Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ 1.1 Основные характеристики деловой игры.

  • 1.2 Разработать сценарий деловой игры к теме Формирования гражданской ответственности.

  • курсовая. Моя курсовая 2019. "Формирования гражданской ответственности"


    Скачать 338.62 Kb.
    Название"Формирования гражданской ответственности"
    Анкоркурсовая
    Дата28.11.2021
    Размер338.62 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМоя курсовая 2019.doc
    ТипСценарий
    #284417
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    ð›ð¸ð½ð¸ñ 1 ðŸð¾ð»ð¸ð»ð¸ð½ð¸ñ 2 ðŸð¾ð»ð¸ð»ð¸ð½ð¸ñ 16

    Оглавление:
    ВВЕДЕНИЕ………………..……………………… …………………….5-7

    1. ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

    1.1. Основные характеристики деловой игры..................................8-11

    1.2. Разработать сценарий деловой игры по теме “Формирования гражданской ответственности”................................................................…....12-21

    1.3. Методы деловой игры и ее введения в процесс обучения........22-24

    1.4. Подготовка к проведению деловой игры и роль ведущего в процессе игры....................................................................................................24-26

    2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

    2.1. Личностная автономия ведущего и ее проявления в процессе проведения деловой игры.................................................................................27-28

    2.2. Реализация психолого -педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки.......................................................................................................29-32

    2.3.Некоторые советы и рекомендации разработчикам и пользователям ДИ.......................................................................................................................33-34

    3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ:

    3.1. Характеореологические особенности сплаченного классного коллектива...........................................................................................................35-46

    3.2. Разработать систему мер по формированию дружественного сплочённого классного коллектива..................................................................47

    3.3.Этап формирования коллектива.......................................................48-60

    4. Выводы………………………………………………………………..61-62

    5. Список используемой литературы………………………………….63

    6. Приложение…………………………………………………………..78-80

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Актуальность выбранной нами темы мы видим в том, что, во-первых, деловая игра это эмоциональная опора личности, во-вторых, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении, сплочении классного коллектива и самореализации взрослеющего человека.

    Объект исследования: являются учащиеся.

    Предмет исследования: является деловая игра как средство формирования дружественного сплочённого классного коллектива.

    Цель исследования: нашей работы является изучение деловой игры как метода обучения взаимодействия участников классного коллектива друг с другом.

    Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

    1.Дать понятие характеристики деловой игры.

    2.Выяснить характеристику ведущего процессе проведения деловой игры.

    3.Разработать систему мер по формированию дружественного сплочённого классного коллектива.

    4.Разработать рекомендации по формированию дружественного сплоченного классного коллектива.
    В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.
    При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой, реже - управленческой или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра". Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. В основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры.
    Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально - психологического тренинга - с другой. Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию.

    Отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно - деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся).
    С психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

    1.ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

    1.1 Основные характеристики деловой игры.
    Деловая игра - это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.
    Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, ролевой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.
    Понятие «модель», используемое в определении деловой игры, трактуется в отечественной литературе как «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы -оригинала»

    1. Модель - это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.
    Что касается «имитации», то она представляет собой приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемое ЭВМ, человеком или ими обоими.

    А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

    В зависимости от того какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, деловые игры классифицируют на производственные (управленческие), Учебные, исследовательские и диагностические (аттестационные).
    В литературе выделяются основные характеристики ДИ:

    1) моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих решений.

    2) Распределение ролей между участниками.

    3) Различие ролевых целей при выработке решений.

    4) Взаимодействие участников исполняющих те или иные роли.

    5) Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

    6) Коллективная выработка решений участниками игры.

    7) Единая общая цель.

    8) Много альтернативность решений.
    Деловые игры могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов.
    С помощью применения деловых игр можно определить:

    уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

    наличие тактического и (или) стратегического мышления;

    скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

    способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

    способность прогнозировать развитие процессов;

    Особенности ДИ выражаются в следующих принципах:

    • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства.

    • принцип проблемности содержания учебной ДИ

    • принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия.

    • принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров

    • принцип двуплановости игровой учебной деятельности.


    Классификация деловых игр. Существуют различные классификации деловых игр. В зависимости от области исследования, каждый исследователь кладет в основу классификации те свойства деловой игры, которые он исследует, а также немаловажно и понимание исследователем самого понятия игра. Классификацию игр можно проводить: по количеству игроков, количеству стратегий, характеру взаимодействия игроков, характеру выигрыша, количеству ходов, состоянию информации и т.д. По характеру взаимодействия игры делятся на: бескоалиционные: игроки не имеют права вступать в соглашения, образовывать коалиции; коалиционные (кооперативные) – могут вступать в коалиции.

    Известна еще одна классификация деловых игр как метода активного обучения. В зависимости от признака, положенного в основу деления, различают:

    1. По функциональному назначению:

    – учебные деловые игры;

    – производственные;

    – организационно-деятельностные;

    – исследовательские.

    2. По степени реальности игровой модели:

    – конкретные (практические);

    – абстрактные (теоретические).

    3. По сложности игровых процедур:

    – простые (ограниченное число участников, одна проблема);

    – сложные (множество участников, проблемных ситуаций, внешняя экспертиза и т. д.).
    1.2 Разработать сценарий деловой игры к теме Формирования гражданской ответственности.




    п/п

    Название структурной составляющей деловой игры

    Содержание структурной составляющей деловой игры

    1

    2

    3

    Подготовительный этап

    1.

    Тема и цель игры

    Тема: «Правовой турнир»

    Цель: « углубление правовых знаний учащихся»

    2.

    Задача игры

    Мероприятие разработано с целью формирования правовой культуры учащихся с основными правами  человека.

    Ее задачи:

    • Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;

    • С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;

    • Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

    • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

    • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;

    • Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.




    3

    Характеристика объекта имитации

    Имитационной моделью в данном случае выступает работа педагога по созданию таких условий в, которых имеется разработанное мероприятие с целью формирования правовой культуры учащихся с основами прав  человека.

    Объект имитации характеризуется по средствам помощи педагога в правовом образовании учащихся .Осуществляется через организацию разнообразных форм педагогической деятельности, в том числе и активных, к которым относятся деловые игры.

    Объект имитации характеризуется конфликтами между:

    • Способами представления информации в области конструирования деловых игр;

    • Потребностями и возможностями учащихся;

    • Теорией и практикой деловых игр;

    • Традицией и нововведениями;

    • Энтузиазмом и предубеждением.

    4.

    Характеристика игровой ситуации

    Действия обучающихся в рамках таких моделей способствуют формированию правовой культуры обучающихся направленной на решение ряда конкретных задач. Таких как вооружение учащихся системой гражданско - правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе; воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе; формирование внутренней потребности в гражданской ответственности.

    5.

    Оборудование и необходимые материалы

    Игровая карта для жюри и задания для участников; мультимедиа проектор;

    грамоты и благодарственные письма участникам.


    6.

    Характеристика игровых качеств участников

    Участники - исполнительные, креативные, активные, коммуникабельные, общительные.

    7.

    Критерии оценивания:выполняемых заданий, публичной защиты, коэффициента участия в коллективной роботе

    Творческий проект:соответствие целям; компактность структуры; правильность; рациональность; аккуратность; эстетичность.

    Защита проекта: ориентация в материале; культура речи; краткость; логичность и убедительность; выделение существенного; умение заинтересовать слушателей. Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания – 5 баллов, раскрыть понятие – 10 баллов, вопрос – ответ – 15 баллов, жюри из состава учителей записывает баллы и в конце подводит итоги игры.

    Основная часть

    1.

    Введение

    Оглашение темы

    «Правовой турнир»




    Правила игры

    Игра проходит в форме игровых ситуаций, которые решают участники занятия, ситуации нацелены на изучение, освоение, приобретения знаний и опыта в гражданско - правовых отношениях подрастающего поколения.

    Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.

    По окончанию игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.

    2

    Игровая ситуация 1.1

    Разминка - обсуждение 4 вопросов, сложить по итогу законопроект по заданной теме педагога и защитить его каждой команде.

    3

    Игровая ситуация 1.2

    Юридическая консультация.

    Командам предлагается решить юридические задачи за определённое время, презентовать их используя мультимедиа пространство.

    4

    Игровая ситуация 1.3

    Преступления из истории.

    Командам дается задание: определить, к какому виду права, административного или уголовного, относятся действия Геракла.

    5

    Игровая ситуация 1.4

    Из практики инспектора.

    Команды должны отыскать несоответствие,

    на основе которого инспектор нашел преступника.

    6

    Игровая ситуация 2

    Решить ситуацию заданную ведущим - «покинутая дача»

    7

    Игровая ситуация 2.1

    Решить ситуацию заданную ведущим - «Разбитая ваза»

    8

    Игровая ситуация 2.2

    Словесный портрет знаменитых сыщиков».

    По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика.

    9

    Игровая ситуация 3

    Найди ошибку.

    Командам нужно найти ошибки в тексте.

    10

    Игровая ситуация 3.1

    Ситуация (первой команде).

    Вы решили заняться бизнесом, перепродавая диски прямо в школе. Вас задержали, конфисковали товар и наложили штраф. Почему вас привлекли к ответственности? Какой кодекс действует?

    (Административный кодекс. С 16 лет. Торговля разрешена в определённых местах, нужно иметь сертификат качества, уплатить госпошлину в налоговую инспекцию. Если нет 16 лет, штраф платят родители).

    Ситуация (второй команде).

    Вы спускаетесь по лестнице из квартиры со своей собакой. Неожиданно собака бросается на человека, идущего вам навстречу, кусает его. Вас привлекают к ответственности. На основании чего? Какой кодекс?

    (Административный кодекс: собак выгуливать необходимо в наморднике. За данное деяние привлекают с 16 лет).


    11

    Игровая ситуация 3.2

    Ситуация (первой команде).

    Из озорства вы толкали в коридоре школы одноклассников. Один из ребят упал, получив при этом серьёзную травму головы. Вас привлекли к ответственности. На основании какого законодательного акта? С какого возраста? Если вы не достигли 16 лет?

    (Уголовный кодекс. Неумышленные телесные повреждения. С 16 лет. Если нет 16 лет, отвечают родители: за их счёт лечение пострадавшего, денежное возмещение морального ущерба)

    Ситуация (второй команде).

    На подоконнике в вестибюле школы лежит чужой пакет с вещами. Видя, что нет хозяина, вы берёте пакет и уносите домой. Находящиеся в нём куртку и сотовый телефон продаёте, учебники выбрасываете. Вас привлекают к ответственности. На основании чего? Какой кодекс?


    12

    Игровая ситуация 3.3

    Криминальное чтиво «Школа юных сыщиков»

    Ведущий задаёт вопрос болельщикам: угадай сказку, назови автора. Кто первый поднимает руку, тот отвечает. За правильный ответ 3 балла той команде, за которую болеет ответивший.

    Голова, отделённая от туловища, сама называет своего убийцу. Кто это?

    (Черномор. Пушкин «Руслан и Людмила»)

    Некая высокопоставленная особа выслеживает свою родственницу. Найдя её, отравляет. Умершую помещают в гроб, но она оживает. Как звали жениха девушки?

    (Елисей. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина не могут урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Какое это оружие?

    (Коса. «Заюшкина избушка»)

    Два брата из ревности убивают друг друга. Их престарелый отец хочет жениться на красавице, ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство был наказан мстителем, прилетевшим с неба. Кто это был?

    (Петушок. Пушкин «Петушок – золотой гребешок»)

    Несчастная, «отсидевшая по вине деда».

    (Репка: «Посадил дед репку...»)


    Заключительная часть

    1

    Анализ игры, оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков. Подведение итогов игры и фиксации результатов

    После того как каждая команда продемонстрировала свой проект - занятие по разработке гражданско - правового законопроекта по заданной теме ведущего, жюри оценивает каждую команду. Отдельное внимание уделяется тем командам, которые активно участвовали в обсуждении проектов команд противников.

    2

    Выдача задания на самостоятельною работу

    Вспомнить структуру создания правового проекта. Принести на следующее занятие разработку своего на произвольную тему.


    В качестве обратной связи учащихся с преподователем, можно предложить следующий тест из 12 вопросов изучаемых в процессе занятия:
    Позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
    Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе - 6 баллов.

    1 набор - основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
    2 набор - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

    1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

    2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

    3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.

    4. Подлежит административной ответственности.

    5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов).

    6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

    7. Имеет право на получение паспорта.

    8. Имеет право на вступление в брак.

    9. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

    10. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

    11. Имеет право на имя, отчество и фамилию.

    12. Приобретает право на гражданство.
    Правильный ответ: А - 11, 12; Б - 10; В - 7, 9; Г - 3, 4, 5, 6; Д - 2; Е - 1, 8.

    Подведение итогов.

    Просмотр видео ролика «Права в мультиках»позволит старшекласснику повысить свой интерес к теории государства и права, а также определить для себя готовность к общественно правовой деятельности, взаимодействия учащихся друг с другом в правовом поле. Закрепление полученных знаний, посредством деловой игры.

    Анкета «Как я знаю свои права?»





      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта