Главная страница
Навигация по странице:

  • Они гармонично переплетаются друг с другом, охватывая самые разные моменты жизни казахов.

  • Обычаи, относящиеся к рождению ребенка

  • Обряды, относящиеся к воспитанию ребенка

  • Свадебные обряды и традиции

  • Казахские праздники

  • Национальные виды спорта

  • Казахские ювелиры — зергеры

  • Казахская женская национальная одежда

  • Казахская национальная кухня

  • Кииз уй - казахская юрта

  • 10 нед през по культ. Главные культурные ценности казахов Обычаи, относящиеся к рождению ребенка


    Скачать 7.34 Mb.
    НазваниеГлавные культурные ценности казахов Обычаи, относящиеся к рождению ребенка
    Дата10.11.2022
    Размер7.34 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла10 нед през по культ.pptx
    ТипДокументы
    #781949

    Содержание

    • Главные культурные ценности казахов
    • Обычаи, относящиеся к рождению ребенка
    • Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения
    • Казахские национальные виды спорта
    • Казахские ювелиры — зергеры
      • Национальная одежда казахов
    • Особенности национальной домашней кухни,
    • «Кииз уй» - казахская юрта,
    • Праздники и национальные игры,
    • Культура каждого народа содержит свои традиции, обычаи и обряды, переходящие от одного поколения к другому.
    • Традиции и обычаи казахского народа создавались в течение нескольких столетий. Они гармонично переплетаются друг с другом, охватывая самые разные моменты жизни казахов.

    Главные культурные ценности казахов

    • - Уважение к старшим.
    • - Миролюбие и терпимость
    • - Открытость к общению
    • - Гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром

    Обычаи, относящиеся к рождению ребенка


    Их в казахской семье существует очень много. В традициях для детей заложены старинные верования национальности и опыт, приобретенный в течение нескольких веков.

    Казахи верили, что наибольшая опасность поджидает ребенка в первые 40 дней его жизни. В эти дни его нужно тщательно оберегать от нечисти, которая способна заменить дитя. Злая сила, по казахскому поверью, не переносит зажженного огня и дневного света, именно поэтому 40 ночей возле колыбели ребенка должен гореть свет.

    До 5-6 летнего возраста девочек и мальчиков воспитывают одинаково, поэтому и в одежде для младенцев нет никаких отличий по полу. Даже обереги, которые пришиваются на нее, одинаковы и для мальчишек, и для девчушек. По обряду рождение ребенка отмечается в первый день, когда молодежь без приглашения приходит на шилдехана (праздник в честь новорожденного).

    Через 40 дней проводится традиция колжа (угощение для матери). В это же время производился еще один ритуал – вывод ребенка из 40 дней, особенностью которого являлся его срок. Ребенка окунали в соленую воду, а после купания выливали на него 40 ложек ритуальной воды. Для парнишек – днем раньше, чтобы рос сильным и смелым; для девочек – днем позже, чтобы росла прилежной и послушной. В этот же день ребенку впервые состригали ногти и волосы.

    Самым интересным казахским детским обрядом являлся тусау кесу, что означает “разрезание пут”. Ноги ребенка, который только начинает ходить, перевязывались черно-белой пряжей из шерсти. Право перерезать веревочку давалось энергичной и многодетной женщине. Разрезая шнур, она как бы передавала свои лучшие черты характера. Потом шнур сжигался. Обряд символизирует открытие новой жизни, а цвет пряжи – ее непостоянство.

    Обряды, относящиеся к воспитанию ребенка


    У казахов есть немало обрядов по воспитанию детей. После проведения праздника, посвященного 40 дням жизни ребенка, младенца проносили под стременем коня уважаемого и достойного человека. В конце обряда хозяин коня благословлял ребенка.

    Казахи, ведущие в прошлом кочевую жизнь, учили своих детей ездить верхом с раннего детства. В связи с этим у казахов есть немало обрядов с участием лошади. Например, первое сажание в седло.

    Ребенка сажали на скакуна в детское седло специальной конструкции, оно было безопасным, так как полностью исключало падение с лошади. В честь новоявленного наездника устраивался праздник.

    В первые дни и годы жизни за ребенком ухаживала мать: она кормила его, прививала навыки гигиены. Настоящее воспитание ребенка начиналось с 5-6 лет. В этом возрасте его начинали приучать к домашним делам. Мальчики оказывали помощь мужчинам, заботясь о домашних животных. Девочки помогали матери, занимаясь женскими делами.

    В возрасте 3, 5 или 7 лет мальчику делали обрезание крайней плоти (сундет). Сундет – главный религиозный казахский обряд, пришедший к ним из арабских стран. По этому поводу родителями мальчика устраивался большой праздник. На нем проводились скачки на лошадях и различные игры. Родственники поздравляли мальчика и дарили ему подарки. После этого ритуала мальчик становился членом религиозной общины и переходил в следующую возрастную группу.

    До 7-8 лет девчушкам стригли волосы, брили их наголо, но с этого момента они начинали отращивать косы. Примерно с этого времени начиналось разнополое воспитание детей.

    Свадебные обряды и традиции


    Свадьба казахов – одна из самых лучших и красивых традиций, она является также главной в их жизни. По традиции казахов, запрещается вступать в брак, если молодые из одного рода и являются родственниками меньше, чем в 7-м колене. Эти запреты предупреждают кровные смешения, способствуют рождению здоровых детей и невымиранию нации.

    По традиции жених должен выплатить семье невесты калым. Его размеры определяются исходя из материального положения семьи жениха. Для богатых семей калым составлял табун лошадей в 77 голов, для средних семей – 47 голов, для небогатых – 17. Семья, не имеющая такое количество лошадей, калым выплачивала другими домашними животными.

    Проведя обряд, родители жениха сообщали стороне невесты о приготовленных свадебных подарках. Семья невесты намечала день приема гостей, и жених вместе с родственниками отправлялся к невесте. Ему запрещалось входить в ее жилище вместе со своими родителями. Он, спешившись с коня, отступал в сторону, не добравшись до юрты невесты 300-500 м.

    Пока родители невесты встречали родственников жениха и гостей, подружки невесты и женщины помоложе отправлялись встречать жениха. У дверей теща, встречающая будущего зятя, осыпала его конфетами и сладостями, беря их из большой чашки. Молодежь и дети наперебой собирали пищу с земли. Обычай имеет у казахов название шашу, он показывает, что родители невесты от всей души желают жениху благополучия и счастья.

    Звучит домбра, танцы сменяются песнями, пир, затеянный в честь жениха, в полном разгаре. Но жених и невеста не имеют права разговаривать, они только обмениваются взглядами. На следующий день 2-3 выбранные молодые женщины оценивают свадебные подарки. Кроме того, подарок должен получить каждый родственник со стороны невесты и особый выкуп дается ее матери, обычно это бараны для свадьбы.

    После оценивания подарков на свадьбу определяется день ее проведения. Обычно ее проводят через 15-30 дней. Казахский свадебный обряд не освещается муллой. Достаточно исполнения всеми присутствующими свадебной песни аужар. Первый день свадьбы отмечался в доме жениха без невесты. Праздничный пир давали в честь старейшего члена рода, дающего напутствие молодому джигиту.

    На второй день едут за невестой, перед ее отъездом в дом жениха готовится угощение для всех соседских джигитов и девушек. На пире певцы поют для невесты утешительные песни. Лицо невесты при подъезде к дому жениха закрыто вуалью. Родители жениха при встрече посыпают ее сладостями. Войдя в юрту, молодые в первую очередь кланялись старшему поколению и присутствующим гостям. Певец начинал петь песню в честь невесты и постепенно убирал покрывало с ее лица. В песне перечислялись и обязанности будущей жены.

    Свадебный обряд сопровождался как традиционными песнями, так и скачками, различными соревнованиями по верховой езде, пиршеством. Свадьба заканчивалась, и молодые начинали вести самостоятельное хозяйство или вместе с родителями мужа.

    Казахские праздники

    Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения

    • Отмечается на 71 день после праздника разговения. Он считается у мусульман главным. Продолжительность праздника 2-3 дня.
    • Обряд имеет историческую основу. Много лет назад жителю Северной Аравии, который носил имя Ибрахим, приснился сон: к нему явился Аллах и повелел для испытания его веры незаметно подняться высоко в горы и отдать в жертву Аллаху своего любимого сына Исмаила.
    • Но когда Ибрахим, взобравшись на гору, хотел лишить жизни мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, отправил в качестве искупительной жертвы ягненка. Вот почему в этот день во время праздника все мусульмане приносят в жертву овец и ягнят.
    • Часть мяса используется семьей для праздничной трапезы, остальное раздается бедным. Перед жертвоприношением все собираются в храме на общую молитву, которая является обязательным ритуалом праздника.

    Национальные виды спорта


    Байга — конный спорт

    Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)

    Жорга-жарыс — скачки иноходцев

    Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем

    Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)

    Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка

    Саис — борьба сидя на лошадях

    Казакша курес — национальная казахская борьба

    Тогыз кумалак — девять шариков (настольная игра)

    Асык — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) .

    Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.

    Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей
    Казахские ювелиры — зергеры (зер-зар в переводе с персидского золото) работали в одиночку, мастерство свое передавали по наследству. Круг предметов, изготовлявшихся зергером, был широк: сюда входили женские украшения, детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения. Для казахского ювелира камень — это прежде всего источник великой силы, защищающей от недугов, зла и бедствий.

    Казахская женская национальная одежда

    Мужской казахский костюм.


    Очень были распространены в казахском костюме кожаные ремни. Одним из таких ремней был кисе. К длинному кисе прикреплялись особые подвески-сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка. Их формы и расположение однотипны, что говорит о древности кисе. Нередко сам пояс и подвески украшались медными посеребренными, реже серебряными бляхами.

    Тон - нагольный тулуп был обычным предметом одежды казахов в зимнее время. Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, зажиточные казахи - из шкур четырех-пятимесячных ягнят. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы.

    Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат. Шапан шили из разнообразных тканей, легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба багатых казахов.

    Казахская национальная кухня


    Казахский дастархан предлагает множество видов мучных изделий: самса - пирожки с мясом, пуктермет - пирожки с субпродуктами, каусырма - особого рода чебуреки.

    В казахской кухне традиционно много мясных блюд. Одно из самых популярных - куырдак - горячее жирное жаркое из бараньих печени, почек, сердца, легких и курдючного жира.

    Копченую, вяленую вареную баранину и конину принято запивать молочными тонизирующими напитками. Если катык из заквашенного кипяченого коровьего молока напоминает по вкусу йогурт и приятно освежает, то такие экзотические напитки как шубат из верблюжьего молока или кумыс могут дать ощущение легкого опьянения.

    Главное традиционное кушанье казахов - бесбармак - вареная конина или баранина с отваренными в бульоне нарезанными небольшими кусками теста и обильно посыпанная зеленью укропа, петрушки и кинзы, подается на большом овальном блюде. Угощение бесбармаком сопровождается своеобразным ритуалом.

    Кииз уй - казахская юрта

    • Казахская юрта — кииз уй относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ».
    • Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен — кереге, сводчатых жердей — уыков, верхнего обруча — шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками (названия войлочных покрытий юрты), поверх их — двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта