: в основном и в дополнительном (музыкальном и художественном) образовании, в интеграции образовательного процесса.

    1.2Методические аспекты формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности

    Музыкально-театральная деятельность является квинтэссенцией нескольких видов искусств. Она вобрала в себя и литературу, и музыку, и театральное искусство.

    Музыкально-театральная деятельность тесно связана с игровой деятельностью, которая является неотъемлемой частью воспитания ребенка. Именно в игре ребенок приобретает богатый опыт для дальнейшего развития и следующих ступеней жизни. Помимо творческой деятельности, раскрывающейся в процессе музыкально-театрального искусства, ребенок получает коммуникативный навык, учится работать в коллективе, раскрывает свой творческий потенциал. Данный факт делает музыкально-театральную деятельность серьезной почвой для воспитательного процесса.

    Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или иных характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого художественного образа. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, звуков, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создают творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

    В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них успехом.

    Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

    Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

    Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться со злом и побеждать. Сказка – это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей старания, фантазии. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям. Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности.

    Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатления ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.

    Театральная деятельность - важное средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях.
    Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение малого фольклорного жанра всегда имеет нравственную направленность (воспитывает доброту, дружбу и другие качества).


    На уроках и во внеурочное время необходимо применять методы, с помощью которых у детей будет развиваться творческий потенциал:

    Слушание музыки. Это один из основных видов деятельности на музыкальных занятиях. Во время слушания музыки ребенок слышит не только то, что композитор вложил в свое произведение, но он также придумывает свои собственные образы и ассоциации, которые вызвала у него та или иная мелодия. Все это происходит благодаря воображению, а для того, чтобы развитие потенциально было более эффективным, то учеников можно попросить в качестве домашнего задания нарисовать или написать рассказ о полученных впечатлениях после прослушивания музыкального произведения.

    Пение. Основной вид деятельности на музыкальных занятиях, который также способствует творческому развитию учащихся. Во время пения дети развивают свои голосовые данные, улучшают внимание и память, так как для того, чтобы песня была успешно исполнена, нужно выучить текст, мелодию и другие важные нюансы, которые указал композитор.

    Игра на музыкальных инструментах. Этот вид деятельности вызывает самый большой интерес у учащихся. Использование музыкальных инструментов вносит разнообразие в ход урока, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, слуха, а также стимулирует детей проявлять инициативу к творчеству. В этом случае этот метод работы на уроке, является одним из более эффективных в развитии творческого потенциала. Ребенок непосредственно сам является автором и исполнителем произведения. Он создает музыку, которая звучит у него в голове, в его воображении и передаёт её через мир разнообразных музыкальных инструментов. Он творец чего-то нового, необычного.

    Импровизация. С помощью данного метода можно быстрее всего развить творческий потенциал на музыкальных занятиях. Импровизировать можно с движениями, с музыкальными инструментами, с интонацией. Самым большим преимуществом данного метода можно считать то, то дети очень любят импровизировать и делают это не только те ребята, которые хороши в музыке, но и те, у которых музыкальные способности развиты в меньшей степени. В этом виде работы ребенок не боится того, что он плохо или нечисто споет, потому что в данном случае это не имеет значение, главное тут то, что он сможет раскрепоститься и проявить свое творческое начало в полной мере.

    Если педагог проявил творческий подход к уроку и сумел заинтересовать учащихся, то у них будет усиливаться мотивация для поиска ответа, а это в свою очередь активизирует творческую деятельность. Особую роль играют мотивы, которые базируются на основе соперничества. Необходимо приобщать ребят к театральной деятельности уже на занятиях по обучению грамоте, использовать театрализацию при знакомстве с русскими народными сказками. С первоклассниками ставить небольшие кукольные спектакли и инсценировки : «Колобок», «Репка», «Лиса и заяц», сказки в стихах (С.Маршака «Теремок» и т.д.). Привлекать родителей в подготовке декораций и костюмов.

    Театральная игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность играющего, она приобщает детей к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого у детей формируются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую силу влияния на ребенка.

    Классификация, разработана О. С. Газманом [21,23] . По его мнению, игры, которые применяют в работе с детьми, нужно разделять на:

    1. Сюжетно-ролевые игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты. Особенное значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.

    2. Игра – труд. Данный вид игры определяется как работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

    3. Дидактические игры. Данный вид несет преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития. Эти игры специально создаются педагогикой (народной в том числе) в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы; настольно – печатные и логические игры; словесные – игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.

    4. Игры – забавы и развлечения.

    5. Игры – драматизации представляют собой развитие какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим), их называют театрализациями.

    Начиная с простых несюжетных игр, переходя к более сложным сюжетно-ролевым играм и играм-спектаклям, ребенок все больше прогрессирует в развитии своей личности и раскрытии творческого потенциала, что позволяет ему выразить эмоции, мысли, чувства, интересы и переживания, основанные на опыте восприятия музыкального искусства.
    Синтез искусства, эстетики и игровой деятельности дает нам художественную игру. Именно из художественной игры и прорастает музыкальная деятельность, в том числе и музыкальная игра. Почвой для творческой деятельности и развития творческой активности, воображения детей являются музыкально-театральные занятия, на которых превалирует музыкальная игра. Именно музыкальная игра воспитывает эстетическое восприятие и художественные вкусы у детей. В процессе игры возникает эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал, которая позволяет ребенку передать выразительность игрового образа, в зависимости от характера произведения.

    Таким образом, музыкально-театральная деятельность является серьезной и благоприятной почвой для формирования творческой активности ребенка, так как музыкально-театральная деятельность непрерывно связана с деятельностью игровой. Именно в игре ребенок раскрывает заложенный в нем творческий потенциал, проявляет творческую активность и желание создания своего какого-либо творческого продукта, а также формирует опыт для дальнейшего обучения, учится работать и взаимодействовать в коллективе, уважительно относясь как к сверстникам, так и к старшим.
    1.3 Опыт работы педагогов по формированию творческой активности у младших школьников в процессе музыкально - театральной деятельности.

    В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах многих специалистов.

    Мы проанализировали программу, написанную учителем высшей категории Данейкиной Л. А. МКОУ «Лицей № 37» г. Саранск, 2018г., НЕ МОГУ НАЙТИ ПРОГРАММУ эпиграфом к которой она взяла цитату Д. Б. Кабалевского : «Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причём воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, чувство дружбы к народам других стран». [26,39]

    Программа Театра песни «Музыкальная страна».

    Цель программы: - познакомить детей с новой формой исполнения песен, развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности. Обогащать представление об окружающем мире через театрализацию песни.

    Задачи программы:

    -раскрыть перед детьми целый мир новых представлений и чувств с помощью народной и национальной песни и песен современных композиторов;

    - в процессе пения развивать у детей музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма;

    - в исполнении развивать творческую самостоятельность при создании образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;

    - развивать чувство коллективизма с помощью хорового пения.

    Для достижения данной цели и задач она создала необходимые условия (интерьер, костюмы, иллюстрации и т. д.), которые помогают детям погрузиться в мир театра песни.

    Программа строится на формировании мировоззрения, большое внимание отводится непосредственному восприятию песен. Слушание их в записи, просмотр видеосъемок, организации встреч с исполнителями. Во время репетиционной работы происходит развитие певческих навыков, активизируются артистические задатки детей.

    Программа способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведет к импровизации. Дети с большим удовольствием принимают участие в театральных постановках и развлечениях, в свободной деятельности и выступая на театральных сценах.

    Также мы проанализировали программу по внеурочной деятельности учителя Ивановой Г. А. МБОУ «Гимназия № 3» г. Вилюйск. Находятся программы других городов или других учителей ,не могу найти нужную.

    «Театр песни «Интер»

    Цель программы:

    Приобщение воспитанников к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей, а также создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников.

    Задачи программы:

    · Формирование устойчивого интереса к пению

    · Обучение выразительному пению

    · Обучение певческим навыкам

    · Развитие слуха и голоса детей.

    · Формирование голосового аппарата.

    · Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

    · Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

    · Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

    · Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

    Содержание программы

    В этой программе подробно расписаны темы на первый год обучения, например,

    Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

    1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

    1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов.

    1.3. Строение голосового аппарата.

    Тема II. Формирование детского голоса.

    2.1. Звукообразование.

    2.2. Певческое дыхание.

    2.3. Дикция и артикуляция.

    2.4. Речевые игры и упражнения

    2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

    Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

    3.1. Работа с народной песней.

    3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков.

    3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.

    3.4. Работа с солистами.

    Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

    Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

    Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

    В программе большое внимание уделено музыкально – игровой деятельности, театрализации песен.

    Так же в этой программе предложен примерный репертуар, который подобран в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Таким образом, проанализировав две программы мы пришли к выводу что для формирования творческой активности детей в процессе приобщения к музыкально-театральной деятельности больше подходит программа по внеурочной деятельности Театра песни «Интер», так как в ней более подробно прописано тематическое планирование, рекомендуются методы и приемы работы с детьми по развитию музыкальных навыков, дано описание по театрализации песен и предложен примерный репертуар для работы с детьми.

    Сделав анализ учебно-методической, психологической и педагогической литературы мы пришли к выводу о том, что значимость развития творческой активности детей, как в общей психологии и педагогике, так и в музыкальной очень важна. Данная проблема заключена во многих видах образовательных институтов, где выявляются и используются эффективные методы и приемы для развития творческой активности детей. Многие исследования показали, что авторы отмечают и обосновывают единый подход к организации творческого процесса в различных условиях: в основном и в дополнительном (музыкальном и художественном) образовании, в интеграции образовательного процесса.

    В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении праздников, классных часов, так и уроков. Обе формы обучения (урочная и внеклассная) направлены на один объект - личность учащегося. В урочной работе реализуется творческий потенциал учебного материала, активизируя его воспитательную функцию.

    Почвой для творческой деятельности и развития творческой активности, воображения детей могут являться внеурочные музыкально-театральные занятия, на которых превалирует музыкальная игра. Именно музыкальная игра воспитывает эстетическое восприятие и художественные вкусы у детей. В процессе игры возникает эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал, которая позволяет ребенку передать выразительность игрового образа в зависимости от характера произведения - в итоге активизируются творческие способности детей.

      1   2   3


    написать администратору сайта