Главная страница

Габитос в вопросах и ответах ч. 1 и ч 2. Габитоскопия вопросы и ответы


Скачать 1 Mb.
НазваниеГабитоскопия вопросы и ответы
Дата29.12.2022
Размер1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГабитос в вопросах и ответах ч. 1 и ч 2.doc
ТипУчебное пособие
#868529
страница8 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

ГЛОССАРИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГАБИТОСКОПИИ



Габитоскопия (габитология) (от лат. habitus – внешний облик человека, его конституция, телосложение и греч. skopeo – рассматривать), отрасль криминалистической техники; учение о собирании, изучении и использовании признаков внешнего облика человека44.
Предмет габитоскопии – свойства внешнего облика человека, его элементы и признаки, закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека с помощью разработанных для этих целей методов и средств.
Объекты габитоскопии: сам внешний облик человека и его различные отображения объективного и субъективного характера. Объективные отображения - фотоснимки, видеокадры, электронные носители информации, рентгеноснимки. Субъективные отображения - описание, разновидности субъективных портретов, реконструкция лица по черепу.

Методы габитоскопии - система приемов и способов научного изучения внешнего облика человека, криминалистического исследования изображений, экспертного анализа и сравнения признаков внешности человека.
Задачи габитоскопии: 1) изучение закономерностей, характеризующих природу внешнего облика человека; 2) разработка требований к методам и средствам собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и пресечения преступлений; 3) изучение закономерностей развития учения в связи с логикой процесса поступательного движения научного познания.
Система криминалистического учения о внешнем облике человека включает следующие составные части:

- история отождествления человека по признакам внешности в криминалистических целях;

- научные предпосылки идентификации человека по признакам внешности;

- система элементов и признаков внешности человека, используемых в целях установления личности;

- виды отображений признаков внешности человека, являющихся носителями криминалистически значимой информации;

- методы и средства собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека, в целях его идентификации;

- основы портретной экспертизы.
Внешний облик (внешность) человека – это наружный вид, то есть, совокупность элементов и признаков, характеризующих облик человека.
Структура внешнего облика - система элементов внешности человека (анатомических, функциональных и сопутствующих), характеризуемых признаками.
Научные предпосылки портретной идентификации чело­века - система приемов и методов познания закономерностей, предопределяющих возможность криминалисти­ческой идентификации человека по его отображениям в целях раскрытия и расследования преступлений (определенность, адекватность и полнота).
Определенность отображения внешнего облика человека на различных носителях информации обусловлена тем, что происходит в соответствии с познаваемыми и систематизируемыми закономерностями формирования отображений.
Адекватность отображения внешнего облика человека на различных носителях информации обусловлена тем, что при соблюдении приемов запечатления, характеристики внешности человека на носителях информации будут соответствовать действительным характеристикам его элементов.
Полнота, означает что, отображения внешнего облика человека на различных носителях информации имеют достаточный объем данных для решения диагностических и идентификационных задач в ходе установления личности.
Основные свойства внешнего облика - природные анато­мические и физиологические качества человека, проявляющиеся в его внешнем облике и определяющие его сущность как био­логического объекта. К ним относятся: индивидуальность, отно­сительная устойчивость и рефлекторность.
Индивидуальность внешнего облика человека - его неповторимость, отличие от внешности других лиц. Определяется сложностью внешнего облика человека, огромным количеством признаков элементов внешности и бесчисленностью вариантов этих признаков.
Относительная устойчивость характеристик внешнего облика в определенный период времени, т.е. неизменяе­мость внешности человека во времени (в идентификационный период) – это свойство внешнего облика, предопределяющее возможность его идентификации.
Идентификационный период - промежуток времени, в те­чение которого сохраняется возможность идентификации объекта
Рефлекторность, свойство внешнего облика человека, обеспечивающее возможность идентификации по признакам внешности – это способность достоверно отображаться в различных носителях информации.
Материальные отображения внешнего облика человека - отобра­жения внешности людей, зафиксированные либо формируемые в материальной среде в виде:

а) объективных отображений, фиксируемых техническими средствами на основе использования известных законов приро­ды. К ним относятся фотоснимки, видеокадры, голограммы, компьютерные и полиграфические их копии; прижизненные и посмертные маски лица;

б) субъективных отображений, получаемых на основе мыс­ленного образа, запечатленного в сознании очевидца. К ним относятся словесное описание, графические, живописные, ком­позиционные, скульптурные портреты, а также графические и скульптурные реконструкции лица по черепу.
Факторы, изменяющие внешний облик человека - причи­ны и условия, вызывающие возрастные, патологические, косметико-хирургические, посмертные изменения внешности.
Изменения внешнего облика человека могут быть:

необратимыми, например, под воздействием возраста либо вследствие хирургического вмешательства;

обратимыми, связанными с выздоровлением после болезни;

кратковременными, обусловленными действием внешних либо внутренних причин (например, эмоционального состоя­ния);

долговременными, связанными с длительным хроническим заболеванием или травмой лица;

естественные (или возрастные) изменения - происходят с внешностью человека в процессе его естественного взросления и старения;

патологические и травматические изменения - изме­нения внешности человека, возникшие соответственно в резуль­тате заболевания либо травмы лица;

искусственные (косметико-хирургические) изменения - изменения внешности человека, происходящие в результате косметико-хирургических (пластических) операций, производимых в целях исправления врожденных аномалий либо устранения последствий болезней искажающих (уродующих) черты внешности;

посмертные изменения – изменения внешности появляющиеся после наступления смерти как следствие ранних, так и поздних трупных явлений.
Общие закономерности изменений внешнего облика - закономерности, проявляющиеся во всех видах изменений внешнего облика. Ими являются:

стабильность изменения элементов внешности на протяжении нескольких возрастных периодов жизни человека;

постепенность естественных изменений элементов внешности, происходящих определенным образом вследствие смены фаз развития;

неуничтожимость, т.е. закономерное изменение элементов внешности не приводит к их полному исчезновению, они преоб­разуются либо видоизменяются в пределах, естественных про­цессов развития организма человека;

несинхронность изменений элементов и признаков внеш­ности, происходящих с неодинаковой скоростью: одни быстро меняют свой вид, а отдельные элементы и признаки внешности остаются неизменными на протяжении нескольких возрастных периодов.

Знание общих закономерностей изменений внешнего облика позволяет осуществлять отождест­вление человека по признакам внешности.
Формы отождествления человека по признакам внешности определяются природой тех действий или мероприятий по установлению личности, в рамках которых происходит это отождествление. Различают две формы отождествления личности:

- процессуальную форму (следственная, экспертная идентификации);

- непроцессуальную форму (оперативно-розыскная идентификация).
Виды отождествления человека по признакам внешности определяются видами объектов, отображающих внешний облик человека, т.е. обусловлены сочетанием данных о внешнем облике, подвергаемых сравнительному изучению: конкретное лицо - портрет, описание - портрет и т.д.

II. ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИЗНАКИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Элемент внешности – это любая, выделенная в процессе наблюдения, изучения и описанная с помощью признаков, часть внешнего облика человека.
Классификация элементов и признаков внешности - систе­матизация (группировка) элементов и признаков внешности по какому-либо основанию.
Комплексные (общефизические) элементы - позволяют составить представление о человеке в целом (пол, возраст, антропологический тип и тип телосложения). Комплексные элементы находятся в прочном взаимодействии, представляют внешний облик в целом и позволяют составить суждения о входящих в него элементах.
Анатомические элементы внешности – характеризуют наружное строение человека, его частей (элементы внешнего строения головы, лица, туловища, конечностей).
Функциональные элементы внешности - выражаются в совокупности наглядных проявлениях жизнедеятельности человека: это походка, мимика и артикуляция, жестикуляция и др.
Сопутствующие элементы внешнего облика человека – дополняют представление о внешнем облике человека (детали предметов одежды и носимых вещей).
Дополнительные классификации анатомических элемен­тов внешности человека:2

По времени существования:

постоянные элементы - свойственны человеку в течение всей жизни, хотя и могут быть утрачены, например, в результате травмы, хирургической операции – ампутация руки, ноги и т.п.;

временные элементы - могут появившись, затем исчезнуть, например, бородавки, пигментные пятна. Они не обусловлены сущностью человека как биологического индивидуума.

По происхождению:

необходимые элементы - присущи всем представителям определенной группы людей (например, эпикантус – складка верхнего века, характерна для представителей монголоидной расы);

случайные элементы - относятся к числу необязательно присутствующих во внешнем облике человека и могут возникать в связи с индивидуальными особенностями развития организма человека, например, родимые пятна, бугорки на ушных раковинах и пр.

По природе:

искусственные элементы - появляются в результате осознанного изменения человеком своей внешности, например, в результате косметического оформления своего облика (например, парик) или как следствие компенсации каких-либо дефектов, возникающих в результате травм (например, протез руки, ноги);

естественные элементы – присущи человеку от рождения или могут появляться с возрастом (к числу последних можно отнести морщины и складки кожи);

- патологические элементы – это отклонения от нормального строения того или иного элемента. Они могут появиться в результате заболевания, изменяя внешний вид того или иного элемента. При этом они могут быть как врожденными (например, шестипалость), так и приобретенными (например, опухоль).
ПРИЗНАКИ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Признаки внешности – это заметные характеристики внешнего облика человека в целом или отдельных его элементов1.
По степени общности:

- общие – признаки, характеризуют внешний облик человека в целом или его части - расо­вый (антропологический) тип, пол, возраст, рост (особенности телосложения, физического состояния);

- частные - признаки, характеризуют отдельны элементы внешнего облика человека (например, ширина лба, темп поход­ки, материал рубашки).

По цели использования в габитоскопии:

идентификационные - признаки, используются для криминалистической идентификации челове­ка по его внешнему облику;

диагностические - признаки внеш­ности, используются для криминалистической диагностики свойств человека.

По роли признаков в процессе выявления человека из группы:

- доминирующие (наглядные) – преобладающие во внешнем облике человека;

- «броские» признаки - особенно запоминающие­ся, «бросающиеся в глаза» признаки функциональных элементов и яркие особенности анатомических элементов, расположенные на открытых участках тела.

- «особые приметы» – различные анатомические и функциональные аномалии, отличающиеся редкой встречаемостью и высокой степенью устойчивости, вследствие чего их идентификационная значимость чрезвычайно велика.

Анатомические «особые приметы» - крайние степени выраженности различных элементов (очень высокий рост, очень короткий нос и т.п.), отсутствие необходимых в норме элементов (отсутствие уха) или наличие случайных) элементов внешности (телесные наросты, шрамы, горб, рубцы, следы оспы, родимые пятна, различного рода цветовые аномалии, пигментные пятна, искривление пальцев, стойкие опухоли и мозоли, проявления хронических кожных заболеваний, татуировки).

Функциональные «особые приметы» - резкие отклонения от нормальных положений и движений отдельных частей тела человека: хромота, тик, дефекты произношения и т.д.
По роли признаков в процессе установления тождества:

групповые, позволяют отнести объект к какому-либо множеству (например, к определенному антропологическому типу). К ним относятся нормальные вариации черт лица, головы. С помощью таких признаков производится сужение группы лиц, в которые входят сравниваемые субъекты.

индивидуализирующие, которые в совокупности индиви­дуализируют внешность определенного человека. Это всевоз­можные отклонения от «средних» величин признаков, «особые приметы», а так же особенности взаиморасположения антропо­метрических точек лица, устанавливаемые с помощью размер­ных (линейных и угловых) соотношений между ними. Для категорического вывода, в совокупности с совпадающими групповыми признаками внешности достаточно одной, точно определенной особенности из числа случайных признаков (местоположение, размер, форма родимого пятна), для исключения исследуемого лица из исследуемых лиц, входящих в конкретную группу.

По происхождению признаки внешности:

- возрастные – характеризуют изменения внешности человека, происходящие под влиянием его возрастного развития;

- расово-диагностические – определяются отнесением человека к той или иной антропологической группе, например, цвет кожи, волос, глаз, форма волос, строение скул и др.

По виду:

- статические – разновидности анатомических признаков;

- динамические – разновидности функциональных признаков.

Система признаков, характеризующих анатомические элементы внешности человека.

- Форма (контур, конфигурация) – общий вид поверхности и внешних границ элемента внешности. Определяется в соответствии с известными геометрическими фигурами (плоская, круглая, квадратная) или линиями (извилистая, ломаная, дугообразная), а также формой распространенных предметов (миндалевидная, грушевидная и т. п.).

- Величина – размерные характеристики элемента внешности, в том числе высота, ширина, глубина, длина, внутренние и внешние пропорции и пр.

- Внутренние пропорции – это соотношение различных размеров самого элемента; внешние – отношение размеров одного элемента к размерам другого элемента.

- Положение (в том числе место расположения - местоположение) – размещение определенного элемента внешности в пределах других элементов (например, морщина на щеке), относительно сторон элемента (справа, слева, спереди, сзади и т.д.) или условных линий горизонтали или вертикали (морщина горизонтальная или вертикальная, наклонная влево, наклонная вправо). Положение элемента внешности или его части относительно общей плоскости элемента обычно называют выступанием (например, выступающие губы), положение ушных раковин относительно боковых поверхностей головы и лица – оттопыренностью (прилеганием).

- Степень симметрии – производный признак, отображающий степень одинаковости парных элементов внешности (глаз, ушных раковин, конечностей и пр.) по их признакам. Изучается различие признаков парных элементов внешности, т. е. по существу – степень асимметрии.

- Степень выраженности – производный признак, изучающийся в случае, когда имеется устоявшееся представление о норме данного элемента внешности в целом.

- Цвет - окраска (пигментация) волос, глаз, кожи, слизистых поверхностей каймы губ наиболее точно определяется при сопоставлении с цветовыми шкалами. Цвет элементов, прежде всего, разбивают на группы светлых и темных, а затем в этих группах выделяют подгруппы с обозначением цвета в общеупотребительных словах и выражениях.

Количество - число одноименных элементов внешности (три пальца на левой руке), а также описательный вариант элемента внешности (волосы редкие или густые).

Наличие - признак, имеющий значение (определяется) тогда, когда случайный, непостоянный, искусственный эле­мент имеет определенное местоположение (родинка, шрам, наклеенные ресницы и т.п.).

Отсутствие - признак определяется в случае, когда отсут­ствует постоянный, необходимый или естественный элемент (отсутствие пальца, глаза, уха).
Асимметрия – несоразмерность, различие размеров, формы, контуров парных половин или частей тела, элементов головы, лица относительно определенной точки или плоскости.
Антропологический тип - малая раса, раса второго порядка - большая группа лиц, объединенных генетически обусловленным сходством признаков внешности.
Антропометрия45 - система криминалистической (уголовной) регистрации преступников. Заключается в измерении определенных частей тела регистрируемого с занесением результатов измерений на специальную регистрационную карту. Детальная разработка системы принадлежит А. Бертильону, предложившему производить одиннадцать измерений частей тела (рост, высоту сидя, ширину вытянутых горизонтально рук, длину и ширину головы, правого уха, левой ступни и др.). Однако опыт применения регистрации выявил ее существенные недостатки, поскольку она требовала большой точности измерений, использования громоздких инструментов, что исключало применение этой системы вне помещений специальных бюро и малоопытными людьми.
Антропометрические точки - строго локализованные точ­ки на голове и теле человека, расстояния, между которыми, поз­воляют судить об общих и парциальных (частных, детальных) размерах головы и тела. Антропометрические точки головы с учетом толщины мягких тканей соответствуют краниометри­ческим точкам - константным точкам черепа, с помощью которых определяются его общие и частные размеры.

III. НАИМЕНОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВНЕШНОСТИ



Анатомические элементы внешности.

Прическа - способ стрижки и укладки волос.

Лоб - верхняя часть лица, ограничиваемая линией роста волос сверху, гребнем височной части лобной кости с боков, верхним краем глазниц верхненосовой точкой снизу.

Головка брови - ближний к середине лица конец брови.

Хвост брови - ближний к краю лица конец брови.

Дуги надбровные - выпуклые валикообразные возвышения, расположенные по надглазничному краю орбит, определяются по степени выраженности, характеризующейся пределами вы­ступания вперед и протяженностью в стороны.

Лобные бугры - округлые возвышения, заметные в верхних боковых отделах лба (выше надбровных дуг).

Завиток ушной раковины - свободный край ушной ракови­ны, чаще всего в виде закрученного валика.

Противозавиток ушной раковины - хрящевой выступ в плоскости ушной раковины, как правило, параллельный завитку уха; в верхней части раздвоен на ветви.

Козелок - хрящевой выступ на щеке перед отверстием наружного слухового прохода.

Противокозелок ушной раковины - выступ на ушной рако­вине ниже ушного отверстия, расположенный между противозавитком и козелком.

Дарвиновбугорок – утолщение в виде бугорка в верхней час­ти завитка ушной раковины.

Выемка межкозелковая ушной раковины - промежуток между козелком и противокозелком.

Мочка - нижняя часть ушной раковины, лишенная хрящевой основы.

Вырез ноздрей - контур нижний краев крыльев носа.

Крылья носа - хрящевые части носа, прикрывающие носо­вые отверстия (ноздри).

Носогубный фильтр – впадина (желобок) на кожной части верхней губы.

Кайма губ - наружная окрашенная слизистая часть губ.

Эпикантус - кожная складка, идущая от верхнего века, при­крывающая частично или полностью внутренний угол глаза.

Функциональные элементы внешности.

К функциональным элементам внешнего облика человека относят наблюдаемые состояния человека и его действия, которые определяются положением, взаиморасположением и движениями частей тела.

Привычная поза человека – положение тела, характерное для человека. Одним из частных проявлений привычной позы является осанка (в основном положение головы и туловища).

- Походка определяется признаками ходьбы. При этом рассматриваются ее скорость, равномерность, симметричность, отмечаются размер шага, расстановка ног в стороны, положение и постановка стоп при ходьбе, степень их отрывания от земли, степень сгибания коленей. Для характеристики походки используются совокупность этих признаков, а также положение и движение головы, плеч, туловища, таза, рук.

Мимика – совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением. Мимика отражает основные эмоциональные состояния (радость, печаль и др.). 1

привычное относительное положение элементов лица, образующее свойственное данному лицу выражение. Психофизиологические особенности человека, состояние его здоровья, условия жизнедеятельности и т. п. формируют и закрепляют преобладающие положения частей лица, которые, в конечном счете, становятся характерным выражением, «мимической маской».

Артикуляция – движения губ при воспроизведении звуков речи. Указывается выраженная артикуляция (заметные движения), слабо выраженная (человек говорит, едва шевеля губами).

Жестикуляция – движения головы, плеч, рук, которыми человек обычно сопровождает свою речь. По жестикуляции можно судить о содержании речи, если ее не слышно. Существуют общепринятые жесты (кивок головой в знак согласия) и их индивидуальные оттенки (особенности жеста приветствия).

Болезненные движения головы, лица, туловища, конечностей. Причины таких движений не связаны с эмоциональным состоянием, ситуацией, а являются следствием различных заболеваний (дрожание рук, подергивание век и пр.).

Манера (особенности поведения) – привычный способ общения, поведения обычно соответствует воспитанию («дурные манеры», вежливое обращение и т. д.). О манере поведения можно судить по тому, причиняет ли человек неудобства окружающим, не замечая этого (задевает локтями, наступает на ноги и т. д.).

– Бытовые привычки. Бытовые привычки – это действия, совершаемые человеком в связи с удовлетворением каких-либо бытовых потребностей (привычки, связанные с приемом пищи, курением, ношением одежды, «гигиенические» и пр.).

Система признаков, используемых при описании функциональных элементов внешности.

При определении функциональных признаков внешности наиболее часто используется осевая (серединная) линия фигуры, которую соотносят с условной вертикалью.

- Положение - определяется относительно условных вертикальных и горизонтальных линий, а также положения других элементов, взаимосвязанных с изучаемыми.

- Движения - описываются с указанием скорости («быстроты»), равномерности, симметричности (если речь идет о движении парных элементов внешности – рук, ног). При описании скорости движений они определяются как быстрые или замедленные. О равномерности можно судить по устойчивости скорости движений за наблюдаемый период; о симметричности – по совпадению или несовпадению движений парных элементов(например, движения ног описываются как несимметричные, если человек прихрамывает).

Классификация признаков сопутствующих элементов внешности.

- производственные - элементы и признаки внешности образуются в процессе изготовления предмета и описываются по виду и разновидности, размеру, материалу, назначению и особенностям изготовления. К примеру, предметы одежды распределяются по следующим группам: головные уборы, верхняя одежда, легкая одежда, обувь. При составлении описания отмечают видовое наименование, указывают принадлежность одежды мужчине, женщине, ребенку и т. д.

- отражательные (эксплуатационные) - элементы и признаки внешности отражают утрату первоначального вида вещи, приданного ей при ее производстве. Элементы и признаки ухода за одеждой и ремонта определяются по ее общему виду (вычищена, не глажена и т. п.), заплаткам и др. При составлении описания отмечают степень и характер ношения одежды проявляющиеся в процессе использования вещей и описываются по виду, месту расположения, форме (контур), размерам, выраженности, симметрии.

IY. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТОБРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЛИЦА ЗАПЕЧАТЛЕННОГО НА ФОТОСНИМКАХ И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯХ


Фактор - причина, движущая сила происходящего процесса или одно из его условий.
Система фотографических факторов, влияющих на отображение признаков внешности человека:

- вид и характер освещения;

- положение головы фотографируемого относительно фокальной плоскости аппарата;

- характеристики используемых в фотоаппарате оптических систем;

- свойства негативных фотоматериалов;

- способ получения фотоснимков и связанные с этим особенности технологического процесса);

- состоянием внешности фотографируемого;

- условиями использования и хранения фотоснимков (следы химического и физического воздействия, различные дефекты).46

Точка съемки место нахождения фотоаппарата относительно к отображаемому объекту съемки. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой; в портрете — анфас, труакар, профиль.

Ракурс (укорачивать, сокращать — фр,} — перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненных под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи. Ракурс изменяет овал лица, увеличивая «гиперболизируя» при этом ближайшую к объективу часть объекта.

Освещенность объекта съемки - комплексная характерис­тика изображения, определяемая количеством, силой (яр­костью) источников света, их положением по отношению к объек­ту съемки.
Тени — неосвещенные или слабо освещенные участки поверхности.

Полутенью называется состояние освещенности переходное от света к тени, она образуется на поверхностях, находящихся под небольшим углом к источнику света, а также в случае освещения объекта съемки несколькими источниками освещения.

Светотень строго закономерные градации светлого и темного тона, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объемные участки изображения.

Виды освещения:

сильное - определяется по степени яркости светов и глубине теней. Характеризуется резкими границами между светом и тенью, отображение элементов в «светах» слаборазличимо;

- слабое – характеризуется низкой степенью яркости источника света и его значительным расстоянием до объекта. Отображение элементов в «светах» удовлетворительное, отображение элементов в «тенях» - слаборазличимо;

простое освещение - заключается в использовании одного источника света. Источник света располагается по отношению к лицу – только спереди, только сверху, только сзади или только сбоку;

- сложное освещение - (комбинированное) освещение заключается в использовании как минимум, двух источников света, определяется изучением теней на изображении лица. Они располагаются по отношению к лицу - спереди - сверху и сбоку. Используется и освещение головы сзади путем отражения лучей света экраном, установленным позади фотографируемого.

жесткое - оно определяется по резким границам между светлыми и темными фрагментами изображения и характеризуется низким по качеству отображением элементов внешности;

- смягченное или мягкое освещение - оно определяется по размытым границам между светлыми и темными фрагментами изображения и характеризуется удовлетворительным по качеству и равным по количеству отображением элементов внешности как в «светах», так и в «тенях»;

- рассеянное освещение - приводит к расплывчатому очертанию теней, глубокие тени на лице отсутствуют, контуры мелких деталей лица могут не отображаться;

- направленное освещение - направленный характер света определяется по четким контурам теней и расположению их по сторонам выступающих или углубленных элементов лица. Направленное освещение может быть боковым (справа или слева), передним (лобовым), задним (фоновым и контровым), нижним и верхним, комбинированным – когда источники света располагаются спереди и сбоку; сверху - сбоку и сзади и т. д.

Качество изображения – собирательный термин, в который включаются такие характеристики как резкость, зернистость, контрастность, а также расположение изображения на площади кадра; дистанции фотосъемки, размера фиксируемого объекта; положения фотокамеры относительно уровня лица фиксируемого объекта (ракурс).

Резкость изображения – это степень отчетливости линий и контуров элементов лица. Если изображение не резкое, то они как бы «размыты» плохо различаются.

Зернистость изображения – это отображение на фотокарточке структуры светочувствительных слоев в виде отдельных зерен. Поверхность изображения как бы рябая. От зернистости зависит резкость отображения мелких анатомических признаков, контуров, линий. Крупнозернистое изображение не позволяет различать границы этих элементов, определять их форму, очертания.

Контрастность изображения (резкое различие, противоположность - фр.)– различие оптических плотностей для наиболее темной и наиболее светлой детали рассматриваемого объекта, т.е. отсутствие в изображении полутоновых переходов от света к теням. Если изображение излишне контрастное «без полутонов» или очень «мягкое» - когда отсутствуют глубокие тени и ярко освещенные участки на изображении, то элементы внешности человека характеризуются не адекватно.

Ретушь - механическая или химическая обработка негатива и/или позитива с целью улучшения качества либо устранения дефектов на фотоизображении.




Характер отображения следов ретуширования на фотоизображении.

Вуаль - потемнение фотоснимка вследствие проявления неосвещенных микрокристаллов галогенида серебра, что снижает контрастность изображения.
Выражение лица фотографируемого - привычное или необычное состояние мимических мышц в момент фотосъемки, влияющее на достоверность отображения отдельных элементов лица человека, запечатленного на несигналетическом (люби­тельском, художественном, репортерском) фотоснимке.

Туалет лица трупа - совокупность действий, направленных на придание обезображенному или посмертно измененному лицу трупа вида, близкого к прижизненному, с целью облегчения его опознания. Различают простой и сложный туалет.

Простой туалет - включает приемы и действия по приданию трупу естественного вида, основанные на знаниях в области косметологии и гримирования и применяемые в случаях, когда сохранена общая целостность мягких тканей головы и особенно его костная основа - череп.

Сложный туалет (реставрация) - восстановление фрагментированных, разрушенных, частично отсутствующих мягких тканей лица и головы при сохранившейся или частично разрушенной костной основе.

V. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СОБИРАНИЯ ДАННЫХ О ВНЕШНЕМ ОБЛИКЕ ЧЕЛОВЕКА.


Сущность сбора данных о внешнем облике человека состоит в поиске, получении, анализе и фиксации полученных данных о признаках внешности выявленных в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Субъекты сбора данных о внешнем облике человека - оперативные работники и следователи, которые обязаны принимать меры по установлению неизвестных лиц, интересующих органы внутренних дел. Работники органов внутренних дел, внештатные сотрудники милиции, граждане, которые собирают сведения о внешности по поручению, просьбе оперативных работников, следователей или по своей инициативе. Для участия в собирании данных о признаках внешности привлекаются эксперты-криминалисты, судебные медики, антропологи и другие специалисты.

Виды следственных действий, в ходе которых производится сбор данных о внешнем облике человека – допрос, осмотр места происшествия, осмотр трупа, обыск, выемка.

Средства сбора данных о внешнем облике человека - составление криминалистического описания, (словесного портрета); производство сигналетической, опознавательной фото-видеосъёмки; изготовление субъективных портретов; изготовление посмертных масок; производство реконструкции лица по черепу.
Словесный портрет - выражение (термин), употребляемое в двух значениях:

- криминалистический метод описания внешности человека с использованием специальной терминологии и в установленной последовательности;

- описание конкретного человека, сделанное по методу сло­весного портрета.
Принципы словесного портрета - системность, очередность, использование специальной терминологии, полнота и достоверность описания.

Системность – соблюдение последовательности описания с использованием специальной терминологии.

Очередность - описание элементов и признаков ведется в следующей последовательности: общефизические, анатомические, функциональные и сопутствующие.

Специальная терминология - научно разработанная система терминов, используемая для однозначного описания признаков элементов и исключающая возможность различных толкований.

Полнота описания – степень информативности описания элементов внешности человека, реально достижимая в сложив­шейся ситуации.

Достоверность описания - адекватность словесного вос­произведения несомненно установленных признаков внешности.

Правила описания внешности по методу «словесного порт­рета»:

1. Определение признаков внешности осуществляется при «нормальном положении» тела человека. Под «нормальным по­ложением» тела понимают вертикальное положение тела, черты лица в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены, челюсти сомкнуты без напряжения, голова поставлена прямо, взгляд устремлен вперед. Функциональные признаки описыва­ются в привычном положении и состоянии, а также в процессе движения (движения рук и ног - при ходьбе, мимика, артикуля­ция, жестикуляция - в беседе и т.п.).

2. Описание составляется последовательно - вначале харак­теризуется элемент внешности в целом, а затем его части и в определенном порядке по принципу "сверху-вниз". Очередность описания - пол, возраст, антропологический тип, рост, телосложение, голова и шея в целом, плечи, грудь, спина, области живота и таза, конечности. Лицо описывается в порядке наблюдения элементов сверху вниз, затем описываются функциональные и сопутствующие элементы.

3. Анатомические элементы внешности характеризуются при наблюдении в фас и профиль (правый профиль). При необхо­димости (для точного отображения особенностей) произво­дится описание левого профиля человека.

4. При характеристике внешности придерживаются опреде­ленной стандартной терминологии. При описании элементов указывают их признаки: форму (контур), величину, положение, цвет, выраженность, а также симметрию. Для описания градаций приз­наков элементов может использоваться семичленная система терминов (рост, очень высокий, высокий, выше среднего, сред­ний, ниже среднего, низкий, очень низкий), пятичленная система (величина рта: очень большой, большой, средний, малый, очень малый) или упрощенная трехчленная система (высота лба: высо­кий, средний, низкий).

5. Во внешнем облике человека выделяют и описывают осо­бенности, т. е. признаки, которые резко отличаются от нормы, и особые приметы (шрамы, родимые пятна и т. п.). «Особые приметы» и «броские признаки» описываются как можно подробнее, например: при описании татуировок необходимо указывать сюжет и цвет изображения, транскрипцию надписей и другие особенности.
Франкфурская горизонталь - положение головы при опи­сании, принятое за норму в 1884 году на международном кон­грессе антропологов во Франкфурте-на-Майне. В таком положе­нии при описании в профиль величина угла, образованного условной линией, проходящей через вершину козелка и наруж­ный угол глаза, и горизонталью, проведенной через вершину козелка, составляет 15 градусов.
Сигналетическая фотосъемка (приметозапечатлеваюшая) - специальный вид съемки, осуществляемый с соблюдением определенных правил, относящихся к положению головы, осве­щению и состоянию внешности фотографируемого, обработке негатива и позитива, выбору фотокамеры и фотоматериалов.
Правила сигналетической фотосъемки:

- нормальное (без наклона и поворота) положение головы фотографируемого;

- при съемке живого человека фиксируются два положения - анфас и правый профиль. Съемка трупа осуществляется в поло­жении анфас, оба профиля, а также в двух положениях 3/4 пово­рота головы. Особые приметы фотографируются по правилам изме­рительной съемки;

- требуемый масштаб позитивного изображения должен быть равен 1:7;

- применяется комбинированное осве­щение с положением главного источника света под углом 40-45 градусов к плоскости лица, несколько сверху;

- фотографируемое лицо должно быть без головного убора, волосы и детали одежды не должны закрывать существенных элементов лица, в частности, ушных раковин. Перед фотографированием трупа его лицу придается по возможности прижизнен­ный вид.

- используемая фотоаппаратура, условия обработки негатива и позитивного сигналетического фотоснимка должны обеспечи­вать объективность, точность и полноту воспроизведения признаков внешности.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта