Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Герои ушедших веков. Александр Невский.. Герои ушедших веков. Александр Невский


    Скачать 36.41 Kb.
    НазваниеГерои ушедших веков. Александр Невский
    Дата03.11.2022
    Размер36.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГерои ушедших веков. Александр Невский..docx
    ТипДокументы
    #768227


    Герои ушедших веков. Александр Невский

    Каждому из нас в жизни необходим светлый духовный идеал. Общество тоже нуждается в таком идеале, особенно в тяжелые для него времена. Что же помогало в XI – XIII веках людям воспрять духом в тяжелый период раздробленности, смут, нашествий?

    Несомненно, что светлым духовным идеалом стало для русских народов православие со своими национальными, политическими и социально-экономическими особенностями. Христианство в XI веке только начало делать первые шаги на Руси, еще не имея своих, а не византийских, мучеников и святых. Очень важным было иметь перед глазами пример своего русского человека, совершающего святое подвижничество. Таким образом, к концу XI века начинает формироваться список русских святых, и сейчас почитаемых наравне с общехристианскими святыми.

    На Московском Соборе 1547 года при митрополите Макарии канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных князь Александр Невский. «К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью»1.

    В 2005 году приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство храма, и тогда же было решено посвятить храм благоверному князю Александру Невскому, одному из самых прославленных героев русской истории и наиболее почитаемых на Руси святых. Само же строительство храма в честь святого благоверного князя Александра Невского началось весной 2013 года недалеко от школы, где я ходил в детский сад, а потом учился. 6 марта 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма.

    В школу часто приходили настоятель храма священник Игорь Фомин, священник Александр Кузнецов и не раз рассказывали о благоверном Князе Александре Невском. Возможно поэтому для меня имя Александра Невского одно из самых славных в истории нашей страны. Ведь очень важно суметь показать современному обществу, что милосердие, благоверие, стремление отдать жизнь во благо Родины и веры и есть тот светлый духовный идеал, который необходим нам сегодня.

    Целью моей работы является творческое исследование, связанное с героическими страницами истории нашей страны, а именно изучение биографии и знакомство с дошедшими до нас фактами из жизни Великого князя Александра Невского. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучение литературы, исследований, трудов о жизни князя Александра Невского; сопоставление сведений многочисленных источников для установления достоверных фактов из биографии Александра Невского; дать оценку вклада деяний Александра Невского в ход истории России и сохранение православной веры.

    Дата рождения князя Александра Невского разнится в разных источниках - 1219, 1220, 1221 год. Остановимся на одной, чаще других встречающейся дате – 30 мая 1220 года.

    Известно, что родиной Александра Невского был город Переславль-Залесский. Опишем род Великого Князя по отцу.

    Александр был вторым ребенком в семье князя Ярослава Всеволодовича. «Дедом Великого Князя Александра Невского был Великий Князь Всеволод III Георгиевич (Юрьевич). Александр не застал уже его в живых. Но он не мог не знать о добрых свойствах и делах своего деда, заслужившего имя великого»2. Отец Александра - Ярослав Всеволодович был пятым из одиннадцати детей Великого Князя Владимирского Всеволода III (Всеволод Большое Гнездо). Прадедом Князя Александра был великий Князь Суздальский, а затем и Киевский – Юрий по прозванию Долгорукий, могучий полководец, основатель Москвы (1147 год). Прапрадедом Князя Александра был сам Владимир Мономах, Князь Киевский и Черниговский, устрашитель половцев, объединивший Русь.

    Итак, будущее Князя Александра было определено от его рождения. «От одного поколения к другому переходили в нем наследственные доблести, между которыми первое место занимало истинное благочестие. История Русского царства помнит все эти знаменитые поколения. Имена многих лиц, принадлежавших к ним, как святые, записала на своих скрижалях и православная Церковь»3. Александр потомок славного рода, а значит будущий полководец и защитник.

    К 1238 году полчища Батыя опустошили всю Северо-Восточную Русь. В это время великий князь Владимирский Юрий Всеволодович попытался дать решающее сражение на речке Сить. Туда же должны были подойти Ярослав Всеволодович, княживший тогда в Киеве, и Александр Ярославич из Новгорода. По неизвестным причинам помощь не пришла, войско Юрия Всеволодовича было разгромлено, а сам он погиб. В 1239 году литовцы захватили Смоленск, и князь Александр оказался в круговой обороне. Понимая, что и те, и другие вскоре могут дойти до Новгорода, князь Александр начинает строить оборонительные укрепления вдоль реки Шелони, на пути, ведущем с Запада в Новгород. В том же 1239 году Александром были выставлены дозоры у впадения реки Невы в Финский залив.

    И тогда же, в девятнадцать лет, Александр женился на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. Так был заключен союз с Полоцким княжеством, при этом Князь Александр понимал, что в приданое он также получил и обязанность защищать от Литвы и от врагов новую родню.

    «В сие время был Магистром Ливонским некто Андрей Вельвен, муж опытный и добрый сподвижник Германа Зальцы. Желая, может быть, прекратить взаимные неудовольствия Ливонских Рыцарей и Новогородцев, он имел свидание с юным Александром: удивился его красоте, разуму, благородству и, возвратясь в Ригу, говорил, по словам нашего Летописца: «Я прошел многие страны, знаю свет, людей и государей, но видел и слушал Александра Новогородского с изумлением».4

    В 1240 году в устье рек Невы и Ижоры вошли Шведы большим войском, в котором были и финны и норвежцы, также в войске были и священники, епископы. А Новгородское войско не было собрано. Князь Александр пополнил свою небольшую дружину новгородцами и, Войдя в храм Святой Софии в Новгороде, стал просить защиты и помощи у Бога: "Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, создавый небо и землю и поставивший пределы языков, и жити повелевый, не преступая в чужие части! Суди обидящим мя и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, и встань в помощь мне". И, окончив молитву, обратился князь Александр к своей дружине "Не в силах Бог, а в правде! Сии со оружии, а сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем, тии спяти быша и падоша: мы же востахом и исправихомся"5.

    Князь Александр в знаменательный для Руси день (день памяти святого Владимира Крестителя Руси) со своею немногочисленною дружиною отправился на берег Невы навстречу врагу. Шведы не ожидали нападения, не думали, что противник уже так близко. 15-го июля 1240 года благодаря героизму, храбрости, мудрой тактике боя и Божьей помощи князем Александром была одержана победа в Невском сражении. Ангелы Божьи невидимо помогали защитникам: так на другом берегу Ижоры, в непроходимых лесах, куда не заходили русские воины, после сражения были обнаружены мертвые шведы. За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Ярославича Невским, ему было всего лишь 20 лет.

    «Границы Новгородской республики были защищены, свободный выход к Балтике сохранен надолго. До 1256 года шведы не покушались на земли Новгорода. Невская битва стала примером общенародного подвига, а ее герой, прозванный «Невским», стал символом Руси — России на тысячелетия»6.

    Вскоре после Невской победы «новгородцы, всегда бывшие беспокойными в способности к неблагодарности и дерзости»7 возроптали на Князя. И князь Александр уехал в Суздальскую землю, взяв с собою жену, княгиню Александру Брячиславну, и новорожденного сына Василия. А в это время большая опасность грозила Новгороду со стороны немцев.

    Батый в то время, завоевав многие области, решил возвратился к берегам Волги. Там он назвался Ханом и утвердил своё владычество над Русью. Русь была тогда измучена, разорена, разрушена и безлюдна. И Князь Ярослав, не смея ослушаться Хана Батыя, отправился к нему с подношениями, а сына своего Константина послал к Великому Хану Октаю в Татарию. Батый принял Ярослава с уважением и назвал главою всех Князей Российских, отдав ему Киев. Так русские князья, по примеру Князя Ярослава, отреклись от права называться независимым народом и склонились перед Ханом Батыем.

    В 1246 году Ярослав вынужден был повторно ехать в Орду, где по смерти Хана Октая избирали нового Хана. На обратном пути из Татарии, великий Князь Ярослав, почувствовал себя плохо (вероятно, его отравила мать нового Хана Гаюка, предложив пищу из своих рук). 30 сентября в пути Великий Князь Ярослав скончался. А верные бояре привезли его тело во Владимир.

    Услышав о кончине отца, Князь Александр Ярославович поспешил во Владимир, где вместе с братьями и дядей Святославом Всеволодовичем оплакал отца. Святослав Всеволодович занял место Великого Князя Владимирского, а детей Ярослава посадил в тех городах, которые определил им отец. Александр, кроме Новгорода, получил Переяславль, Нерехту, Зубцов, Торжок, Волок Ламский, лишился Твери, которая отдана была брату Ярославу.

    До этой поры Князь Александр не преклонял колени перед ханом Батыем, в то время Новгород был свободен и не платил даней в Орду, не появлялся в Орде и Князь Александр, ведь все дипломатические вопросы с Ордой решал его отец Ярослав.

    Между тем «Батый слышал о знаменитых его достоинствах и велел сказать ему: «Князь Новогородский! Известно ли тебе, что Бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моем, да познаешь славу и величие Моголов».8

    Александр не желая подвергать опасности отечество своим отказом, направился к Батыю вместе с братом Андреем, где Батый ласково их принял и восхищался мужественным видом Невского и его разумными речами. Но, подобно Ярославу, Александр и его Брат должны были ехать в Татарию к Великому Хану. Великие князья взяли с собой богатые подарки и подношения и везли их семь тысяч верст.

    В 1249 году Александр и Андрей возвратились от великого Хана, который поручил Князю Александру Киев и все приднепровье, а Князю Андрею Владимир. Александр Ярославич провел вдалеке от Руси два года, странствуя по громадной Империи монголов, он впервые осознал, что Руси противостоит не просто очередной народ степняков, а государство-чудовище, доселе невиданное, обладающее неизмеримым военным потенциалом. Князь Александр, заслужив почтение Моголов, посылал в Орду множество золота для искупления Россиян, бывших там в неволе.Между тем многие соотечественники Александра были недовольны его политикой мира с Ордой. 

    В это время Александр Невский, имя которого было уже известно и в Европе, обратил на себя внимание Рима. Ему было вручено письмо от Папы Иннокентия IV. Иннокентий уверял Александра, что князь Ярослав, обещал принять Латинскую Веру; что сын обязан следовать примеру отца; «что Князь и народ Российский найдут тишину и славу под сению Западныя Церкви; что Александр должен, как верный страж Христиан, немедленно уведомить Рыцарей Ливонского Ордена, если Моголы снова пойдут на Европу. Папа в заключение хвалит Невского за то, что он не признал над собою власти Хана: ибо Иннокентий еще не слыхал тогда о путешествии сего Князя в Орду.»9 На что Князь Александр ответил Папе: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим». Католичество не смогло продвинуться на Руси ни на пядь.

    Когда Русь исходила кровью от «Неврюевой рати», Александр Невский отправился в Орду, «с мудрой предусмотрительностью рассудив, что единственное средство к защите от обессиленной уже Руси от разрушительного влияния Татар заключалось в смиренной покорности Князей, с которыми с одними только и сносились Ханы в отдаленных ордах своих, оставляя народ в покое, он, храбрейший из Князей, с христианским великодушием и терпением принял на себя спасительный для отечества подвиг – видимой покорности Ханам.»10 Не в первый раз удалось ему усмирить гнев Сартака, сына Хана Батыя, занимавшегося тогда делами покоренной Руси. В 1252 году, после бегства Андрея, Князь Александр Ярославич был признан в Орде Великим Князем Владимирским. Во Владимире встречал Александра с радостью Митрополит Кирилл, вышедший к Золотым Воротам с духовенством и горожанами.

    Великий Князь Александр Ярославович правил Северо-Восточной Русью одиннадцать лет, до самой своей смерти. Прежде всего Александр Ярославич восстановил храмы, разрушенные во время «Неврюевой рати», собрал разбежавшихся горожан и землепашцев, помог земле подняться от разорения. «Он возвратил крестьянина к плугу, ремесленника к ремеслу, священника к алтарю, купца к товару. Он пригласил на постоянное жительство 2 тысячи семейств из южной и юго-западной Руси, помог им построить дома и насадить сады, засеять нивы, наполнить луга пасущимся скотом. Он строил дома и храмы, открывал монастыри, прокладывал дороги и чинил мосты, заботился о мастерских, где писцы переписывали книги, а изографы писали иконы. Не забывал он и о торгах и торжищах, охранял торговые пути. Особо заботился о княжеской дружине и народном ополчении, следил за оружейными мастерами, чтобы те не испытывали ни в чем недостатка. Твердая державная рука рачительного хозяина чувствовалась во всем.»11 Затем Князь начал трудную политическую игру. Ему нужно было приучить своих поданных к великодушной покорности Монголам. При этом одной рукой ему приходилось отбиваться от западных соседей, другой — удерживать ордынцев, отводя опасность новых набегов и удерживая в повиновении младших князей, ведь без «ордынской дипломатии» дело нельзя было решить на Руси… Князь Александр нес этот нелегкий крест с необычайным терпением и мудростью.

    Осенью 1252 года Князь Александр Ярославич снова женился, теперь на рязанской княжне Дарье Изяславне, ради продолжения княжеского рода. И Господь даровал ему трех сыновей.

    В 1252 году Великий Князь повелел составить Владимирский летописный свод на основе Ростовской летописи 1239 года и Владимирской летописи 1247—1249 годов. Эта летопись велась во Владимире в Рождественском монастыре, а затем вошла в состав Ростовского летописного свода 1278 года, который стал основой знаменитой Лаврентьевской летописи 1377 года.

    В 1253 году Александр уехал из Новгорода, оставив там своего сына Василия, который славно сумел отразить Ливонских рыцарей, напавших тогда на Псков.

    В 1254 году младший брат Александра, Князь Ярослав Ярославич, чувствуя себя обделенным, захватил престол во Пскове — «младшем брате» Великого Новгорода, а затем переманил на свою сторону и новгородцев. И новгородское вече в 1255 году поддержало его: новгородцы выгнали сына Александра Невского князя Василия из Новгорода и пригласили на княжение Ярослава. Оскорбленный Александр двинулся к Новгороду со своей ратью, чтобы восстановить справедливость. «Народ отправил к Александру Далмата Архиепископа и Клима Тысячского. «Новгород любит тебя и не хочет противиться своему законному Князю, - говорили ему сии Послы: - иди к нам с Богом, но без гнева, и не слушайся наших изменников.  Александр вступил в Новгород, дав слово не стеснять прав народных, и с честию возвратился в столицу Владимирскую.»12 Уезжая, Великий Князь вновь оставил наместником своего сына Василия.

    В 1256 году Шведы, Финны и Немцы появились на берегах Наровы и заложили там город. И тогда Александр с ратными людьми и митрополитом двинулся в Новгород и далее в Финляндию, где опустошил большую её часть.

    В 1256 году умер Хан Батый, также был отравлен своим дядей Берки сын его Сартак. Берки объявил себя преемником Батыевым и доверил дела Руси своему наместнику Улавчию. Татары намеревались обложить северную Россию данью по числу людей и тогда Князь Александр с князем Андреем снова поехал в Орду. Здесь понадобилось все терпение и благоразумие Князя, чтобы спасти Русь, не имевшую сил защищаться. В 1257 году в Россию приехали татарские численники и переписали население Суздальское, Рязанское и Муромское. Переписав жителей монгольские чиновники поставили над ними десятников, сотников, темников или мурз для собирания дани. Освобождены от дани оказались представители духовенства.

    Ханский наместник также требовал, чтобы Новгород тоже платил поголовную дань. Александр Невский с горестью взял на себя столь неприятое дело. А Князь Василий объявил, что не будет повиноваться отцу и был выгнан отцом из Новгорода и под стражей отвезен в Суздальскую землю. Бояре же, подстрекавшие Василия пойти против отца были казнены. Большая часть горожан отказалась платить дань, хотя и щедро одарила монгольских чиновников, говоря, что хочет быть в мире с Ханом.

    Князь Александр сам остался в Новгороде ожидая неприятностей от Хана. И начали татары ездить по улицам Новгорода, пересчитывая крестьянские души. Закончив перепись, нагрузив возы серебром, мехами и припасами чиновники удалились в Орду. Тогда Князь Александр в 1259 году оставил править в Новгороде своего малолетнего сына Димитрия, которому шел только шестой год. Так вольный Новгород признал власть Орды. Смирив Новгород, Александр Невский спас его.

    Приехав во Владимир, Князь все также продолжал заботиться о русских пленных, живших в орде. Дважды он посылал подарки Хану и серебро для выкупа пленных. Он также послал грамоту Хану Берке, чтобы тот позволил открыть в Сарае православную епархию. И хан Берке согласился. В 1261 году в Сарае был построен первый православный храм, и крещено много народа, в том числе и татар. Хан дал русской церкви особый ярлык, в котором говорилось: «Кто будет хулить веру русскую или ругаться над нею и ничем не извинится, пусть тот умрет злою смертию». Тогда же началось некоторое сближение русской знати и татарской.

    «Не предугадывал, может быть, Святой Александр, что последующие два года мира, какой только был возможен в то время, были как будто некою ослабою, какую после постоянных трудов его на пользу отчизны, даровал ему Господь».13 В 1261 году у Князя Александра родился сын Даниил, который стал родоначальником князей Московских.

    В это время татары почему-то решили заменить своих сборщиков дани Хазарскими откупщиками, известными по летописям под именем Бесермены. Они собирали дань самым бесчеловечным способом: брали с лихвою, забирали пожитки, уводили людей в неволю. Когда дерзость их дошла до того, что они перестали щадить и святыню, жители Владимира, Суздаля, Ростова и других городов вышли из терпения и единодушно восстали: одних мздоимцев убили, а прочих выгнали. Народ был доволен успехом и не ведал, чем это грозит Князю Александру и всей земле Русской. И Великий Князь Александр решился ехать в Орду, умилостивить Хана.

    Александр встретился с Ханом Берку в городе Сарае. Великий Князь успел в своем деле, оправдав изгнание Бесерменов из городов Суздальских. Хан согласился также не требовать от нас войска, но продержал Невского в Орде всю зиму и лето. Осенью 1263 года Князь Александр возвращался домой уже больным. Приехав в Городец, Князь тяжко занемог, и, почувствовав приближение смерти, принял схиму. Он много потрудился за свои сорок три года. Ночью 14 ноября 1263 года его не стало.

    Митрополит Кирилл, который жил тогда во Владимире, сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли Русской!» А новгородский летописец, печалясь о кончине князя, написал: «Дай, Господи Милостивый, видеть ему лицо Твое в будущий век, ибо потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

    Великий князь Александр Ярославич канонизирован Русской Православной Церковью. Главные дни его поминовения приходятся на 30 августа (12 сентября) и 23 ноября (6 декабря).

    Итоги правления Александра Ярославича не являются чем-то выдающимся: нет здесь высоких культурных достижений, нет новых политических решений.

    Чего добился Князь Александр, за что любим народом? Не проиграв ни одного сражения, он смог остановить немцев и шведов на западных рубежах Новгородской земли, договорился о мире с норвежцами, насколько возможно облегчил на Руси ордынское иго, конечно отстроил города и храмы, его стараниями распространилось христианство в северные земли поморов. Что касается политики в целом, то не о союзе с Ордой, как могло показаться, думал Князь, а о простом мире, позволявшем набраться сил для будущих сражений и свершений. Но самая суть, что «Александр Ярославич тем славен, что принял русский корабль полуразбитым, крепко сидящим на подводных камнях, с пробоинами в бортах, и честно потрудился ради его спасения. Не покладая рук, откачивал воду, латал дыры, отбивался от мародеров, стоя по колено в ледяных волнах. Притом не обратился в кровожадного зверя, к чему склоняли суровейшие условия, в коих ему пришлось осуществлять свою власть, а остался истинно христианским государем.
    И что же? Корабль не пошел ко дну. Вот главный итог!»14

    Также имя Святого Благоверного Князя Александра Невского неразрывно связано с именем царя Петра Великого. Славные воинские подвиги князя Александра Ярославича на берегах Невы привлекли внимание царя Петра. Он продолжил и завершил их: вернул России ее исконные территории на берегах Финского залива — Ижорскую и Водскую земли. В одном из житий Петр назван «живым зеркалом Невского героя» и «подражателем вторым Невским и Мореваряжским». 27 мая 1703 года в устье Невы был заложен город Санкт-Питербурх, который царь решил сделать столицей Российской империи, наследницы Московского царства. Новый город нуждался в небесных покровителях, и они были найдены: наряду со святыми апостолами Петром и Павлом небесным покровителем города стал святой Александр Невский.

    В 1862 году в Новгороде был сооружен памятник «Тысячелетие России», одной из ключевых фигур которой стал Святой Александр Невский. В 1913 году в городе Софии (Болгария) был построен грандиозный храм — памятник святому Александру Невскому. Он до сих пор является главным кафедральным храмом Болгарской православной церкви.

    В непростые 1930 годы начали официально утверждать значимость победы Александра Невского над рыцарями в сражении на льду Чудского озера, целью являлось воспитание в обществе настоящих патриотов. Это превозношение стало основой известнейшего художественного фильма Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938 г.). И этот любимый зрителем фильм повлиял на формирование образа национального героя значительно больше, чем исторические романы и пропагандистская литература. После нападения немцев на Советский Союз в 1941 г. Эта лента часто использовалась и на фронте, и в тылу для укрепления боевого духа. В самое трудное для страны время в 1942 году был учрежден боевой орден Александра Невского.

    И сейчас, в суете наших дней мы должны постоянно обращаться к нашим истокам, видеть не только историю непрекращающихся воин, горьких поражений и блестящих побед, но и духовную основу будущего возрождения России, которая заключается в истинной любви к Отечеству, в бескорыстном служении на благо народа.

    Каждым своим шагом и действием Великий Князь Александр как-бы показывал нам путь для возрождения Руси, который вел к утверждению единодержавия. Именно по этому пути пошли его не менее великие потомки, они весьма чтили своего пращура, Святого Благоверного Великого Князя Александра Ярославича, заложившего первый камень в фундамент будущего Русского централизованного государства. Неудивительно, что Господь удостоил князя Александра святости, а потомство Александра Невского благословил на создание сильного Московского царства.

    Список использованной литературы





    1. Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461 (01.11.2022)

    2. Бегунов Ю.К. «Александр Невский. Жизнь и деяние святого и благоверного великого князя». - Москва, 2003. http://a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-zhizn-i-deyaniya.html (01.11.2022)

    3. Карамзин Н.М. «История государства Российского» (Том IV. Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1247 г. Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). 1247-1263 г.). http://www.spsl.nsc.ru/history/karam (01.11.2022)

    4. Манкиев А.И. «Ядро Российской истории». - Москва, 1784. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003334968/ (16.11.2020)

    5. Симонов К.М. Поэма «Ледовое побоище». https://pitzmann.ru/simonov-ledowoe.htm (01.11.2022)

    6. Шенк Ф.Б. Статья «Политический миф и коллективная идентичность: миф Александра Невского в российской истории (1263–1998)» // Журнал «Ab Imperio». 1-2/2001. https://studfile.net/preview/2708934/ (01.11.2022)

    7. Автор не указан. Редакция. Статья «Александр Невский: только факты» // Православный журнал «Фома». https://foma.ru/aleksandr-nevskij-tolko-faktyi.html (01.11.2022)

    8. Володихин Д. Статья «Русский корабль в бурном море» // Православный журнал «Фома». https://foma.ru/nevskij.html (01.11.2022)




    1 Автор не указан. Редакция. Статья «Александр Невский: только факты» // Православный журнал «Фома». https://foma.ru/aleksandr-nevskij-tolko-faktyi.html


    2 Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461

    3 Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461

    4 Карамзин Н.М. «История государства Российского» (Том IV. Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1247 г. Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). 1247-1263 г.). http://www.spsl.nsc.ru/history/karam

    5 Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461

    6 Бегунов Ю.К. «Александр Невский. Жизнь и деяние святого и благоверного великого князя». - Москва, 2003. http://a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-zhizn-i-deyaniya.html


    7 Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461

    8 Карамзин Н.М. «История государства Российского» (Том IV. Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1247 г. Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). 1247-1263 г.). http://www.spsl.nsc.ru/history/karam


    9 Карамзин Н.М. «История государства Российского» (Том IV. Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1247 г. Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). 1247-1263 г.). http://www.spsl.nsc.ru/history/karam

    10 Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461

    11 Бегунов Ю.К. «Александр Невский. Жизнь и деяние святого и благоверного великого князя». - Москва, 2003. http://a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-zhizn-i-deyaniya.html

    12 Бегунов Ю.К. «Александр Невский. Жизнь и деяние святого и благоверного великого князя». - Москва, 2003. http://a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-zhizn-i-deyaniya.html

    13 Автор не указан. «Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия». - Санкт Петербург: Типография опекунского совета, 1853. https://www.prlib.ru/item/408461

    14 Володихин Д. Статья «Русский корабль в бурном море» // Православный журнал «Фома». https://foma.ru/nevskij.html


    написать администратору сайта