Главная страница
Навигация по странице:

  • Целостность восприятия

  • Константность восприятия

  • Свойства мысленного образа

  • Фрагментарность

  • Факторы, влияющие на мысленный образ

  • Свойства личности субъекта восприятия

  • Виды субъективных портретов

  • Композиционный субъективный портрет

  • Рисовано-композиционный субъективный портрет

  • Фото-композиционный субъективный портрет

  • Этапы составления субъективного портрета

  • Актуализация мысленного образа

  • Габитос в вопросах и ответах ч. 1 и ч 2. Габитоскопия вопросы и ответы


    Скачать 1 Mb.
    НазваниеГабитоскопия вопросы и ответы
    Дата29.12.2022
    Размер1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГабитос в вопросах и ответах ч. 1 и ч 2.doc
    ТипУчебное пособие
    #868529
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    VI. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПОРТРЕТЫ



    Субъективные портреты - это изображения лица, фигуры че­ловека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица, неизвестного к началу организации розыска.

    Очевидец - это лицо, непосредственно видевшее человека, чей субъективный портрет предполагается составлять. Очевидцами являются потерпевшие и свидетели, подозреваемые и обвиняемые соучастники скрывшегося преступника. К категории очевидцев могут быть отнесены и лица, видевшие или знавшие скрывшегося не в связи с событием преступления. Ими могут быть и лица, видевшие разыскиваемого после события преступления и желающие по­мочь правоохранительным органам.
    Мысленный образ – это представление о внешности, создан­ное на базе восприятия в процессе сложной деятельности челове­ческого сознания, это относительно устойчивый образ человека, который в данный момент не вызывает ощущений и не воспринимается.
    Восприятие - процесс формирования мысленного образа, протекающий на основе ощущений, возникших в результате непосредственного воздействия объекта на органы чувств.

    Особенности восприятия - характеристики восприятия как психического процесса, имеющие значение для криминалисти­ческой практики. К ним относятся предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта и пр.).

    Предметность восприятия - объективация восприятия, осоз­нание человеком привнесенности восприятия не как пережива­ния, а как объективного, вне нас существующего объекта.

    Целостность восприятия - объект воспринимается челове­ком как единое целое в комплексе характеризующих его элемен­тов и признаков.

    Структурность восприятия - взаимосвязанность и взаимо­обусловленность отдельных его элементов, формирующиеся в течение определенного времени.

    Константность восприятия - постоянство образа, дающее возможность, несмотря на различие условий (расстояния, ракур­са, освещенности), одинаково воспринимать вещи в их опреде­ленности. Константность не исключает относительной подвиж­ности восприятии - неустойчивости воспринимаемого образа по составу элементов, значение которых при восприятии меняется.

    Осмысленность - сопровождение визуального восприятия мыслительным процессом. При восприятии происходит сравнение воспринимаемого человека с мысленными образами ранее воспринимавшихся людей (узнавание), сравнение с обобщенными образами человеческих типажей (отнесение воспринимаемого человека к какой-либо группе), определение эмоционального состояния человека (диагностика).

    Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, в том числе от жизненного опыта и профессиональных знаний.

    Свойства мысленного образа - психологические характе­ристики мысленного образа, имеющие значение для кримина­листической практики. К ним относятся: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность.

    Фрагментарность – признаки внешности в мысленном образе неодинаково отображаются.

    Неустойчивость - изменение мысленного образа, его пре­образование под действием различных факторов объективного и субъективного характера, потеря деталей, оканчивающаяся полной утратой мысленного образа.

    Обобщенность - мысленный образ не является простой копией внешности, а всегда содержит в себе элемент обобщения. Обобщение оказывается тем большим, чем дольше период фор­мирования мысленного образа.

    Факторы, влияющие на мысленный образ - действующие на мысленный образ условия и обстоятельства субъективного и объективного характера, определяющие полноту и достовер­ность отображения признаков внешности в памяти очевидца.

    Субъективные факторы – субъективная сущность мысленного образа заключается в индивидуальном характере процесса его формирования, опре­деляемого свойствами личности субъекта восприятия, а также свойствами личности объекта восприятия и, наконец, условиями формирования, сохранения и воспроизведения мыс­ленного образа.

    Свойства личности субъекта восприятия подразделяются на постоянные и временные.

    Постоянные свойствам личности - общефизические (пол, возраст, антропологическая и национальная принадлеж­ность человека, тип его памяти, воли, характеристики мышления, наличие или отсутствие изобразительных способностей, профессия, род постоянных занятий и др.).

    Временные субъективные факторы - роль, состояние человека в ситуации восприятия, формирования и воспроизведения зрительного образа, отношение к процессу восприятия, объекту восприятия, наличие и характер связи с ним, влияние установки.

    Объективные факторы - обстоятельства и условия воспри­ятия, формирования и воспроизведения мысленного образа, являющиеся внешними по отношению к очевидцу. К ним относятся - характеристики внешнего облика объекта, условия его восприятия, период формирования и сохранения мысленного образа, различного рода события, перемещения в пространстве и другие воздействия на память человека.

    Виды субъективных портретов - рисованные, рисовано-композиционные, фотокомпозиционные.
    Рисованный портрет – это штриховые или полутоновые рисунки лица, фигуры человека. В основе рисованного портрета лежит представление о внешнем облике человека, воспроизведенное в нем с той или иной степенью достоверности. К рисованным портретам могут быть условно отнесе­ны живописные портреты.

    Композиционный субъективный портрет - портрет, со­ставленный из отдельных фрагментов изображений частей лица. В процессе изготовления от очевидца не требуется особой спо­собности воспроизводить в словах мысленный образ, ему нужно лишь выбрать подходящие изображения элементов внешности из предъявляемых ему рисунков или фотофрагментов.
    Рисовано-композиционный субъективный портрет - изготавливается из заранее изготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца. Рисовано – композиционный портрет выглядит как штриховой (в некоторых вариантах - полутоновой) рисунок.
    Фото-композиционный субъективный портрет - портрет, составленный из фрагментов фотоснимков людей.
    Фоторобот – устройство для изготовления фото-композиционных портретов. Данный термин используется в популярных публикациях и прессе для обозначения субъективных портретов.
    VII. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ПОРТРЕТОВ

    - соблюдение общепринятых в криминалистике положений тактики произ­водства оперативно-розыскных мероприятий и следственных дейс­твий;

    - своевременность составления портрета;

    - учет роли очевидца в событии, послужившем поводом для составления портрета;

    - учет особенностей совершенного преступления, в условиях которого возник мысленный образ - основа субъективного портрета;

    - тщательный анализ субъективных и объективных факторов формирования и сохранения мысленного образа;

    - создание комфортных условий для работы с очевидцем; установление и поддержание психологического контакта с очевидцем;

    - привлечение к работе по составлению портрета в случае необходимости других специалистов;

    - недопустимость составления портрета с участием несколь­ких очевидцев одновременно.
    Этапы составления субъективного портрета:

    - предварительное изучение мысленного образа (анализ факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа);

    - создание условий для изготовления субъективного портрета;

    - предварительная актуализация мысленного образа. Экспе­римент;

    - техническая подготовка к изготовлению портрета;

    - изготовление портрета (получение первого варианта портрета - отработка первого варианта - оценка портрета - доработка под контролем очевидца - оценка портрета очевидцем).
    Актуализация мысленного образа - представление мыслен­ного образа в различных материальных формах путем описания, изображения жестами и пр.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта