Габитос в вопросах и ответах ч. 1 и ч 2. Габитоскопия вопросы и ответы
Скачать 1 Mb.
|
Свойства личности, влияющие на формирование мысленного образа.К постоянным свойствам личности относятся общефизические (пол, возраст, антропологическая и национальная принадлежность человека, тип его памяти, воли, характеристики мышления, наличие или отсутствие изобразительных способностей, профессия, род постоянных занятий и др. Особенности формирования мысленного образа у лиц разного пола. Половой диморфизм накладывает отпечаток на восприятие человека человеком. Помимо того, что женщины дольше сохраняют в памяти воспринятую информацию, они чаще дают эмоциональную характеристику внешнего облика человека. У мужчин и женщин наблюдаются различия в выделении элементов внешности в качестве главных. Для мужчин характерно поверхностное ознакомление с предъявляемым объектом, женщины же тратят больше времени на прием информации, доходя до более глубокой детализации объекта. В результате женщины имеют более яркий и более детальный образ представления, и поэтому с большей легкостью опознают предъявляемые им элементы ранее воспринятого лица, затрачивая на это меньше времени, чем мужчины. Женщины в целом сохраняют в памяти ранее воспринятую информацию несколько лучше, чем мужчины, но, в тоже время, больше поддаются внушению. Особенности формирования мысленного образа у лиц разного возраста. Имеются существенные различия в восприятии человека человеком у разных возрастных групп. Детям свойственна слабость углубленного организованного и целенаправленного анализа при восприятии. В то же время ими хорошо воспринимаются те объекты, признаки которых вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Влияние возраста на увеличение объема воспринятого сказывается до периода ранней зрелости. Затем восприятие отличается стабильностью до периода позднего возраста, в котором обычно снижается уровень процессов запоминания, удержания и воспроизведения, то есть основных сторон памяти. Восприятие становится беднее и уже. Особенности формирования мысленного образа у лиц разной антропологической группы. При восприятии человека человеком имеет значение правильная оценка типологических признаков объекта восприятия, среди которых существенное место занимает принадлежность к той или иной антропологической группе, национальности. Однако, только человек, принадлежащий к такой же или родственной антропологической группе или же являющийся уроженцем, постоянным жителем местности, где наиболее распространена эта антропологическая группа, может правильно воспринять и достоверно воспроизвести признаки ей свойственные. Особенности формирования мысленного образа у лиц, обладающих различными профессиональными навыками. Наличие изобразительных способностей очевидца имеет большое значение для формирования мысленного образа и его материализации. Общеизвестно, что профессиональные художники, актеры, фотографы, отличаются наблюдательностью, точностью анализа признаков лица, умением верно их воспроизвести. Изобразительные способности человека, не раскрытые в профессиональной деятельности, имеют такое же значение, хотя и в меньшей степени, из-за отсутствия специальной тренированности. Имеется ряд профессий или постоянных знаний, которые, хотя и не связаны с необходимостью изображать человека, тем не менее обусловливают накопление опыта навыков, впечатлений, развивающих способности к наблюдению, запоминанию и воспроизведению внешних признаков человека. Прежде всего, это профессии парикмахера, гримера, косметолога, портного, массажиста и др., связанных с необходимостью изучать внешность многих людей. Особые навыки накапливаются у врачей различных специальностей, которые в силу своей профессиональной деятельности изучают отдельные внешние признаки человека. Не нуждаются в подробном раскрытии возможности сотрудников ряда служб органов внутренних дел, профессиональная подготовка и род деятельности которых связаны с необходимостью глубокого изучения внешности человека, сохранения в памяти ее точного мысленного образа и достоверного воспроизведения. Особенности формирования мысленного образа у лиц с разными формами психической деятельности. Качество и полнота мысленного образа зависят от состояния зрения и внимания (направленность и сосредоточенность психической деятельности вообще и наблюдения в частности), поскольку восприятие внешности происходит через органы зрения в процессе наблюдения (чем слабее и рассеяннее внимание, тем беднее окажется мысленный образ). Особое значение имеет степень развития такой способности человека, как наблюдательность; наблюдательный человек в состоянии полно и точно воспринять не только внешний облик человека в целом, но и отдельные его детали признаки. С учетом особенностей протекания процесса построения образов предметов и лиц, психологическая наука разделяет людей на «вербальников» и «зрительников» или "мыслителей" и "художников". "Вербальный тип" - это такой тип людей, для которых ведущей является речь, и они в своей практике запоминания опираются в основном на словесно - логический материал, практически не используя запоминания с опорой на "зрительный" материал. "Зрительный тип", наоборот, при запоминании использует зрительный образ предмета или человека, не прибегая к словесно - логическому его описанию. Это крайние типы. Помимо них существуют смешанные типы, которые используют в равной мере и словесно-логический и зрительный материал. Такие особенности индивидуального процесса восприятия имеют особое значение и при воспроизведении мысленного образа спустя длительное время после восприятия. Отмечено, что люди со "зрительным" типом восприятия в состоянии продолжительное время удерживать мысленный образ внешнего облика человека для хорошего изобразительного воспроизведения в портрете, пригодном для использования в розыске. Воля, как фактор формирования мысленного образа исключительно на базе собственных впечатлений проявляется, в основном, через такое свойство личности как самостоятельность. В процессе формирования мысленного образа человек может испытывать влияния, активно воздействующие на различные элементы мысленного образа в форме внушения, давления авторитета окружающих. Внушаемые люди при этом могут легко изменить первоначальное представление о внешнем облике человека, например под воздействием слухов о скрывшемся преступнике, при наводящих вопросах, в процессе просматривания фотоснимков предлагаемых в качестве изображений лиц, причастных к преступлению, присутствуя при рассказе других очевидцев о скрывшемся человеке и т.п. Волевой человек, разумно оценивающий любые сведения о внешности наблюдавшегося им лица, в состоянии и сохранить сформированный им самостоятельно мысленный образ. На сохранение мысленного образа внешнего облика человека в первоначальном виде значительное воздействие могут оказать мышление и воображение. В процессе мышления происходит переоценка восприятия, представление постоянно изменяется. При этом мысленный образ становится более достоверным, ясным, полным у хорошо и правильно мыслящего человека, и, напротив, расплывчатым, искаженным у субъекта, не владеющего методами мышления. Воображение (фантазия) может видоизменить (преобразовать) представление о внешности тем сильнее, чем более пылким окажется воображение; действуя на реальной основе восприятия, учитывая данные памяти и результаты мыслительной переработки представления, воображение позволяет на основе общих представлений о внешности человека, прежнего опыта и т. д. восполнить пробелы восприятия, сохранения и переработки мысленного образа. При большом количестве пробелов в мысленном образе, стремлении очевидца (умышленном или неосознанном) дать более яркое описание, чем позволяет действительное знание, воображение может не только пополнить мысленный образ несуществующими чертами, но и исказить действительные. Предшествующий опыт общения с людьми, стереотипные представления, образы, мысли влияют на формирование мысленного образа воспринимавшегося им человека. В процессе общения складывается система понятий, "классификация" типов людей. Каждому типу соответствуют определенные качества и черты, и человек, воспринимая другого человека, соотносит его с каким-нибудь типом, наделяя его признаками, характеризующими этот тип. В результате на образ данного человека могут быть распространены несвойственные ему признаки, а присущие - непроизвольно исключены. Временные факторы, влияющие на полноту и достоверность отображения признаков внешности в памяти очевидца. В отличие от постоянных, временные субъективные факторы проявляются в определенных обстоятельствах. К числу таких обстоятельств следует отнести роль, состояние человека в ситуации восприятия, формирования и воспроизведения зрительного образа, отношение к процессу восприятия, объекту восприятия, наличие и характер связи с ним, влияние установки. Особенности формирования мысленного образа, в зависимости от роли лица в событии происшествия. Роль человека в событии может быть различна - участник, потерпевший, преступник, соучастник) или посторонний, случайный наблюдатель преступления. В зависимости от этого возможности усвоения признаков внешности наблюдаемого человека неодинаковы. Случайный очевидец происшествия обычно ограниченно воспринимает элементы и признаки внешности участников события, в то время как потерпевший воспринимает внешний облик в более полном объеме. Особенности формирования мысленного образа от состояния лица, в момент события происшествия. Настроение, эмоции могут способствовать или препятствовать процессу восприятия, сохранения или воспроизведения мысленного образа. Состояние человека в ситуации восприятия, эмоциональные переживания в этот момент могут оказать решающее воздействие не только на степень полноты и яркости мысленного образа, но значительно повлиять на его содержание. Испуг, беспомощность, страх могут обуславливать не только фрагментарность образа, но в ряде случаев привести к его гиперболизации и даже приписыванию преступнику различных несуществующих в действительности черт. В ситуациях, где не возникают эмоциональные переживания, отношение очевидца к процессу восприятия может быть решающим для полноты мысленного образа. Человек, стремящийся запомнить черты внешности, при прочих равных условиях обладает наиболее полным мысленным образом, поскольку в процессе наблюдения им не только фиксируются признаки внешности, но и предпринимаются усилия для их анализа, синтеза и т.д. Наличие и характер связи субъекта с наблюдавшимся лицом определяют степень полноты и точности мысленного образа последнего. Связь может носить постоянный, систематический, временный, случайный характер, вообще отсутствовать, особое значение имеют связи, возникающие из события преступления: между преступником и потерпевшим, преступником и очевидцем, непричастным к совершенному преступлению. При наличии связи весьма существенно отношение субъекта восприятия к объекту - положительное, отрицательное, безразличное. Здесь же сказывается и влияние установки, т. е. присущей человеку ориентировочной реакции - способности прогнозировать еще не наступившие события и подготовиться к ним. Объективные факторы, влияющие на формирование мысленного образа.Мысленный образ формируется в основном под воздействием субъективных факторов, особенностей мыслительного процесса. Наряду с этим на его содержании сказывается и влияние объективных факторов, таких как характеристики внешнего облика объекта, условия его восприятия, период формирования и сохранения мысленного образа, различного рода события, перемещения в пространстве и другие воздействия на память человека. Характеризующие внешний облик человека признаки неоднородны по своей значимости для процесса формирования мысленного образа. Они в значительной мере определяют течение процессов восприятия человека и содержание мысленного образа. Без одних признаков мысленный образ не может быть сформирован - это признаки пола, возраста, антропологического типа, общие, а также наиболее наглядные признаки внешности. Все эти признаки образуют содержание мысленного образа. Их определенность, яркость влияет на полноту, достоверность мысленного образа, результативность процесса восприятия. Другие признаки внешности, отличающиеся средними или близкими к средним градациями, требуют более менее тщательного наблюдения для того, чтобы быть воспринятыми, зафиксированными. Эта группа признаков представляет большую трудность для восприятия в процессе кратковременного общения людей. Чем больше их удельный вес в комплексе признаков внешности человека, тем труднее в ходе криминалистической ситуации сформировать на их основе достоверный, полный мысленный образ. Поскольку процесс формирования мысленного образа в криминальных ситуациях чаще всего весьма непродолжителен, то субъект обычно успевает получить в основном лишь знание об основных признаках внешнего облика ранее незнакомого человека, тем не менее, природа восприятия человека человеком такова, что субъект даже на основе непродолжительного наблюдения формирует некоторое обобщенное представление об объекте. Известно воздействие на результат восприятия условий, в которых оно происходит. Это освещение объекта восприятия, расстояние до него от наблюдателя, продолжительность восприятия, положение наблюдаемого в процессе восприятия его внешности. Принято считать, что со временем мысленный образ стирается в сознании: по-видимому это правильно в отношении деталей, которые в процессе мыслительной деятельности признаются человеком малосущественными. Виды субъективных портретов и технические средства, применяемые для их изготовленияТехнические средства, используемые для изготовления субъективных портретов определяются видами этих портретов. В криминалистической практике наиболее распространены три основные разновидности субъективных портретов: рисованные, рисовано – композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные субъективные портреты. Рисованные субъективные портреты – это штриховые или полутоновые рисунки лица, фигуры человека. В основе рисованного портрета лежит представление о внешнем облике человека, воспроизведенное в нем с той или иной степенью достоверности. Для того, чтобы рисованный субъективный портрет отвечал задачам установления личности, в нем должны найти отображение наиболее наглядные элементы и признаки, доминирующие во внешности данного человека. Рисованный субъективный портрет более достоверен, если он изготовлен самим очевидцем, обладающим изобразительными навыками. Однако такие случаи исключительны, поэтому со слов очевидцев рисованные портреты выполняют художники профессионалы. Процесс изготовления рисованного портрета сложен, поскольку признаки внешности лица, чей портрет предполагается изготовить, претерпевают двойное преобразование. Вначале они преобразуются, изменяются, искажаются, в процессе формирования представления о внешнем облике в памяти очевидца. Затем претерпевают изменения, преобразования в процессе формирования представления о внешнем облике, складывающегося у художника на основе восприятия рассказа очевидца о признаках внешности. Рисовано-композиционные портреты и их разновидности. Рисовано – композиционные портреты изготавливаются из заранее изготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца. В законченном виде рисовано – композиционный портрет выглядит как штриховой (в некоторых вариантах - полутоновый) рисунок. Преимуществом этой разновидности субъективных портретов является возможность отобразить доминирующие во внешности человека групповые признаки элементов, не включая в портрет индивидуализирующие признаки, которые обычно достоверно не запоминаются. Исходные рисунки элементов внешности заранее выполняются художниками с учетом указаний специалистов – криминалистов и антропологов и формируют информационно-изобразительный массив, который затем используется при изготовлении этой разновидности субъективных портретов. Фото-композиционные субъективные портреты. Фотокомпозиционные субъективные портреты изготавливаются путем монтажа (составления композиции портрета) из фрагментов фотоснимков лиц, не причастных к событию преступления. В настоящее время для изготовления рисовано-композиционных и фотокомпозиционных субъективных портретов используются компьютерные системы, что позволило использовать накопленные фотоизображения элементов мужских и женских лиц в качестве баз данных. Методические основы изготовления субъективных портретовИзготовление субъективных портретов осуществляется методами и средствами, применяемыми в определенной последовательности, поэтапно. Это означает, что наиболее полное решение задач каждого этапа осуществляется с привлечением результатов работы на предыдущем этапе; каждый этап является подготовительным для последующего. Основные этапы изготовления субъективного портрета: 1. Предварительное изучение мысленного образа (анализ факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа). 2. Создание условий для изготовления субъективного портрета. 3. Предварительная актуализация мысленного образа. Эксперимент. 4. Техническая подготовка к изготовлению портрета. 5. Изготовление портрета (получение первого варианта портрета - отработка первого варианта - оценка портрета - доработка под контролем очевидца - оценка портрета очевидцем). Содержание этапа «Предварительное изучение мысленного образа». Основой субъективного портрета, как известно, является мысленный образ скрывшегося лица, сформировавшийся в сознании очевидца и сохранившийся в его памяти. В связи с этим специалисту, приступающему к изготовлению субъективного портрета, необходимо выяснить условия формирования и сохранения в памяти очевидца мысленного образа, т.е. провести предварительное изучение мысленного образа. Прежде всего, следует изучить субъективные и объективные факторы, влияющие на возникновение, формирование и сохранение мысленного образа. Выяснение всех этих обстоятельств является первым этапом изготовления субъективного портрета. Это выяснение производится как в ходе ознакомления с обстоятельствами дела - обычно это происходит в беседе с инициатором составления портрета (оперативным работником, следователем), реже путем ознакомления с материалами дела, так и в ходе беседы с очевидцем. Наряду с изучением факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа, беседа с инициатором изготовления портрета и самим очевидцем позволяет специалисту - выяснить, имеются ли условия изготовления портрета. Содержание этапа «Создание условий для изготовления субъективного портрета». Если после беседы с очевидцем будет ясно, что он, судя по всему, способен к правильному восприятию, имел возможность и условия для наблюдения, время, прошедшее с момента события не слишком велико, обстоятельства, происшедшие после формирования мысленного образа его не разрушили, ему разъясняется содержание предстоящей работы по изготовлению субъективного портрета, возможности, которыми располагает для этого специалист, роль очевидца в создании портрета. Специально подчеркивается, что не ставится цель получить портрет того же самого человека, которого видел очевидец, а имеется в виду создать похожее на него изображение. Содержание этапа «Предварительная актуализация мысленного образа и эксперимент». Третий этап работы по изготовлению субъективного портрета – это предварительная актуализация мысленного образа. Она обычно происходит в ходе получения от очевидца произвольного описания внешности скрывшегося. При этом следует выслушать все, что может высказать очевидец, поскольку именно в процессе свободного рассказа могут проявиться необходимые данные о внешнем облике разыскиваемого. Задача данного этапа - формирование у специалиста представления о типаже разыскиваемого, наиболее наглядных, доминирующих элементах внешности, которые будут служить отправными при подборе необходимых изображений для субъективного портрета. На данном этапе работы допустим и эксперимент, проводимый в целях уточнения способности очевидца достоверно воспроизвести признаки внешности человека. В завершение беседы о признаках внешности скрывшегося следует предварительно закрепить показания очевидца. Наиболее распространенный способ - словесное описание. В ходе описания желательно использовать справочную криминалистическую литературу, в которой излагается и иллюстрируется система словесного портрета. В ряде случаев очевидцу предлагают самому изготовить эскизный рисунок лица скрывшегося, его фигуры. Даже самый схематический набросок может наглядно представить пропорции головы, относительную величину элементов лица. Содержание этапа «Техническая подготовка к изготовлению портрета». После предварительной материализации мысленного образа приступают к четвертому этапу работы - проводят техническую подготовку к изготовлению субъективного портрета. Она включает подбор необходимого материала, если будет изготавливаться рисованный портрет. Для составления фото и рисовано - композиционных портретов приводят в рабочее состояние имеющиеся в распоряжении специалиста комплекты и устройства, программные средства. Содержание этапа «Изготовление портрета». Собственно изготовление субъективного портрета - пятый этап работы начинается с получения первоначального варианта портрета. При изготовлении рисованных портретов таким вариантом является эскизное изображение, которое обычно изготавливает художник или другой специалист с учетом предварительной материализации мысленного образа. Если для получения субъективного портрета используются специальные комплекты фотографических или рисованных изображений, то первоначально следует ориентировочно определить место выделенных в ходе беседы с очевидцем элементов внешности в том массиве изображений, который взят для работы. Для этого надо использовать классификацию, принятую в информационно-изобразительном массиве. Задачей специалиста на данном этапе является определение тех групп изображений, в которых могут находиться подобные искомым. Нежелательно предлагать очевидцу самому отыскивать в большом массиве изображений подходящий, даже если этот процесс облегчен путем демонстрации изображений элементов лица на экране дисплея ПЭВМ. Только лица, владеющие методикой словесного портрета и имеющие опыт в ее практическом использовании, в состоянии проделать эту работу самостоятельно. Специалист, выделив в соответствии с показаниями очевидца из всего массива изображений узкие группы изображений элементов внешности, в которых могут находиться искомые, показывает их очевидцу, который выбирает наиболее соответствующие содержанию его мысленного образа. Последовательность просмотра и выбора изображений элементов внешности целесообразно строить с учетом тех, признаки которых наиболее хорошо запомнили очевидцы. Доработка первого варианта портрета производится путем замены изображений элементов внешности не соответствующих мысленному образу очевидца. Полученный вариант портрета подвергается оценке очевидца. Вообще участие и контроль очевидца необходимы на всех этапах отражения в портретах черт внешности, так как в каждом из них зафиксированный в памяти очевидца мысленный образ получает то или иное вещественное воплощение. Перед оценкой варианта следует разъяснить очевидцу, что субъективные портреты не отображают точно признаков определенного известного очевидцу лица и поэтому можно говорить лишь о большем или меньшем соответствии портрета, обращать внимание на совпадение или различие общих признаков лица и доминирующих характеристик. Причины сомнений очевидца в соответствии портрета определенному лицу необходимо тщательно исследовать и выяснить, чем они обусловлены. Особенности оценки заключительного варианта «субъективного портрета» специалистом. После одобрения очевидцем окончательного варианта портрета, он фиксируется. При необходимости фиксируются и промежуточные варианты. После изготовления субъективного портрета специалист, прежде чем, передать его репродукцию инициатору данного мероприятия, должен оценить - насколько в портрете достоверно отображены признаки внешности разыскиваемого. Такая оценка достоверности выполняется специалистом в отсутствие очевидца и ее результаты сообщаются оперативному работнику, следователю в качестве рекомендательного мнения специалиста, которое может быть учтено ими при использовании субъективного портрета. Оценка достоверности составленного портрета в основном включает в себя тщательный анализ вышеизложенных субъективных и объективных факторов формирования мысленного образа и учет их при изучении отобразившейся в портрете совокупности признаков внешности. Оценивается также работа очевидца по отбору и оценке изображений элементов лица при составлении портрета. Необходимо специалисту сопоставить полученный портрет со словесным описанием признаков внешности разыскиваемого, данных очевидцем и с другими описаниями, имеющимися в деле. С учетом того, что признаки мелких элементов лица могут быть неверно запомнены или вовсе не запомнены очевидцем сопоставляются только признаки, имеющие групповое значение. Соответствие признаков на портрете и в описании в пределах возможностей использованных средств фиксации информации о внешнем облике разыскиваемого, а также уверенность специалиста в том, что очевидец с учетом условий формирования, сохранения и воспроизведения мысленного образа запомнил действительные признаки внешности может свидетельствовать в пользу достоверности портрета. Тактические основы изготовления субъективных портретовК тактическим особенностям изготовления субъективных портретов можно отнести следующие: своевременность составления портрета; учет роли очевидца в событии, послужившем поводом для составления портрета; учет особенностей совершенного преступления, в условиях которого возник мысленный образ - основа субъективного портрета; тщательный анализ субъективных и объективных факторов формирования и сохранения мысленного образа; создание комфортных условий для работы с очевидцем; установление и поддержание психологического контакта с очевидцем; привлечение к работе по составлению портрета в случае необходимости других специалистов; недопустимость составления портрета с участием нескольких очевидцев одновременно. Прежде всего, имеет значение своевременность изготовления субъективного портрета. Поскольку такой портрет является одним из способов материализации мысленного образа, полнота и достоверность отображения в нем информации о признаках внешности зависят от содержания мысленного образа. В тоже время известно, что содержание мысленного образа с самого момента восприятия внешности человека человеком постоянно изменяется за счет утраты деталей, обеднения содержащейся в нем информации. Наиболее целесообразно изготавливать портрет не позже двух-трех дней после наблюдения человека, чей портрет подлежит составлению. В течение этого времени в памяти очевидца достаточно полно сохраняется мысленный образ скрывшегося, у потерпевших же проходит состояние стресса, которое они обычно испытывают по делам о преступлениях, связанных с насилием над личностью (разбойные нападения, изнасилования и т. д.). Портрет можно составлять и спустя несколько часов после события такого преступления, когда потерпевший общается с преступником в спокойной обстановке, не подозревая о его намерениях, и формирование мысленного образа не подвергается сильному эмоциональному воздействию (совершение мошеннических действий, краж путем доверия и др.). В течение дня после совершения преступления рекомендуется и составление портрета с детьми (особенно малолетними), поскольку на сохранение мысленного образа влияет повышенная подвижность детской нервной системы, способность быстро забывать предшествующие события и переключаться на другие, поддаваться влиянию обстоятельств разговоров о происшествии. При составлении портрета важно учитывать роль очевидца в событии, послужившем поводом для данного мероприятия, отношение к событию, к его участникам, к процессу составления портрета. Очевидец - это лицо, непосредственно видевшее человека, чей субъективный портрет предполагается составлять. Очевидцами являются потерпевшие и свидетели, подозреваемые и обвиняемые соучастники скрывшегося преступника. К категории очевидцев могут быть отнесены и лица, видевшие или знавшие скрывшегося не в связи с событием преступления. Ими могут быть и лица, видевшие разыскиваемого после события преступления и желающие помочь правоохранительным органам. Все вышеперечисленные категории очевидцев являются носителями мысленного образа разыскиваемого. Однако условия формирования этого мысленного образа у них различны. Различны у них и условия сохранения мысленного образа. Потерпевший длительное время может помнить детали события и признаки внешности преступника. Свидетель - может быстро забыть о виденном им человеке, который оказался преступником. Особенности изготовления субъективного портрета, в зависимости от сложившейся следственной ситуации. При изготовлении субъективного портрета необходимо тщательно учитывать роль очевидца в событии преступления, а также его субъективное отношение к этому событию и скрывшемуся лицу. Целесообразно строить работу с учетом четырех типичных ситуаций: - очевидец хочет и может помочь в установлении преступника; - хочет, но не может оказать такую помощь; - в состоянии помочь, но не хочет этого делать; - не хочет помочь в установлении преступника, но скрывает это, давая ложные показания. Природа этих ситуаций обусловлена отношением очевидца к событию преступления (потерпевший - заинтересованный или незаинтересованный в установлении преступника; случайный или заинтересованный свидетель события) и к мероприятию по изготовлению портрета, а также объемом и содержанием запомнившейся информации. Работа специалиста с очевидцами, таким образом, строится либо на основе сотрудничества, кооперации (первые две типичные ситуации), либо на основе конфликта, противостояния, чаще всего скрытого (третья и четвертая типичные ситуации). Другим важным тактическим положением является изготовление субъективных портретов преступников с учетом особенностей совершенного преступления. Эти особенности проявляются, прежде всего, в работе с такой категорией очевидцев, как потерпевшие, и связаны в основном с ситуацией восприятия внешнего облика преступника, с воздействием самого факта преступления на психику потерпевшего и. следовательно, на формирующийся в его памяти мысленный образ Особенности изготовления «субъективного портрета» с использованием показаний нескольких лиц. Если в изготовлении портрета одного преступника принимает участие несколько очевидцев, работа ведется с каждым из них в отдельности. При этом желательно, чтобы очевидцы, собравшись в помещении, где происходит работа, не общались друг с другом и не ожидали долго своей очереди. Поэтому их нужно приглашать с интервалами, необходимыми для составления портрета с очередным очевидцем. После того, как с каждым очевидцем будет составлен вариант портрета, эти варианты показываются поочередно каждому очевидцу, принимавшему участие в данном мероприятии. Если имеется возможность, то в числе полученных изображений следует показывать и иные портреты, изготовленные даже не по этому делу. Такой прием способствует более объективной оценке составляемого портрета. Высказываемые при этом мнения, замечания фиксируются. Когда все замечания будут собраны, специалист оценивает их, группирует и решает, какой вариант портрета принять за основу для дальнейшей работы над композиционным портретом. В случае, когда варианты субъективных портретов существенно различаются и каждый из очевидцев настаивает на своем, допускается изготовление нескольких портретов (по числу очевидцев) и уже инициатор мероприятия решает, какие портреты использовать для розыска преступника. Следует подчеркнуть, что недопустимо «коллективное» составление портрета несколькими очевидцами, так как более активный очевидец может навязать свое мнение другим. В результате будет использоваться портрет, составленный со слов «активного» очевидца, хотя он и не будет самым лучшим вариантом, наиболее достоверно отображающим признаки внешности разыскиваемого. Нежелательно также и «коллективное» обсуждение полученных вариантов портретов. Степень достоверности информации о признаках внешности одного и того же лица воспринятой разными очевидцами обычно имеет отличия, особенно если в одном случае речь идет о потерпевших по насильственным преступлениям, а в другом - свидетелях, видевших подозреваемого не в связи с преступлением. В таких случаях портрет, изготовленный по показаниям потерпевших, целесообразно уточнять, используя информацию таких свидетелей, даже если они не являются очевидцами самого преступления. |