свиридов. Г. В. Свиридов стремится отразить в свом вокальнохоровом творче стве наиболее значительные события и явления нашей истории и современ ной жизни, например Куликовскую битву Песня о России на стихи А. А
Скачать 422.84 Kb.
|
Обобщение методических материалов работы детских и молодежных хоровых коллективов над музыкой Г.В. Свиридова Основными элементами творчества Г.В. Свиридова является вокальная музыка (песни, романсы, песенные циклы, кантаты, оратории, хоры). Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой. Затем он вдохнул новую жизнь в жанр. Принцип песни и хора лежит в основе многих великих произведений Г. В. Свиридова. Среди них такие известные и любимые, как “Поэма памяти Сер- гея Есенина”, “Патетическая оратория”, “Курские песни”, «Весенняя канта- та» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака, которые являются частью музы- кальных сокровищ нашего времени". Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими обра- зами. Вокально-хоровую музыку Георгия Васильевича Свиридова невозмож- но спутать ни с какой другой - еѐ образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота является результатом более глубокого понима- ния сложностей жизни и желания, и способность говорить об этом также проста. Эта простота на фоне поиска большинства современных композито- ров кажется странной и непостижимой. Г.В. Свиридов стремится отразить в своѐм вокально-хоровом творче- стве наиболее значительные события и явления нашей истории и современ- ной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А. Блока), революционные события («Поэма памяти Сергея Есенина», «Патети- ческая оратория» на стихи В. Маяковского). Но не только эпохальные явления нашли своѐ воплощение в свиридов- ской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. Жизнь людей в творчестве Свиридова - это уникальный мир образа жизни, убежде- ний и поведения; это высокий моральный принцип, который помогает людям выживать и чувствовать себя. Истинные слова народной жизни изображены в широком спектре музыки: сильное чувство лирики - чувство молчания, чув- ство тайны. Многие произведения Свиридова связаны с образным миром поэзии. Круг поэтов, чьи стихи стали литературной основой его музыки – кантат, ораторий, вокальных циклов, в большой мере характеризует композитора как музыканта высочайшей культуры. Самый любимый поэт Свиридова – Сергей Есенин: из двухсот песен более пятидесяти написано на стихи Есенина. Именно Свиридов впервые по- настоящему ввел в музыку поэзию Есенина как поэта огромной глубины и масштаба – не только автора лирических откровений, но и философа. В 1955 году Г.В. Свиридов создает одно из лучших своих сочинений – «Поэму памяти Сергея Есенина». В этой работе он хотел воплотить соб- ственный образ поэта, резкость его слов, его бескорыстную любовь к жизни, его поистине безграничную любовь к людям. В сольных эпизодах («В том краю», «Край ты мой заброшенный») осо- бенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского ро- манса. Песенность стала основой и таких последующих сочинений Свиридова, как кантата «Деревянная Русь», «Весенняя кантата», многие хоры. Хоровые эпизоды либо полны динамики, резких сравнений, либо сдержаны, обобще- ны. Кажется, они воссоздают картины деревенской жизни. Перед нами: оживленный зимний набросок, энергичная сцена обмолота, древний поэтиче- ский народный обряд, грустная картина опустошенной родины. В сольных эпизодах («В том краю», «Край ты мой заброшенный») осо- бенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского ро- манса. Песенность стала основой и таких последующих сочинений Свиридова, как кантата «Деревянная Русь», «Весенняя кантата», многие хоры. Основным средством «выражения» для Георгия Васильевича всегда была вокальная и хоровая музыка - связанная со словом. Выбор слова (поэ- тического текста) для него никогда не происходил в рамках одной из темати- ческих или национальных культур: лирик Сергей Есенин - и огненный «ре- волюционер» Владимир Маяковский, армянский Аветик Исаакян - и шотлан- дец Роберт Бернс; Георгий Васильевич к работе соотечественников поэтов. Так было в 1959 году, когда композитор создал пять хоров на слова русских поэтов. Насколько эту работу можно считать хоровым циклом? Все они напи- саны для смешанного хора с четырьмя голосами, с участием солиста тенора в первом выпуске). Их содержание не составляет единого сюжета - тем не ме- нее, это характерно для Свиридова, но во многих его циклических вокальных или хоровых композициях. Николай Васильевич Гоголь, Сергей Александро- вич Есенин, Александр Андреевич Прокофьев, Сергей Сергеевич Орлов. Ча- сти хорового сюжета настолько изолированы и самодостаточны, что каждый из них может быть исполнен отдельно (что часто делается в концертной практике). Это должно отражать судьбу Родины (такая тема всегда была близка Свиридову). Эмоциональная окраска этих отражений различна: если в первых двух хорах мы слышим воспоминания с лирическим оттенком, то в последних двух хорах на первом месте стоит тема гражданского. Эти две образные сфе- ры противопоставлены тональным: для первого и второго хора композитор избит диалектическими клавишами, для четвертого и пятого - плоский. Пе- реход в одну сферу - от юношеских мечтаний к суровой реальности. В то- нальном отношении он также занимает «промежуточное», «переходное» по- ложение: в сфере острых клавиш - в сфере плоских. Таким образом, цикл - казалось бы, составленный из отдельных частей - имеет свою особую драму. Первый хор – «Об утраченной юности» – необычен тем, что в основу его положен не поэтический, а прозаический текст из поэмы Гоголя «Мерт- вые души». Это «признание» человека, который все еще помнил ближайшие детские и юношеские чувства, но потерял его. Первый раздел посвящен «без- возвратно прошедшему детству», проникновению в светлую грусть, особен- но заметно, что это родство в эхо сопрано с его элегическим «романтиче- ским» ходом на шестом месте. В следующем разделе неподвижные аккорды и «пустые» пятые передают душевную пустоту героя, звучащую в отчаянии. Короткая, вымышленная фраза заканчивается, сначала звучит в видеороли- ках, а затем в тексте «О моей юности!» О, моя свежесть! ". Следующий припев открывается с той же интонацией - «Вечером в си- нем» на тексте «Есенина, в которой тоже рассказывается о давно минувшей юности, но в ином образном ключе». Картина вечера предстает в плотной ак- кордной фактуре. В гордых интонациях мощная сила выражается в мелодич- ных «взлетах». В этом номере два раздела: яркие воспоминания о прошлом и горькое сожаление по этому поводу. «Крик души»: резкие динамические контрасты, «спотыкающиеся» мелодичные движения. Грусть и усталость звучат в последних фразах. Третий хор – «Повстречался сын с отцом» – драматическая сцена, дей- ствие которой разворачивается во время гражданской войны: сын- красноармеец погибает от руки отца-белого (эта тема была близка компози- тору: его отец погиб, сражаясь на стороне красных, а дядя – на стороне бе- лых). «Музыкальная сказка» состоит из нескольких мелодий национального склада. Мужские голоса, немедленно настроенные в резкой манере. Второй раздел содержит описание природы - «свидетелей», ее образ воплощен в ли- рической мелодии, выраженной женскими голосами. Решающие «оратор- ские» фразы, напоминающие интонацию революционных песен, появляются в центральном эпизоде, где происходит поединок между сыном и отцом. В последнем разделе альт и сопрано в мирной мелодии «похоронили» усопше- го. Четвертый хор – «Как песня родилась» – может показаться предельно простым: незамысловатая мелодия, уходящая корнями в городскую лириче- скую песню, варьирование одних и тех же фраз, но в нем заключено исклю- чительное богатство эмоциональных оттенков. Заключительный хор – «Табун» – передает восхищение красотой род- ного края. С восторженным гимническим началом у мужских голосов сопо- ставляется идиллический музыкальный образ («Пастух играет песню на рож- ке»), возникающий в мелодии женских голосов, напоминающей бесхитрост- ный наигрыш. Эта многоплановая, но удивительно цельная картина подводит итог размышлениям о Родине, так искренне и убедительно воплощенных в хоровом цикле Свиридова. Работы Г.В. Свиридова для хора, часовни, в дополнение к произведе- ниям жанра красноречия-кантаты, относятся к наиболее ценному разделу его творчества. Все они стремятся к вечным философским проблемам. В основ- ном это размышления о жизни и человеке, о природе, о роли и предназначе- нии поэта, о родине. Свиридов поэт, народный: А. Пушкин, С. Есенин, А. Некрасов, А. Блок, В. Маяковский, А. Прокофьев, С. Орлов, Б. Все вместе они находят в процессе отбора, объединяются в определенный круг образо- ванные, темные, участки. В конце концов, превращение каждого из поэтов в «единомышленника» произошло под влиянием музыки. Композитор текста, как правило, создает свою музыкальную концеп- цию. Более того, решающим фактором является отбор по содержанию поэти- ческих первоисточников, что позволяет добиться высокой степени художе- ственного обобщения в музыке. Свиридов всегда сосредоточен на человеке. Композитору нравится по- казывать людей сильных, смелых, сдержанных. Как правило, люди должны быть людьми - спокойные картины ширины, необязательное степное про- странство Для этого нужно только мелодии, уловки голосов, методы использова- ния различных типов фактов, хоровые тембры, регистры, динамика. У Сви- ридова есть свои любимые трюки. Общепризнанно, что общепризнанное национально-русское начало его музыки признается как принцип, согласно которому цвета и основополагающий принцип его темы (диатонический), а также фактура (унисон, подтекст, хоровая педаль) и форма (стих) , вариация, строфа) и интонационная система. Это характерное свойство музыки Свири- дова. Вокальные, понятые не только для умения писать голоса, но и для со- здания мелодий, как идеального синтеза музыкальной и речевой интонации, которая помогает исполнителю достичь словесной естественности в произ- ношении музыкального текста. Следует отметить тонкую выразительность тембровой палитры и фак- турные приемы. Свиридов, как правило, не ограничивается одним. В его хо- ровых произведениях прослеживается органическая связь гомофонии и по- лифонии. Подзвучка обычно дает общее настроение или рисует пейзаж, в то время как остальные голоса передают конкретное содержание текста. Обращает на себя внимание драматургическая особенность некоторых хоров. Два контрастных образа, представленные вначале в виде самостоя- тельных, законченных построений, в заключительном разделе словно бы приводятся к единому знаменателю, сливаются в одну образную плоскость («Вечером синим», «Повстречался сын с отцом», «Как песня родилась», «Та- бун») – принцип драматургии, идущий от инструментальных форм (симфо- нии, сонаты, концерта). Вообще претворение в хоре приемов, заимствован- ных из инструментальных, в частности оркестровых жанров, типично для композитора. Применение в их в хоровых сочинениях значительно расширя- ет круг выразительных и формообразующих возможностей хорового жанра. Отмеченные черты хоровой музыки Свиридова, определяющие ее ху- дожественную самобытность, обусловили широкое признание хоров компо- зитора и быстрый рост их популярности. Большинство из них звучит в кон- цертных программах ведущих отечественных профессиональных и люби- тельских хоровых коллективов, записано на грампластинки, выпущенные не только в нашей стране, но и за рубежом. Принципы исполнения музыки Свиридова в церковном пении. Принцип, присущий церковному пению, который приводит Г.В. Сви- ридов в своем творчестве, кроется в самой тесной связи между значением слова и его интонационным воплощением. Об этом пишет профессор Ленин- градской духовной академии Л. Парийский. «Молитва и пение являются од- ними из основных способов выражения религиозных чувств». Пение - это сочетание слов с музыкой голоса. Форма выражена в сухой прозе. Они тре- буют возвышенных слов - поэзии. Православные религиозные книги пре- красно это доказывают. Они состоят из поразительно возвышенных творче- ских идей. Творцами песнопений были святой Иоанн Дамаскин, преподоб- ные Косма Маиумский, Роман Сладкопевец, Андрей Критский и другие свя- тые люди, которые принимали религиозные истины не только умом, но и пе- реживали их сердцем». Свиридов создал светскую по форме, но православную по духу «литур- гическую музыку». Как в выборе текстов, так и в работе над ними прояви- лась оригинальность свиридовского замысла. Известно, что при создании церковных песнопений композитор должен точно воспроизводить литурги- ческий текст без каких-либо изменений. За редким исключением, почти все отобранные тексты были пересмотрены Свиридовым. Там не было ничего, пренебрегая традициями церкви. Свиридов никогда не писал музыку «к поэ- зии», он считал поэму самостоятельной, законченной поэтической работой. Для него «Молитвослов» и «Псалтирь» были не только богослужебными книгами, но и образцами высочайшей поэзии. Не случайно он отказался от традиционного подзаголовка «для православного обихода», заменив его не- обычным для русского уха словосочетанием «из литургической поэ- зиu», подчеркивая именно поэтическую составляющую христианской гимно- графии. У мужских голосов обоих хоров звучат торжественные, величавые, гимничные квартовые интонации, славящие: «Пасха Красная, Пасха Святая, Пасха Пречистая» (2 – 5 такты). Они близки древним эпическим бесполуто- новым попевкам, исконно русским песенным трихордам. В одноголосной мелодии, дублированной во всех мужских голосах, слышны также интонации торжественных песнопений, кантов. Но вот вступают женские голоса, плав- ные лирические интонации которых передают иное чувство – душевный тре- пет верующих: «Христос Воскресе, Святая Пасха» (6 – 9 такты). Плавность, поступенность, повторность мелодических фраз, их малый диапозон близки традициям знаменного распева. Кроме того, сопоставление тембровых красок мужских и женских голосов, позволяет говорить о чертах антифонного цер- ковного пения. Свиридов с детства усвоил истоки и выразительные особенности ис- конно русской духовной музыки. Впоследствии, создавая свой современный, ярко индивидуальный музыкальный язык, естественно остался, с одной сто- роны, продолжателем традиций русской духовной музыкальной культуры, с другой, наполнил строгие духовные песнопения своими чувствами и мысля- ми. «От первого основательного знакомства со свиридовскими партитура- ми сохранилось ощущение большого количества белых клавиш, бесполуто- новых секундовых гроздей-созвучий, пентатонических звукорядов, прида- вавших его музыке сходство с монгольскими народными наигрышами. Для моего слуха все это казалось чересчур пресными: я был воспитан на западно- европейской мелодике. Это уже потом я осознал, что в основе специфично- сти его языка лежат древние, так называемые ангемитонные попевки, общие для многих культур мира, своеобразная «русская пентатоника», уходящая в глубины языческого фольклора. Как говорил сам композитор, «это глубокая архаика». Благодаря его поразительной исторической памяти он воплотил эти звуки давно минувших веков, создав неслыханный по оригинальности индивидуальный музыкальный язык. «Душа его вобрала всю красоту былых времен». По мере постижения его произведений я ощущал, пока переинтони- руется мой слух, как захватывает меня чисто русская звуковая стихия» 1 1 А. Висков. Наследник апостола Иоанна. // Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. М.: Молодая Гвардия. 2006. С. 541) Творчество Свиридова в своих сущностных ориентирах связано с ду- ховным пространством национальной культуры, с Православием. Постиже- ние этой связи обусловливается пониманием смысла и значения русской культуры, в которой Православие не является чисто церковным явлением, но охватывает всю духовно-нравственную сферу, образует еѐ основу. Глубинная духовность пронизывает вокально-хоровые произведения Г. Свиридова. Подавляющее большинство вокальнохоровых сочинений Свиридова создавалось на слова русских поэтов и писателей. Глубинная почвенность Слова-Логоса сопряжена в этой музыке с христианскими образами. Миросо- зерцание Свиридова – явление не этническое, но культурное и гуманитарное. Его мысли свойственны возвышенность и размах, нетривиальность и сме- лость высказываний. Отмеченные черты произрастают из особенностей рус- ской культуры, прежде всего, широких гуманитарных оснований, на которых покоится православная традиция. «Песнопения и молитвы» – духовное завещание композитора. Извест- но, что его духовная музыка не предназначалась для исполнения в церкви за богослужением. Свиридов свободно подходил к каноническим текстам, пе- реосмысливая их по-своему. В его музыке нередко обнаруживаются литурги- ческие влияния, выявляемые при соотнесении с образами, жанрами и приѐ- мами письма церковного искусства. Однако традиционные средства, пере- плавляясь в сознании гениального художника, формируют неповторимый по духовной глубине музыкальный язык. Способы музыкального претворения первоисточников свидетельствуют об уникальности подхода к каноническим текстам, которые рассматривались композитором, прежде всего, как высо- чайшие образцы духовной поэзии. Духовность музыкальных творений Г. Свиридова зиждется на религиозном чувстве и подтверждается композитор- ской техникой письма и стилистикой (особенно позднего творчества). Так, «Песнопения и молитвы» уникальны по композиционному строению и жан- ровому содержанию: в истории музыки нет аналогичных опусов. Подобно Священному Писанию, «Песнопения и молитвы» открыты в Вечность: стро- гий отбор средств, порой даже аскетизм, лаконичность, воистину храмовая величественность хоровой партитуры, небесная красота музыки и «неизре- ченная» еѐ тайна... Эта музыка говорит о самом важном, касающемся челове- ка и мира. Особенностью мелодики Свиридова является синкретичное взаимовли- яние разных типов интонирования (кантиленного, декламационного, танце- вального и сигнального; в том числе ариозно-романсового и фольклорного; псалмодического и мелизматического) и создание на базе соединения раз- личных типов мелоса целостных высказываний. Однако в хорах Свиридова можно выделить два основных ти- па: декламационная мелодика и кантилена, в каждом из которых есть свои виды. В рамках декламационной мелодики можно выделить три характерных для композитора вида: • воззвание, возглас; • псалмодию; • ораторскую речь, декламационные высказывания. В рамках кантиленного типа наиболее важными для Свиридовского стиля хоровых сочинений стали: • мелодии с признаками знаменной мелодии; • с чертами песенности; • с чертами ариозности. Поражает удивительная чуткость Свиридова к слову и умение выбрать единственно верный тип интонирования, который и расшифровывает много- численные смысловые пласты и, одновременно, через мощные ассоциатив- ные ряды с произведениями соответствующего жанра и стиля позволяет слушателю самому формировать семантические значения каждого высказы- вания. Особенности хорового исполнения музыкальных произведений Свири- дова. · Задействованы различные составы исполнителей: от сольных выска- зываний и унисонов хоровых партий, различных ансамблевых сочетаний до разнообразных хоровых составов (мужского, смешанного). · Использовано значительное количество разнообразных жанров. При этом музыкально озвучены молитвословия и Божественной Литургии, и Все- нощного бдения, служб праздников и великого поста, а также келейных мо- литв. Охвачен практически весь годовой круг, основные службы дневного круга, а также песнопения, входящие в основные богослужебные книги: Ок- тоих, Триодь, Праздники, Часослов, Молитвослов. · Стали объектом художественного моделирования многие ведущие певческие стили: от знаменного распева до концертного стиля «нового музы- кального направления». · Нашло отражение большинство ведущих мелодических типов: раз- личные виды кантилены, декламации и даже элементы моторного и сигналь- ного типов мелодики. Таким образом, в духовном творчестве Свиридова складывается широ- чайшая панорама исторических типов духовной отечественной музыки, про- исходит ее антологизация. |