Главная страница

Гештальт. ГештальтПодход и Свидетель Терапии


Скачать 0.98 Mb.
НазваниеГештальтПодход и Свидетель Терапии
АнкорГештальт
Дата28.11.2021
Размер0.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГештальт.doc
ТипДокументы
#284654
страница15 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Ирвин: М-м, почеши мне пятки. Ладно?
Нэнси: О, я почешу тебе пятки, я буду чесать тебе пятки всю ночь, я буду тереть их так сильно, что... они у тебя заболят. (Смех).
Фриц: Попроси чего-нибудь еще. Посмотрим, может ли она уступить.
Ирвин: О'кей. М-м, когда мне плохо, когда я обижен, когда что-то не в порядке в школе, не можешь ли ты дать мне опору, сказать, что мир не разрушится и что, м-м, что все в порядке?

Нэнси: Я могу попробовать. Я могу это сделать. Нужно ли доводить это до абсурда?
Фриц: Нет. Я просто хочу посмотреть, можешь ли ты сотрудничать, поддерживать его и уступать. Или ты всегда -противоречащий ребенок?
Нэнси: М-м, да, я могу попробовать, и, может быть...
Фриц: "Может быть". "Я попробую". Узнаете типичный язык собаки снизу? Как ведут себя в таком случае собака сверху и собака снизу? Собака сверху всегда чувствует себя правой. Она говорит собаке снизу как себя вести, что делать и пр. Ее требования и приказания всегда отличаются прямотой. Собака снизу говорит: "Да, я буду стараться изо всех сил, если только мне удастся". Иными словами, собака снизу всегда выигрывает. Собака сверху управляет собакой снизу. О'кей, благодарю вас. Это то, насколько далеко я хотел пойти.
Нэнси: Спасибо.
Фриц: Следующая пара. Как вас зовут? Марти: Марти. Сьюзен: Сьюзен.
Фриц: Я предлагаю Марти и тебе посмотреть, как далеко мы можем продвинуться в понимании делания назло. Мы начнем с игры в упреки. Давайте также начнем с игры в вызывание. (Пауза)
Марти: О'кей. М-м, меня обижает, что ты не даешь мне больше свободы, ты должна хотеть и уметь давать мне больше свободы, чем ты это делаешь.
Сьюзен: Меня обижает, м-м, что у меня тоже нет свободы. Меня обижает, что я чувствую себя виноватой, когда я позволяю себе некоторую свободу.
Марти: Я обижаюсь... меня обижает, когда ты отворачиваешься от меня. Когда ты притворяешься, что сердишься.
Фриц: Скажи ей, что она должна делать. Говори об обязанности после упрека.
Марти (вздыхает): Ты должна... ты не должна делать этого.
Фриц: Скажи это еще раз.
Марти: И ты не должна этого делать.

Фриц: Не можешь ли ты убрать "и"?
Марти: Ты не должна этого делать.
Фриц: Скажи это еще раз.
Марти: Ты не должна этого делать.
Фриц: Громче.
Марти: Ты не должна этого делать!
Фриц: Выкрикни это ей.
Марти: Ты не должна этого делать!

Фриц: Ты не должна делать - чего?
Марти: Ты не должна, ты не должна притворяться сердитой на меня, когда на самом деле ты не сердишься.
Фриц: Теперь ты выскажи ему свой упрек и ясно вырази требование.
Сьюзен: Меня обижает, когда я действительно сердита на тебя, а ты уходишь и не слушаешь, ты должен выслушать Меня.
Фриц: Скажи: "Слушай, слушай, слушай!"
Сьюзен: Ты должен слушать.
Фриц: Еще раз.
Сьюзен: Ты должен слушать.
Фриц: Громче.
Сьюзен: Ты должен слушать!

Фриц: Знаешь ли ты, что ты делаешь со своим лицом?
Сьюзен: Нет.
Фриц: Я хотел бы, чтобы ты выразила словами то, что я вижу в твоем лице. Скажи ему: "Я тебя ни во что не ставлю."

Сьюзен: Сказать ему, что я его ни во что не ставлю?
Фриц: Да.
Сьюзен: Я тебя ни во что не ставлю.
Фриц: Еще раз.
Сьюзен: Я тебя ни во что не ставлю.

Фриц: Ты чувствуешь это?
Сьюзен: Нет.
Фриц: Что означает твоя ухмылка? Давай попробуем Другую формулировку, может быть, это будет ближе: "Я не принимаю тебя всерьез".
Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез.
Фриц: Еще раз.
Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез. (Пауза)

Фриц: Это так?
Сьюзен: Так.
Фриц: Теперь усиль это. Проработай это.
Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез, потому что ты не хочешь, чтобы я принимала тебя всерьез. И ты не должен, м-м, не должен так делать, ты не должен рассказывать свои истории. (Вздыхает)

Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?
Марти: Фрустрацию.
Фриц: Скажи ей это.
Марти: Я фрустрирован. Я чувствую, что не вполне понимаю, что ты стараешься сказать.
Фриц: Не можешь ли ты сказать... скажи, пожалуйста:
"Я отказываюсь понимать, что ты говоришь."
Марти: Я отказываюсь понимать, что ты говоришь. Фриц: Еще раз.
Марти: Я отказываюсь понимать, что ты говоришь.

Фриц: Как ты на это реагируешь?
Сьюзен: Я верю ему.
Фриц: Скажи это ему.
Сьюзен: Я верю тебе...
Фриц: Еще раз, более громким голосом.
Сьюзен: Я верю тебе, потому что, м-м, ты так делаешь все время. Ты отворачиваешь свои уши.
Фриц: Добавляй к каждому своему предложению фразу:
"Ты кажешься мне смешным."
Сьюзен: Ты кажешься мне смешным.

Фриц: Да. Каждое предложение с этого момента. (Пауза) Что ты сейчас чувствуешь?
Марти: Я почувствовал некоторое удивление и удовольствие, когда ты сказал ей, чтобы она добавляла фразу "Ты кажешься мне смешным" в конце предложения.
Фриц: Скажи это ей.
Марти: Я оценил юмор, когда Фриц сказал, чтобы ты добавляла фразу про то, что тебе кажется смешным.

Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?
Сьюзен: Я хочу спросить - почему, но поскольку мы не должны спрашивать "почему", можно спросить "как"; это одно и то же.
Фриц: Спроси его, почему.
Сьюзен: Почему? (Пауза)

Фриц: Что ты чувствовала перед тем, как захотела спросить его?
Сьюзен: Я, м-м, чувствовала, что это правда. Я чувствовала, что это правда, про то, что ты смешной, и ты знаешь это, и поэтому находишь это забавным.
Фриц (пауза): Я хочу попробовать поиграть с вами в одну игру. Не согласишься ли ты подойти сюда к двери и изобразить Христа на кресте? (Пауза) Теперь ты подойди и вынь гвозди из креста. Сними его с его креста.
Марти: У меня меч в боку.
Сьюзен: Я не втыкала тебе в бок меч. (Смех)
Марти: Вынь его...
Фриц: Можешь ли ты сойти теперь к нам, смертным? Марти: Да. Ладно.

Фриц: Где вы встречаетесь? Если бы ты увидел ее в первый раз, что бы ты увидел?
Марти: Физически привлекательную девушку. (Вздыхает) Я ее еще не знаю, но хотел бы узнать.
Фриц: Теперь следующая вещь. Я заметил, что у тебя все время нет рук. Твои руки все еще прикованы друг к другу. Нет-нет, так и держи их. Теперь поговори с ней, дотронься до нее таким образом, люби ее таким образом. Посмотри, как это переживается, когда ты так замкнут своими руками.
Марти: Что, м-хм, что с тобой было, когда ты проснулась сегодня утром? Я заметил, что тебе было нехорошо.
Сьюзен: У меня болела спина и нога, которые я вчера ушибла.
Марти: Удивило ли тебя, что Расс сегодня не пришел? Сьюзен: Да.
Фриц: Теперь пройдись по кругу и дотронься до некоторых из нас таким образом, когда твои руки соединены наручниками. Теперь, не можешь ли ты раскрыть руки и посмотреть, как это переживается - иметь руки? Может быть, ты способен руками что-то делать с людьми. Можешь ли ты попробовать что-то сделать с ней своими руками сейчас? Обойтись с ней правильно или неправильно, как сочтешь нужным.
Марти: У тебя холодные руки.
Фриц: Скажи ему: "Я тебя заморозила".
Сьюзен: Я тебя заморозила...
Фриц: Еще раз.
Сьюзен: Я тебя заморозила.

Фриц: Ты это чувствуешь?
Сьюзен: Нет.
Марти (пауза): Я чувствую.
Фриц: О'кей, это то, насколько далеко я хотел пойти.
Теперь Гордон и Элен. У нас еще есть несколько минут. Не можете ли вы поговорить друг с другом о том, что произошло после той встречи - первой или последней, - которая у вас здесь произошла?

Элен: Здесь?
Фриц: Это было два или три дня тому назад, да?
Элен: Да.

Фриц: Скажи ей, а ты скажи ему, что произошло. Попробуйте поделиться своим опытом. Или вы уже обсуждали это?
Гордон: Не очень много. (Пауза)
Элен: Ну, я помню, что после того, как я высказала тебе некоторые свои упреки, понимая, что то, на что я жалуюсь... я позволяла этому происходить.
Фриц: Дай ему запоздалые приказания: ты должен был...
Элен: Я не могу вспомнить сейчас, в чем я его упрекала.
Фриц: Очень удобно. И я думаю, что ты лжешь.
Элен: Я думаю, что я могу вспомнить. М-м, ты не должен, ты никогда не должен говорить со мной свысока. Ты должен принимать меня как равную и дать мне это почувствовать.
Фриц: О'кей. Давайте это используем. Скажи ему: "Не говори со мной свысока. Гордон."
Элен: Никогда не говори со мной свысока.
Фриц: Громче.
Элен: Никогда не говори со мной свысока.
Фриц: Теперь скажи это всем своим телом.
Элен: Никогда не говори со мной свысока!
Фриц: Еще раз.
Элен: Никогда не говори со мной свысока!

Фриц: Не можешь ли ты сказать это в большей степени от живота, чем из горла?
Элен: Никогда не говори со мной свысока! Не смей! И не смейся!
Фриц: Теперь давай перевернем это. Сыграй Гордона. Поговори с ним свысока.
Элен: Почему ты всегда возишься с труднейшими вещами, которые нужно делать в студии? Ты знаешь, что ты можешь быть прекрасным художником и сделать много вещей, если ты не будешь всегда пробовать трудные вещи.
Фриц: Продолжай, устрой ему настоящий ад. Элен: Ты смешон. Ты всегда жалу ешься, что не получаешь одобрения. А сам делаешь это невозможным. Ты всегда защищаешь себя.
Фриц: Постоянно говори ему, что он должен делать. Элен: Ты должен делать что-нибудь одно. Ты должен действительно заняться какой-то вещью и продолжать ее делать, - достаточно долго, чтобы что-нибудь получилось. (Пауза). Ты не должен изображать превосходство.

Фриц: Можешь ли ты сказать ему также: "Я не должна чувствовать превосходство"?
Элен: Я буду просто чувствовать себя собой. Фриц: Не можешь ли ты прямо сейчас попробовать это на нем? И дай ему быть тем, что он есть. (Пауза) Элен: Да, да.
Фриц: Можешь ли ты сказать это ему? Элен: Я полагаю, что ты такой, и таким тебе и следует быть.

Фриц: Ты действительно так думаешь, или говоришь это, чтобы доставить мне удовольствие?
Элен: Нет, я полагаю, что я так и думаю. (Пауза) Я думаю, что я так думаю, потому что, м-м, это не так много для меня значит.
Гордон: Я тебе не верю. Это внезапный поворот. Меня это не убеждает.
Фриц: Не попробуешь ли ты мою формулировку? "Ты не соответствуешь моему жизненному сценарию. Ты должен соответствовать."

Элен: Я?
Фриц: Ты. Скажи ему: "Ты не соответствуешь моему сценарию. Ты должен быть таким и сяким". Я не знаю, чего именно ты хочешь, каков твой сценарий для мужа.
Элен: Ты не соответствуешь моему жезненному сценарию, потому что, м-м, ты должен хотеть быть партнером, делиться поровну. (Пауза)
Фриц: О'кей. Не можешь ли ты теперь сказать предложение: "Гордон, я ценю это" - то, что ты ценишь в нем.
Элен: О, я ценю, м-м, юмор...
Фриц: Говори ему.
Элен: ... возбуждение...
Фриц: А теперь упреки.
Элен: Мне не нравится, что я не могу найти себя в этом творческом артистическом мире. Меня это обижает. Мне все еще обидно.

Фриц: Можешь ли ты сказать ему, что он отвечает за то, что ты не смогла найти себя?
Элен: Нет, не могу, потому что я в это не верю.

Фриц: Тогда где же упрек?
Элен: Ну, может быть (смех), упрек был, но он исчез.
Фриц: Угм. Можешь ли ты найти равновесие между упреками и тем, что ты ценишь? Может быть, сказав спасибо. Есть что-нибудь, за что ты могла бы поблагодарить?
Элен: О да, конечно. Я благодарна, что моя... м-м, что у меня произошел неожиданный, действительно неожиданный переворот в жизни, когда я встретила тебя. И очень многое в этом было хорошо. (Пауза). Я особенно благодарна за детей, и я ценю некоторых из тех многих людей, которых встретила, в основном благодаря тебе.

Фриц: О'кей, можете вы пожать друг другу руки?
Элен: Конечно.
Память и Гордость
Я просматриваю свой интеллектуальный материал, чтобы дать вам что-нибудь для самостоятельной работы. Я знаю, что некоторые из, вас имеют опыт роста, который останется с ними и будет продолжать развертываться, но я хочу дать вам больше общих идей относительно того, как работать над собой и над другими. Для этого нам нужно больше поговорить о материале проекций. Значительная часть того, что мы отчуждаем от себя, проецируется - либо в сны, либо на мир.

Многие люди страдают от застенчивости. Есть здесь такие? (Смех) О'кей, не выйдете ли вы сюда?
(Доун идет к горячему стулу. Это высокая, стройная молодая женщина лет двадцати трех).
Доун: Я чувствовала себя очень длинной, когда шла через комнату, и я стеснялась того, что... этого. Я...
Фриц: О'кей. Сядь сюда (указывает на пустой стул). Сыграй публику.
Доун: Ты очень большая. М-м, ты к тому же несколько неловкая. М-м...
Фриц: Смени стул. Теперь давай посмотрим, заметил ли кто-нибудь, что ты очень большая, когда ты поднялась. (Голоса, отрицающие это). Ни один человек. (К Доун) Не удивительно ли?

Доун: М-м, вроде, когда встаешь, а все сидят, это похоже на то, будто находишься в стране лилипутов. Фриц: Извини?
Доун: Как будто находишься в стране лилипутов. Фриц: А, это другое дело. Встань. Теперь ты великан и смотришь на нас, как на лилипутов. (Смех) Поговори с нами.
Доун (глубоким голосом): Привет, вы там, внизу. Не бойтесь меня.

Фриц: Стесняешься ли ты сейчас?
Доун: Я чувствую, что сдерживаю что-то.

Фриц: Где? Что?
Доун: Здесь (показывает район таза). Я чувствую себя очень могущественной, но я не позволяю себе дать этому ход.
Фриц: О'кей, сядь сюда. Скажи Доун: "Не давай своей силе выйти наружу."
Доун: Не давай своей силе выйти наружу.
Фриц: Продолжай, скажи ей, что ей делать.
Доун: Должна ли я быть властной? Я ведь всего лишь публика.
Фриц: Давай назовем это твоими запретами. Всеми твоими "не делай этого".
Доун: Я не позволю твоей силе проявиться. М-м, слушайся меня, потому что ведь я защищаю тебя. Что они подумают, если узнают, что ты думаешь о себе? (Пересаживается в другой стул). Они могут испугаться меня.
Фриц: Замени "они" на "вы", и скажи это группе.
Доун: Вы должны бояться меня.
Фриц: Еще раз.
Доун: Вы должны бояться меня.
Фриц: Теперь встань и скажи эту фразу как великан.
Доун: Вы будете бояться меня. (Вздыхает) Вы можете меня не бояться. Вы можете подумать, м-м, вы можете подумать, что это глупая мысль. Вы можете посмеяться надо мной.
Фриц: О'кей. Посмейся над Доун. (Доун смеется). Сделай ее посмешищем.

Доун: Глупая девчонка! (Пауза) Почему ты не можешь быть просто тем, что ты есть?
Фриц: О'кей, встань и скажи это нам. Посмейся над нами. Скажи нам, как мы глупы.
Доун: Вы очень глупы, но я... я не буду вам этого говорить. Я не хочу обижать вас, говоря вам это.
Фриц: Скажи это еще раз.
Доун: Я не буду вас обижать, говоря вам это.
Фриц: Не можешь ли ты сделать наоборот? Обидь их. Помести их в кресло и обидь их. Заставь их плакать!
Доун: Дураки! Вы ищете здесь ответы на свои вопросы. Вы смеете думать, что на них есть ответы. Вы кажетесь такими глупыми. Вам нечего сказать.
Фриц: Теперь действительно скажи это членам группы. Доун: Вы ничего не найдете таким способом. (Осматривает группу.) А ты (Мареку) улыбаешься!
Марек: Но ведь я нахожу. Узнаешь множество вещей про себя. Я в большой степени разделяю твои чувства по поводу всей этой ситуации, и чувствую, как это все фальшиво. Но может быть это шаг на долгом пути. (Пауза). Кроме шуток! Фриц (к Доун): Что ты сейчас чувствуешь? Доун: М-м ... (фыркнув) я стала меньше. Фриц: О'кей. (Мареку) Я бы предложил тебе посадить фальшь в этот стул. Поговори с фальшью.
Марек: Фальшь сидит в этом стуле. (Пауза). Фальшь, фальшь. Мне нужно прочувствовать это слово. Фальшь, ты собираешься сказать нам всем, чего все это стоит. Ты знаешь. Ты знаешь, что мы не знаем. Что мы знаем только фрагменты. Что мы знаем о плаче и улыбках, мы знаем определенные грани себя, а ты знаешь все. Фриц: Сыграй фальшь.
Марек (вздыхая): Ну, это маленькие фальшивые игры, в которые я собираюсь играть в ваших головах. Но они могут что-то значить. Как вы хотите. Я, может быть, фальшива, но я хочу, чтобы вы поняли, что вы фальшивы, и может быть... м-м, я сам фальшив, прямо сейчас, потому что на самом деле я не чувствую... ну, я чувствую сильное напряжение. Я хочу уйти в себя в этот момент. Фальшь собирается уйти в себя (смеется). Фальшь, я чувствуй сильную дрожь внутри. Все мои внутренности дрожат.

Фриц: Ты думаешь, что эта дрожь - фальшива?
Марек: Нет. Для фальши она реальна. То, где я нахожусь сейчас, - это фальшь. Так что (вздыхает) если я собираюсь быть фальшью, я чувствую себя действительно сильным.
Фриц: Да. Погоди-ка минутку, фальшь. Я хочу сделать тебя реальной, потому что ты черпаешь поддержку в дрожи. Можешь ли ты протанцевать свою дрожь?
Марек (прохаживается, потряхивая руками): Да. Что-то вроде этого. Да, что-то такое.
Фриц: Теперь вернись. Поговори еще раз с фальшью.
Марек (вздыхает): Я потерял контакт с тобой, фальшь. Мне нравится чувствовать себя собой. Я чувствую, как бьется мое сердце. Я не вижу... Я вижу кресло. Я чувствую боль в левой ступне, на которую я прыгнул. Это реальное ощущение. И я вижу людей в комнате - Гордона, Энн, тебя. И тебя.
Фриц: Что произошло с твоей ухмылкой? (Смеется) Теперь она вернулась.

Марек: Ну-у... Я думаю... какая-то улыбка ведь может быть, правда?
Фриц: О'кей, ты отметил замечательную полярность -фальшь и ее противоположность, состоящую в том, чтобы быть реальным и подлинным. Давай теперь закончим тем, что посадим твою ухмылку на пустой стул. Поговори со своей ухмылкой.
Марек: Ухмылка, ты мне не нравишься. Но у тебя за этим кроются кривые зубы; когда их фиксировали, ты пытался улыбаться. Лучше уж это... Лучше уж это, чем то, что было раньше. Это был злобный оскал. (Взрывается, пинает кресло, затем швыряет стул). Эти мерзкие гитлеровские свиньи! (Ирвин останавливает его).
Фриц: О'кей, сядь. Закрой глаза и вслушайся в свое Дыхание.
(Пауза, Марек глубоко дышит).
Марек: Мне пять с половиной лет. (Плачет, потом Перестает). Нет, я этому не верю. Я не хочу туда возвращаться.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта