Лр. Фридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)
Скачать 4.53 Mb.
|
* * Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории, а эти категории они некритически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которым господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох прослушанных в обязательном порядке университетских курсов по философии (которые представляют собой не только отрывочные взгляды, но и мешанину из воззрений людей, принадлежащих к самым различными по большей части к самым скверным школам, либо из Там же, отд. III, гл. 1. 467 Это не слишком-то убедительно. – Ред некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений, – тов итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений. Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижени- ями. Физика, берегись метафизики – это совершенно верно, но в другом смысле (те. если понимать метафизику не в старом смысле – как это было, например, у Ньютона (см. примечание как философское мышление вообще, а в современном смысле – как метафизический способ мышления). Довольствуясь отбросами старой метафизики, естествоиспытатели всё еще продолжают оставлять философии некоторую видимость жизни. Лишь когда естествознание и историческая наука впитают в себя диалектику, лишь тогда весь философский скарб – за исключением чистого учения о мышлении станет излишним, исчезнет в положительной науке Ch. Fourier. Oeuvres completes, t. VI, Paris, 1845, p. 393–394 (Ш. Фурье. Полное собрание сочинений, т. VI, Париж, 1845, стр. 393–394). Диалектика а) Общие вопросы диалектики. Основные законы диалектики Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, атак называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. 469 в более высокие формы. Притяжение и отталкивание. В магнетизме начинается полярность она здесь обнаруживается у одного итого же тела в электричестве же она распределяется между двумя или несколькими телами, приходящими во взаимное напряжение. Все химические процессы сводятся к явлениям химического притяжения и отталкивания. Наконец, в органической жизни образование клеточного ядра надо рассматривать тоже как явление поляризации живого белкового вещества, а теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложней- шего растения, с одной стороны, и до человека – с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и Respective – соответственно. – Ред приспособления. При этом обнаруживается, как мало применимы к подобным формам развития такие категории, как «положительное» и отрицательное. Можно рассматривать наследственность как положительную, сохраняющую сторону, а приспособление – как отрицательную сторону, постоянно разрушающую унаследованные признаки нос таким же правом можно рассматривать приспособление как творческую, активную, положительную деятельность, а наследственность как оказывающую сопротивление, пассивную, отрицательную деятельность. Однако подобно тому как вис- тории прогресс выступает в виде отрицания существующих порядков, таки здесь – из чисто практических соображений лучше рассматривать приспособление как отрицательную деятельность. В истории движение путем противоположностей выступает особенно наглядно вовсе критические эпохи у ведущих народов. В подобные моменты у народа есть выбор только между двумя полюсами дилеммы или – или, ипритом вопрос всегда ставится совсем не так, как этого желало бы политиканствующее филистерство всех времен. Даже либеральный немецкий филистер 1848 г. очутился внезапно и неожиданно в 1849 г. против своей воли перед вопросом либо возвращение к старой реакции в еще более свирепой форме, либо продолжение революции до республики, может быть, даже до единой и неделимой республики с социализмом на заднем плане. Он недолго раздумывали приложил свою руку к созданию мантёйфелевской реакции как цвета немецкого либерализма. Точно также французский буржуа оказался в 1851 г. перед несомненно неожиданной для него дилеммой либо карикатура на империю, претори- анство и эксплуатация Франции шайкой прохвостов, либо социально-демократическая республика, – ион склонился перед шайкой прохвостов, чтобы можно было под ее охраной продолжать эксплуатировать рабочих * * Hard and fast lines 470 несовместимы с теорией развития. Даже разграничительная линия между позвоночными и беспозвоночными уже более не безусловна, точно также между рыбами и амфибиями а граница между птицами и пресмыкающимися с каждым днем все более и более исчезает. Между компсогнатом и археоптериксом (Компсогнат (Compsognathus) – вымершее животное из группы динозавров (отряд птицетазовых принадлежит к классу пресмыкающихся, по устройству таза и задних конечностей очень сходен с птицами (Н. A. Nicholson. «A Manual of Zoology». 5th ed., Edinburgh and London, 1878, p. Археоптерикс – см. примечание 471 ), не хватает только немногих промежуточных Абсолютно резкие разграничительные линии. – Ред Объяснение кризисов недопотреблением ведет свое начало от Сисмонди, у которого оно имеет еще некоторый смысл. У Сисмонди это объяснение заимствовал Родбертус, а г-н Дюринг, в свою очередь, списал его у Родбертуса, при членов, а зубастые птичьи клювы обнаружены в обоих полушариях. Или – или становится все более и более недостаточным. У низших животных невозможно строго установить понятие индивида не только в том смысле, является ли данное животное индивидом или колонией, но и по вопросу о том, где в процессе развития прекращается один индивид и начинается другой («кормилки») 472 . Для такой стадии развития естествознания, где все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов, уже недостаточно старого метафизического метода мышления. Диалектика, которая точно также не знает hard and fast lines и безусловного, пригодного повсюду или – или, которая переводит друг в друга неподвижные метафизические различия, признаёт в надлежащих случаях наряду с или – или» также как то, таки другое и опосредствует противоположности является единственным, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим теперешней стадии развития естествознания. Разумеется, для повседневного обихода, для научной мелкой торговли метафизические категории сохраняют свое значение. дав ему, по своему обыкновению, более плоский характер Энгельс имеет ввиду размножение путем почкования или деления у кишечнополостных Превращение количества в качество = «механическое» мировоззрение, количественное изменение изменяет качество. Этого никогда и не нюхали эти господа * * Взаимопротивоположность рассудочных определений мысли поляризация Подобно тому как электричество, магнетизм и т. д. поляризируются, движутся в противоположностях, таки мысли. Как там нельзя удержать одну какую-ни- будь односторонность, о чем не думает ни один естествоиспытатель, таки здесь тоже * Истинная природа определений сущности указана самим Гегелем (Энциклопедия, ч. I, § 111, Добавление «В сущности все относительно (например, положительное и отрицательное, которые имеют смысл только в своем взаимоотношении, а не каждое само по себе * * Например, уже часть и целое – это такие категории, которые становятся недостаточными в органической природе. Выталкивание семени – зародыши родившееся животное нельзя рассматривать как часть, отделяющуюся от целого это дало бы ложное толкование. Части лишь у трупа («Энциклопедия», ч. I, стр. 268) 473 * * Простое и составное Это – такие категории, которые тоже уже в органической природе теряют свой смысл, оказываются неприменимыми. Ни механическое соединение костей, крови, хрящей, мускулов, тканей и т. дни химическое соединение элементов не составляют еще животного (Гегель. «Энциклопедия», ч. I, стр. 256) 474 . Организм не является ни простым, ни составным, как бы он ни был сложен Гегель. Энциклопедия философских наук, § 135, Добавление Члены и органы живого тела должны рассматриваться не только как его части, так как они представляют собой то, что они представляют собой, лишь в их единстве и отнюдь не относятся безразлично к последнему. Всего лишь частями эти члены и органы становятся только под рукой анатома, но тогда он имеет дело уже нес живыми телами, ас трупами Там же, § 126, Добавление * * Абстрактное тождество (а = аи в отрицательной форме а не может водно и тоже время быть равно аи неравно а тоже неприменимо в органической природе. Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря дыханию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции – словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть. Чем больше развивается физиология, тем важнее становятся для нее эти непрерывные, бесконечно малые изменения, тем важнее, стало быть, становится для нее также и рассмотрение различия внутри тождества, и старая, абстрактно формальная точка зрения тождества, согласно которой органическое существо надо трактовать как нечто просто тождественное с собой, постоянное, оказывается устарелой. Несмотря на это, основывающийся на ней способ мышления продолжает существовать вместе со своими категориями. Но уже в неор- 475 Пометка на полях Не говоря уже, сверх того, о развитии видов. – Ред ганической природе тождество как таковое в действительности не существует. Каждое тело беспрерывно подвержено механическим, физическим, химическим воздействиям, которые все время производят в нем изменения, модифицируют его тождество. Абстрактное тождество и его противоположность по отношению к различию уместны только в математике абстрактной науке, занимающейся умственными построениями, хотя бы и являющимися отражениями реальности причем и здесь оно постоянно снимается (Гегель. «Энциклопедия», ч. I, стр. 235) 476 . Тот факт, что тождество содержит в себе различие, выражен в каждом предложении, где сказуемое по необходимости отлично от подлежащего. Лилия есть растение, роза красна здесь либо в подлежащем, либо в сказуемом имеется нечто такое, что не покрывается сказуемым или подлежащим (Гегель. т. VI, стр. 231) 477 . Само собой разумеется, что тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением отличие от всего другого. Постоянное изменение, те. снимание абстрактного тождества с самим собой, имеется также ив так называемой неорганической природе. Геология является историей этого постоянного изменения. На поверхности – механические изменения (размывание, мороз, химические (выветривание Там же, § 117, Добавление Там же, § 115, Примечание. Здесь Гегель говорит о том, что уже сама форма суждения указывает на различие между субъектом и предикатом внутри – механические (давление, теплота (вулканическая), химические (вода, кислоты, связывающие вещества, в крупном масштабе – поднятия почвы, землетрясения и т. д. Современный сланец коренным образом отличен от ила, из которого он образовался, мел – от несвязанных между собой микроскопических раковин, из которых он состоит еще более отличается от них известняк, который ведь, по мнению некоторых, целиком органического происхождения песчаник от несвязанного морского песка, который, в свою очередь, возник из размельченного гранита и т. дне говоря уже об угле * Принцип тождества в старометафизическом смысле есть основной принцип старого мировоззрения а = а Каждая вещь равна самой себе. Все считалось постоянным – солнечная система, звезды, организмы. Естествознание опровергло этот принцип в каждом отдельном случае, шаг за шагом нов области теории он все еще продолжает существовать, и приверженцы старого все еще противопоставляют его новому: «вещь не может быть одновременно сама собой и другой». И тем не менее естествознание в последнее время доказало в подробностях (см. выше) тот факт, что истинное, конкретное тождество содержит в себе различие, изменение. – Как и все метафизические категории, абстрактное тождество годится лишь для домашнего употребления, где мы имеем дело с небольшими масштабами или с короткими промежутками времени границы, в рамках которых оно пригодно, различны почти для каждого случая и обусловливаются природой объекта в планетной системе, где для обыкновенных астрономических выкладок можно без ощутительной погрешности принимать эллипс за основную форму, эти границы значительно шире, чем при рассмотрении какого-нибудь насекомого, проделывающего весь цикл своих превращений в течение нескольких недель. (Принести другие примеры например, изменение видов, происходящее в течение ряда тысячелетий) Но для обобщающего естествознания абстрактное тождество совершенно недостаточно даже в любой отдельной области, и хотя в общем и целом оно практически теперь устранено, но теоретически оно все еще властвует над умами, и большинство естествоиспытателей все еще воображает, что тождество и различие являются непримиримыми противоположностями, а не односторонними полюсами, которые представляют собой нечто истинное только в своем взаимодействии, во включении различия в тождество * Тождество и различие – необходимость и случайность – причина и действие – вот главные противоположности, которые, если их рассматривать раздельно, превращаются друг в друга. И тогда должны прийти на помощь основания * Положительное и отрицательное Можно называть и наоборот в электричестве и т. д также север и юг. Можно обернуть наименование, изменить соответственно всю остальную терминологию, и все останется правильным. Мы тогда будем называть запад востоком, а восток западом. Солнце тогда будет восходить на западе, планеты будут вращаться с востока на запад и т. д при этом изменяются одни только имена. Больше того, в физике мы называем северным полюсом собственно южный полюс магнита – полюс, притягиваемый северным полюсом земного магнетизма, – и это ничему не мешает * Что положительное и отрицательное приравниваются друг к другу – все равно, какая сторона положительна и ка В рукописи «die beiden Hauptgegensatze» (обе главные противоположности. Энгельс имеет ввиду) противоположность тождества и различия и противоположность причины и действия. Слова необходимость и случайность» вписаны между строк позже. – Редкая отрицательна, – это имеет место не только в аналитической геометрии, но еще более в физике (см. у Клаузиуса, стр и сл.) 479 * * Полярность Если разрезать магнит, то нейтральная середина поляризуется, но так, что старые полюсы остаются на своих местах. Если же разрезать червяка, то он на положительном полюсе сохраняет принимающий пищу рот, образуя на другом конце новый отрицательный полюс с задним проходом для выделения но прежний отрицательный полюс (задний проход) становится теперь положительным полюсом, те. становится ртом, а на пораненном месте образуется новый задний проходили отрицательный полюс превращение положительного в отрицательное * Поляризация Якоб Гримм был еще твердо убежден в том, что всякий немецкий диалект должен быть либо верхненемецким, либо нижненемецким. При этому него совершен Энгельс ссылается на книгу Р. Клаузиуса Механическая теория теплоты изд, т. I, Брауншвейг, 1876. На стр. 87–88 этой книги говорится о положительных и отрицательных количествах теплоты Вот. – Ред но исчез франкский диалект. Так как письменный франкский язык поздней каролингской эпохи был верхненемецким (ведь верхненемецкое передвижение согласных затронуло франкский юго-восток), то франкский язык, согласно представлению Гримма, в одних местах растворился без остатка в древневерхненемецком, а в других – во французском. При этом оставалось абсолютно необъяснимым, откуда же попал нидерландский язык в старосалические области. Лишь после смерти Гримма франкский язык был снова открыт салический язык в своем обновленном виде в качестве нидерландского, рипуарский язык – в средне- и нижне- рейнских диалектах, которые отчасти сместились в различной степени в сторону верхненемецкого, а отчасти остались нижненемецкими, так что франкский язык представляет собой такой диалект, который является как верхненемецким, так и нижненемецким. Случайность и необходимость Другая противоположность, в которой запутывается метафизика это противоположность случайности и необходимости. Есть ли что-нибудь более резко противоречащее друг Энгельс имеет ввиду книгу J. Grimm. «Geschichte der deutschen Sprache». 4. AufL, Leipzig, 1880 (Я. Гримм. История немецкого языка. 4 изд, Лейпциг первое издание вышло в Лейпциге в 1848 году. Подробнее о франкском диалекте Энгельс говорит в специальной работе Франкский диалект, написанной в 1881–1882 гг. Данная заметка написана, по-видимому, около 1881 года другу, чем эти две логические категории Как возможно, что обе они тождественны, что случайное необходимо, а необходимое точно также случайно Обычный человеческий рассудок, ас ними большинство естествоиспытателей, рассматривает необходимость и случайность как определения, раз навсегда исключающие друг друга. Какая-нибудь вещь, ка- кое-нибудь отношение, какой-нибудь процесс либо случайны, либо необходимы, ноне могут быть и теми другим. Таким образом, то и другое существует в природе бок о бок; природа содержит в себе всякого рода предметы и процессы, из которых одни случайны, другие необходимы, причем все дело только в том, чтобы не смешивать между собой эти два сорта. Так, например, принимают решающие видовые признаки за необходимые, считая остальные различия у индивидов одного итого же вида случайными и это относится как к кристаллам, таки к растениями животным. При этом, в свою очередь, низшая группа рассматривается как случайная по отношению к высшей так, например, считают случайным, сколько имеется различных видов genus felis 482 или equus 483 или сколько имеется родов и отрядов в каком-нибудь классе, или сколько существует индивидов в каждом из этих видов, или сколько различных видов животных встречается в той или иной определенной местности, или каковы вообще фауна, флора. А затем объявляют необходимое един Рода кошка. – Ред Рода лошадь. – Ред ственно достойным научного интереса, а случайное – безразличным для науки. Это означает следующее то, что можно подвести под законы, что, следовательно, знают то интересно, а то, чего нельзя подвести под законы, чего, следовательно, не знают, то безразлично, тем можно пренебречь. Но при такой точке зрения прекращается всякая наука, ибо наука должна исследовать как раз то, чего мы не знаем. Это значит что можно подвести под всеобщие законы, то считается необходимым, а чего нельзя подвести, то считается случайным. Легко видеть, что это такого сорта наука, которая выдает за естественное то, что она может объяснить, и приписывает сверхъестественным причинам то, что для нее необъяснимо. При этом для существа самого дела совершенно безразлично, назову ли я причину необъяснимых явлений случаем или богом. Оба эти названия являются лишь выражением моего незнания и поэтому не относятся к ведению науки. Наука прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Противоположную позицию занимает детерминизм, перешедший в естествознание из французского материализма и пытающийся покончить со случайностью тем, что он вообще ее отрицает. Согласно этому воззрению, в природе господствует лишь простая, непосредственная необходимость. Что в этом стручке пять горошина не четыре или шесть, что хвост этой собаки длиною в пять дюймов, а не длиннее или короче на одну линию, что этот цветок клевера был оплодотворен в этом году пчелой, а тот – небыли притом этой определенной пчелой ив это определенное время, что это определенное, унесенное ветром семя одуванчика взошло, а другое – не взошло, что в прошлую ночь меня укусила блоха в 4 часа утра, а не вили в 5, ипритом в правое плечо, а не в левую икру, – все это факты, вызванные не подлежащим изменению сцеплением причини следствий, незыблемой необходимостью, ипритом так, что уже газовый шар, из которого произошла солнечная система, был устроен таким образом, что эти события должны были случиться именно так, а не иначе. С необходимостью этого рода мы тоже еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу. Для науки почти безразлично, назовем ли мы это, вместе с Августином и Кальвином, извечным решением божьим, или, вместе с турками, кисметом 484 , или же необходимостью. Нив одном из этих случаев нет и речи о прослеживании причинной цепи. Поэтому как в том, таки в другом случае мы ничуть не становимся умнее. Так называемая необходимость остается пустой фразой, а вместе с этими случай остается тем, чем он был. До тех пор, пока мы не можем показать, от чего зависит число горошин в стручке, оно остается случайным а оттого, что нам скажут, что этот факт предусмотрен уже в первоначальном устройстве солнечной системы, мы ни на шаг не подвинемся дальше. Более того такая нау- 484 Кисмет — термин, обозначающий у мусульман, преимущественно у турок, предопределение, судьбу, фатум ка, которая взялась бы проследить случай с этим отдельным стручком в его каузальном сцеплении со все более отдаленными причинами, была бы уже не наукой, а простой игрой; ибо этот самый стручок имеет еще бесчисленные другие индивидуальные свойства, являющиеся случайными оттенок цвета, толщину и твердость оболочки, величину горошин, не говоря уже об индивидуальных особенностях, доступных только микроскопу. Таким образом, с одним этим стручком нам пришлось бы проследить уже больше каузальных связей, чем сколько их могли бы изучить все ботаники на свете. Таким образом, случайность не объясняется здесь из необходимости скорее, наоборот, необходимость низводится до порождения голой случайности. Если тот факт, что определенный стручок заключает в себе шесть горошина не пять или семь, представляет собой явление того же порядка, как закон движения солнечной системы или закон превращения энергии, тона деле неслучайность поднимается до уровня необходимости, а необходимость снижается до уровня случайности. Более того. Можно сколько угодно утверждать, что многообразие существующих бок о бок на определенной территории органических и неорганических видов и индивидов покоится на нерушимой необходимости, – для отдельных видов и индивидов оно остается тем, чем было, те. случайным. Для отдельного животного случайно, где оно родилось, какую среду оно находит вокруг себя для жизни, какие враги и сколько именно врагов угрожают ему. Для материнского растения случайно, куда ветер разносит его семена, для дочернего растения случайно, где находит себе почву для прорастания то зерно, из которого оно вырастает, и уверение, что и здесь все покоится на нерушимой необходимости, является очень жалким утешением. Пестрое скопление различнейших предметов природы в какой-нибудь определенной местности или даже на всей Земле остается, при всей извечной, первичной детерминированности его, все же таким, каким оно было, – случайным. В противовес обеим этим концепциям выступает Гегель с совершенно неслыханными до того времени положениями, что случайное имеет некоторое основание, ибо оно случайно, но точно также и не имеет основания, ибо оно случайно; что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, эта случайность есть скорее абсолютная необходимость («Логика», кн. II, отд. III, гл. 2: Действительность. Естествознание предпочло просто игнорировать эти положения как парадоксальную игру слов, как противоречащую себе самой бессмыслицу, закоснев теоретически, с одной стороны, в скудоумии вольфовской метафизики, согласно которой нечто является либо случайным, либо необходимым, ноне теми другим одновременно, ас другой стороны – в едва ли менее скудоумном механическом детерминизме, который на словах отрицает случайность в общем, чтобы наделе признавать ее в каждом отдельном случае В то время как естествознание продолжало так думать, что сделало оно в лице Дарвина? Дарвин в своем составившем эпоху произведении исходит из самой широкой, покоящейся на случайности, фактической основы. Именно бесконечные случайные различия индивидов внутри отдельных видов, различия, которые могут усиливаться до выхода за пределы видового признака и у которых даже ближайшие их причины могут быть установлены лишь в самых редких случаях, именно они заставляют его подвергнуть сомнению прежнюю основу всякой закономерности в биологии – понятие видав его прежней метафизической окостенелости и неизменности. Но без понятия вида вся наука превращалась в ничто. Все ее отрасли нуждались в понятии видав качестве основы чем были бы без понятия вида анатомия человека и сравнительная анатомия, эмбриология, зоология, палеонтология, ботаника и т. д Все результаты этих наук былине только поставлены под сомнение, но и прямо-таки упразднены. Случайность опрокидывает существовавшее до сих пор понимание необходимости. Прежнее представление о необходимости отказывается служить. Сохранять его – значит навязывать природе в качестве закона противоречащее самому себе и действительности произ- 485 Речь идет о главном произведении Ч. Дарвина О происхождении видов путем естественного отбора (1859 г Пометка на полях (Накопленный за это время материал о случайностях раздавили сломал старое представление о необходимости. – Ред вольное человеческое определение, значит тем самым отрицать всякую внутреннюю необходимость в живой природе, значит вообще объявить хаотическое царство случая единственным законом живой природы. «Таусфес-Ионтеф» не годится – кричали вполне последовательно биологи всех школ. Дарвин Гегель, Логика, т. I Ничто, противополагаемое [какому-нибудь] нечто, ничто какого-либо нечто есть некое определенное ничто» (стр. Имея ввиду взаимоопределяющую связь (мирового) «целого, метафизика могла выставить – в сущности, тавтологическое – утверждение, что если бы была уничтожена одна пылинка, то рухнула бы вся вселенная (стр. Главное место об отрицании Введение, стр. Противоречащее себе разрешается не в нуль, не в аб- 487 Цитата из сатирической поэмы Гейне Диспут, где изображается средневековый диспут между католическим монахом-капуцином и ученым еврейским раввином, который входе этого диспута ссылается на иудейскую религиозную книгу «Таусфес-Ионтеф». В ответ на это капуцин посылает «Таусфес-Ионтеф» к черту. Тогда возмущенный раввин в исступлении восклицает ««Таусфес-Ион- теф» не годится Что ж годится Караул. – 536. 488 G. W. F. Hegel. Werke. Bd. III, 2. AufL, Berlin, 1841. Все подчеркивания в цитатах принадлежат Энгельсу. 489 Энгельс использовал эту цитату в заметке о пуле. – Ред страктное ничто, а в отрицание своего определенного содержания и т. д. Отрицание отрицания Феноменология, Предисловие, стр. 4: почка, цветок, плодит. д. 490 б) Диалектическая логика и теория познания. О Границах познания» Единство природы и духа Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти последние, что они заранее убеждены в том, что природа не может быть неразумной, а разум не может противоречить природе * Развитие какого-нибудь понятия или отношения понятий (положительное и отрицательное, причина и действие, субстанция и акциденция) в истории мышления так относится к развитию его в голове отдельного диалектика, как развитие Имеется ввиду следующее место из Предисловия к Феноменологии духа Гегеля: Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Энгельс цитирует Феноменологию духа по изданию. W. F. Hegel. Werke. Bd. II, 2. Aufl., Berlin, 1841. какого-нибудь организма в палеонтологии – к развитию его в эмбриологии (или, лучше сказать, в истории ив отдельном зародыше. Что это так, было открыто по отношению к понятиям впервые Гегелем. В историческом развитии случайность играет свою роль, которая в диалектическом мышлении, как ив развитии зародыша, резюмируется в необходимости * Абстрактное и конкретное Общий закон изменения формы движения гораздо конкретнее, чем каждый отдельный конкретный пример этого * Рассудок и разум Это гегелевское различение, согласно которому только диалектическое мышление разумно, имеет известный смысл. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельности индукция, дедукция следовательно, также абстрагирование (родовые понятия у Дидо 491 : четвероногие и двуногие, анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа, синтез (в случае хит Дидо – собака Энгельса, о которой он упоминает в письмах Марксу от апреля 1865 г. и 10 августа 1866 года |