курсовая. Моя курсовая 2019. "Формирования гражданской ответственности"
Скачать 338.62 Kb.
|
1.3 Методы деловых игр: А). Деловая игра должна базироваться на реальном речевом материале, отражающем конкретную ситуацию общения в профессионально-трудовой сфере. Б) В деловой игре преобладает момент самообучения над обучением. Г) В деловой игре одними из ведущих являются принципы совместной деятельности и диалогического общения участников, последовательная реализация которых обеспечивает активное развертывание содержания этой игры. Д) Деловая игра предполагает взаимодействие ее участников. Назначение деловых игр Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность. Во-вторых создает динамичные орг. Модели. В-третьих более побуждает к решению намеченных целей. Многие процессы в управлении производства носят качественный характер. И поэтому не отражаются в статистических данных. Восполняет этот недостаток в какой-то мере деловая игра. Деловая игра позволяет выполнять следующие задачи : стимулировать активный профессиональный интерес участников игры к учебному процессу. глубоко анализировать конкурентную ситуацию и осуществлять поиск необходимой информации для принятия управленческих решений. изучать состав и отрабатывать в имитационном режиме взаимосвязь локальных управленческих решений и ожидаемых результатов их реализации. приобретать навыки интеллектуальной конкуренции в осуществлении менеджмента в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации. осваивать навыки использования современных информационных технологий при подготовке и реализации управленческих решений. Этапы ведения деловой игры. В любой деловой игре можно выделить следующие этапы ее проведения: введение в игру (участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом); разделение слушателей на группы (оптимальный размер группы 5-7 человек; в каждой выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли. Например, в игре Н. Борисовой "Доклад и дискуссия" у команды 7 ролей: "докладчик", "провокатор", "оппонент", "визуалист", "эксперт", "регистратор" и "организатор", а в игре А. Панфиловой "ЗАПРОС" каждая группа получает коллективную роль: "инноваторы", "оптимисты", "пессимисты", "реалисты" и т.п.); погружение в игру(слушатели получают "игровое задание", например: разработать "визитную карточку команды", подготовить мини презентацию, сделать комплимент партнерам по игре и т.д. или участвуют в тренинге на совместимость и срабатываемость); изучение и системный анализ ситуации или проблемы в каждой группе(участники получают материалы для анализа, установки поведения и правила игры); игровой процесс (в соответствии с принятой в каждой группе стратегией вырабатывается решение, разрабатывается и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются необходимые документы; общая дискуссия или пленум (происходит межгрупповое общение, каждая группа презентует и обосновывает свои решения или проекты, идет обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы); подведение итогов игры (необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно, если ее итоги подводит не только преподаватель — организатор игры, но и специалисты по исследуемой проблеме); рефлексия (важный фрагмент игры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, достижения, потери и приобретения); "выгружение из игры"(с этой целью командам предлагается разработать "Памятку", или "Уроки, которые можно извлечь", или "МАСТАК"). 1.4 Подготовка деловой игры: 1. Источниками деловой игры могут быть результаты исследования, проведенного на предприятии (например, результатов аудиторской проверки или маркетинга), печатные материалы, конкретная деятельность по управлению предприятием или персоналом. 2. Состав и количество участников игры зависит от анализируемой проблемы и целей (управленческих, педагогических, игровых и пр.). Уровень участников, их специализация и сфера практической деятельности должны соответствовать уровню решаемой проблемы. 3. Регламент определяется продолжительностью и этапностью ДИ. Как правило, деловая игра проходит от одного до нескольких дней, причем желательно без перерывов между днями и продолжительностью от 4 до 10 часов. 4. Сценарий ДИ или ее блок -структура включает в себя развернутое изложение сущности игры и последовательности ее реализации. Даются подробные инструкции организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учебных групп. Требования к преподавателю. Роль преподавателя при проведении деловых игр многогранна -организатор -инструктор до игры, аудитор - консультант во время игры, руководитель дискуссии и эксперт - аналитик при подведении итогов, разрешении конфликтов, возникающих в процессе игры. Такое разнообразие ролей требует от преподавателя не только профессиональной, но и психолого -педагогической и коммуникативной компетентности. Кроме того, очень важен этический аспект взаимодействия с взрослыми слушателями, так как преподавателю приходится оказывать им психолого -педагогическую поддержку при стрессогенных и фрустрационных ("крушение надежды") ситуациях, связанных с неправильным решением, непониманием, интеллектуальным или физическим переутомлением, находя для участников игры адекватные слова и демонстрируя позитивные чувства. Корректность должна демонстрироваться на всех этапах игры: при вмешательстве организатора в игровой процесс, при оценке деятельности, при "тупиковых" ситуациях и эмоциональной напряженности. Деловая игра должна проходить в творческой атмосфере, при эффективном и конструктивном взаимодействии всех деловых партнеров, на эмоциональном подъеме и достижении взаимопонимания. Только в этом случае ДИ становится не просто инструментарием, эффективной педагогической технологией, но и может быть полезна для привития навыков принятия решений и руководства, развития способности к сотрудничеству и групповой работе, самокоррекции и личностного развития. Система оценок в ДИ В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. Какие же стороны деятельности участников деловой игры необходимо оценивать: Эффективность сформированного участниками игры решения. Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр. Взаимодействие участников внутри игровых групп. Личностные качества участников деловых игр. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ 2.1 Личностная автономия ведущего и ее проявление в процессе проведения деловой игры Характеристика ведущего в процессе проведения деловой игры: Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры - он инструктор, в процессе игры - консультант, по ее окончании - судья, и наконец - руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков. Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра - это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом - роль ведущего. Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения. Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме. Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряжённости. Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно вводить специальные методы коллективного творчества (мозговой штурм, синектика и др.), психогимнастические упражнения. Некоторые психогимнастические упражнения могут быть направлены на регуляцию эмоционального состояния игроков, развитие их коммуникативных умений. Они используются ведущим исходя из анализа ситуации, сложившейся в игре. Как показывают исследования, эмоциональное состояние участников не зависит от инициативности и эмоционально -экспрессивных способностей в общении. В большей степени оно определяется эффективностью игры и социально-психологическими характеристиками игроков. Следовательно, эмоциональное состояние игроков в значительной степени зависит от качества управления игрой. При этом, тем не менее, необходимо минимизировать вмешательство ведущего в ход игры. Авторитарная позиция ведущего блокирует игровое поведение участников, снижает эффективность рефлексии в ходе обсуждения результатов. 2.2 Реализация психолого -педагогических принципов ДИ в процессе ее разработки Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей - имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Компоненты игровой модели - сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных производственных ситуаций или задач. Они могут содержать неявные альтернативы, противоречия, избыточные или неверные данные, требования преобразовать ситуацию в соответствии с более сложными или более простыми критериями, найти недостающую информацию и т.п. Проблемность содержания выступает объективной предпосылкой самостоятельного мышления каждого участника игры. Это "инструмент" развития теоретического и практического мышления специалиста. В деловой игре вместо передачи информации от преподавателя к студенту в совместной деятельности и диалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности получить не в состоянии. Неединственность интерпретации содержания игры каждым порождает дискуссию, в результате которой игровой коллектив успешно разрешает учебную проблему в рамках имитационной модели. Три последующих принципа - совместной деятельности, диалогического общения и двуплановости - соподчинены принципу игрового моделирования. Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности задает разработчику или ведущему требование выбора и конкретизации ролей, определения полномочий, ресурсов, интересов "должностных лиц". Все это должно быть воспроизведено соответствующим набором методических и психологических условий совместного или индивидуального принятия решений. ДИ - работа двух или большего числа людей. Процесс игры возможен только при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие. Принцип диалогического общения - необходимое условие игры. Каждый участник в соответствии с ролью высказывает свою точку зрения, свое отношение ко всем проблемам ДИ. В диалоге рождается процесс мышления. Его возникновение обусловлено наличием включенного в игру противоречия или проблемы. Задача разработчика и ведущего - создать оптимальные дидактические условия для возникновения диалога, перерастающего в полилог, дискуссию. Принцип двуплановости обязывает разработчика заложить в игру такие ситуации, при которых ее участники могли бы действовать сознательно и в любой момент отдавать себе отчет в том, что они поступают и как исполнители игровых ролей, и как будущие производственники. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. В зависимости от задач игры можно варьировать игровые и педагогические цели, усиливая игровой, учебный или профессиональный аспекты. Все зависит от замысла, реальной обстановки. Главное, чтобы игровые условия трансформировались в сознании обучаемых и превратились в стимулы деятельности реальных целей обучения и воспитания. Эффективность ДИ обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов. Тогда учебная ситуация осознается двояко, и эта двойственность максимально работает на решение учебных и воспитательных задач. Следует особо отметить социализующую функцию ДИ. Это школа коллективных отношений. Активность участников имеет социальную значимость, от нее зависит успех общего дела. Участники игры становятся конкретным социальным механизмом, носителем производственных отношений, складывающихся в коллективе. У деловых игр есть свои достоинства и недостатки и определенные области применения. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. (Вспомним любимое выражение производственников, обращенное к молодым специалистам: "Забудьте все то, чему вас учили в институте!") Сам предмет игры, подобно мячу или шайбе, должен играть с "играющими". Каково число участников ДИ? Опыт и исследования показывают, что оптимальное число участников - 30 человек, а в группе - 7 человек. Как проводить деловую игру? ДИ можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности. Творческая активность личности в ДИ стимулируется тем, что игра позволяет ощутить значимость своего "я". Закомплексованность и скованность на основе интереса сменяются активностью, собранностью. Этот интерес вызывает положительные эмоции, задает творческую направленность личности, увеличивает темпы и результаты эвристического мышления. В процессе игры наиболее полно реализуется один из важнейших принципов воспитания - принцип единства знаний и опыта. ДИ насыщает межролевое общение нравственно-психологическим содержанием и самоорганизует деловое сотрудничество. Развитие личности специалиста в процессе ДИ обусловлено рядом совокупных факторов, главные из которых: система специальной и личностной мотивации; возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу; возможность воссоздать целостную динамическую производственную ситуацию и действовать в ней. 2.3 Некоторые советы и рекомендации разработчикам и пользователям ДИ: 1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве. 2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной. 3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетенность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии. 4. Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой. Таблица 6.2 дает представление о рациональных приемах реализации игрового контекста в структурных элементах ДИ. 5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, что требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ. 6. Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса. 7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд. Помимо моделирования производственных ситуаций, связанных с формированием профессиональных умений специалистов принимать управленческие решения, организовывать производство, разрабатывать планы его развития, можно с не меньшим успехом моделировать предметное и социальное содержания осваиваемой профессиональной деятельности в инженерных деловых играх. Инженерные деловые игры могут стать целым классом учебных игр в техническом вузе. Их использование в учебном процессе позволяет задать предметный и социальный контексты профессиональной деятельности уже на первом курсе, определить условия развития теоретического и практического мышления инженера, его способности работать в коллективе, инициативы, ответственности. В числе общеинженерных умений можно назвать анализ профессиональных ситуаций, целеполагание, выбор оптимального решения технических задач, их вариантов, обработку и оформление данных, анализ и оценку достигнутых результатов. |