Главная страница

Герой нашего времени


Скачать 0.51 Mb.
НазваниеГерой нашего времени
Дата15.11.2022
Размер0.51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла12.pdf
ТипДокументы
#790463

Природа и Человек
Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")
Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)
Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности. В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало.
Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата. Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов. В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов. Борьба Игнатьича и царь-рыбы - метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение.
Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание. В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению. Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.
Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть.
Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю.
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек - хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей.
И.А. Бунин «Антоновские яблоки».
И. А. Бунин – настоящий мастер прозы. Читая многие его произведения, мы любуемся картинами природы, так талантливо написанными автором. Достаточно прочитать несколько строчек рассказа «Антоновские яблоки», чтобы представить всю прелесть осени, красоту и очарование бабьего лета.
Кажется, писатель наделен особым зрением, слухом, обонянием. Будто талантливый художник, автор рисует необыкновенные картины природы. Он показывает каждую деталь, каждую мелочь окружающего мира: бирюзовое небо, свет солнца, далекие звезды, пустые равнины. Читатель видит яркую, пышную озимь, подсохший и поредевший сад, кленовые аллеи, яркое пламя костра и тени, скачущие по земле. Переворачивая страницы произведения, мы вместе с рассказчиком будто вдыхаем аромат меда, душистый дым костра, запах опавшей листвы, антоновских яблок, мокрой древесной коры, грибную сырость оврага и жаркий аромат степей. Мы слышим пение птиц, шум ветра, мелодию дождя. В рассказе Бунина природа и человек неразрывно связаны: все переживания героя даны через описание окружающего мира. Светлые, радостные воспоминания рассказчика сопровождаются яркими картинами природы, светлыми красками рисует автор все вокруг: коралловые рябины, бриллиантовое созвездие Стожар, чистый, чуткий воздух, ослепительное пламя костра. Но как только омрачается настроение героя, сгущаются и темнеют краски: небо становится сумрачным, равнины пустеют, а барин сереет. Но родная природа мила автору во все времена года, он умеет находить в ней особую прелесть и с огромной любовью рассказывает об этой неповторимой красоте своим читателям.

Влияние природы на человека
«Олеся», А.И. Куприн. Природа учит человека мудрости и нравственности, ведь показывает пример системы, где все упорядочено и справедливо. Мы убеждаемся в этом, читая повесть «Олеся». Главная героиня живет в окружении лесов и болот и вдали от цивилизации. Казалось бы, она должна быть неразвитой и даже отсталой, ведь не имеет образования и взаимодействия с обществом. Но Олеся по своему уму превосходила деревенских девушек и даже многих городских. Знания она черпала из естественной среды. Она стала первооткрывателем многих трав и снадобий, пока многие другие барышни жили чужим умом и ничего не создавали. Находясь наедине с экосистемой, где жили в мире и гармонии тысячи живых существ, Олеся познала основы морали, искаженную версию которой людям навязывали проповедники. Так, героиня выступала против бессмысленного насилия на охоте, где человек убивал ради забавы. Она же не одобряла брак, который обязывает людей быть вместе, даже если их чувства остыли. Все эти нравственные правила она усвоила, глядя на законы природы в действии. Ее пример позволяет убедиться в том, что окружающий мир, несомненно, влияет на личность положительно.
«
Мцыри
», М.Ю. Лермонтов.
Природа является духовным другом человека, с ней он может помолчать, погрузиться в свои мысли и проблемы без постороннего влияния. Пример такой ситуации мы можем увидеть в поэме М.Ю.
Лермонтова «Мцыри», где главный герой одинок и брошен на чужой земле. И единственным спасением из тюрьмы, а именно из монастыря, является свободный и просторный окружающий мир. Природа заменила ему за короткий срок друзей, которых он ни разу не видел, семью и целую жизнь, которая могла бы у него сложиться. И буря, и поток возле сада, и даже свирепый барс, который придал ему силы, — все это оставило какую-то частичку в душе Мцыри. Даже в детских воспоминаниях героя природа занимает отдельное место: «В ущелье там бежал поток, Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок Играть я в полдень уходил». Окружающий мир был спасением и отдушиной для Мцыри, ведь он провёл в заточении большую часть своей жизни. Природа полностью отражает внутренний мир героя, его мысли и переживания. Она вдохновила его на освобождение и поиск себя.
М.Ю. Лермонтов, «
Герой нашего времени
».
Природа сильно влияет на характер человека. В этом мы можем убедиться, прочитав произведение
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Естественные пейзажи Кавказа, отличающиеся своей живописностью и величием, — это отражение души героев. Люди, живущие на Кавказе, видят множество бурлящих и быстрых рек, водопадов, высокие и опасные горы. Они лучше всех ощущают и чувствуют эту атмосферу, чем те же самые туристы или приезжие. И она во многом определяет их ментальность.
Казбич — порывистый и смелый человек, неудержимый, как горный поток. Бэла подобна горной вершине: недоступна и красива, поддается только сильным чувствам. Все обитатели этих мест привязаны к своему дому. Лермонтов сумел передать это чувство в следующих строках: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». Их связь с природой прекрасна и также является примером для многих. Окружающий мир во многом сформировал их характеры.
«Слово о полку Игореве».
Наши предки полагали, что природа влияет на все, что делает человек. На Руси были различные боги, обозначающие силы природы. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец. Были также и Даждьбог
(солнечное божество), Стрибог (бог ветра) и т.д. Многие боги упоминаются в древнейшем памятнике литературы – в «Слове о полку Игореве». Ко многим из них обращается Ярославна, жена князи Игоря, в традиционном плаче. Например, она упоминает в своей речи Солнце, Днепр и Ветер. Во времена этого похода на половцев (1185 г.) Русь давно крестилась, возможно, именно поэтому Ярославна не называет силы природы именами богов. Героиня просит природу помочь Игорю бежать из плена, и, что удивительно, благодаря ее мольбам силы природы помогают Игорю. Стоит так же отметить, что природа предупреждала князя о том, что поход его сложится неудачно: тучи, солнечное затмение, кровяные зори
– все это должно было насторожить Игоря. Но, к сожалению, человек отделился от природы, которая всегда была ему помощником. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже наши предки, не зная всех научных фактов о природе, понимали ее значимость в жизни людей и ощущали на себе ее влияние.

Моя любимая книга
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Подобно Софье из комедии «Горе от ума», свой идеал находит и Татьяна Ларина, героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Для девушки, которая отличалась от всех членов своей семьи,
«заменяли все» романы, которыми она начала увлекаться с раннего возраста. Именно в этих романах
Татьяна нашла образ, которым восхищалась и который искала в жизни. Героиня привыкла к перипетиям, которые присутствовали в каждом прочитанном ею произведении, поэтому думала, что и ее жизнь – это сложная игра. Татьяна Ларина влюбляется в Евгения Онегина, потому что она находит в нем свой книжный идеал, потому что она хочет испытывать те же чувства, что и героини ее любимых романов. В
Евгении Татьяна пытается найти в нем или Грандисона, или Ловласа. Так раскрывает мечтательный характер Татьяны Лариной. Однако в произведении А.С. Пушкина литература раскрывает характер не только Татьяны. То, какими книгами интересовались Онегин и Ленский, о многом говорит за них. Евгений
Онегин предпочитал труды Адама Смита, при этом «браня» произведения Гомера и Феокрита. Это говорит о том, что Онегина интересовала экономика. Он не поддерживает увлечения художественной литературой, которая не способна дать никаких практических навыков. Онегин считал такую литературу
«скукой», «обманом» и «бредом». Ленский же был поклонником немецкого философа Канта, он увлекается Гете и Шиллером. Герой сам был поэтом, его мир был идеализирован и романтичен, что отличало его от Евгения. Мир Ленского был наполнен идеалами, поэтому душа героя была очень ранима. Автор показывает, что герои совершенно не похожи друг на друга – неодинаковы и их книжные предпочтения. Эти два фактора взаимосвязаны между собой. Евгений Онегин – любитель книг по экономике – не верит в чувства, они для него отходят на задний план, на переднем плане находится рационализм. Владимир Ленский – романтик по своей природе, поэтому и литературу читает он подобную. Татьяна Ларина – любительница романов – мечтательна и романтична. Так, А.С. Пушкин показывает, что интерес к определенной литературе способен многое рассказать о человеке.
Собачье сердце
(357 слов) Моим любимым автором является Михаил Афанасьевич Булгаков, но не только из-за
«Мастера и Маргариты», но и потому что повесть «Собачье сердце» абсолютно заполнила мою душу.
Книга рассказывает о выдающемся хирурге профессоре Преображенском. Гениальный врач открыл способ омоложения организма путем пересадки желез секреции животного. Для того чтобы подтвердить свою теорию, он подбирает бездомного пса. Шарик был некрасивой и больной собакой, у которой ободралась шерсть. Неделя плотного питания и ласки со стороны человека приводят Шарика к состоянию домашнего и ласкового пса. Профессор Преображенский пересаживает секрецию Клима
Чугункина псу.
Клим был разбойником и вором, который умер от удара ножом. И, о чудо, эксперимент удался! Шарик не умирает на руках у хирурга, а постепенно превращается в человека. Он набирает в весе, у него исчезает шерсть. Но, к сожалению, ожидания врача не оправдались. Человек, которого он создал, получился грубым и неотёсанным. Шарик много курил и сквернословил. Новый член семьи
Преображенского решает взять себе имя Полиграф Полиграфович Шариков. Более того, он пытается претендовать на квартиру врача, который подарил ему жизнь. Полиграф Полиграфович не обладает манерами и не хочет их учить. Он стал человеком внешне, но не внутри. Несмотря на странные выходки,
Шариков получает должность заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.
Своим положением он пытается отравить жизнь своему создателю, всячески нарушая привычный жизненный ритм Преображенского. Выходки нового домочадца стали надоедать профессору, и он решает сделать обратную операцию по пересадке гипофиза собаки. Позже дом врача посещает следователь с ордером на обыск по обвинению в убийстве бедного и несчастного Полиграфа
Полиграфовича. Из-за угла выходит собака, потрепанная и замученная, которая впоследствии всегда спит у двери хирурга.
Книга «Собачье сердце» учит нас быть милосердными и благодарными любому, кто пытается нам помочь. У Шарика была возможность прожить жизнь в образе самого могущественного и умного существа на земле, но он выбрал другой путь преображения, за что и поплатился. Кроме того, автор произнес внушительный приговор в адрес любой попытки человека исковеркать естественный ход вещей. Искусственный человек не смог претендовать на звание полноценного члена общества в полной мере, потому что личность делает воспитание в семье и социуме, а не операция. В повести мы видим горькую сатиру на попытку советской власти сделать новое общество революционным, а не эволюционным путем.

Ложные и истинные семейные ценности.
Н.В. Гоголь, «Мертвые души».
Павел Иванович Чичиков всю жизнь был одержим идеей обогащения и с пренебрежением относился к другим аспектам своего развития. Это связано с тем, что такие ценности внушил ему отец. Он то и дал мальчику наставление беречь каждую копейку и стараться заработать как можно больше денег. Это стало его целью и смыслом жизни. Он мечтал заработать столько, чтобы жить в достатке. Именно поэтому он решился на такую авантюру, как покупка мертвых душ у помещиков. Однако в погоне за деньгами он упускал много другого. Он не имел близких друзей, не имел семьи, поставил на кон свою репутацию в обществе. А его личностные качества по большей мере не были положительными. Но самое ироничное, что герой не достиг своей цели, потому что ошибся в выборе приоритетов: ему нужно было стремиться не к богатству любой ценой, такой путь обычно ведет в тюрьму. Чичиков должен был мечтать о самореализации в конкретной отрасли, что само по себе уже гарантирует успех. Но вместо этого Павел Иванович рисковал добрым именем и отпугивал удачу репутацией мошенника. Видимо, точно так же прожили свою жизнь и его родители, поэтому можно сказать, что в этом случае семейные ценности, переданные герою, не сделали его лучше. Напротив, они ему навредили.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума».
В этой комедии мы видим, как семейные ценности зависимы от общественных. Фамусовское общество живет старыми идеями, которые существовали несколько поколений. Так жили и родители Фамусова, так будут жить и его внуки. Его окружением одобряются и даже поощряются лицемерие, чинопочитание, невежество, лень. Фамусов мечтает сжечь все книги и навеки законсервировать угодный московскому дворянству застой. Все юноши предпочитают выслуживаться и льстить, чтобы построить карьеру, а девушки ценят в избранниках лишь размер кошелька и цвет орденских ленточек. Ничего удивительного, что человека с прогрессивными ценностями это общество просто-напросто осмеяло и выгнало. Чацкий был надеждой на спасение душ и умов, однако из-за нежелания развиваться они навсегда останутся наедине со своим узким мышлением. Интересно, что пороки отцов в пьесе передаются детям и образуют замкнутый круг: лживый и фальшивый Фамусов смог научить свою дочь лишь лицемерию и искусству обманывать отца. Она сама скрывала свое увлечение Молчалиным, как и Фамусов маскировал свою страсть к Лизе. Этот пример учит нас тому, что далеко не все традиции семьи нужно беречь и передавать из поколения в поколение. Ведь некоторые из них откровенно вредят людям.
Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков всю жизнь был одержим идеей обогащения и с пренебрежением относился к другим аспектам своего развития. Это связано с тем, что такие ценности внушил ему отец. Он то и дал мальчику наставление беречь каждую копейку и стараться заработать как можно больше денег. Это стало его целью и смыслом жизни. Он мечтал заработать столько, чтобы жить в достатке. Именно поэтому он решился на такую авантюру, как покупка мертвых душ у помещиков.
Однако в погоне за деньгами он упускал много другого. Он не имел близких друзей, не имел семьи, поставил на кон свою репутацию в обществе. А его личностные качества по большей мере не были положительными. Но самое ироничное, что герой не достиг своей цели, потому что ошибся в выборе приоритетов: ему нужно было стремиться не к богатству любой ценой, такой путь обычно ведет в тюрьму. Чичиков должен был мечтать о самореализации в конкретной отрасли, что само по себе уже гарантирует успех. Но вместо этого Павел Иванович рисковал добрым именем и отпугивал удачу репутацией мошенника. Видимо, точно так же прожили свою жизнь и его родители, поэтому можно сказать, что в этом случае семейные ценности, переданные герою, не сделали его лучше. Напротив, они ему навредили.
Д.И. Фонвизин, «Недоросль».
В этой пьесе нам показана семья Простаковых — негативный пример, который демонстрирует отсутствие нравственных ценностей и плохие семейные традиции. Лидером в ней является мать, соответственно, она во многом повлияла на становление своего сына Митрофанушки. Характер
Простаковой очень скверный. Она не уважает своих крепостных крестьян, но при этом пресмыкается перед теми, кто богаче и выше ее по статусу. Муж выполняет каждый ее приказ, потому что перечить грубиянке уже выше его сил. Простакова не слушает никого, кроме себя, но знает она так мало, что авторитет из нее демотивирующий. Сама госпожа не имеет образования и считает его лишь капризом богачей, который необходим для продвижения по карьерной лестнице. Будучи ленивой и сварливой, она сами не занимается ничем, кроме упреков и ненужных наставлений. Ее сын – это единственный человек, к которому она добра. Поэтому мальчик вырос копией своей матери, только в процессе приобрел парочку новых черт: эгоизм и черствость. Он стал грубым, необразованным, узколобым мальчишкой, но, что самое страшное для матери, он совсем не ценил ее трудов и любви, которые она в него вложила.
Таким образом, мы видим отражение всех безнравственных ценностей матери в ее наследнике. Плохие традиции семьи Простаковых отрицательно повлияли на Митрофана.

Проблема отцов и детей
Отцы и дети Тургенева
Проблема недопонимания, которая возникает постоянно между детьми и отцами является бесконечной и неразрешимой. Однако на стыке веков или в моменты коренных изменений общества, на плечи молодёжи ложится груз бремени того, что нужно через имеющийся опыт создавать собственное видение жизни. В «Отцах и детях» конфликт между поколениями разрастается далеко вне рамок простой семейной неурядицы. Это больше конфликт в обществе, где на сторону одних встают дворяне и аристократы, а на другую – интеллигенция, представляющая революционные направления, которая жаждет демократии.
Основным конфликтом становится молодой человек Базаров, который является нигилистом. Споры у него возникают с представителями дворянства, в частности с Павлом Кирсановым. Также в произведении показывают, что в семье юноша также не находит понимания, постоянно конфликтуя со своими родными. Базарова автор описывает как постоянно мрачного и сурового человека с острым умом и невероятно интересными идеями. Он отдален от внешнего мира и не хочет становиться его частью.
Павла Петровича же писатель характеризует как личность, которая следует старым привычкам и традициям – как в одежде, так и в образе жизни, манерах и поведении. Всегда интеллигентный и изысканный образ Кирсанова говорит о том, что герой больше поверхностно относится к проблемам, смотря лишь на их оболочку, не заботясь о корне всех бед и в основном ничего не делает и никому не хочет помогать.
Базаров же, напротив, при всей своей мрачности, постоянно думает о том, как можно решить очередную проблему, как принести пользу обществу и помочь конкретным людям. И здесь уникальность сюжетного хода заключается в том, что конфликт между этими двумя людьми, которые хотя и не являются родственниками по крови, ведут сильные дискуссии, и почти никогда не находят точек соприкосновения.
Все это говорит о конфликте поколений на стыке эпох. С родителями у молодого человека также все непросто. С одной стороны, он испытывает сильную любовь к ним, а с другой презирает привычный образ своих потомков, которые не стремятся к изменениям к лучшему. В его идеях его поддерживает и
Аркадий, который тоже презирает сложившийся в обществе уклад, однако не так глубоко, как Евгений, ощущает эти настроения. Но любовь родителей, невзирая на недопонимание, сильнее всего. Даже когда главный герой умирает, эти чувства остаются в вечности, несмотря на всю конфликтность между поколениями.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
В исторической повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» проблема отцов и детей заканчивается трагедией. Это показывает, насколько серьезен конфликт поколений, которые смотрят по-разному на мир. Главный герой – преданный отчизне казак Тарас. В сыновьях он хочет видеть свое продолжение, поэтому воспитывает их строго, в соответствии с законами Запорожской Сечи. Семейная тема усугублена тем, что события разворачиваются во время сложного военного времени. Гоголь показал нам истинного патриота – Тараса Бульбу, который предан Родине и того же ждет от детей.
Однако младший сын Андрий отличается от отца и брата, у него другие нравственные ценности. Этого не может принять отец, для которого общие интересы товарищества важнее даже родственных отношений. Андрий был изначально другим – его душа тянулась к романтике, ему чужда была война. Но отец не хотел видеть особенность характера сына и старался «обтесать» его по своим убеждениям. Он называл «маменькиным мазунчиком» Андрия, но надеялся, что жизнь на Запорожской Сечи изменит его.
Возможно, это и было ошибкой отца. Нежелание понять сына приводит к конфликту интересов. Андрий остается верным себе, и когда влюбляется в прекрасную полячку, то с головой отдается этому чувству.
И с этого момента он становится для бывших товарищей врагом.Тарас Бульба чувствует ответственность за поступки сына, ведь это он его «породил». И принимает страшное решение – погубить то, что сам породил. Так он пытается исправить свою «ошибку». Этот поступок Тараса очень противоречивый и вызывает споры у читателей уже не одно поколение. С одной стороны - главный герой поступает как настоящий патриот, который в военное время верен только Отчизне. А с другой стороны - он жестокий отец, который не нашел другого выхода, кроме, как убить собственное дитя.
Можно ли было избежать событий, которые привели к трагическому финалу повести? Идея автора, конечно же, понятна: он хотел показать, что в суровые времена важнее гражданские интересы, а не семейные. Главный герой в первую очередь не отец, а защитник своей страны. Но можно ли говорить о настоящей защите страны, когда человек не смог уберечь собственную маленькую ячейку этой же страны? В их семье отчетливо виден конфликт поколений в различие мировоззрения. Тарас Бульба не хочет этого видеть, а просто хочет исправить «неправильного» сына. Как мы видим, строгость в воспитании и навязывание своего мнения не дало хорошего результата. Но если бы Тарас попытался увидеть Андрия настоящим, понять его, возможно, конец был бы другим.

Отношения человека и общества
«Недоросль», Д.И. Фонвизин.
Общество – это один из институтов воспитания человека. На развитие личности влияет круг общения – родители, их друзья и знакомые семьи, учителя. Яркий пример этому можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». В этом произведении читатель видит двух персонажей, которые противопоставлены друг другу. В семье Простаковых живёт девушка
Софья – её дядя Стародум уехал в Сибирь, чтобы там заработать деньги честным путём. Девушка сильно отличается от семьи, в которой живёт. Она умна, добра, благородна, мудра, спокойна, честна.
Всего этого нельзя сказать о другом молодом человеке – Митрофане. Он родной сын Простаковых.
Именно о нём автор неодобрительно пишет «недоросль» (хотя до Д.И. Фонвизина это слово не имело отрицательной коннотации и значило лишь несовершеннолетнего дворянина, который ещё не поступил на государственную службу). Юноша не любит учиться, он глуп и не желает этого исправлять. Кроме того, он ленив, не привык к труду и к самостоятельной жизни. Что же сделало его таким? И почему
Софья другая, хотя с определённого возраста живёт вместе с Простаковыми, во главе которых стоит жестокая и властная госпожа Простакова? Всё дело в обществе. С детства Софья была окружена добропорядочными родителями, дядюшкой и другими членами семьи, которые помогли ей найти правильные нравственные ориентиры, сформировать собственное мировоззрение. Общество
Митрофана составляли другие люди: его деспотичная мать и те, кто всегда ей поддакивали. Простакова опекала его чересчур и много жалела, а вместе с ней эту манеру обращения усвоили и остальные. Вот и получается, что общество сформировало героев. Родственники влияли на общество других людей, с которыми общался ребёнок. Необразованная госпожа Простакова выбрала неграмотного учителя для сына – Вральман раньше работал конюхом. Стародум же постарался окружить племянницу такими людьми, как Милон. Кроме того, Стародум сознательно покинул службу при царском дворе. Он осознал, что это не его круг общения, ему противны их корыстные взгляды и льстивые натуры, противен обман.
Таким образом, общество сильно влияет на человека – оно действительно формирует его личность, характер, отношение к тем или иным вещам и поведение.
«Матрёнин двор» А.И. Солженицын
. Общество влияет на человека меньше, чем человек на общество. Позволю себе столь смелое заявление. Дело в том, что, на мой взгляд, всё как раз наоборот: человек формирует общество, оно держится на отдельных личностях. Для того чтобы доказать свою точку зрения, я обращусь к рассказу Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Его главная героиня – Матрёна – настоящий праведник. На таких, как она, стоит мир – и общество тоже. Это мудрая, добрая, честная, трудолюбивая женщина, которая не устаёт бескорыстно помогать соседям, знакомым и незнакомым – всем, кто обращается к ней за подмогой и поддержкой. Она все свое время посвящает бескорыстному труду и никогда не отказывает в ответ на просьбу. Даже свою горницу героиня отдает приемной дочери Кире, обделяя себя. Матрёна – это пример невероятной силы духа, которую ничто не способно сломить. Она не поддалась всеобщему корыстолюбию или лени. Она не стала играть по правилам общества и думать только о себе самой и своей выгоде. В то же время Матрёна не пыталась побороть окружение – она часть его, которая меняет его изнутри. Меняет собственными благородными поступками и убеждениями. Вот и получается, что не общество влияет на человека, а человек на общество.
«Горе от ума», А.С. Грибоедов.
Порой общество не просто влияет на человека, но и давит на него.
Яркий тому пример – Александр Андреевич Чацкий из пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Этот герой умён, образован, честен. Он прямо говорит окружению о его пороках и аргументирует свою позицию. Чацкий критикует высший свет, но не для самоутверждения, а для того, чтобы поспособствовать развитию родной страны, погрязшей в кумовстве, казнокрадстве и алчности вельмож. Фамусовское общество встречает эти замечания с негодованием и недовольством. Чацкий не вписывается в его представления о норме, а значит, подлежит наказанию. Оно не влияет и не может повлиять на Александра Андреевича напрямую – герой активно сопротивляется, у него есть собственное мнение, он не стесняется и боится высказывать его. Он смело заявляет, например, что «служить бы рад
– прислуживаться тошно». В то время как светское общество считает возможным использовать лесть и раболепство для того, чтобы получить высокую должность, подняться по карьерной лестнице. Однако общество влияет на Чацкого иным образом. Оно не может поменять личность героя, его характер, убеждения, поведение. Тогда оно будто бы исключает юношу из своего круга. Гости Павла
Афанасьевича Фамусова и вовсе принимают Александра Андреевича за сумасшедшего. Герой чувствует себя чужим, ему некомфортно, даже противно находиться среди этих людей. Таким образом, общество диктует свои правила и нормы, порой даже нелепые и глупые. И есть пути для человека: поддаться этому общественному давлению и соблюдать неписаный протокол или пойти наперекор и оказаться за бортом. Чацкий оказался слишком умён и образован, чтобы ломать себя и подстраиваться под общество
– и из-за этого испытал одиночество и непонимание.

Ложный и истинный патриотизм
«Тихий Дон», М. А. Шолохов.
Ненастоящий и лживый патриотизм обычно прикрывает гнусные и бесчестные поступки. Так, в романе
Шолохова казаки отправляются на Первую Мировую войну. Их мотивируют высокопарными речами об отечестве и долге перед ним, но на самом деле солдаты едут на бойню за чужие интересы и на чужой земле. При этом те, кто громче всех призывает к войне, отсиживаются в кабинетах и не принимают участия в битвах. Когда Григорий попал в госпиталь после ранения, он был поражен, когда к ним в палаты пришёл равнодушный и безучастный член императорской семьи. Его речи об отечестве и благодарности звучали фальшиво, он лишь выполнял утомительную обязанность, не чувствуя того, что говорил. Именно так вели себя многие представители элиты: заставляли воевать других, прикрывая свои геополитические расчеты рассказами о патриотизме и долге.
«Война и мир», Л.Н. Толстой.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» тема родины и любви к ней поднимается не раз. Ведь события книги происходят во время Отечественной войны 1812 года. Так что у читателя есть возможность проследить путь становления личности и развития патриотических чувств на примере одного героя, который отправляется на фронт и участвует в сражениях — Андрея Болконского. Когда этот герой отправляется на войну, его побуждает лишь то, что ему наскучила светская жизнь. К тому же его крайне привлекают слава, народное признание, честь, ордена, звания. Он отправляется на войну не из-за патриотизма, а для того чтобы удовлетворить свои амбиции. В начале романа он предстает карьеристом на фронте, который не прочувствовал национальных интересов. Зато их отлично понимал главнокомандующий Кутузов, который не хотел ввязываться в борьбу, пока России опасность не угрожает. Однако после участия в Аустерлицком сражении мы видим совсем другого Андрея
Болконского. Он, раненый, лежит под дубом, смотрит на небо и продумывает свой знаменитый монолог о человеческом предназначении. Это помогло ему осознать ценность жизни и значимость преданного служения Отечеству. Он разочаровался в своих амбициях и понял, что зря воевал. В следующий раз он пошел на войну уже осознанно — не ради наград, а только для спасения Родины.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Тема патриотизма также раскрывается в произведении А. Т
Твардовского «Василий Тёркин». Вася Тёркин – русский солдат, отправившийся на фронт, чтобы освободить родную страну от захватчиков. Он был простым и добрым парнем. Несмотря на свою искренность и дружелюбие, он смело бросался в атаку, сражался с врагом, не жалея сил. В произведении рассказывается о множестве подвигов солдата: победах над немцами в рукопашном бою, умении сбивать вертолёты с винтовки и многом другом. Кроме того, Вася был «душой компании», он играл на гармони, старался веселить русскими песнями товарищей. Василий Тёркин – пример истинного патриота, настоящего русского солдата. Произведения о его подвигах заставляли множество солдат, бывших на линии фронта, поверить в собственные силы и продолжать защищать страну. Таким образом, патриотизм – это важное чувство, которое заставляется человека ставить интересы Отечества выше собственных
«Тарас Бульба», Н.В. Гоголь. Тарас Бульба был видным казаком. У него было два сына:
старший – Остап и младший – Андрий. Для казачества и для всей семьи Тараса одной из главных задач была защита родины от вражеского вторжения, от порабощения. В то время, когда Остап и Андрий выросли и отправились на службу вместе с отцом, Запорожская сечь воевала с Польшей. Остап и
Андрий тоже участвовали в битвах. Но потом случилось так, что младший сын влюбился в полячку и ведомый любовью даже тайно перешёл на вражескую сторону. Он изменил своим традициям и объявил вчерашних товарищей врагами. Его отец, Тарас Бульба, старый и опытный казак, патриот своего отечества, не смог простить сыну предательства родины и убил Андрия. Для казака не было ничего важнее отечества, и поступок Андрия не имел оправдания в глазах семьи. Действительно, измена родине
— ужасное преступление против совести и чести, которое сложно простить.
«Судьба человека», М.А. Шолохов.
Главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
– Андрей Соколов. До войны он работал шофёром, у него была чудесная жена и трое детей. Во время
Великой Отечественной войны герой отправился на фронт. Впоследствии он попал в плен к нацистам. И тут стоит обратить внимание на яркий эпизод допроса Андрея Соколова, который показывает, что герой действительно любит свою родину, сражается за неё до последнего. Будучи в немецком концлагере,
Соколов вместе с другими пленными работал на каменном карьере. Однажды его вызвал на допрос комендант Мюллер и пообещал, что Соколова расстреляют за его слова о нацистах и их лагерной политике – во время работы Соколов произнёс следующее: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Однако перед смертью герою было предложено выпить стакан водки «за победу немецкого оружия». Соколов же выпил «за свою погибель и избавление от мук». Но закусывать после первого стакана отказался – как и после второго. После третьего отломил лишь маленький кусок хлеба. Вероятно, герой надеялся напиться перед смертью. Но храбрый и дерзкий русский солдат, искренне любящий свою родину, впечатлил Мюллера. Тот передумал расстреливать Андрея. Таким образом, даже под угрозой смерти Андрей Соколов не стал унижаться перед врагом и предавать свою отчизну. Это и есть настоящая преданность своей стране.



написать администратору сайта