Функциональная теория общества Эмиля Дюркгейма. Функциональная теория общества Эмиля Дюркгейма. Учение о социальных фактах
Скачать 19.41 Kb.
|
Функциональная теория общества Эмиля Дюркгейма. Учение о социальных фактах. Долгое время наука об обществе не считалась самостоятельной дисциплиной. Этот предмет изучали только в рамках курса философии или психологии, и мало кто верил в целесообразность создания новой науки. Эмиль Дюркгейм был одним из тех, кто смог убедить научное сообщество в том, что такая дисциплина должна существовать. Хроника жизни и творчества Дюркгейма свидетельствует о том, что становление подвижника социологии происходило через преодоление, непрестанную борьбу с самим собой, традициями семьи и университетской средой. Во-первых, ему удалось преодолеть семейную традицию, в соответствии с которой его с детства готовили к карьере раввина. Во-вторых, он сумел выйти за стереотипы полученного им философского образования, избрав социологию, а не философию для научного исследования общества. В-третьих, он прошел путь через непонимание и сопротивление коллег, не принимавших социологию как науку и учебную дисциплину, покушавшуюся, как им казалось, на сложившуюся систему академического знания. В итоге именно в борьбе, в преодолении Дюркгейм стал классиком не только французской, но и мировой социологии. Объектом социологии Дюркгейм называл социальную реальность, а её предметом – социальные факты, под которыми он понимает всякий способ действий, существующий независимо от индивида и способный оказывать на него внешнее принуждение. Он утверждает, что с самого рождения человек испытывает на себе социальное принуждение, находясь в окружении социальных фактов в виде законов, обычаев, религиозных верований, обрядов, языка, денежной системы и многих других, функционирующих независимо от него. Именно они регулируют его поведение в обществе. Классифицируя социальные факты, ученый к одной группе относил «социальные факты анатомического или морфологического порядка», которые заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа, а к другой психологические, которые выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа. В своей научной деятельности он опирался на идеи Огюста Конта и придерживался контовского позитивизма, считая, что любые знания должны быть эмпирически доказаны или теоретически обоснованы, как и в естественных науках. Кроме того, ученые сходились во взглядах на то, какое место должна занять социология в системе наук и почему она должна была стать самостоятельной научной дисциплиной уже давно. Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются: использование косвенного наблюдения; проведение сравнения по аналогии; обнаружение общих закономерностей через изучение единичного; выявление причинно-следственных связей; Также ученый настаивал на исключительной социологичности метода, подчеркивая, что «социальный факт можно объяснить только другим социальным фактом». Такая методологическая установка служила ему также основанием для признания права социологии на существование в качестве самостоятельной науки. Отсюда следовал принципиально важный вывод: «Социология, не является приложением к какой-либо другой науке, а представляет собой особую и автономную науку. Вместе с тем, согласно ученому, цель социологии не сводится только к описанию и упорядочению социальных фактов. Дюркгейм стал одним из основоположников функционализма, заявив, что «в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и выполняемую им функцию». Он настаивал на том, что социологическое объяснение заключается исключительно в установлении причинной связи. На основании этого он пришел к выводу о том, что «сравнительный метод – единственно пригодный для социологии». Дюркгейм утверждал: «Сравнительная социология не является особой отраслью социологии; это сама социология, поскольку она перестает быть чисто описательной и стремится объяснять факты». В результате в предисловии ко второму изданию «Правил социологического метода» он определил социологию как «науку об институтах, их генезисе и функционировании», понимая под институтом «все верования, все поведения, установленные группой». Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального. Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии. Аномия - отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения. Старые ценности отброшены, а новые - не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы - любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения. Свою методологию социологического исследования Дюркгейм эффективно использовал в изучении социального феномена самоубийства. По материалам исследования была опубликована монография «Самоубийство: социологический этюд», увидевшая свет в 1897 г. Характерно, что в предисловии к ней ученый говорит о тесном сотрудничестве социологии с другими общественными науками, прежде всего историей, этнографией и статистикой, без которых она, по его мнению, совершенно бессильна. Именно статистические данные легли в основу исследования. Анализируя их, Дюркгейм преодолел распространенные представления об индивидуально-психологических причинах самоубийств. Ученый настаивает на их обусловленности социальными причинами, а именно характером социальных связей. Исходя из этого, Дюркгейм выделил три основных типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство возникает в случае разрыва социальных связей, порождающего чувство одиночества, в результате чего жизнь утрачивает смысл. Это может быть, например, связано с утратой близких людей. Альтруистическое самоубийство, напротив, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь. К этому виду ученый относит обычаи, существовавшие у некоторых народов в древности, в частности самоубийство стариков, самосожжение жен после смерти мужей и т.п. Аномическое самоубийство обусловлено кризисным состоянием общества, характеризующимся аномией, а именно распадом сложившейся нормативно-ценностной регуляции поведения индивидов. В качестве примера можно привести самоубийства среди предпринимателей, разорившихся в период глубокого экономического кризиса. Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности. Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства: число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид; чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов. Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства. По мнению Дюркгейма, религия – обязательный элемент любого общества, а также ключевой продукт развития этого общества. Он посвятил много времени изучению различных религий и доказал, что все они выполняют важную социальную функцию – обеспечивают солидарность в обществе, формируют общие ценности и идеалы. Поэтому учёный утверждал, что любому обществу для благополучного существования необходима религия. При этом сам он считал, что в идеале эта религия должна быть социальной, а не божественной. Одним из важнейших элементов наследия Дюркгейма считается то, что он поспособствовал становлению и развитию социологии, а также сумел отстоять её право называться самостоятельной наукой. Кроме того, он написал большое количество книг и научных работ, которые сохраняют актуальность и сегодня. Среди современников он был известен благодаря издаваемому им журналу «Социологический ежегодник», который способствовал популяризации молодой науки. Значительный вклад в развитие социологии и других наук Дюркгейм внёс также как преподаватель. Многие его студенты стали выдающимися учёными XX века. В частности, его учениками и последователями являются Марсель Мосс, Мишель Фуко, Жан Пиаже, Толкотт Парсонс и Клод Леви-Стросс. |