Функционализм и его основные положения. Неофункционализм. Давид Митрани. Нужно искать не идеальную форму международного сообщества, а раскрыть функции, кт оно должно выполнять. Суверенитет можно передать только посредством функции.
| Неофункционализм – Э.Б. Хаас. Сильной стороной неофункционализма стало стремление к управляемой интеграции на региональном уровне. Политическое сотрудничество через экономическое.
| Конструктивизм. А. Вендт. Принцип - вера в то, что междун политика формируется под воздействием неоспариваемых идей, коллективных ценностей, культуры и соц идентификации. Соц нормы формируют и изменяют международную политику с течением времени намного существеннее, чем вопросы национальной безопасности
| Мирсистемная теория Валлерстайна Ключевым понятием является «мир-система», понимаемая как ограниченная в пространстве и времени, целостная, интегрированная совокупность структурных единиц - сообществ (мир-империй, мир-экономик, цивилизаций), в рамках которой все объекты и элементы структуры связаны общей логикой экон, полит, и прочих взаимосвязей, образуя внутренний иерархический порядок. По мнению И. Валлерстайна, мир-система - это альтернативная возможность организации материального мира: не общество, не национальное государство, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами и, в целом, между истор-гео регионами, этносами, экономиками.
| Неомарксизм Й. Галтунга Представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Галтунг обосновывает мысль о необходимости и возможности привлечения к изучению междун взаимодействий соц теории соц групп и присущих ей подходов и методов исследования своего объекта. При этом под соц группами понимаются свободно сформировавшиеся объединения, члены которых при определенных условиях равноправия стремятся исходить в своем поведении из общих образцов, разделяют общие нормы и ценности.
| Теория антигегемонистского блока Р. Кокса Основа теории- радикализм, прежде всего в его постклассической версии, представленной в трудах ам исследователя Р. Кокса. Она опирается на мирсистемный анализ И. Валлерстайна. Стратегия формирования ант блока предусматривает опровержение пропагандируемой мировым капиталом и большинством правительств господствующей доктрины, согласно которой" конкурентоспособность в мировой экономике -окончательный критерий политики. Важный аспект создания ант блока - возрождение духа солидарности. Теория ант. блока опирается на разные варианты неомарксизма (прежде всего на теории уровней соотношения сил и исторического блока А. Грамши), сохраняя и определенную преемственность по отношению к традиционному марксизму. В то же время она выходит за их рамки, испытывает заметное влияние постмодернизма и представляет собой частный случай постклассического радикализма.
| Фукуяма «Конец истории» Распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человека и формировании окончательной формы правительства. Конец истории не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.
| «Хантингтон. столкновение цивилизаций» Хантингтон утверждал, что будущие войны будут вестись не между странами, а между культурами, и что исламский экстремизм станет самой большой угрозой миру во всем мире. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное – религии. Конфликты неизбежны.
| Геополитическая концепция Бжезинского. Доказывает исторически закономерный и глобальный характер противостояния между СССР и США. По мнению З. Бжезинского, распад Советского Союза привел к геополитическому вакууму в сердцевине Евразии, что является главной причиной конфликтности по периметру всего постсоветского геополитического пространства.
| Р. Хаас «Эпоха бесполярного мира» «момент однополярности» в политике США закончился и международные отношения в XXI в определит ситуация бесполярности. Сила скорее окажется размытой, чем сконцентрированной, а значение национальных гос-в будет снижаться по мере укрепления негосударственных акторов. Но это ничем не угрожает США. Ещё один фактор, препятствующий соперничеству великих держав, состоит в том, что экон благополучие и полит стабильность многих крупных гос-в зависят от международной системы. И они соответственно не хотят разрушать миропорядок, который служит их национальным интересам.
| «Теория секьюритизации Барри Бузана» В рамках Копенгагенской школы была предложена теория секьюритизации, которая представляет собой интерсубъективный процесс конструирования проблем безопасности. Б. Бузан подчеркивает, что в исследованиях вопросов безопасности задача стоит не в оценке реальных угроз объектам, а в анализе процесса секьюритизации: утверждения каких-либо явлений в качестве экзистенциальных угроз референтным объектам, вынесения этих вопросов за пределы нормальной политики, дающее право секьюритизирующим акторам использовать любые средства для их ликвидации. В рамках данного подхода исследование должно быть направлено на выявление того, кто секьюритизирует, что, как и при каких условиях, определяющих успешность данного процесса.
| Ж.Ж. Руссо и общественный договор
Руссо полагал, что свобода была возможна только там, где было прямое правление народа в законодательстве, где народный суверенитет был неделим и неотделим. Граждане должны по крайней мере в некоторых обстоятельствах быть в состоянии вместе избирать основные нормы, по которым они будут жить, и быть в состоянии пересмотреть эти нормы позже, если они захотят это сделать — то, что британский народ в целом не мог делать.
| И. Кант «К вечному миру»
«Вечный мир» – состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы основания для военных столкновений. Противоположно ему «естественное состояние», в котором нет «никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона»
| Гроций и понятие справедливых и несправедливых войн
Г. Гроций, представитель европейского гуманизма и теоретик естественного права, которое он понимал как право народа, разрабатывает идею единого права для мирной жизни общества и войны. Война не означает беззакония и вседозволенности. По Гроцию, существующее право войны создает безнаказанность, но не освобождает от всякой вины. Оборонительную войну, реституции, возмездие за посягательство на естественные права он считает справедливыми. Справедливая война является законной. Объявление такой войны делается публично. Г. Гроций не смог четко разграничить мораль и право и не задавался такой целью. Он допускает и честность, и благородство, и милосердие в условиях войны.
| В. Вильсон и его 14 пунктов
Программа создания «Лиги наций»:
Участники международных отношений - широкий круг акторов
Специфика - возможно равноправное участие
Основные процессы - рост взаимозависимости и формирование единого мирового сообщества
Цели - приоритет общественных ценностей
Средства - правовое регулирование международных отношений, рост числа и роли международных организаций
Идея о создании единого мирового сообщества.
14 пунктов
Открытые мирные договоры; полная свобода торгового мореплавания; устранение препятствий международной торговли; гарантии по сокращению вооружения; урегулирование колониального вопроса; предоставление возможности России определения своего политического развития;
| Э. Карр «Двадцатилетний кризис» В своей работе указывает на закономерный характер развития политических процессов. Противопоставляет утопию и реальность. Карр утверждал, что международная система до сих пор главным образом состоит из суверенных государств, действующих в соответствии со своими собственными интересами.
Для того чтобы понять причины основных современных кризисов, он ссылается на работы Фукидида. Карр подчеркивает роль страха в толковании Первой мировой войны. Следуя традиции Макиавелли и Гоббса о том, что поводом для начала войны служит собственная безопасность, которая быстро превращается в агрессию
Государственная безопасность – основной незыблемый мандат, приписывающий представителям власти защищать безопасность страны от всех других стран. Карр утверждает, что «Власть создает ту мораль, которая удобна для неё самой». Поэтому он заключает, что «мы можем отказаться от чистой утопии и бестолковых планов по мирному изменению, продиктованных мировым законодательством или мировым судом.
| Арон «Война и мир между народами» Арон рассматривает международные отношения в духе политического реализма - как естественное или предгражданское состояние. Арон выделяет четыре группы основных проблем социологии международных отношений (традиционная доиндустриальная цивилизация). Одни политические сообщества стараются возобладать над другими. Цели: безопасность, сила, слава. Типы мира: равновесие, гегемония, империя. Типы войн: совершенные, негосударственные, субгосударственные. Типы м/народных систем: однородные и разнородные.
| Р. Нибур и христианский реализм Критика в отношении либералов. Христианский реализм - течение в протестанской теологии, основа - американский политический реализм, в рамках которого этнические и социально-политические проблемы соотношения индивида и общества решаются за счет пересмотра ключевых идей христианского вероисповедания. Конфликт между этикой и политикой неизбежен из-за двойственного характера моральной жизни.
| Г. Моргентау и политический реализм. 6 принципов реализма Основные принципы политического реализма. В основе международной политики лежат законы политического поведения, корни которых следует искать в природе человека.
| Кеохейн и Янг. Теория либерального институционализма. Кеохейн предложил концепцию транснациональных отношений, которая не признает государство единственным актором на мировой сцене. Концепция либерального институционализма предполагает, что институты, в т.ч. внутриполитические — партии, группы интересов и др., способны значительно воз действовать на поведение государств и преодолевать препятствия к сотрудничеству, возникающие в анархической среде МО. Модель транснациональных отношений акцентирует роль негосударственных акторов. Концептуальный отказ от абсолютной монополии государства как единственного актора и тем самым объекта научного анализа, признание многообразия акторов, видов и каналов взаимодействия между ними внесли принципиально значимое терминологическое новшество в исследование мировой политики — вместо международные, т.е. по сути межгосударственные, межправительственные, сейчас часто используйся понятие транснациональных отношений.
| Дойль. Теория демократического мира.
• Демократии не воюют друг с другом, а противоречия разрешают исключительно мирным путем.
• Нормы и принципы демократии универсальны и не зависят от цивилизационных условий.
• Мир, состоящий из демократических государств, был бы миром без войны.
Для ее реализации необходимы определенные экономические, культурно-нормативные и институциональные условия.
Экономические условия:
• свободный экономический обмен – источник стабильности и мира;
• Богатые страны не хотят воевать, т.к. могут стать слабее;
• Государства, установившие обширные экономические связи, избегают вооруженных конфликтов и концентрируются на накоплении богатства.
Культурно-нормативные условия:
• Демократия вырабатывает нормы взаимного доверия;
• Запрещаются недопустимые формы политического поведения, которые подвергаются осуждению;
• Открытость и состязательность процедуры принятия внешнеполитических решений.
Институциональные условия:
• исключение войн связано с развитием демократических институтов;
•создаются организации и соответствующие нормы и правила взаимоотношений между государствами;
• эти правила меняют поведение государств на международной арене.
| Краснер. Теория международных режимов.
Международные режимы и представляют собой совокупность правил, норм, принципов и процедур принятия решений в каждой из таких сфер. Они возникают как результат согласования интересов, целей и ценностей разнообразных акторов. Утверждается, что режимы облегчают сотрудничество через функции, которые они выполняют для государств. Они смягчают последствия международной анархии для государств, побуждая к децентрализованному осуществлению соглашений. Кроме того, режимы рассматриваются как средство получения полной информации каждой стороны о поведении других. Предполагается, что они способствуют снижению издержек сотрудничества и сокращают препятствия на его пути. Таким образом, режимы уменьшают неуверенность государств и их опасения относительно того, что другие акторы (как государственные, так и негосударственные) нарушат сотрудничество, и в то же время уменьшают и собственную склонность государств к такому нарушению.
| Джозеф Най. Неолиберализм и soft power.
1) Влияние анархии ослабляется взаимозависимостью: в сфере экономики, международной торговли; противодействие ядерной войне; противодействие экологической катастрофе.
2) Либерально-демократические режимы менее склонны к войнам, но более склонны к мирному международному порядку, значит мировая стабильность напрямую связана с проблемой распространения демократии.
Мягкая сила — форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи. Жесткая сила, в отличие от мягкой, подразумевает принуждение.
| Сунь Цзы «Искусство войны».
Война — это всегда убытки. Поэтому любой конфликт нужно решать, в первую очередь, дипломатически. Это путь обмана, великое дело для государства, основа жизни и смерти, путь к выживанию или гибели.
Спешка и эмоции — верный путь к гибели. Военачальник должен быть сдержан и полагаться только на здравый смысл.
Основная задача полководца — добиться управления противником.
Главное на войне — не удача, а владение информацией.
Боеспособная армия — это та армия, в которой солдаты обеспечены всем необходимым, чётко знают свою цель и строго подчиняются командирам.
Государство – это государь, полководец и армия.
| Фукидид «История Пелопонесской войны».
Основная мысль Фукидида, четко сформулированная в первой книге его истории, заключается в том, что, по его мнению, главными были не причины Пелопоннесской войны, о которых говорилось открыто, а истиннейший повод–страх лакедемонян перед растущим могуществом Афин. Термины «основание» и «причины» («обвинения», «жалобы», «повод», «основания») Фукидид использует несколько раз в своем сочинении. Но он использует их чаще всего не как синонимы. На это отчасти указывает и его главная мысль о том, что о причинах войны или других событиях обычно говорят открыто, а повод чаще всего скрыт.
| Макиавелли «Государь».
Н.Макиавелли как нельзя более точно описал все тонкости управления и завоевания государства, предусмотрел все возможные развития событий и дал толчок к развитию политической науки совсем в другом направлении, нежели до появления его великих трудов. Критерий нравственности перестал играть главенствующую роль в выборе и оценке правителя во многом благодаря тому, что Макиавелли поставил на первой место результативность и рациональную мудрость государя. Он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, и его никак нельзя обвинять в оправдании насилия и безнравственных поступков государей, ведь он видел цель любого государя в "общем благе", которое подразумевало удовлетворение интересов всего народа, в то время как использование жестоких методов представляло собой лишь средство, ведущее к благой цели.
| Клаузевиц «О войне».
Сражение должно ориентироваться на сокрушение мужества противника
Для достижения победы врага нужно атаковать в самое сердце
Цель любой войны состоит в том, чтобы достичь мира на благоприятных для победителя условиях
Война представляет собой продолжение политики при помощи насильственных средств
Во время войны всё очень просто, однако самое просто выполнить сложнее всего
Победителем в сражении является лишь тот, за кем осталось поле боя
Переворот в общественном государственном строе можно осуществить в условиях массового потрясения и быстрого развития, приносимого войной
Завтра есть сегодня, т.к. будущее создаётся уже сейчас
Время в вашем распоряжении, но то, во что оно превратится, зависит только от вас
Люди, непомнящие прошлого, обречены его повторить
Никогда не шагает назад окончательно
Не отчаиваться в собственной судьбе означает уважать самих себя
| Гоббс «Война всех против всех». "Война всех против всех" - представление о таком состоянии общества, при котором существует всеобщая перманентная вражда и непрекращающееся взаимное насилие. В смягченной форме представление о войне всех против всех включает неконтролируемый рост агрессивности в обществе, приводящий к постоянным межчеловеческим конфликтам. Для обоснования своих представлений о государстве Гоббс прибегает к уже испытанному приёму изображения «естественного состояния». В нём все люди равны, и каждый руководствуется своими потребностями и интересами. Человек эгоистичен, он наделён сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений. Принцип его поведения предельно прост: человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий. Свобода человека: каждый имеет право на всё, даже на жизнь другого человека. Это ведет к постоянным конфликтам, т.е к войне всех против всех.
| Гроций «О праве войны и мира». Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей. Гроций делит право на: естественное право и на волеустановленное. Под естественным правом он подразумевал то, «что возникает из самой природы» в отличие оттого, что является следствием волеустановленного (например, возникновение государства путем договора, его прав и законов). Гроций исследовал раннюю историю человеческого общества, именуемую им как «естественное состояние без государства и частной собственности». Стремление людей к общению, а не божественное установление побудило их заключить договор о создании государства, цель которого - защита частной собственности, соблюдение права и общей пользы. Важнейшим признаком государства является верховная власть, непосредственным носителем которой, в зависимости от формы правления, может быть одно лицо, группа лиц или собрание либо их сочетание. Международное право Гроций рассматривает с позиции общей оценки права, отличительным признаком которого является сила. Поэтому война, как состояние борьбы силы, не противоречит естественному праву. Но это не означает, что все войны допустимы.
| Кант «К вечному миру». Идея вечного мира - завершающее звено гуманистической философии Канта. В обществе, где властвуют законы, царит мир. Вечный мир - это исключение войны из жизни общества. Войны с их бедствиями и разорениями могут тормозить прогрессивное развитие человечества, но моральный разум осуждает войны, и поэтому с развитием культуры и гуманности войн будет все меньше, пока они совсем не исчезнут. Философ видел серьезную угрозу миру в безграничном вооружении государств, ибо огромные затраты на вооружение и содержание армий, соперничество государств в увеличении военной мощи приводят неизбежно к войне. Перед человечеством, по Канту, открываются две возможности достижения вечного мира: одна - путем договора, запрещающего войны, другая - «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны. Однако, «Вечный мир» до сих пор не осуществился не только по причине сохраняющихся неравенства и несправедливости, не только потому, что многим еще выгодна война и беспорядок.
| Дж. Кеннан «Длинная телеграмма»
| Развитие либеральной традиции после Второй Мировой войны и создание ООН. Концепция прав человека
ООН- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. «ООН остается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии». Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
|
|
| |