Главная страница
Навигация по странице:

  • Воззрение древних на природу (Гегель, История философии, т. I, – Греческая фи

  • Лр. Фридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)


    Скачать 4.53 Mb.
    НазваниеФридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)
    Дата16.05.2023
    Размер4.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYengels_F_Bibliotekavsem_Anti_Dyuring_Dialektika_P.a6.pdf
    ТипСборник
    #1135323
    страница39 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
    Из истории науки
    Необходимо изучить последовательное развитие отдельных отраслей естествознания. – Сперва астрономия которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов. Астрономия может развиваться только при помощи математики Следовательно, приходилось заниматься и математикой. – Далее, на известной ступени развития земледелия ив известных странах
    (поднимание воды для орошения в Египте, а в особенности вместе с возникновением городов, крупных построек и развитием ремесла развилась и механика Вскоре она становится необходимой также для судоходства и военного дела Она тоже нуждается в помощи математики и таким образом способствует ее развитию. Итак, уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством.
    В течение всей древности собственно научное исследование ограничивается этими тремя отраслями знания, притом в качестве точного и систематического исследования – только в послеклассический период (александрийцы, Архимед и т. д. В физике и химии, которые в умах тогдашних людей еще почти не отделялись друг от друга (теория стихий, отсутствие представления о химическом элементе, в ботанике, зоологии, анатомии человека и животных можно было пока что только собирать факты и по возможности систематизировать их. Физиология, лишь только удалялись от наиболее очевидных вещей, как, например, пищеварение ивы- деление, сводилась просто к догадкам это и не могло быть иначе, пока еще не знали даже кровообращения. – В конце этого периода появляется химия в первоначальной форме алхимии.
    Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы опять-та- ки обязаны производству. Во-первых, со времени крестовых походов промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы, химических (красильное дело, металлургия,
    алкоголь) и физических фактов (очки, которые доставили не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты.
    Можно сказать, что собственно систематическая экспериментальная наука стала возможной лишь с этого времени.
    Во-вторых, вся Западная и Центральная Европа, включая сюда и Польшу, развивалась теперь во взаимной связи, хотя
    Италия, благодаря своей от древности унаследованной цивилизации, продолжала еще стоять во главе. В-третьих, географические открытия, – произведенные исключительно в погоне за наживой, те. в конечном счете под влиянием интересов производства, – доставили бесконечный, до того времени недоступный материал из области метеорологии, зоологии, ботаники и физиологии (человека. В-четвертых, появился печатный станок
    407
    Теперь, – не говоря ужо математике, астрономии и механике, которые уже существовали, – физика окончательно обособляется от химии (Торричелли, Галилей, – первый, в зависимости от промышленных гидротехнических сооружений, впервые изучает движение жидкостей, – см. у Клерка
    Максвелла). Бойль делает из химии науку. Гарвей благодаря открытию кровообращения делает науку из физиологии (человека, а также животных. Зоология и ботаника остаются всё еще собирающими факты науками, пока сюда не присоединяется палеонтология – Кювье, – а вскоре затем открытие клетки и развитие органической химии. Благодаря этому сделались возможными сравнительная морфология и сравнительная физиология, и с тех пор обе стали подлинными науками. В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее время – так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории. Исследовать подроб-
    407
    Пометка на полях До сих пор хвастливо выставляют напоказ только то,
    чем производство обязано науке но наука обязана производству бесконечно большим. – Ред
    нее и развить это.
    Воззрение древних на природу
    (Гегель, История философии, т. I, – Греческая фи-
    лософия)
    408
    О первых философах Аристотель (Метафизика, кн. гл. 3) говорит, что они утверждают следующее:
    «То, из чего все сущее состоит, из чего, как из первого,
    оно возникает и во что, как в последнее, оно возвращается,
    то, что, как субстанция (ουσία), остается всегда одними тем же и изменяется лишь в своих определениях (παθεσι), – это есть элемент (στοιχειον) и начало всего сущего Поэтому они полагают, что ни одна вещь не возникает и не исчезает,
    так как всегда сохраняется одна и та же природа (стр. Таким образом, здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собой разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определен- но-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде.
    Цицерон говорит:
    «Фалес
    из Милета… утверждал, что вода есть начало вещей, а бог – тот разум, который образует все из воды («О
    природе богов, I, 10).
    408
    G. W. F. Hegel. Werke. Bd. XIII, Berlin, 1833.

    Гегель совершенно правильно объявляет это прибавкой
    Цицерона и добавляет:
    «Но вопрос о том, верил ли Фалес еще, кроме того, в бога, нас здесь не касается речь идет здесь не о допущениях,
    верованиях, народной религии и если бы даже они говорило боге, как об образователе всех вещей из воды, то мы бы отсюда ничего больше не узнали об этой сущности Это пустое слово, лишенное своего понятия, стр. 209 (около г.
    409
    ).
    Древнейшие греческие философы были одновременно естествоиспытателями Фалес был геометром, он определил продолжительность года в 365 дней, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. – Анаксимандр изготовил солнечные часы, особую карту (νσπιυειπου) суши и моря и различные астрономические инструменты. – Пифагор был математиком.
    У Анаксимандра из Милета, по Плутарху (Застольные беседы, VIII, 8), человек произошел от рыбы, вышел из
    воды на сушу (стр. 213). Для него αρχή και στοιχειον
    το άπειρον
    411
    причем он не определял (διορίζων) его никак воздух, никак воду, никак что-нибудь другое (Диоген
    Лаэрций, кн. II, § 1). (стр. 210) Гегель (стр. 215) правиль-
    409
    До хр. эры Подчеркнуто Энгельсом. – Ред Первоначалом и элементом было бесконечное (подчеркнуто Энгельсом). Ред
    но передает это бесконечное словами неопределенная материя (около 580 г.).
    Анаксимен
    из Милета принимает за первоначало и за основной элемент воздух который у него бесконечен (Цицерон, О природе богов, I, Из него все выступает ив него снова все возвращается (Плутарх, О мнениях философов, I, При этом воздух, αηρ = Подобно тому как наша душа, которая представляет собой воздух, сдерживает нас, так духи воздух сдерживают весь мир духи воздух означают одно и тоже (Плу- тарх)
    413
    . (стр. Душа и воздух рассматриваются как всеобщая среда около г.).
    Уже Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи ввоз- духе и воде (и, может быть, Анаксимандр в чем-то среднем между ними позже Гераклит – в огне, но ни один из них не в земле из-за ее сложного состава (δια την Метафизика, кн. I, гл. 8 (стр. Обо всех них Аристотель правильно замечает, что они оставляют необъясненным источник движения (стр. 218 и Дыхание, дух. – Ред Относительно сочинения «De placitis philosophorum» (О мнениях философов) в дальнейшем было доказано, что оно принадлежит не Плутарху, а како- му-то неизвестному автору (так называемый «Псевдо-Плутарх»). Оно восходит к Аэцию, жившему около 100 г. нашей эры
    следующие).
    Пифагор
    из Самоса (около 540 г число – основное на- чало:
    «Число
    есть сущность всех вещей, и организация вселенной в ее определениях представляет собой вообще гармоническую систему чисел и их отношений (Аристотель, Метафизика, кн. I, гл. 5 passim
    415
    ).
    Гегель правильно обращает внимание на смелость подобного утверждения, которое сразу устраняет все то, что представление считает сущим или сущностным (истинными истребляет чувственную сущность, полагая сущность в логической категории, хотя бы очень ограниченной и односторонней. (стр. Подобно тому как число подчинено определенным законам, так подчинена ими вселенная этим впервые высказывается мысль о закономерности вселенной. Пифагору приписывают сведение музыкальной гармонии к математическим отношениям. Точно так же:
    «В центре пифагорейцы помещали огонь Землю же они рассматривали как звезду, обращающуюся по кругу вокруг этого центрального тела (Аристотель, О небе, II, стр. Но этот огонь не был Солнцем тем не менее тут первая догадка о том, что Земля движется Подчеркнуто Энгельсом. – Ред В разных местах. – Ред

    Гегель о планетной системе:
    «…Математика до сих пор еще не в состоянии указать закон гармонии, определяющий расстояния. Эмпирические числа мы знаем точно но все имеет вид случайности, а не необходимости. Мы знаем приблизительную правильность расстояний, и благодаря этому было удачно предугадано существование еще некоторых планет между Марсом и Юпитером, там, где позднее открыли Цереру, Весту, Палладу и т. д. Но такого последовательного ряда, в котором был бы разум, смысл, астрономия еще не открыла в этих расстояниях. Она, наоборот, относится с презрением к мысли о таком изображении этого ряда, которое вскрывало бы в нем определенную правильность носам по себе это крайне важный пункт, и мы не должны отказываться от попытки найти такого рода ряд. (стр. При всем наивно-материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древнейших греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое,
    отличное от тела (они магниту приписывает душу, у Анак- симена она – воздух (как в Книге бытия, у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. И у пифагорейцев душа есть отщепившаяся частица эфира (απόσπασμα αιυεροξ)» (Диоген
    Лаэрций, кн. VIII, § 26–28), причем холодный эфир есть воз Между планетами Библия, Книга бытия, глава 2, стих 7.
    духа плотный образует море и влажность. (стр. Аристотель также и пифагорейцев правильно упрекает в следующем:
    Своими числами они не объясняют, каким образом возникает движение и как без движения и изменения имеют место возникновение и исчезновение или же состояния идей- ствия небесных вещей (Метафизика, кн. I, гл. 8). (стр.
    277)
    Пифагор, как говорит предание, открыл тождество утренней и вечерней звезды, а также то, что Луна получает свой свет от Солнца. Наконец, он открыл пифагорову теорему.
    «Говорят, что, когда Пифагор открыл эту теорему, он принес гекатомбу И замечательно, что его радость поэтому поводу была так велика, что он устроил большое празднество, на которое были приглашены богачи и весь народ.
    Теорема стоила того. Это было веселье, радость духа познания за счет быков. (стр. 279)
    Элеаты.
    * * *
    Левкипп и Демокрит
    419 418
    Жертву из ста быков. – Ред Эта заметка написана рукой Маркса и состоит из приведенных на греческом языке (по изданиям К. Таухница) цитат из сочинения Аристотеля «Метафизика»
    и из компилятивного труда Диогена Лаэрция О жизни, мнениях и изречениях

    «Левкипп и его сотоварищ Демокрит признают элементами полное и пустое, называя, например, одно сущим, другое же небытием, а именно полное и твердое (те. атомы) сущим, а пустое и разреженное – небытием. Поэтому они иго- ворят, что бытие существует отнюдь не более, чем небытие…
    Причиною же вещей является то и другое как материя. И подобно тому как мыслители, утверждающие единство основной субстанции, все остальное выводят из ее состояний…
    так и эти философы считают основные отличия (те. основные отличия атомов) причинами всех других свойств. А
    этих отличий они указывают три форму, порядок и положение А отличается от N формой, AN от NA – порядком от N – положением (Аристотель, Метафизика, кн. I, гл.
    4).
    Левкипп.
    Он первый выставил атомы как первоначала…
    и говорило них как об элементах. Он говорит, что из них возникают бесчисленные миры и снова на них распадаются.
    Возникают же миры следующим образом по мере отделения от беспредельного множество тел всевозможных форм несется в великую пустоту. Собираясь вместе, они образуют
    один вихрь в котором они, сталкиваясь и всячески вращаясь,
    разделяются таким образом, что сходное присоединяется к сходному. Итак как они, будучи равновесящими,
    вследствие знаменитых философов. Составлена эта заметка до июня 1878 г, так как фигурирующие в ней цитаты об Эпикуре использованы Энгельсом в старом предисловии к «Анти-Дюрингу» (см. настоящий том, стр. 367–368). Все подчеркивания в цитатах принадлежат Марксу
    своего множества уже никак не могут вращаться кругом, то
    мелкие направляются во внешнюю пустоту как будто просеиваемые через сито остальные же держатся вместе и, переплетаясь, бегут вместе друг с другом и образуют прежде всего некоторое шарообразное целое (Диоген Лаэрций, кн, гл. Следующее – об Эпикуре:
    «Атомы непрерывно движутся Ниже он говорит, что они движутся и с одинаковой скоростью ибо пустота всегда одинаково дает дорогу как самому легкому из них, таки самому тяжелому И нету атомов никаких иных свойств,
    кроме формы, величины и тяжести Да и не всякая величина им свойственна по крайней мере никто никогда чувственно не видел атома (Диоген Лаэрций, кн. X, § 43–44). И по необходимости атомы обладают одинаковой скоростью, когда они несутся через пустоту и не встречают на своем пути никаких препятствий. Ибо тяжелые атомы понесутся не быстрее, чем малые и легкие, по крайней мере когда им ничто не встречается, и малые – не быстрее, чем большие, так
    как все они имеют одинаковый путь когда и тем ничто не препятствует (там же, § Итак, ясно, что во всяком роде вещей единое представляет собой какую-нибудь определенную природу и что ни для одной вещи само это единое не оказывается ее природой (Аристотель, Метафизика, кн. IX, гл. 2)
    420 420
    В новейших изданиях Метафизики книга IX называется книгой X.

    * * Аристарх Самосский

    уже залет до хр. эры выдвигал
    коперниканскую теорию о Земле и Солнце (Медлер, стр. 44;
    Вольф, стр. 35–37) (R. Wolf. «Geschichte der Astronomie».
    München, 1877 (P. Вольф. История астрономии. Мюнхен,
    1877).//О книге Медлера см. примечание).
    Уже Демокрит высказал догадку, что Млечный Путь посылает нам объединенный свет бесчисленных небольших звезд (Вольф, стр. 313).
    * * Различие положения в конце
    Древнего мира (ок. 300 г) ив конце Средневековья (в 1453 г) Вместо узкой культурной полосы вдоль побережья Средиземного моря, которая лишь кое-где протягивала свои ветви вглубь материка и по Атлантическому побережью Испании, Франции и Англии и которая поэтому легко могла быть разорвана и смята германцами и славянами с севера и арабами с юго-востока, – теперь одна сплошная культурная
    область – вся Западная Европа со Скандинавией, Польшей и Венгрией в качестве форпостов) Вместо противоположности греков (resp.
    421
    римлян) и варваров теперь имеется шесть культурных народов с культурными языками (не считая скандинавских и т. д, которые были все настолько развиты, что могли участвовать в могучем литературном подъеме XIV века и обеспечили гораздо большую разносторонность образования, чем уже пришедшие в упадок и отмиравшие в конце древности греческий и латинский языки) Несравненно более высокое развитие промышленного производства и торговли, созданных средневековым бюргерством с одной стороны, производство стало более усовершенствованным, более многообразными более массовым, ас другой – торговые сношения стали значительно более развитыми судоходство со времени саксов, фризов и норманнов стало несравненно более смелым, ас другой стороны масса изобретений (и импорт изобретений с Востока, которые не только сделали возможным импорт и распространение греческой литературы, морские открытия, а также буржуазную религиозную революцию, но и придали им несравненно больший размах и ускоренный темп сверх того, они доставили, хотя еще в неупорядоченном виде, массу научных фактов, о которых никогда даже не подозревала древность магнитная стрелка, книгопечатание, литеры, льняная Respective – соответственно. – Ред
    бумага (употреблялась арабами и испанскими евреями с века с Х века постепенно входит в употребление, а в XIII ив веках становится уже более распространенной бумага из хлопка, в то время как папирус после завоевания Египта арабами совершенно вышел из употребления, порох, очки,
    механические часы явившиеся крупным шагом вперед как во времяисчислении таки в механике.
    (Об изобретениях смотри № Сверх того еще материал, доставленный путешествиями
    (Марко Поло около 1272 гит. д.).
    Гораздо большее распространение общего образования хотя еще и плохого – благодаря университетам.
    Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность. Спадением Константинополя неразрывно связан конец средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам. – Отрицание отрицания * Из области истории. – Изобретения

    До хр. эры:
    Пожарный насос, водяные часы около 200 г. до хр. эры Энгельс ссылается на й лист своих заметок. Находящаяся на этом листе хронологическая таблица изобретений воспроизводится ниже. – Ред
    Уличные мостовые (Рим).
    Пергамент около 160 года. Хр. эра:
    Водяные мельницы на Мозеле около 340 года в Германии во времена Карла Великого.
    Первое указание на оконные стекла. Уличное освещение в Антиохии около 370 года.
    Шелковичные черви из Китая около 550 г. в Греции.
    Писчие перья в VI веке.
    Хлопковая бумага из Китая к арабам в VII веке в IX веке в Италии.
    Водяные органы во Франции в VIII веке.
    Серебряные копи в Гарце, разрабатываемые с Х века.
    Ветряные мельницы около 1000 года.
    Ноты, гамма Гвидо Аретинского около 1000 года.
    Шелководство в Италии около 1100 года.
    Часы с колесами – тоже.
    Магнитная игла от арабов к европейцам около 1180 года.
    Уличная мостовая в Париже в 1184 году.
    Очки во Флоренции. Стеклянное зеркало. Вторая половина века.
    Соление селедок. Шлюзы.
    Часы сбоем. Бумага из хлопка во Франции.
    Бумага из тряпья вначале века.
    Вексель – в середине того же века.
    Первая бумажная мельница в Германии (Нюрнберг) в году
    Уличное освещение в Лондоне вначале века.
    Почта в Венеции – тоже.
    Гравирование на дереве и печатание – тоже.
    Гравирование на меди – в середине того же.
    Верховая почта во Франции в 1464 году.
    Серебряные копи в саксонских Рудных горах в 1471 году.
    Клавесин с педалью изобретен в 1472 году.
    Карманные часы. Духовые ружья. Ружейный замок – конец века.
    Самопрялка в 1530 году.
    Водолазный колокол в 1538 году * Из области истории

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


    написать администратору сайта